Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
| – Ребята, сегодня у нас необычный урок, потому что к нам пришли гости. - Улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг другу. Пожелаем друг другу успехов! Игра « Поздороваемся». Большой палец – Желаю Указательный палец – успеха Средний палец - большого Безымянный палец – во всём Мизинец – и везде Ладони – здравствуй! - Садитесь! Сразу проверьте правильную посадку. У вас на столах много всего интересного. Слушайте меня внимательно, я расскажу, когда и что мы будем делать. - Ребята, к нам пришли в гости наши старые добрые друзья. А кто к нам пожаловал, мы узнаем, выполнив следующее задание. Решите примеры, читая их разными способами. А теперь, ответы расположите в порядке возрастания и прочитайте слово. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 ( на слайде) С М Е Ш А Р И К И 1 + 2 =3 7 – 7=0 3 + 5 =8 10 – 3 =7 2 + 2=4 6-1=5 5-4=1 2 + 0=2 10 – 4=6 Правильно! У нас в гостях Смешарики. (Открывается доска со Смешариками). Дети перечисляют Смешариков: 1)Ёжик 2) Совунья 3) Лосяш 4 ) Крош 5)Бараш 6)Каркарыч 7) Лосяш - Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдох. | -Долгожданный наш звонок, начинается урок!
Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Р: Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Л: Принятие образца «хорошего ученика»; формирование интереса (мотивации) к учению.
|
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности Цели: 1) повторение изученного материала; 2) предъявление заданий, близких жизненному опыту детей; 3) активизация знаний учащихся, постановка целей и темы урока.
| - Устный счёт
- Начнём с устного счёта, чтобы повторить изученный материал и приготовиться к изучению нового материала. Посмотрите, кто первый гость. Бараш - поэт и ему не всегда удаётся решить задачи. Вот, мы сейчас ему поможем решить их. 2) Задачи в стихах: В хоре 6 кузнечиков Песню распевали. Вскоре 3 кузнечика Голос потеряли. Сосчитай без лишних слов – Сколько в хоре голосов? - Как узнали? Кто пойдёт запишет решение? 2) Пять весёлых медвежат За малиной в лес спешат. Испугался вдруг один, Убежал и след простыл. Сколько смелых медвежат За малиной в лес спешат?
3) Четыре гусёнка и двое утят В озере плавают, громко кричат. А ну, посчитай поскорей - Сколько всего в воде малышей? 4) Семь весёлых поросят У корытца в ряд стоят. Два ушли в кровать ложиться, Сколько свинок у корытца? 7 - Молодцы! Помогли Барашу решить задачи. Внимательно посмотрите, скажите какой пример здесь лишний? - Как можем прочитать это выражение. ( Увеличилось число или уменьшилось, прибавили или вычли, как называются числа при сложении) - Молодцы! Бараш очень доволен вами. | - Повторение и закрепление пройденного. - С разминки (устного счёта).
- В хоре 3 голоса.
6-3=3
- 4 5-1=4
- 6 4+2=6
7-2=5
4+2=6 К четырём прибавить 2 получится 6. 4 увеличить на 2 получится 6 1 слагаемое-2, второе слагаемое-2, сумма-6 | П: Общеучебные (закрепление знаний прямого и обратного счета; закрепление умений уменьшать и увеличивать число на несколько единиц; повторение состава числа6); построение логической цепи рассуждений. Р: Контроль, прогнозирование перед выполнением действий, волевая саморегуляция. К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
|
III. Выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи: Цель: построение плана действий и его реализация. | Работа в группах. Следующий гость у нас Совунья. Она тоже приготовила вам задание. - А теперь составьте, пожалуйста свои примеры с использованием этих терминов.
Молодцы! - А теперь составьте со знаком минус. Вижу, некоторые не могут правильно составить запись. Как вы думаете, почему не можете составить? Чему будем учиться? -Какие цели перед собой поставим? |
Повторяем целое и части.
