Применение информационно-коммуникационных технологий в начальной школе
статья по математике (1 класс)
Перед педагогом начальной школы стоит важная задача – донести до осознания учащихся весь необходимый учебный материал, для чего порой необходимо применять инновационные методы и средства обучения. С введением разнообразия методов и средств можно повысить интерес учащихся и оказать им помощь в овладении необходимыми знаниями, навыками и умениями, что положительно скажется на отношении к учебной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 29.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Перед педагогом начальной школы стоит важная задача – донести до осознания учащихся весь необходимый учебный материал, для чего порой необходимо применять инновационные методы и средства обучения. С введением разнообразия методов и средств можно повысить интерес учащихся и оказать им помощь в овладении необходимыми знаниями, навыками и умениями, что положительно скажется на отношении к учебной деятельности учащихся.
При разработке конспекта урока и его проведении учитель всегда сталкивается с такой задачей, а средством ее решения становятся формы, методы и средства обучения. Под методами обучения понимаются способы взаимодействия педагога с учащимися, направленные на разрешение разных практических задач. Назначение метода обучения заключено в том, чтобы вызвать у учащегося интерес к решению поставленной задачи и пробудить его познавательную активность.
Методы и средства обучения тесно взаимосвязаны. Выбор методов обучения напрямую связан с обучением и не существует вне учебного процесса. В роли средств обучения традиционно взывают к учебникам, наглядным пособиям, книгам, справочникам, словарям, техническим средствам и пр. Указанные средства могут применяться для совершенно разных целей, и они дают потенциал изменять сам учебный процесс, что значит, что при их применении в процессе обучения можно изменять и методы обучения.
Рассматривая методы и средства обучения во взаимосвязи, необходимо отметить, что все существующие методы можно разделить на три группы: [15]
- Словесные: объяснение, рассказы, беседы, работа с помощью учебника
или книги.
- Наглядные: показ наглядных пособий, наблюдения, показы обучающих видеофильмов.
- Практические: письменные и устные упражнения, лабораторные
работы, графика.
Выбор методов и способов реализации определяется целями урока. Прямой контакт педагога с учащимися более результативен и воздействует эффективнее в случае учета индивидуальных особенностей детей, что объяснимо тем, что младшие школьники обычно предпочитают получать информацию непосредственно от педагога.
Выбирая методы и способы их реализации педагогу следует учитывать посредством каких органов чувств дети будут воспринимать изучаемый материал. В науке установлено, что глаз может перерабатывать значительно больше информации, чем ухо, поэтому группировка слов и значений посредством слуха реализуется намного сложнее, особенно при наличии в материале большого числа данных, фактов. Современные электронные средства обучения оказывают содействие педагогу в совершенствовании наглядных и практических методов, которые, в свою очередь, помогают учащимся начальной школы лучше усваивать материал и пробуждают их неподдельный интерес к учебной деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) глубоко проникают в жизнь современного человека. Во многом по уровню информационной компетентности человека сегодня делают вывод об уровне его образованности.
Все средства ИКТ, применяемые в системе образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные. [11]
Аппаратные средства:
- К аппаратным средствам информационных процессов относят
комплекс электронных, электрических и механических устройств. Главным аппаратным и универсальным средством является компьютер.
- Компьютер - универсальное устройство обработки информации.
- Принтер позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся. Для многих школьных применений желателен цветной принтер.
- Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, а также
возможность представлять учащимся результаты своей работы всему классу.
21 век ознаменован электронной или информационной эпохой и, в связи с этим в традиционно установившейся схеме «учитель – ученик – учебник» введено новое звено – компьютер, а школьнику уже невозможно вообразить обучения без использования ИКТ-средств.
Урок с использованием ИКТ, по мнению учителей, более интересен для учащихся, что положительно сказывается на эффективности усвоения знаний учащимися, а также рациональности организации учебного процесса.
В настоящее время трудами многих поколений российских педагогов и психологов создана целостная система организации учебной деятельности, в том числе и на уроках математики. (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Л.Г. Петерсон и др.) В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает реализацию принципа формирования у учеников целостного представления о мире. В связи с этим появляется новая типологизация уроков по целеполаганию:
- Урок «открытия» нового знания;
- Уроки рефлексии;
- Уроки общеметодологической направленности;
- Уроки контроля и закрепления.
В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения необходимость определения фундаментального ядра определяется новыми социальными запросами, отражающими трансформацию нашей страны. Новые социальные запросы определили и новые цели образования: развитие личности на основе усвоения универсальных учебных действий (обобщенных способов действий). [3]
В требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программой начального общего образования (ООП НОО) математика и информатика объединены в одном пункте. Содержание требований следующее: [3]
- Использование начальных математических знаний для описания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления
пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
- Приобретение начального опыта применения математических
знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с
числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простые алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
- Усвоение первоначальных представлений о компьютерной
грамотности.
