Конспект урока математики в 4 классе "Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям"
план-конспект урока по математике (4 класс)
Урок-путешествие с использованием технолии сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_na_nahozhdenie_neizvestnogo_po_dvum_raznostyam.docx | 66.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения-02.03.2021
Урок математики в 4 классе
Тема: Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям
Цель: познакомить учащихся с новым типом задач: нахождение числа по двум разностям.
Задачи:
1.Вспомнить алгоритм работы над задачей.
2.Узнать, какие две разности помогут решить задачи.
3.Составить алгоритм решения задач нового вида, объяснять выбор действий при его выполнении.
4.Применить полученные знания решения задач нового вида.
5. Учить логически мыслить, рассуждать.
Планируемые результаты
Предметные:
-знакомиться с решением задач на нахождение неизвестного по двум разностям;
- решать задачи нового вида;
-учить логически мыслить, рассуждать
Метапредметные:
-владеть навыками смыслового чтения математических текстов, в соответствии с поставленными целями и задачами;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
-получать информацию из текста, обсуждать ее, делать выводы
Личностные:
-проявлять интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач;
-уметь определять наиболее эффективные способы достижения результатов;
- осваивать начальные формы познавательной и личной рефлексии.
Ход урока
- Организационный момент
-Прочитайте девиз к нашему уроку: «Всякая хорошо решённая задача доставляет умственное наслаждение» (Г.Гессе) Слайд 1
-Как вы понимаете это высказывание?
Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по нашему городу, работать будем в группах. Вы уже распределили свои обязанности-выбрав бейджик с указанием своей роли: чтец, секретарь, спикер, организатор. Слайд 2
ll. Актуализация знаний
1. Устный счет. Игра «Разгадай шифр»
Работа в группах по 4-5 человек ( раздать карточки)
- Путешествовать мы будем по карте (показ карты- на доске), но ворота города закрыты.
-Ребята, для того, чтобы открыть замок, нам нужно будет разгадать шифр.
-У вас на партах есть карточка. На ней записаны выражения и каждому примеру соответствует определенная буква. Вам нужно найти значение выражений.
- А под выражениями записаны ответы -в таблице в том порядке, в котором должны стоять буквы. Вам необходимо найти значение выражений и поставить определенную букву под правильным ответом, в таблице. Слайд 3
-Кому не понятно задание?
Ч 450:5
Ш 600:4
Н 40∙32
И 18∙20
Е 33∙3
Р 1200:300
З 2800:7
Д 45∙20
А 70∙13
4 | 99 | 150 | 99 | 1280 | 360 | 99 | 400 | 1040 | 900 | 1040 | 90 | |
4 | 99 | 150 | 99 | 1280 | 360 | 99 | 400 | 1040 | 900 | 1040 | 90 | |
Р | Е | Ш | Е | Н | И | Е | З | А | Д | А | Ч |
-Кто нашел значение всех выражений и что у вас получилось какое словосочетание? (решение задач) (Проверка по слайду) Слайд 4
-Молодцы, вы сумели разгадать шифр, вход в город открыт.(Открыть ворота города)
-По какому городу мы сегодня совершим путешествие? (по городу Старица)
-При выполнении данного задания мы использовали различные вычислительные приёмы.
Самооценка на «Листе самооценки». № 1 -Принял активное участие в работе |
-Участвовал в работе по мере своих возможностей |
-Участие в работе не принимал |
-А где нам могут пригодиться данные умения? (во время урока-при решении задач)
- Какая тема сегодняшнего урока? («Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям») Слайд 5
-Откройте учебники с. 46. Пользуясь условными обозначениями определите цель нашего урока. (продолжаем учиться решать задачи и применять знания на практике) Слайд 6
-Какие задачи мы перед собой поставим? Вставьте пропущенные слова в формулировки задач Слайд 7-11
-Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие по разным организациям нашего города, познакомимся с задачами нового вида и будем применять полученные знания при решении различных жизненных ситуаций.
(Показ карты.) Слайд 12
- Ознакомление с новым материалом. Работа по учебнику
-Узнайте предприятие, которое встретилось во время нашего путешествия.
Отгадайте загадку:
Одевает кто нас модно?