- Не знаем правило. - Связь между суммой и слагаемыми. - Узнать, связаны ли между собой сумма и слагаемые. | П: Постановка формулирования проблемы, формулирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Р: Целеполагание, планирование, прогнозирование. К: Умение выражать свои мысли.
|
| Чтобы разобраться в этом вопросе, Лосяш- следующий гость предлагает провести исследование. Согласны? Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь. А кто такие исследователи? ( Исследовать – это значит понять, установить. ) Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с уважением)
Практическая работа. Работа в парах. Будем работать в парах.
- Посмотрите на полоски, скажите, сколько синих кружочков? - А красных? - Сколько всего кружочков? - Запишем пример. - Прочитаем это выражение, используя название компонентов при сложении. . (Над числами прикрепляются карточки со словами: 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА) - Так, сколько всего у нас фигур? Закройте ладошкой все синие треугольники. - Что осталось? - Сколько их? - Как получили число 4? Прочитайте выражение, вспомнив названия чисел при сложении. – Что такое 6 в первом примере? 2? 4? (Над числами прикрепляются карточки с названиями). - Продолжим исследование. – Посмотрите на фигуры. Сколько всего фигур? Всего 6 фигур. Закройте ладошкой все красные фигуры. Что осталось? Сколько их? Как получили число 2? 6 – 4 = 2 – Что такое 6 в первом примере? 2? 4? (Над числами прикрепляются карточки с названиями) – Рассмотрите все три примера. Что заметили? ( Когда из суммы 6 вычли первое слагаемое 2, то получили второе слагаемое 4; когда из суммы 6 вычли второе слагаемое 4, то получили первое слагаемое 2) - Какой можно сделать вывод? - Связаны ли между собой сумма и слагаемые? - Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием. - Так какова тема нашего сегодняшнего урока. -К какому выводу вы пришли? - Ещё раз скажите правило, которое мы сами смогли вывести из нашего исследования. Проговорите это правило друг другу в парах.
|
Тема: Связь между суммой и слагаемыми. Цели: - Сформировать понятие суммы как целого, состоящего из частей – слагаемых; - Узнать, как связаны между собой сумма и каждое слагаемое.
- 2 - 4 - 6 2+4=6
- Всего 6 фигур.
- Остались красные кружочки - 4 ? 6 – 2 = 4 |
|
Физминутка. | - А сейчас Крош приглашает вас. - Я буду называть числа и звуки. Если это числа, вы присядьте у парты, а если это звуки – хлопайте в ладоши. Готовы? 1, а, м, р, 5, к, 6, 3, 10, точка. - Я вижу, что некоторые дети остановились. Почему? - О чём хотите спросить? - Обратитесь ко мне и спросите? ( это не число и не звук. Что нам делать? - Попрыгайте. - 3,1, т, к, 8, ломаная. - Молодцы! Садитесь! |
|
|
IV. Решение учебной задачи или открытие нового знания Цель: выполнение заданий, тренирующих отдельных способностей к учебной деятельности, мыслительных операций и учебных навыков.
| - Работа по учебнику Откройте учебник на с.26 Следующий гость Кар Карыч решил напоить нас чаем. – Рассмотрите первую полку. Сколько красных кружек? Сколько синих? Сколько всего? 3 + 2 = 5 – Прочитайте это равенство, используя слова-названия компонентов. – Рассмотрите второй рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какое выражение составили? 5 – 3 = 2 – Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА. – Рассмотрите третий рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили? 5 – 2 = 3 – Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА. – Рассмотрите примеры. Какую связь заметили между тремя примерами? Вывод: Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое. -Прочитайте правило в красной рамке. Совпал ли результат нашего исследования с этим правилом? -Эту особенность ученые заметили давно. Они назвали ее математическим законом - Порадуемся нашему открытию и пойдём дальше. Посмотрим, как можно использовать новое правило. Выполним задание, которое поможет его запомнить. - Работаем дальше по учебнику. | - Нужно дописать выражения (состав числа 6).
Дети предлагают для выполнения номера в любом порядке по желанию.
Самостоятельная работа.
