Урок математики в 1 классе на тему " Связь между суммой и слагаемыми"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Сат База-кыс Анай-ооловна

Данный урок представлен по ходу изучения темы: «Сложение и вычитание» и продолжает определять отличительные особенности темы. Определять смысл переместительного свойства сложения.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока  включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока- определяют сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_svyaz_mezhdu_summoy_i_slagaemymi_1_klass.docx37.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 1-м классе по теме «Связь между суммой и слагаемыми».

Учитель: Сат Баз – кыс Анай - ооловна

Класс: 1

Предмет: Математика

Тип  урока: урок  открытия новых знаний

 Учебник: Математика 1 класс, часть 2

Тема урока: Связь между суммой и слагаемыми.

Цель урока: создать условия для формулирования вывода о том, что если из суммы двух слагаемых вычесть одно из них, то получится другое слагаемое;

Задачи урока:

образовательные: познакомить с взаимосвязью между компонентами действия сложения, вывести правило нахождения неизвестного слагаемого;

 развивающие: развивать  умения  решать примеры и задачи в пределах 10. развивать внимание, наблюдательность; формировать умение работать в парах.

  воспитательные: воспитывать чувства коллективизма и доброго отношения друг к другу, привития интереса к математике.

здоровьесберегающие: снятие общего утомления; снятие утомления глаз.

Планируемые результаты (предметные): - учащиеся учатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств;      

- учатся решать задачи изученных видов;

 - учатся использовать речь для регуляции своего действия;

- учатся выполнять задания творческого и поискового характера;

 - учатся контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии; владеть общим приёмом решения учебных задач.

Личностные: проявлять интерес к математике; осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке, взаимодействия с учителем и одноклассниками; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний.

Демонстрационный материал:

  1. Наглядный материал.
  2. Раздаточный материал для индивидуальной работы и в группах.
  3. Презентация к уроку. 
  4. Смайлики для рефлексии.

Деятельность детей на уроке:

  1. Фронтальные ответы на вопросы учителя.
  2. Формулировка заданий, адресованных одноклассникам.
  3. Практическая работа.
  4. Работа в паре и групповая работа.
  5. Индивидуальная работа в тетради.
  6. Физические упражнения (физмитутки).
  7. Упражнения для глаз (физминутки).
  8. Подведение итога урока. Рефлексия.

Оборудование: учебник, презентация, медиа-проектор,

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.   Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

мотивация  учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

        

– Ребята, сегодня у нас необычный урок, потому что к нам пришли гости.

- Улыбнитесь гостям, улыбнитесь друг другу.

Пожелаем друг другу успехов!

Игра « Поздороваемся».

Большой палец – Желаю

Указательный палец – успеха

Средний палец -  большого

Безымянный палец – во всём

Мизинец – и везде

Ладони – здравствуй!

- Садитесь! Сразу проверьте правильную посадку.

У вас на столах много всего интересного. Слушайте меня внимательно, я расскажу, когда и что мы будем делать.

- Ребята, к нам пришли в гости наши старые добрые друзья. А кто к нам пожаловал, мы узнаем, выполнив следующее задание. Решите примеры, читая их разными способами. А теперь, ответы расположите в порядке возрастания и прочитайте слово.

 0 1 2 3 4 5 6 7 8 ( на слайде)

С М Е Ш А Р И К И

1 + 2 =3           7 – 7=0       3 + 5 =8        10 – 3 =7            2 + 2=4     6-1=5    5-4=1   2 + 0=2  10 – 4=6

 Правильно! У нас в гостях Смешарики.

(Открывается доска со Смешариками).

Дети перечисляют Смешариков:

1)Ёжик  2) Совунья  3) Лосяш  4 ) Крош 5)Бараш  6)Каркарыч 7)  Лосяш

 -   Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдох.

-Долгожданный наш звонок, начинается урок!

 

Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Р: Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Л: Принятие образца «хорошего ученика»; формирование интереса (мотивации) к учению.

II. Актуализация знаний и

фиксация индивидуального затруднения в  деятельности

Цели:

1) повторение

 изученного материала;

2) предъявление заданий, близких жизненному опыту детей;

3) активизация знаний учащихся, постановка  целей и темы урока.

