Методические разработки по математике.
план-конспект занятия по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике
Учитель: Менадиева Э.Э. Класс: 4 – Г № 91
Дата: 01.03.2021
Тема: Умножение числа на сумму.
Цели: учить применять свойство умножения числа на сумму при вычислениях; совершенствовать умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение числа на сумму разными способами и выбирать наиболее удобный способ; различать распределительное и сочетательное свойства умножения; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Метапредметные
познавательные: строить логическую цепь рассуждений; делать выводы на основе обобщения знаний, самостоятельно делать выбор, опираясь на правила, выполнять задания по аналогии;
регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место; осуществлять само- и взаимопроверку работ, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
личностные: создать условия для формирования уважительного отношения к членам своей семьи, понимания ценности каждого её члена, осознания себя её частью, формировать бережное отношение к природе, уважительное отношение к иному мнению, воспитывать положительное отношение к урокам математики.
Тип: комбинированный
Оборудование: карточки, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1.Математический диктант
(Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны, они ставят знак «+», если не согласны — знак «—Два ученика работают на откидной доске.)
- В одной пятой тонны 2 ц.
- В одной второй метра 500 см.
- В одной третьей суток 8 ч.
- В числе 1100 сто единиц I класса.
- Число 6900 называют при счете сразу после числа 6889. ;
- Произведение чисел 24 и 100 равно 240.
- Частное чисел 720 и 80 равно 9.
- В одной четвертой километра 200 м.
- В числе 3450 всего 345 десятков.
- Сумма чисел 2600 и 20 равна 2602.
- В числе 9000 девять единиц первого разряда.
Ответы: 1) +; 2) -; 3) +; 4) +; 5)-; 6)-; 7) +; 8) -; 9) +; 10) -; 11) -.
2.Работа над задачами
(Учитель читает задачи, учащиеся записывают только ответы).
- Масса дыни 8 кг. Какова масса половины дыни? (4 кг.)
- Куриное яйцо весит 60 г. Одна десятая всей массы приходится на скорлупу. Сколько весит очищенное яйцо? (54 г.)
- Велосипедист проехал до финиша 12 км, что составляет одну четвертую пути. Сколько осталось до финиша? (36 км)
- В школе 120 отличников. Это одна пятая всех учащихся школы. Сколько детей учится в этой школе? (600.)
3.Логические задачи
- У Миши есть друзья в Чехии и в США. Почтовая марка для отправки открытки в Чехию стоит 14 руб., а в США - 22 руб. Сколько друзей поздравил Миша с Новым годом! если его почтовые расходы составили 114 руб.? (Пятерым друзей из Чехии и двоих — из США.)
- Пенал и набор фломастеров стоят вместе 52 руб., причем фломастеры стоят на 10 руб. дешевле, чем пенал. Сколько стоят фломастеры и пенал по отдельности? (Фломастеры стоят 21 руб., а пенал — 31 руб.)
- Обложка стоит 4 руб., а тетрадь - 16 руб. Маша купила обложек в 3 раза больше, чем тетрадей. Сколько обложек и тетрадей купила Маша, если всего она потратила 56 руб.? (6обложек и 2 тетради.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны равенства.)
3 * 14 = 42 5 * 17 = 23 60 * 16 = 96
20 * 16 = 320 3 * 26 = 29 50 * 17 = 750
- Чем похожи все записанные равенства? (В каждом из равенств результат больше компонентов, с которыми совершали арифметическое действие.)
- Какие арифметические действия могли совершить с числами, если ответ больше каждого из них? (Сложение или умножение.)
- Я буду показывать равенство. Если это пример на сложение, поднимайте красную карточку, если на умножение -п зеленую.
- На какие группы можно разделить полученные равенства? (На суммы и произведения.)
- Как удобнее найти значения произведений? (Заменить второй множитель суммой разрядных слагаемых, потом умножить первый множитель на каждое слагаемое и сложить результаты.)
- Кто может записать эти действия на доске?