5 + 1 =6 6 – 2 = 4 - По форме: 3 + 3 = 6, 6 – 3 = 3
2 + 3 + 1 = 6 6 – 3 – 2 =1 (с промежуточными результатами).
| П: Закрепление, анализ, синтез; умение группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. Р: Целеполагание, планирование, прогнозирование. К: Участие в диалоге на уроке; умение отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, слушать и понимать речь других.
|
Физминутка для коррекции зрения. | Следующий гость Ёжик предлагает нам поиграть в мяч, но не руками и ногами, а глазами. Показ презентации « Весёлый мяч».-Молодцы! Садитесь! |
V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации Цель: установление осознанности ситуации, решение заданий с проговариванием действия вслух, развитие умения работать коллективно (парами, группами).
| Следующий гость Нюша – приготовила задание на карточках. На столах карточки Проблемный вопрос. Можно ли не считая, а, используя и зная пример на сложение, решить пример на вычитание? Выражение: 5+3=8 - Какие 2 примера на вычитание мы можем составить по этому выражению (8-3=5 и 8-5=3)? - Как мы их получили? Что такое число 8? Значит: из суммы 8 вычли слагаемое 5, получили слагаемое 3. Из суммы 8 вычли слагаемое 3, получили слагаемое 5. - Так сколько выражений на вычитание можно составить по примеру на сложение (2)? Проверка работы. Самостоятельно. Составьте выражения на вычитания: 7+2=9 - А теперь посмотрите внимательно и скажите, можно ли не считая, используя пример на сложение, решить примеры на вычитание (да). – Итак, как получить 1 слагаемое? 2 слагаемое? | Работа на листочках с изображением числового отрезка. Проверка с помощью веб-камеры (ученики приглашаются к столу учителя) и на числовом отрезке доски под руководством учителя.
Дети работают в группах, 1 ученик от каждой группы показывает и защищает выполненное задание у доски.
| Р: Внесение или дополнение коррективов в случае расхождения точек зрения при решении поставленных задач . П: Познавательные, коммуникативные. К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Физминутка. | - Продолжаем прогулку по стране Математике: Дует ветер нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо всё выше, выше. | Дети показывают действия руками, приседают. |
|
VI. Вторичное закрепление Цель: организация деятельности по применению и закреплению знаний, умений и навыков, осуществление самопроверки под руководством учителя. | – Давайте поможем ему рассказать правило, которое помогло нам составлять и решать примеры. ЕСЛИ ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ 1 СЛАГАЕМОЕ, ТО… ПОЛУЧИТСЯ 2 СЛАГАЕМОЕ. ЧТОБЫ НАЙТИ 1 СЛАГАЕМОЕ, НАДО… ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ 2 СЛАГАЕМОЕ.)
| | П: Закрепление, анализ, синтез; умение группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; осознанное и произвольное построение речевых высказываний. Р: Контроль, коррекция, оценка. К: Участие в диалоге на уроке; умение отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, слушать и понимать речь других. |
Физминутка для подготовки к рефлексии учебной деятельности на уроке. | «Как живёте?» - Как живёте? - Как идёте? - Как бежите? - Ночью спите? - Как шалите? - А грозите? - Как берёте? - А даёте? - Как идёте? - А как живёте?
|
- Вот так! (Вверх - большой палец) - Вот так! (Шагают) - Вот так! (Бегут) - Вот так! (Ладошки- под щёчку) - Вот так! (Пальцами-в щёчки) - Вот так! (Грозят пальцем) - Вот так! (Руками-забираем) - Вот так! (Руками-отдаём) - Вот так! (Шагают) - Вот так! (Вверх - большой палец) |
|
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) фиксирование нового содержания, изученного на уроке; 2) оценивание собственной деятельности на уроке; 3) фиксирование неразрешенных затруднений, если они есть, как направлений будущей учебной деятельности. | - Что можете сказать об уроке? - Что особенно понравилось? - Какие были трудности?
- Оцените, насколько вы поработали на уроке? Довольны ли вы своей работой? Покажите смайлики.
- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке!
| - Отвечают на вопросы.
Дети показывают смайлики.
| Р: Ролевая саморегулятивация; оценка. |