 

  1. Устный счёт

- Начнём с устного счёта, чтобы повторить изученный материал и приготовиться к изучению нового материала.

 Посмотрите, кто первый гость.

 Бараш  - поэт и ему не всегда удаётся решить задачи. Вот, мы сейчас ему поможем решить их.

2) Задачи в стихах:

В хоре 6 кузнечиков

Песню распевали.

Вскоре 3 кузнечика

Голос потеряли.

Сосчитай без лишних слов –

Сколько в хоре голосов?

- Как узнали? Кто пойдёт запишет решение?

2) Пять весёлых медвежат

За малиной в лес спешат.

Испугался вдруг один,

Убежал и след простыл.

Сколько смелых медвежат

За малиной в лес спешат?

3) Четыре гусёнка и двое утят 
В озере плавают, громко кричат. 
А ну, посчитай поскорей - 
Сколько всего в воде малышей? 

 4) Семь весёлых поросят 
У корытца в ряд стоят. 
Два ушли в кровать ложиться, 
Сколько свинок у корытца?         7

- Молодцы! Помогли Барашу решить задачи. Внимательно посмотрите, скажите какой пример здесь лишний?

- Как можем прочитать это выражение.

( Увеличилось число или уменьшилось, прибавили или вычли, как называются числа при сложении)

- Молодцы! Бараш очень доволен вами.

- Повторение и закрепление пройденного.

- С разминки (устного счёта).

- В хоре 3 голоса.

6-3=3

- 4

5-1=4

- 6

4+2=6

7-2=5

4+2=6

К четырём прибавить 2 получится 6.

4 увеличить на 2 получится 6

1 слагаемое-2, второе слагаемое-2, сумма-6

П: Общеучебные (закрепление знаний прямого и обратного счета; закрепление умений уменьшать и увеличивать число на несколько единиц; повторение состава числа6); построение логической цепи рассуждений.

Р: Контроль, прогнозирование перед выполнением действий, волевая саморегуляция.

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

III. Выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи:

 Цель:  построение плана действий  и его реализация.

Работа в группах.

 Следующий гость у нас Совунья. Она тоже приготовила вам задание.

- А теперь составьте,  пожалуйста свои примеры с использованием этих терминов.

1 слагаемое

+

2 слагаемое

сумма

_-

=

Молодцы!

 - А теперь составьте со знаком минус. Вижу,  некоторые не могут правильно составить запись. Как вы думаете, почему не можете составить?

Чему будем учиться?

-Какие цели перед собой поставим?

 

Повторяем целое и части.

- Не знаем правило.

- Связь между суммой и слагаемыми.

- Узнать, связаны ли между собой сумма и слагаемые.

П: Постановка формулирования проблемы, формулирование познавательной цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Р: Целеполагание, планирование, прогнозирование.

К: Умение выражать свои мысли.

Чтобы разобраться в этом вопросе,  Лосяш- следующий гость предлагает провести исследование. Согласны?    

Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь.  А кто такие исследователи? ( Исследовать – это значит понять, установить. )

Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с уважением)

Практическая работа. Работа в парах.

 Будем работать в парах.

- Посмотрите на полоски, скажите, сколько синих кружочков?

- А красных?

- Сколько всего кружочков?

- Запишем пример.

- Прочитаем это выражение, используя название компонентов при сложении. . (Над числами прикрепляются карточки со словами: 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА)
- Так, сколько всего у нас фигур?

 Закройте ладошкой  все синие треугольники.

-  Что осталось?

-  Сколько их?

-   Как получили число 4?

Прочитайте выражение, вспомнив названия чисел при сложении.

– Что такое 6 в первом примере? 2? 4?
(Над числами прикрепляются карточки с названиями).

- Продолжим исследование.
– Посмотрите на фигуры. Сколько всего фигур?  Всего 6 фигур. Закройте ладошкой все красные фигуры. Что осталось? Сколько их? Как получили число 2? 6 – 4 = 2
–  Что такое 6 в первом примере? 2? 4?
(Над числами прикрепляются карточки с названиями)
– Рассмотрите все три примера. Что заметили? ( Когда из суммы 6 вычли  первое слагаемое 2, то получили второе слагаемое 4; когда из суммы 6 вычли второе слагаемое 4, то  получили первое слагаемое 2)

- Какой можно сделать вывод?

