математика 3 класс. Табличное умножение и деление
план-конспект урока по математике (3 класс)

математика 3 класс. Табличное умножение и деление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delenie.docx129.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 15 сентября 2020г.

Предмет: математика

Класс 4 «А»         Учитель:Бакулина Л.Н.

Студентка:  Пронякина Юлия Евгеньевна

Технологическая карта

Тема

Деление трехзначного числа на однозначное

Тип

Урок открытия новых знаний

Цель

Создать условия для формирования умений у учащихся навыков письменного деления трёхзначного числа на однозначное.

Задачи

Образовательная:

- Познакомить с алгоритмом деления трехзначного числа на однозначное; продолжить формирование вычислительных навыков; умение работать над задачей изученного вида;

- способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления, устной речи учащихся.

Воспитательная:

-Воспитывать любовь и интерес к математике как учебному предмету; положительный настрой на учебу, аккуратность, организованность, дисциплинированность.

Планируемый результат

Предметные:

- научиться приёму письменного деления трёхзначного числа на однозначное; получить возможность умения решать задачи в 3—4 действия.

Личностные:

- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других.

Метапредметные:

Познавательные: развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Регулятивные: ставить учебные задачи, проводить контроль.

Коммуникативные: сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнера, учиться учитывать позицию собеседника.

Оборудование

Учебник: М.И.Моро Математика 4 класс. 1 часть. Москва. Издательство «Просвещение», 2014  г.; карточки для индивидуальной работы; иллюстрации.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация и мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте ребята! Садитесь.

-Меня зовут Юлия Евгеньевна.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы?  Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

-Проверьте, все ли у вас готово к уроку: дневник, учебник. Тетрадь и пенал.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Актуализация знаний

- Урок начнём с математической разминки.

-Сегодня мы с вами будем путешествовать вместе с Фиксиками по стране математики( на доске изображение персонажа). Некоторые из вас получат карточки  с заданиями, а остальные будут работать со мной.

Индивидуальная работа по карточкам.

Содержание:

Решите задачу. Из 16 метров джинсовой ткани сшили 3 костюма. Сколько таких же костюмов можно сшить из 80 метров ткани?

1) 15:3=5(м) - надо на 1 костюм

2) 80:5=16(кост.) – можно сшить из 80 метров ткани.

Решите примеры:

849 - 238 =

562 - 218 =

77 * 60 =

130 * 2 =

940 : 94 =

Фронтальная работа.

1) Назовите число, которое на 40 больше числа 258.

2) Чему равно произведение чисел 9 и 7?

3) Назовите число, в котором  7 десятков 4 сотни.

4) Назовите число, следующее за числом 369.

5) Найдите значение разности чисел 390 и 60.

1. Чему равна:        

- сумма чисел 640 и 230                  

- разность чисел 480 и 260              

- произведение чисел 240 и 3        

- частное 360 и 6                              

2. Чему будет равен результат, если:

- 7 увеличить в 90 раз                    

- 810 уменьшить в 9 раз

3. Многозначное число

- Прочитайте число 6841

- Как можно назвать такое число?

- Сколько десятков в этом числе?

- Сколько сотен?

- Из какого числа надо вычесть 6841, чтобы получить 3159?

4. Решение задачи.

Страус при беге может развивать скорость 120 км/ч, а заяц -60 км/ч. Во сколько раз страус бегает быстрее зайца?

-Посмотрите на доску с краткой записью (картинки страуса и зайца)

Краткая запись:

Страус - 120 км/ч, ? во сколько раз быстрее

Заяц – 60 км/ч

- Те, кто работал по карточкам, сдайте работы.

- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием.

- При устном счете мы повторили задачи на деление, повторили десятки, сотни, разность, сумму.

        

Работают с учителем.

- 298

- 63

- 470

- 370

- 330

- 870

- 220

- 720

- 60

- 630

- 90

-Многозначное

- 4 десятка

- 8 сотен

- 10000

120:60=2 – в 2 раза быстрее.

Выявление

места и причины

затруднения

Определение темы урока.
- Посмотрите на эти выражения. ( 123:3         216:4 )

- Чем они похожи?

- Чем они отличаются друг от друга?

- Какими способами  можно найти значение этих выражений?

- Какой способ нахождения значения произведения вы считаете наиболее удобным, рациональным?

- Кто догадался, чем будем заниматься на уроке?

- Правильно, тема нашего урока «Деление трехзначного числа на однозначное

 

1)произведения, первый множитель - трёхзначное число,  второй множитель – однозначное число

2)первое – без перехода через десяток, второе – с переходом через десяток

3)с подробной записью;  в столбик

В столбик

Деление трёхзначного числа на однозначное

Построение

проекта и выхода из затруднения

- Из какого источника мы можем узнать, как делить трехзначное число на однозначное?

1. Работа по учебнику

- Откройте учебник на стр.12. Прочитайте про себя алгоритм действия при делении трехзначного числа на однозначное

2. Прослушайте объяснение

(Читаю правило с учебника)

-Выполним упражнение 55 на стр 12.

-Запишите число и классная работа.

-Итак, посмотрите на первое выражение: 748:2(учитель записывает пример на доске)

-Можем мы быстро устно решить этот пример?

-Что мы можем сделать, чтобы решить это выражение?

- Записываем:

748:2=374

Делю сотни, сотен 7. Делим 7 на 2. В частном будет 3 сотни. Умножу: 2*3=6. Разделили 6 сотен. Вычту: 7-6=1. Осталось разделить 1 сотню. Сравню остаток с делителем: число оставшихся сотен меньше, чем делитель 3; можно продолжать делить.

- Делю десятки. 1 сотня и 4 десятка – это 14 десятков. Разделю 14 на 2. В частном будет 7 десятков. Умножу: 7*2=14. Разделили 14 десятков. Вычту: 14-14=0. Десятки разделили все.

- Делю единицы. Единиц 8. Разделю 8 на 2. В частном  будет 4 единицы. Умножу 2*4=8. Разделили 8 единиц. Вычту 8-8=0. Единицы разделили все. Читаю ответ 374.

 987:3=329

Делю сотни, сотен 9. Делим 9 на 3. В частном будет 3 сотни. Умножу: 3*3=9. Разделили 9 сотен. Вычту: 9-9=0. Сравню остаток с делителем: число оставшихся сотен меньше, чем делитель 3; можно продолжать делить. Сотни разделили все.

- Делю десятки. 8 десятков – это 8 десятков. Разделю 8 на 3. В частном будет 2 десятка. Умножу: 3*2=6. Разделили 8 десятков. Вычту: 8-6=2. Сравню остаток с делителем: число оставшихся сотен меньше, чем делитель 3; можно продолжать делить

- Делю единицы.  2 десятка и 7 единиц – это 27 единиц. Разделю 27 на 3. В частном  будет 9 единицы. Умножу 3*9=27. Разделили 27 единиц. Вычту 27-27=0. Единицы разделили все. Читаю ответ 329.

648:4=162

Делю сотни, сотен 6. Делим 6 на 4. В частном будет 1 сотня. Умножу: 4*1=4. Разделили 6 сотен. Вычту: 6-4=2. Сравню остаток с делителем: число оставшихся сотен меньше, чем делитель 3; можно продолжать делить.

- Делю десятки. 2 сотни и 4 десятка – это 24 десятка. Разделю 24 на 4. В частном будет 6 десятков. Умножу: 6*4=24. Разделили 24 десятка. Вычту: 24-24=0. Десятки все разделили.

- Делю единицы. 8 единиц – это 8 единиц. Разделю 8 на 4. В частном  будет 2 единицы. Умножу 4*2=8. Разделили 8 единиц. Вычту 8-8=0. Единицы разделили все. Читаю ответ 162.

756:6=126

Делю сотни, сотен 7. Делим 7 на 6. В частном будет 1 сотни. Умножу: 1*6=6. Разделили 7 сотен. Вычту: 7-6=1. Сравню остаток с делителем: число оставшихся сотен меньше, чем делитель 4; можно продолжать делить.

- Делю десятки.1 сотня и  5 десятков – это 15 десятков. Разделю 15 на 4. В частном будет 3 десятка. Умножу: 4*3=12. Разделили 15 десятков. Вычту: 15-12=3. Сравню остаток с делителем: число оставшихся сотен меньше, чем делитель 6; можно продолжать делить

- Делю единицы.  3 десятка и 6 единиц – это 36 единиц. Разделю 36 на 6. В частном  будет 6 единицы. Умножу 6*6=36. Разделили 36 единиц. Вычту 36-36=0. Единицы разделили все. Читаю ответ 126.

- Молодцы.

Из учебника

Открывают учебник

Записывают число, классная работа

Нет

Решить в столбик

Работают в тетрадях

Реализация построенного проекта

-А сейчас мы будем выполнять задание и решать примеры, кто хочет пойти к доске и решить первый пример?

654:3= 218( решает у доски один ученик, остальные пишут в тетради)

872:4=218 ( работа в тетради с комментированием)

654:3. Делю сотни, сотен 6. Делим 6 на 3. В частном будет 2 сотни. Умножу: 2*3=6. Разделили 6 сотен. Вычту: 6-6=0. Сравню остаток с делителем: число оставшихся сотен меньше, чем делитель 3; можно продолжать делить. Сотни разделили.

- Делю десятки. 5 десятков – это 5 десятков. Разделю 5 на 3. В частном будет 1 десятка. Умножу: 1*3=3. Разделили 5 десятков. Вычту: 5-3=2. Сравню остаток с делителем: число оставшихся сотен меньше, чем делитель 3; можно продолжать делить

- Делю единицы.  2 десятка и 4 единицы – это 24 единиц. Разделю 24 на 3. В частном  будет 8 единицы. Умножу 8*3=24. Разделили 24 единиц. Вычту 24-24=0. Единицы разделили все. Читаю ответ 218.

Делю сотни, сотен 8. Делим 8 на 4. В частном будет 2 сотни. Умножу: 2*4=8. Разделили 8 сотен. Вычту: 8-8=0. Сотни разделили.

- Делю десятки. 7 десятков – это 7 десятков. Разделю 7 на 4. В частном будет 2 десятка. Умножу: 1*4=4. Разделили 7 десятков. Вычту: 7-4=3. Сравню остаток с делителем: число оставшихся сотен меньше, чем делитель 4; можно продолжать делить

- Делю единицы.  3 десятка и 2 единицы – это 32 единицы. Разделю 32 на 4. В частном  будет 8 единиц. Умножу 8*4=32. Разделили 32 единиц.

Вычту 32-32=0. Единицы разделили все. Читаю ответ 218.

Физминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

Первичное

закрепление

с проговариванием во внутренней речи

Решение  примеров.

771:3

678:6

876:3

Проверка.        

-Кто может сказать какие ответы у него получились.

-У всех такие ответы?

-Молодцы, ребята.

Повторение алгоритма деления трехзначного на однозначное.https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/25/s_5c21f3ef61384/1036407_2.jpeg

257

113

292

Да

Включение в систему знаний и повторение

Решение задачи на стр. 12 №57.

Бабушка посадила 20 луковиц тюльпанов, а внучка — в 4 раза меньше. После этого у них осталось 10 луковиц. Сколько луковиц тюльпанов у них было сначала?

-Теперь вы мне прочитаете еще раз условие задачи(читает один ученик. Остальные слушают)

-Составим краткую запись этой задачи.

Бабушка  20

Внучка ?, в 4 раза меньше

Осталось  10

  1. О чем у нас говорится в задаче?
  2. Сколько тюльпанов было у бабушки?
  3. Сколько тюльпанов было у внучки?
  4. Сколько осталось луковиц?
  5. ) Что нужно найти в задаче?

-Решаем задачу по вопросам.

-Сколько тюльпанов посадила внучка?

1) 20 : 4 = 5 луковиц — посадила внучка

- Сколько тюльпанов посадила бабушка и внучка вместе.

2) 20 + 5 = 25 луковиц — посадили бабушка и внучка

- Сколько луковиц тюльпанов у них было сначала?

3) 25 + 10 = 35 луковиц тюльпана было сначала.

Ответ: 35 луковиц

Слушают задачу.

О луковицах тюльпанов

20

Неизвестно, но сказано что в 4 раза меньше

10

Сколько луковиц тюльпанов у них было сначала?

 

Чтобы узнать сколько тюльпанов посадила внучка нужно 20:4=5. Затем чтобы узнать сколько они посадили вместе нужно 20+5= 25

И третьим действием 25+10=35, узнаем сколько было сначала.

Самостоятельная

работа с взаимопроверкой по образцу

-Сейчас выполняем самостоятельную работу.

Решение примеров столбиком по вариантам.

1 вариант                               2 вариант

210:3                                      256:2

168:4                                      346:2

568:4                                      846:6

Доп. Вопрос:  Может ли остаток быть больше делителя?

- Сейчас я соберу две тетради на проверку.

-Давайте проверим, какие ответы у вас получились.

-В первом варианте какие получились ответы?

У всех такие ответы?

Молодцы!

70,42,142

128,173,141

Рефлексия учебной

деятельности на

уроке

-Сейчас я скажу ваши оценки по карточкам.

-Какие числа мы сегодня делили?

Поднимите руку, кто научился?

-Расскажи, как ты будешь умножать 748:2?

-Кто согласен с таким решением? (поднимают руки)

-Молодцы ребята, вы хорошо усвоили новый материал.

- А сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою деятельность на уроке.

На полях тетради нарисуйте лесенку (три ступеньки). Если вы хорошо работали и у вас все получалось на уроке поставьте + на самой верхней ступеньке. Если у вас что-то не получалось + на второй ступеньке. Если у вас ничего не получилось на уроке + на самой нижней ступеньке.

-Урок окончен. До свидания.

Трехзначные числа на однозначные

Поднимают руки

Делю сотни, сотен 7. Делим 7 на 2. В частном будет 3 сотни. Умножу: 2*3=6. Разделили 6 сотен. Вычту: 7-6=1. Осталось разделить 1 сотню. Сравню остаток с делителем: число оставшихся сотен меньше, чем делитель 3; можно продолжать делить.

- Делю десятки. 1 сотня и 4 десятка – это 14 десятков. Разделю 14 на 2. В частном будет 7 десятков. Умножу: 7*2=14. Разделили 14 десятков. Вычту: 14-14=0. Десятки разделили все.

- Делю единицы. Единиц 8. Разделю 8 на 2. В частном  будет 4 единицы. Умножу 2*4=8. Разделили 8 единиц. Вычту 8-8=0. Единицы разделили все. Читаю ответ 374.

На полях рисуют лесенку

Учитель ____________________  Бакулина Л.Н.                                        Методист  ___________________ Гринченко М.П


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по математике. Тема "Табличное умножение и деление" 2 класс

Тест позволяет проверить усвоение табличного умножения и деления....

Конспект урока математики в 3 классе "Табличное умножение и деление" Итоговый урок.

Конспект урока математики в 3 классеТема урока: «Табличные случаи умножения и деления» (Итоговый урок)Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Цели: повторение и закрепление табличного и внетаблич...

Тест по математике 2 класс "Табличное умножение и деление"

Данный ресурс можно использовать на уроке при прохождении темы "Табличное умножение и деление " и при индивидуальных занятиях...

Урок по математике для 4 класса "Табличное умножение и деление"

Цели урока:Обучающиезакрепление навыков табличного умножения и деления;отработка вычислительных навыков при нахождении значений числовых выражений, решение задач;повторение решения геометрических зада...

Урок математики во 2 классе "Табличное умножение и деление"

Материал урока представлен в форме слайдов, млжно использовать для проведения устного счета...

урок по математике в 3 классе "Табличное умножение и деление"

Урок - игра по математике в 3 классе по любой программе тема" Табличное умножение и деление"...

Конспект урока по математике 2 класс. "Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения реализовывать способы действия, помогающие вывести таблицу умножения и деления на 2; знакомство учащихся с таблицей умножения числа 2 и составление табли...