(Желающие ученики выходят к доске и выполняют преобразования.)
- Каким правилом вы пользовались? (Правилом умножения числа на сумму.)
- Сформулируйте задачи урока. (Учиться применять правило умножения числа на сумму.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Объясните, каким способом выполнены вычисления в примерах, данных рядом с красной чертой на с. 43.
№146 (с. 43).
(Устное выполнение с комментированием по цепочке. В случае необходимости для наглядности учитель может выполнять записи на доске.)
№147 (с. 43). (Коллективное решение примеров первого столбика.)
- Чем похожи примеры? Чем они отличаются? (Примерный ответ. Числа, которыми заменили второй множитель, в обоих примерах одинаковые (10 и 4). Но в первой строке это слагаемые, и, следовательно, нужно умножать числа на сумму. А во второй строке это множители, значит, нужно умножать число на произведение. Результаты получаются разными.)
- Какими свойствами умножения воспользовались? (В первом случае — распределительным, во втором — сочетательным.)
- Решите примеры второго столбика самостоятельно. (Взаимопроверка, самооценка.)
№148 (с. 43).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Два ученика решают по два примера на откидной доске.)
V. Физкультминутка
Тихо плещется вода, мы плывем по теплой речке. (Движения руками как при плавании.)
В небе тучки, как овечки, разбежались кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть, погуляем. (Шаги на месте.)
А теперь глубокий вдох и садимся на песок. (Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
№ 149 (с. 43).
- Прочитайте задачу.
- Как удобнее выполнить краткую запись? (С помощью табллицы.)
- Что обозначает число 20? (Это работа за 1ч.)
- Что обозначают числа 10 и 12? (Это время работы на разных канавах.)
- Что надо узнать в задаче? (Длину обеих канав.)
- Составьте таблицу.
Длина канавы, которую можно выкопать за 1 ч | Время работы | Общая длина канавы | ||
Первая канава | 20 м | 10 ч | ? | ? |
Вторая канава | 12 ч | ? |
- Запишите два выражения для решения задачи. Подчеркните наиболее удобный способ. (Два ученика работают у доски. Взаимопроверка, самооценка.)
Решение
Первый способ:
20 • (10 + 12) = 440 (м).
Второй способ:
20 • 10 + 20 • 12 = 440 (м).
Ответ: общая длина канав 440 м.
(Тем, кто справится с задачей быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 154, 155 (с. 43).)
№ 151,152 (с. 43).
(Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на откидной доске. Взаимопроверка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 43). Взаимопроверка.)
Ответы: 703, 392 000, 12 109.
- Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник самостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 21 (с. 59, 60).)
VIII. Подведение итогов урока
- Какие математические свойства вы учились применять сегодня на уроке?
- Почему их надо различать?
- Какие задачи вы решали?
- Какое задание было самым интересным?
Домашнее задание
Учебник: № 150,153 (с. 43).
Конспект урока по математике
Учитель: Менадиева Э.Э. Класс: 4 – Г № 93
Дата: 03.03.2021
Тема: Письменное умножение на двузначное число
Цели: закреплять умение выполнять письменное умножение на двузначное число; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное умножение на двузначное число; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Метапредметные
познавательные: строить логическую цепь рассуждений; делать выводы на основе обобщения знаний, самостоятельно делать выбор, опираясь на правила, выполнять задания по аналогии;
регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место; осуществлять само- и взаимопроверку работ, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
личностные: создать условия для формирования уважительного отношения к членам своей семьи, понимания ценности каждого её члена, осознания себя её частью, формировать бережное отношение к природе, уважительное отношение к иному мнению, воспитывать положительное отношение к урокам математики.
Тип: комбинированный
Оборудование: карточки, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1.Работа над задачами
- Запишите ответы долями.
- Весна длится 3 месяца. Какая это часть от года? (1/4).
- В феврале 28 дней. Какую часть месяца составляет одна неделя? (1/4).
- Мама купила 1 м тесьмы. На отделку кармана она истратила 50 см. Какую часть тесьмы истратила мама? (1/2).
- Мааса мешка картофеля 50 кг. Какая это часть центнера? (1/2).
- Семья уезжает к морю на месяц. Какую часть года семья отдыхает у моря? (1/12).
2.Логическая задача
Кондуктор в трамвае за рейс продал 12 билетов. Номер следующего из оставшихся билетов 328 353. Сколько «счастливых» билетов продал кондуктор? («Счастливым» считается билет, суммы грех первых и трех последних цифр которого равны.) (Один билет № 328 346.)
III Самоопределение к деятельности
- Найдите ошибки в решении примеров столбиком. (Работа в парах. Примеры даны на карточках.)
х 38 х 57 х 96 х 49
46 82 54 34
+228 + 114 + 384 196
152 456 480
380 5674 4184
- Какие ошибки вы нашли? (Примерный ответ. В первом примере второе неполное произведение надо начинать писать под десятками. Во втором примере: числу тысяч ошибочно прибавили 1. В третьем примере, наоборот, забыли прибавить единицу к числу тысяч. В четвертом примере не нашли второе неполное произведение.)
- Как избежать подобных ошибок в вычислениях? (Работать по алгоритму.)
- Расскажите друг другу алгоритм письменного умножения на двузначное число. Решите примеры правильно. (Взаимооценка.)
- Сформулируйте задачи урока. (Повторить алгоритм письменного умножения на двузначное число, поупражняться в вычислениях с использованием этого алгоритма.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Рассмотрите примеры рядом с красной чертой на с. 45.
- Объясните, как выполнено умножение.
№161 (с. 45).
(Первые три столбика — коллективно, с комментированием у доски, последний столбик — самостоятельно. Взаимопроверка, сим ооценка»)
№162 (с. 45).
- Прочитайте задачу.
- Как удобнее составить краткую запись? (В таблице.)
- Какие изделия сшили из ткани? (Пальто для взрослых, костюмы, детские пальто.)
- Сколько строк будет в таблице? (Три.)
- Что обозначает число 12? (Сколько ткани экономили при раскрое пальто.)
- Что обозначает число 13? (Сколько ткани экономили при раскрое костюма.)
- Сколько раскроили пальто и костюмов?
Экономия при раскрое одной вещи | Количество вещей | Общая экономим | ||
Пальто для взрослых | 12 см | 96 | ? | ? |
Костюмы | 13 см | 96 | ? | |
Детские пальто | По 2 м на 1 пальто | ? |
- Что можно узнать, имея эти данные? (Сколько ткани сэкономили на костюмах и на пальто.)
- Как узнать, сколько ткани пошло на детские пальто? (Это вся сэкономленная ткань.)
- Сколько ткани пошло на одно пальто?
- Запишите решение задачи по действиям с пояснением. (Один ученик работает у доски. Проверка.)
Решение
- 12 • 96 = 1152 (см) — сэкономили при раскрое пальто;
- 13 • 96 = 1248 (см) - сэкономили при раскрое костюмов;
- 1152 + 1248 = 2400 (см) - общая экономия;
- 24 : 2 = 12 (п.).
Ответ: можно сшить 12 детских пальто.
V. Физкультминутка
Мы стоим на огороде, удивляемся природе. (Потягивания — руки в стороны.)
Вот салат, а здесь укроп, Там морковь у нас растет.
(Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Поработаем с тобой, сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать да пониже приседать. (Приседания.)
У забора всем на диво пышно разрослась крапива. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы ее не будем трогать обожглись уже немного. (Потягивания — руки вперед.)
Все полили мы из лейки и садимся на скамейки. (Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала
1.Работа по учебнику
№ 163 (с. 45).
- Прочитайте задачу. (Сделаем схематический чертеж. Что примем за целый отрезок? (Общее число квартир.)
- Сколько всего квартир было в доме? (20 • 16.) Какого вида были квартиры в доме? (Однокомнатные, двухкомнатные, трехкомнатные.)
- Обозначьте над каждым отрезком количество квартир.
27 к. 54 к.
20•16
- Решите задачу самостоятельно. (Проверка, самооценка.)
Решение
- 20•16 = 320 (к.)-всего;
- 320 - 27 - 54 = 239 (к.).
Ответ: в доме 239 трехкомнатных квартир. (Тем, кто справится с задачей быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 165 (с. 45).)
№167 (с. 45),
(Самостоятельное выполнение. Три ученика работают у доски. Взаимопроверка.)
Ответы
х = 2400 х=1 х=260
х = 3 х=1 у = 300
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 45). Самопроверка по образцу.) Ответы: 4437, 55 776.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Какой алгоритм вы учились применять сегодня на уроке?
- Какие ошибки можно сделать при записи умножения столбиком?
- При решении каких задач вы использовали получен знания?
- Какое задание вам больше всего запомнилось?
Домашнее задание
Учебник: № 159 (с. 45).
Конспект урока по математике
Учитель: Менадиева Э.Э. Класс: 4 – Г № 94
Дата: 05.03.2021
Тема: Решение задач.
Цели: познакомить с задачами на нахождение неизвестного по двум разностям; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям; читать равенства, используя математическую терминологию; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними; выполнять задания творческого и поискового характера.
Метапредметные
познавательные: строить логическую цепь рассуждений; делать выводы на основе обобщения знаний, самостоятельно делать выбор, опираясь на правила, выполнять задания по аналогии;
регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место; осуществлять само- и взаимопроверку работ, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
личностные: создать условия для формирования уважительного отношения к членам своей семьи, понимания ценности каждого её члена, осознания себя её частью, формировать бережное отношение к природе, уважительное отношение к иному мнению, воспитывать положительное отношение к урокам математики.
Тип: комбинированный
Оборудование: карточки, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1.Устный счет Игра «Молчанка»
(Учитель показывает пропуск, учащиеся - карточку с ответом.!
1700 см2 см □ дм2 5 м 75 см = □ см
9 м 3 дм = □ см 40 дм2 = □ см2
8 мин 20 с = □ с 10т □ кг= 10200 кг
47 ц = □ кг 3000 см = □ м
20 мин 30 с = □ с 60 000м = □ км
2. Работа над задачами
- Для детского сада купили 15 кукол, по 40 руб. каждая, Сколько стоят все куклы? (40 • 15 = 600 (руб.).)
- 90 кроликов рассадили в 6 клеток поровну. Сколько кроли ков посадили в каждую клетку? (90: 6 = 15 (к.).)
- Пароход двигается со средней скоростью 50 км/ч. За какое время он проплывет 300 км? (300:50 = 6 (ч).)
- В магазин привезли 12 одинаковых ящиков с апельсинами,< Сколько килограммов апельсинов в одном ящике, если все! го в магазин привезли 720 кг апельсинов? (720:12 = 60 (кг)щ
- И з 84 м ткани сшили 28 одинаковых платьев. Сколько метров ткани пошло на одно платье? (84:28 = 3 (м).)
III Самоопределение к деятельности
(К доске выходят два ученика. Учитель выдает им символические монеты на покупку тетрадей: первому ученику - 21 руб., второму — 15 руб.)
- Посчитайте, сколько тетрадей сможет купить каждый из вас, если тетрадь стоит 3 руб. (7 тетрадей и 5тетрадей.) Как узнать, у кого из ребят больше тетрадей и на сколько? (Из большего числа вычесть меньшее: 7—5 = 2 (т.).) Как узнать, на сколько больше на тетради потратил второй ученик? (21 -15 = 6 (руб.).)
- Сделаем схематический чертеж к задаче.
6 руб.
- Почему второй ученик потратил на 6 руб. больше? (Он купил на 2 тетради больше. Одна тетрадь стоит 3руб 3•2 =(6 руб.).)
- А как, зная разницу в стоимости и в количестве товара, узнать цену? (Разницу в стоимости разделить на разницу в количестве.)
- Как вы думаете, это правило можно применять только при решении задач с понятиями «цена», «количество», «стоимость» или и при решении других задач тоже? (Ответы детей.)
- Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться со способом решения задач нового вида.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
№169 (с. 46).
- Прочитайте задачу 1.
- Сделайте схематический чертеж к задаче. (Один ученик работает у доски.)
4 м
- Что следует из того, что в одном куске было на 4 м ткани больше и из него сшили на 2 плаща больше? (Значит, на 2 плаща пошло 4м ткани.)
- Что мы теперь можем найти? (Сколько метров ткани пошло на один плащ.)
- Решите задачу.
(Один ученик работает у доски.)
Решение
- 4 : 2 = 2 (м) - ткани израсходовали на один плащ;
- 2 • 6 = 12 (м) — ткани израсходовали на 6 плащей.
Ответ: на один плащ израсходовали 2 м ткани, а на 6 плащей — 12 м ткани.
- Прочитайте задачу 2.
- Чем похожи эти задачи? (Условием.)
- Чем отличаются? (Есть дополнительные данные - длина кусков)
- Как узнать разность в длине кусков?
- Что можно узнать потом?
- Запишите решение задачи. (Один ученик работает у доски.)
Решение
- (10 - 6): 2 = 2 (м) - ткани израсходовали на один плащ;
- 2•8= 16 (м).
Ответ: на 8 плащей израсходовали 16 м ткани.
- Сравните решения этих задач. (Во второй задаче на одно действие больше, которым находим, на сколько метров в первом куске ткани больше, чем во втором.)
(Самооценка.)
№170 (с. 46).
- Прочитайте задачу. Как удобнее составить краткую запись? (С помощью схематического чертежа.)
- Выполните чертеж и решите задачу самостоятельно. (Один ученик работает на откидной доске. Проверка.)
V. Физкультминутка
Тренируй получше плечи. (Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и
завести за спину, потом рывком поднять вверх.)
Корпус вправо, корпус влево — Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать И руками помогать. (Повороты туловища вправо и влево.)
На одной ноге стою, А другую подогну. И теперь попеременно буду поднимать колени.
(По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)
Отдохнули, посвежели и на место снова сели. (Сесть за парту.)
VI. Закрепление изученного материала
1.Работа по учебнику
№172 (с. 46). (Устное выполнение.)
№171 (с. 46). (Самостоятельное выполнение.)
Вариант 1 - первая строка, вариант 2 - вторая строка. Два ученика работают у доски. Самопроверка по образцу, самооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 46 — ребус).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 46). Один ученик работает на откидной доске. Проверка.)
Решение
- 314 • 21 = 6594 (ц) — собрали с одного участка;
- 345 • 24 = 8280 (ц) - собрали со второго участка;
- 6594 + 8280= 14 874 (ц).
Ответ: с двух участков собрали 14 874 ц пшеницы.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Какие задачи вы научились решать сегодня на уроке?
- Как они называются?
- Какие вычислительные приемы мы закрепили?
- Какое задание вам больше всего запомнилось?
Домашнее задание
Учебник: № 173 (с. 46).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разработки уроков математики 2 класс
1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...
Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...
Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"
(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...
Методическая разработка урока математики во 2 классе "Оригами в науке математике"
Методическая разработка урока математики во 2 классе "Оригами в науке математике"...
Методическая разработка урока математики для 3- А класса по теме: « Профориентация учащихся. Математика в нашей жизни. ( Путешествие в торговый центр.)»
В данной методической разработке рассмотрены современные подходы к проведению урока математике. Урок направлен на закрепление изученного материала по теме «Единицы (меры) стоимости»,...
Самостоятельная работа по математике Методическая разработка по математике (3 класс)
Самостоятельная работа по математике...
Методическая разработка урока математики в 1 дополнительном классе «Путешествие в страну Математика» для детей с ОВЗ (умственная отсталость)
закрепление знаний, полученных на занятиях в течении учебного года.Обучающие задачи:- закрепить знания детей о геометрических фигурах;- закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 6;- продол...