- Связаны ли между собой сумма и слагаемые?

- Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием.

- Так какова тема нашего сегодняшнего урока.

-К какому выводу вы пришли?  

- Ещё раз скажите правило, которое мы сами смогли вывести из нашего исследования.                                                        Проговорите  это правило друг другу в парах.  

Тема: Связь между суммой и слагаемыми. Цели: - Сформировать понятие суммы как целого, состоящего из частей – слагаемых;

- Узнать, как связаны между собой сумма и каждое слагаемое.

- 2

- 4  

- 6

2+4=6

- Всего 6 фигур.

- Остались красные кружочки

- 4

? 6 – 2 = 4

Физминутка.

- А сейчас Крош приглашает вас.

- Я буду называть числа и звуки. Если это числа, вы присядьте у парты, а если это звуки – хлопайте в ладоши. Готовы?

1, а, м, р, 5, к, 6, 3, 10, точка.

- Я вижу, что некоторые дети остановились. Почему?

- О чём хотите спросить?

- Обратитесь ко мне и спросите? ( это не число и не звук. Что нам делать?

- Попрыгайте.

- 3,1, т, к, 8, ломаная.

- Молодцы! Садитесь!

IV. Решение учебной задачи или открытие нового знания

Цель: выполнение заданий, тренирующих отдельных способностей к учебной деятельности, мыслительных операций и учебных навыков.

- Работа  по  учебнику                                        

 Откройте учебник на с.26

  Следующий гость Кар Карыч решил напоить нас чаем. 
– Рассмотрите  первую полку. Сколько красных кружек? Сколько синих? Сколько всего?
                                              3 + 2 = 5
– Прочитайте это равенство, используя слова-названия компонентов.
– Рассмотрите второй рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какое выражение составили?
                                               5 – 3 = 2
– Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА. 
– Рассмотрите третий рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили?
                                                5 – 2 = 3
– Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА.
– Рассмотрите  примеры. Какую связь заметили между тремя примерами?

Вывод: Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое.

-Прочитайте  правило  в  красной  рамке. Совпал  ли  результат  нашего  исследования  с  этим  правилом?

-Эту особенность ученые заметили давно.  Они назвали ее математическим законом

- Порадуемся нашему открытию и пойдём дальше. Посмотрим, как можно использовать новое правило. Выполним задание, которое поможет его запомнить.

- Работаем дальше по учебнику.

- Нужно дописать выражения (состав числа 6). 

Дети предлагают для выполнения номера в любом порядке по желанию.

Самостоятельная работа.

5 + 1 =6     6 – 2 = 4

- По форме: 3 + 3 = 6, 6 – 3 = 3

2 + 3 + 1 = 6

6 – 3 – 2 =1

(с промежуточными результатами).

П: Закрепление, анализ, синтез; умение группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Р: Целеполагание, планирование, прогнозирование.

К: Участие в диалоге на уроке; умение

отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, слушать и понимать речь других.

Физминутка для коррекции зрения.

Следующий гость Ёжик предлагает нам поиграть в мяч, но не руками и ногами, а глазами. Показ презентации « Весёлый мяч».-Молодцы! Садитесь!

V. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Цель: установление осознанности ситуации, решение  заданий  с проговариванием действия вслух, развитие умения работать коллективно (парами, группами).

Следующий гость Нюша – приготовила задание на карточках.

На столах карточки 

Проблемный вопрос.

Можно ли не считая, а, используя и зная пример на сложение, решить пример на вычитание?

Выражение: 5+3=8

-  Какие 2 примера на вычитание мы можем составить по этому выражению (8-3=5 и 8-5=3)?

-  Как мы их получили? Что такое число 8? Значит: из суммы 8 вычли слагаемое 5, получили слагаемое 3.

Из суммы 8 вычли слагаемое 3, получили слагаемое 5.

-  Так сколько выражений на вычитание можно составить по примеру на сложение (2)?

Проверка работы. Самостоятельно. Составьте выражения на вычитания: 7+2=9

- А теперь посмотрите внимательно и скажите, можно ли не считая, используя пример на сложение, решить примеры на вычитание (да).