Поэтому основная задача образовательных учреждений и педагогов – максимальное достижение данных результатов. Использование педагогом ИКТ позволяет:
- Повысить мотивацию обучающихся к обучению, активизировать
познавательную деятельность учащихся на уроках;
- Ярко и с интересом проводить уроки, давать объяснение темы более
широко и глубоко;
- Организовать проведение уроков на высоком эстетическом и
эмоциональном уровне, обеспечивая один из основных дидактических принципов – наглядность, с привлечением большого количество материала (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку);
- Увеличить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
- Подготавливать учащихся к переходу в среднюю школу, на
практике применяя свои знания и умения;
- Обеспечить доступ к разным справочным системам, электронным
библиотекам, другим информационным ресурсам.
В совокупности всё это содействует повышению качества образования.
При обучении математике на уроках используются электронные учебные пособия (приложения к учебникам). Обычно пособия содержат яркий, интересный, иллюстрированный и озвученный материал. Красочные рисунки, необычные, занимательные задания активизируют интерес учащихся к изучаемому, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляя большие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.
Применение ИКТ на уроках позволяет ученикам: [20]
- Значительно повысить качество знаний;
- По возможности, более свободно воспринимать материал любой степени сложности;
- Овладеть мотивацией – стремиться учиться ради познания и с интересом, а не ради оценки;
- Анализировать, сопоставлять события, действия, выдвигать гипотезы и догадки на основе полученных знаний.
При планировании урока в начальной школе, учитель обязан детально проработать все основные требования к использованию ИКТ: продумать цель, место и способ его использования.
Уроки с использованием ИКТ при обучении детей начальной школы предполагают 3 формы обучения: фронтальную, групповую и индивидуальную. Применение ИКТ на уроках позволяет развивать логическое и критическое мышление, воображение, самостоятельность.
Результативность применения технических средств обучения также требует соблюдения некоторых условий. Согласно санитарно-гигиеническим требованиям к уроку и использованию электронных средств на уроке установлено, что количество проекций (например, при демонстрации слайдов) не должно быть больше четырех-десяти в течение одного академического часа, а продолжительность проекций не должна быть более 15-45 с. Допустимая длительность показа учебного фильма – не более 10 минут, а общее время использования технических средств обучения на уроке в начальной школе – 20-25 минут. [3]
Важное значение имеет и структурирование применяемого наглядного материала. Например, количество главных изображений на диапозитиве, должно быть в пределах 5-7, что соответствует нормальному объему восприятия. Крайне важным является монтаж материала экспозиции, от которого, в итоге, зависит восприятие его смысла, а также варьирование способов подачи наглядного материала.
При проведении уроков математики на основе использования ИКТ учащиеся приобретают не только математические знания и умения, но и навыки работы с компьютерными программами. Применение на уроке ИКТ способствует формированию у учащихся умений работать с разной информацией, критически относится к ней, обеспечивая информационную и эмоциональную насыщенность уроков, способствует активизации интереса учащихся к изучаемому предмету, обеспечивая связь учебного материала с повседневностью.
Рассмотрим возможности использования ИКТ на различных видах уроках. (Таблица 1)
Таблица 1- Возможности использования ИКТ на различных видах урок
Тип урока | Варианты использования ИКТ на различных этапах урока |
Урок усвоения новых знаний | Информационный ввод: электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты) |
Урок усвоения навыков и умений | Практическая работа, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации |
Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия | Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д. |
Урок обобщения, систематизации | Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот). |
Урок контроля и коррекции | Тестовые программы, электронные дидактические материалы. |
Применение компьютерных презентаций на уроках имеет множество преимуществ. Учеников привлекает новизна проведения уроков с применением ИКТ. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
Можно выделить следующие особенности использования информационно-коммуникационных технологий: [11]
- Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране;
- С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями;
- В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок,
можно сравнительно легко устранить дефекты;
- В зависимости от подготовленности учащихся, используя в
презентациях гиперссылки, один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы: темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока;
- Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора,
рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено;
- Повышение уровня использования наглядности на уроке;
- Повышение производительности урока;
- Установление межпредметных связей с другими предметами;
- Появляется возможность организации проектной деятельности
учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.
Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
Изменяется отношение к персональному компьютеру (ПК). Ученики перестают видеть в нем только игровое предназначение и начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований [22]:
- Правильное определение дидактической роли и места ЭОР на
уроке;
- Использование продуманных организационных форм урока;
- Рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером.
При подготовке к уроку или внеклассному занятию с использованием ИКТ учитель следует алгоритму [3]:
- Изучить программу и требования Государственного стандарта,
сформулировать цели и задачи урока.