Кто костюм шьет выходной?
Всем известно-он …? (ПОРТНОЙ)-швейная фабрика
На карту прикрепляется картинка с изображением швейной фабрики.
-Что вы знаете о работе данного предприятия?
№169 (с. 46).
— Прочитайте задачу 1.
- О чём говорится в задаче?(о плащах, которые шили в мастерской из двух кусков ткани)
-Что нам известно о кусках ткани? Одинаковой длины они были? (Нет, в одном куске было на 4 м ткани больше)
-Что значит, на 4 метра больше?(столько же и еще 4 метра)
Посмотрите на рисунок к задаче. Мы видим два куска ткани, во втором куске столько же ткани и еще 4 метра.
Изобразим данные куски ткани с помощью рисунка-схемы. (Учитель на доске, учащиеся – в своих тетрадях.)
-Что неизвестно в задаче? (расход ткани на 1 плащ? На 6 плащей?)
-На сколько больше сшили плащей из второго куска? (на 2 плаща)
-Почему из второго куска ткани сшили больше плащей? (он на 4 метра длиннее)
-Значит два плаща сшили из 4 метров. Как узнать сколько ткани расходовали на 1 плащ? (делением) Почему? (деление на равные части)
-Повторите второй вопрос задачи. (Сколько метров ткани пошло на 6 плащей)
-Как узнать сколько ткани пошло на 6 плащей? (умножением)
Почему? (увеличение числа в несколько раз)
-Во сколько действий решается данная задача? (в 2 действия)
Повторите план решения задачи.
(1 действием узнаем расход тканина 1 плащ- делением,
2 действием-расход ткани на 6 плащей- умножением)
— Решите задачу.
(Один ученик работает у доски.)
Решение
1) 4 : 2 = 2 (м) - ткани израсходовали на один плащ;
2) 2 • 6 = 12 (м) - ткани израсходовали на 6 плащей.
Ответ: на один плащ израсходовали 2 м ткани, а на 6 плащей — 12 м ткани.
Оценивание работы учащегося (самооценка, оценивание учителя). Выставление отметки.
— Прочитайте задачу 2.
— Чем похожи эти задачи? (Условием.)
— Чем отличаются? (Есть дополнительные данные — длина кусков.)
-О чем говорится в задаче? (о двух кусках ткани, из которых сшили плащи)
-Что известно в условии задачи? (длина кусков и разность в количестве плащей)
-Что неизвестно в задаче? (сколько метров ткани израсходовали на 8 плащей)
Выполним схему к данной задаче (1 ученик- на доске, остальные в тетрадях).
— Что значит «из второго куска сшили на 2 плаща больше, чем из первого? (сшили столько, сколько из первого, и ещё 2 плаща)
-Покажите на чертеже, что на одинаковое количество плащей израсходовали одинаковое количество ткани. Сколько? (6 м)
- Как узнать разность в длине кусков? (вычитанием)
Почему? (нахождение части)
— Что можно узнать потом? (расход ткани на 1 плащ)
-Можем, зная расход ткани на 1 плащ, узнать расход ткани на 8 плащей? (да) Каким действием? (умножением) Почему? Увеличение числа в несколько раз)
-Во сколько действий решается задача? (3 действия)
- Повторите план решения задачи.
(1 действием – находим разность двух величин, вычитанием;
2-расход ткани на 1 плащ, делением,
3-расход ткани на 8 плащей, умножением)
Запишите решение задачи. (Один ученик работает у доски.)
Решение
- 10 - 6=4 (м) –разность.
- 4 : 2 = 2 (м) —на один плащ.
- 2 ∙ 8= 16 (м).
Ответ: на 8 плащей израсходовали 16 м ткани.
Оценивание работы учащегося (самооценка, оценивание учителя). Выставление отметки.
— Сравните решения этих задач. Слайд 13.
(Во второй задаче на одно действие больше, которым находим, на сколько метров в первом куске ткани больше, чем во втором.)Слайд 14
-Составим алгоритм решения задач нового вида (карточки с пунктами плана алгоритма вывешиваются на доску)
-Что мы узнавали первым действием? (разность двух известных величин)
-Что узнаем дальше? (затраченный материал на 1 единицу)
-После этого что узнаем? (затраченный материал на искомое количество)
III. Физкультминутка
Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)
Руки за спину положим, (Руки за спину.)
Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)
И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)
Подтянитесь на носочках —
Столько раз,
Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.)
На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)
Топаем ногами. (Топаем ногами.)
Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)
Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.)
- Первичное закрепление-работа в группах по 4 человека
— Как вы считаете, пригодятся ли полученные знания на уроке в жизни? Сейчас мы разделимся на группы и поможем разным организациям нашего города решить поставленные перед ними задачи.
Картинки с изображением организаций прикрепить на доску (под ними конверты с заданиями).
-Чтобы узнать какую организацию посетит ваша группа, отгадайте загадку. (раздать загадки)
1.Чтецы каждой группы прочитайте загадку.
2.Отгадайте загадку- спикер- назовет слово отгадку.
3.Конверт с заданиями- заберёт организатор.
1 группа
В ней книжек видимо-невидимо,
А что невидимо, то выдано. (БИБЛИОТЕКА)
В двух книжных шкафах на каждой полке одинаковое количество книг. В первом шкафу 8 полок, во втором шкафу-10 полок и на 50 книг больше. Чем в первом. Сколько книг в каждом шкафу?
2 группа
Без меня вам никуда,
Без меня вам всем беда,
Хоть автобус, хоть Камаз
Круглый год стою для вас.
Чтобы ехать без тревоги,
Ты заправься у дороги. (АВТОЗАПРАВКА)
На автозаправочной станции первый водитель заправил в бак 5 литров бензина, второй- 20 литров такого же бензина. Второй водитель заплатил на 600 рублей больше. Сколько заплатил за бензин каждый водитель?
3 группа
Сюда я иду, чтобы чая попить
И чтобы пирожных сладких купить.
Салата отведаю здесь я и плова.
Здесь все есть, что хочешь ты. Это...(СТОЛОВАЯ)
В столовой в одном из залов 15 одинаковых столов, в другом зале 10 таких же столов. Сколько мест в первом зале и во втором зале по отдельности, если во втором зале на 20 мест меньше, чем в первом?
4 группа
На полки легли
Посылки и бандероли.
Для граждан они
Играют большие роли.
А также письма заказные,
Которые шлют родные.
В здании этом переводы принимают
И подписку оформляют. (ПОЧТА)
Почтальон разносил квитанции в 2 дома, в каждом подъезде этих домов одинаковое количество квартир. В первом доме – 5 подъездов, во втором – 7 подъездов. Во втором доме почтальон разложил в почтовые ящики на 80 квитанций больше, чем в первом доме. Сколько квартир в каждом доме?
Далее все работаем в группах:
1.Организатор раздаст текст задачи своей группе и будет следить за временем выполнения данного задания. Песочные часы нужно перевернуть. В процессе работы нужно будет ещё раз перевернуть песочные часы.
2.Прочитайте задачу про себя.
2. Чтецы – зачитайте задачу вслух.
3.Секретарь оформляет краткую запись в виде чертежа на рабочем листе, все остальные учащиеся – в своих рабочих тетрадях.
4.Чтец прочитает пункты плана алгоритма. Посовещайтесь. Секретарь записывает решение задачи на рабочий лист, участники группы – в тетради.
-Проверим вашу работу. Проверьте записанное вами решение задачи по эталону (слайду) Слайд15
5. Спикеры каждой группы- выступят перед группой- расскажите о решении задачи : что узнавали каждым действием и проверьте с эталоном.
-Подведем итог работы в группах.
-Какое умение мы отрабатывали выполняя задания в группах? (решение задач нового вида)
Вы работали сообща. Если задача была решена верно, то возьмитесь за руки и поднимите руки вверх-зажжем огоньки. Молодцы.
Оцените свою работу в листе оценивания № 2:
Все работали одинаково |
Кто-то работал больше, кто-то меньше |
Работали дружно |
Очень трудно было договариваться |
Я принимал участие в работе |
Я мало принимал участие в работе |
V. Рефлексия
-Сейчас мы путешествовали по организациям нашего города в разных направлениях, теперь наши дороги соединились, но пройдем оставшийся путь мы самостоятельно. Выполняя данное задание вы проверите: сумеете ли, вы справиться с задачами нового вида самостоятельно.
-Отгадайте загадку.
Дом на улице стоит,
Детвора к нему спешит.
Несут тетрадки, книжки
Девчонки и мальчишки. (ШКОЛА)
-Где мы оказались? (в Ново-Ямской школе) Картинку с изображением школы прикрепляю на карту.
-Прочитайте задачу на слайде про себя. Слайд 16
В первом классе 26 учеников, а во втором- 30 учеников. Каждый ученик выполнял одинаковое количество поделок. Ученики первого класса сделали на 40 поделок меньше. Сколько поделок сделали ученики каждого класса в отдельности?
-Выполните чертеж к задаче и запишите её решение самостоятельно.
Организаторы приготовьте песочные часы. Приступаем к работе.
-Проверим свою работу по эталону – Слайд 17.
-Оцените свою работу в Листе оценивания № 3.
Выполнил самостоятельно задание без ошибок |
Выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял и исправил их |
Не смог самостоятельно выполнить задание |
VIII. Подведение итогов урока. Слайд 18
- Какие задачи вы научились решать сегодня на уроке?
- Как они называются?
- Какие вычислительные приемы мы закрепили?
- Какое задание вам больше всего запомнилось?
Вспомним девиз нашего урока. Слайд 19. Поднимите руки кто согласен с этим утверждением.
Рефлексия. Слайд 20
-Продолжите фразы:
1.На уроке для меня было важно______________________________________
2. На уроке мне было сложно_________________________________________
3. Теперь я умею___________________________________________________-Оцените себя в Листе оценивания- «Лесенка успеха» Слайд 21
Домашнее задание: учебник: № 170, 173 (с. 46).
Приложение
Карточка
Ч 450:5
Ш 600:4
Н 40∙32
И 18∙20
Е 33∙3
Р 1200:300
З 2800:7
Д 45∙20
А 70∙13
4 | 99 | 150 | 99 | 1280 | 360 | 99 | 400 | 1040 | 900 | 1040 | 90 | |
Карточка
Ч 450:5
Ш 600:4
Н 40∙32
И 18∙20
Е 33∙3
Р 1200:300
З 2800:7
Д 45∙20
А 70∙13
4 | 99 | 150 | 99 | 1280 | 360 | 99 | 400 | 1040 | 900 | 1040 | 90 | |
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ НА УРОКЕ
Ф.И. _учащегося:_______________________________
№ 1
Принял активное участие в работе | |
Участвовал в работе по мере своих возможностей | |
Участие в работе не принимал |
№2
Все работали одинаково | |
Кто-то работал больше, кто-то меньше | |
Работали дружно | |
Очень трудно было договариваться | |
Я принимал участие в работе | |
Я мало принимал участие в работе |
№3
Выполнил самостоятельно задание без ошибок | |
Выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял и исправил их | |
Не смог самостоятельно выполнить задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике 4 класс: " Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям " УМК "Школа России"
Конспект урока по математике 4 класс: " Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям "...
конспект урока "Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям"
конспект и презентация к уроку в 4 классе по программе "Школа России"...
Конспект урока математики по теме: "Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого"
Цели деятельности учителя: формирование умения решать задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемогоПланируемые результатыПредметные: уметь моделировать с помощью схематических рисунков и решат...
Презентация к уроку математики в 4 классе "Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям"
Презентация к уроку математики в 4 классе по теме "Решение задач на анхождение неизвестного по двум разностям".На уроке используется технология сотрудничества....
Конспект урока по математике по теме «Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям», (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя: знакомство с задачами на нахождение неизвестного по двум разностям; совершенствование вычислительных навыков.Планируемые результатыПредметные: Знать: математическую терминол...
Конспект урока математике 2 класс. «Задачи на нахождение неизвестного 3-го слагаемого» УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование навыка решать задачи на нахождение третьего слагаемого, познакомить с алгоритмом решения задач на нахождение третьего слагаемого; создание условий для формирова...
Конспект урока математики. Тема "Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: «Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям» Цели деятельности учителя создание условий для продолжения знакомства с задачами на на...