– Итак, как получить 1 слагаемое? 2 слагаемое?

Работа на листочках с изображением числового отрезка.

Проверка с помощью веб-камеры (ученики приглашаются к столу учителя)  и на числовом отрезке доски под руководством учителя.

Дети работают в группах, 1 ученик от каждой группы показывает и защищает  выполненное задание у доски.

Р: Внесение или дополнение коррективов в случае расхождения точек зрения при решении поставленных задач .

П: Познавательные, коммуникативные.

К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физминутка.

- Продолжаем прогулку по стране Математике:

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

Дети показывают действия руками, приседают.

VI. Вторичное закрепление

Цель: организация деятельности по применению и закреплению знаний, умений и навыков, осуществление самопроверки под руководством учителя.

–  Давайте поможем ему рассказать правило, которое помогло нам составлять и решать примеры.

 ЕСЛИ ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ 1 СЛАГАЕМОЕ, ТО…
 ПОЛУЧИТСЯ 2 СЛАГАЕМОЕ.
 ЧТОБЫ НАЙТИ 1 СЛАГАЕМОЕ, НАДО…
 ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ 2  СЛАГАЕМОЕ.)

 

 

П: Закрепление, анализ, синтез; умение группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;

осознанное и произвольное построение речевых высказываний.

Р: Контроль, коррекция, оценка.

К: Участие в диалоге на уроке; умение

отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, слушать и понимать речь других.

Физминутка для подготовки к рефлексии учебной деятельности на уроке.

«Как живёте?»

- Как живёте?

- Как идёте?

- Как бежите?

- Ночью спите?

- Как шалите?

- А грозите?

- Как берёте?

- А даёте?

- Как идёте?

- А как живёте?

- Вот так! (Вверх - большой палец)

- Вот так! (Шагают)

- Вот так! (Бегут)

- Вот так! (Ладошки- под щёчку)

- Вот так! (Пальцами-в щёчки)

- Вот так! (Грозят  пальцем)

- Вот так! (Руками-забираем)

- Вот так! (Руками-отдаём)

- Вот так! (Шагают)

- Вот так! (Вверх - большой палец)

VIII. Рефлексия учебной деятельности

на уроке.

Цель:

1) фиксирование нового содержания, изученного на уроке;

2) оценивание собственной деятельности на уроке;

3) фиксирование неразрешенных затруднений, если они есть,

как направлений будущей учебной деятельности.

- Что можете сказать об уроке?

- Что особенно понравилось?

- Какие были трудности?

- Оцените, насколько вы поработали на уроке? Довольны ли вы своей работой? Покажите смайлики.

- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке!

- Отвечают на вопросы.

Дети показывают смайлики.

Р: Ролевая саморегулятивация; оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе по теме: Связь между суммой и слагаемыми.

Урок по программе Школа России. Цель урока: закрепление взаимосвязи между сложением и вычитанием, формирование вычислительных навыков, развитие логического мышления и интереса к предмету. Форма урока ...

Конспект урока математики в 1 классе на тему: "Связь между суммой и слагаемыми" УМК "Школа России" по ФГОС.

Урок открытия новых знаний и способов деятельности с использованием информационных технологий....

Открытый урок математики в 1 г классе по теме: «Связь между суммой и слагаемыми» УМК «Школа России

Создать условия для понимания детьми взаимосвязи между компонентами сложения....

Урок по математике в 1 классе на тему "Связь между суммой и слагаемыми"

Дети узнают названия компонентов и результата сложения, будут устанавливать связь между суммой и слагаемыми, читать выражения, используя математические термины, выполнять устно и письменно арифметичес...

Презентация к уроку математики в 1 классе по теме "Связь между суммой и слагаемыми"

Знакомство с взаимосвязью сложения и вычитания. Выведение правила нахождения неизвестного слагаемого, формирование вычислительных навыков....

Урок математики в 1 классе на тему: "Связь между суммой и слагаемым"

Урок открытия новых знаний в 1 классе по математике....

Презентация к уроку математики в 1 классе на тему: "Связь между суммой и слагаемым"

Презентация к уроку математики в 1 классе на тему: "Связь между суммой и слагаемым". Урок открытия новых знаний....