- Изучить материал учебника и дополнительных пособий.
- Оценить технические возможности (наличие оборудования, режим
работы кабинета информатики и т.п.).
- Подобрать имеющиеся ЭОР в соответствии с целями и задачами урока.
- При необходимости самостоятельно разработать недостающие ЭОР, привлечь для этого специалистов, учащихся.
- До урока просмотреть и прослушать весь отобранный материал, сделать хронометраж и составить сценарий урока.
По мнению ученого-практика Бусыгиной Т.С. для того, чтобы презентация имела обучающий эффект, нужно учитывать различные правила ее оформления. Компьютерные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.
На этапе создания компьютерной презентации необходимо учитывать следующие моменты:
- Психологические особенности учащихся данного класса;
- Цели и результаты обучения;
- Структуру познавательного пространства;
- Местоположение учащихся;
- Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных
технологий для решения конкретных задач конкретного урока;
- Цветовую гамму оформления учебного материала;
При работе с компьютерными презентациями на уроках необходимо прежде всего учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами. [27]
При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:
- Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
- Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность – одно из исходных требований при разработке учебных программ.
- Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
- Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.
- Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.
- Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.
- Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради. Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер. [26]
Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:
- избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
- ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.;
- дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;
- учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.
Таким образом, внедрение ИКТ в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме задействовать познавательные и игровые потребности учащихся. Использование ИКТ на уроках математики позволяет активизировать познавательную деятельность, обеспечить дифференциацию обучения, повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний, обеспечить доступ к разным справочным системам, электронным библиотекам, иным информационным ресурсам.
Также, кроме презентации на уроках можно использовать, например, интернет-ресурсы. Они включают в себя не только поиск актуальной информации, но и оперативный обмен данными. Интернет предоставляет учащимся и учителям удобные площадки для групповой работы вне урока. Работа с дидактическими играми и обучающими программами. Способствует геймификации образовательного процесса, стимулирует мотивацию учащихся, позволяет осуществлять контроль и систематизацию полученных знаний в увлекательной для школьников форме.
Notebook 10. В ее состав входит обширная коллекция готовых объектов (картинок, фонов, интерактивных элементов), ее можно пополнять и собственными коллекциями. Программа и элементы ее сопровождения бесплатны и доступны для скачивания на сайте производителя. Мы можем абсолютно законно использовать ее в ознакомительных целях, не нарушая при этом ничьих авторских прав. Ее можно установить на любом ПК, в том числе и домашнем. Если в кабинете есть компьютер с проектором и экран, то можно работать и без интерактивной доски. Один ученик работает за компьютером, класс следит за работой на экране.
Среди набора инструментов программы SMART Notebook следует выделить:
- «Волшебное перо». Этот инструмент интересен тем, что записи, сделанные им, исчезают через 10 секунд. Это позволяет учителю делать временные пометки на слайде.
- Прием «DragandDrop» («Перетащи и отпусти»). При помощи этой технологии любой объект на интерактивной доске рукой (или маркером) может быть перемещен в другое положение. Технология свободного перемещения объектов открывает широкие возможности для создания разнообразных заданий в любой предметной области. Она позволяет решить множество задач: передвигать объект из одного места на доске в другое, устанавливать соответствие между объектами, группировать, сортировать, восстанавливать правильную последовательность, располагать элементы в порядке возрастания или убывания, конструировать объекты из набора деталей.
- Использование «Утилиты множественного клонирования». Часто на уроке возникает необходимость использования некоторых объектов несколько раз. Копирование объектов, особенно если копий нужно много, отнимает много времени. Выходом из данной ситуации является «Утилита множественного клонирования», позволяющая автоматически создавать копии объектов бесконечное число раз. Для того, чтобы воспользоваться данной функцией, необходимо выделить нужный объект и через контекстное меню выбрать команду «Утилита множественного клонирования». Теперь при перетаскивании объекта, перемещается его копия, а оригинал остается на месте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение проблемно-диалогической технологии в начальной школе
Технология Е.Л.Мельниковой- это технология деятельностного подхода....
Применение современных образовательных технологий в начальной школе.
Статья из опыта работы учителя начальных классов по теме : " Применение современных образовательных технологий в начальной школе"....
Применение современных образовательных технологий в начальной школе
Традиционные методы обучения в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому пришлось внедрять в свою практику инно...
Применение современных образовательных технологий в начальной школе
Применение современных образовательных технологий в начальной школе...
Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Технология проектов.
Отличительная черта любой проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы, всем важно донести что-то свое или...
«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Методическая находка - кейс-технология».
Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Использование кейс-технологии на уроках....
«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Кейс-технология».
МАОУ СОШ № 64, г. Улан-Удэ Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных ...