Методическая разработка по учебному предмету "Математические представления" (2 класс)
методическая разработка по математике (2 класс)

Задонская Ольга Геннадьевна

Методическая разработка по учебному предмету "Математические представления" (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metematicheskie_predstavleniya.docx62.47 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление.

1.

Пояснительная записка.

3

2.

Содержание учебной программы.

8

3.

Учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы (включая электронные ресурсы).

Материально-техническое (информационное, методическое)

оснащение образовательного процесса.

12

4.

Примерный перечень детского литературного материала.

14

5.

Календарно-тематическое планирование.

13

6.

Контроль и оценка достижения планируемых результатов по предмету «Математические представления».

19

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Математические представления» для 2 «Д» класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в соответствии с нормативными документами:

Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Распоряжением Комитета по образованию от 16.04.2020 N 988-Р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году»;

Учебным планом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга на 2020-2021 учебный год.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 439 и календарным учебным графиком на 2020-2021учебный год рассчитана на 2 часа в неделю (исходя из 34 недель в году).

Место предмета в учебном базисном плане.

Учебный план.

Предметные области

Учебные предметы

Классы

Количество часов в неделю

Всего

1 (доп.)

1

2

3

4

I. Обязательная часть

1.Язык и речевая практика

Речь и альтернативная коммуникация

3

3

3

2

2

13

2.Математика

Математические представления

2

2

2

2

2

10

3. Окружающий мир

Окружающий природный мир

2

2

2

2

2

10

Человек

3

3

3

2

2

13

Домоводство

-

-

-

3

3

6

Окружающий социальный мир

1

1

1

2

2

7

4.Искусство

Музыка и движение

1

1

1

1

1

5

Изобразительная деятельность

3

3

3

3

3

15

5.Технология

Труд

-

-

-

-

-

-

6.Физическая культура

Адаптивная физкультура

3

3

3

3

3

15

7. Коррекционно-развивающие занятия

2

2

2

2

2

10

Часть, формируемая участниками образовательного процесса                                

Музыка и движение

1

1

1

1

1

5

Окружающий природный мир

-

-

1

-

-

1

Изобразительная деятельность

-

-

1

-

-

1

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе

21

21

23

23

23

111

Внеурочная деятельность (коррекционные курсы)

10

10

10

10

10

50

Цель изучения предмета: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.

Образовательные задачи предмета:

-учимся различать и сравнивать предметы по форме, величине;

- учимся ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;

- учимся различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;

-учимся различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий;

-развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;

- развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;        

- развитие пространственных представлений и ориентации;

- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

- коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

обогащение словаря;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Воспитательные задачи:

 - воспитывать активность, обеспечивать успешность  в деятельности;

 - воспитывать уверенность в действиях, подкреплять позитивный опыт  в учебной деятельности;

 - воспитывать интерес, эмоции удивления, радости.

Краткая характеристика обучающихся:

В классе обучаются 9 человек, 4 человека обучаются на дому .Обучающимся класса характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени. Всем детям класса свойственно отсутствие произносительной  стороны речи, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. Внимание  рассеянное, неустойчивое. Несформированность мыслительных процессов сказывается на общем интеллектуальном и социальном развитии, задерживает и затрудняет процесс обучения, углубляет негативное отношение к познавательной деятельности.

Планируемые результаты на конец учебного курса:

Личностные результаты освоения АООП.

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

 «Чувства, желания, взгляды»

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет поддерживать контакты;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне);

Биологический уровень

- сообщает (показывает) о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает (показывает) об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, услышать похвалу);

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимает и оказывает посильную помощь.

Предметные результаты освоения АООП.

Восприятие и реагирование на раздражители различной модальности:

Умение воспринимать тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое, обонятельное и вкусовое воздействие

Умение демонстрировать двигательные, ориентировочные, эмоциональные и другие реакции на тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое, обонятельное и вкусовое воздействие

Взаимодействие между органами чувств:

Умение координировать работу различных анализаторов (зрительно-моторная, акустико-моторная, зрительно-акустико-моторная координация)

Повторение воздействия раздражителей:

Умение принимать ситуацию повторения взрослым его собственных звуков, движений, действий с предметом, стимуляцию их повторения.

Умение повторять собственные звуки, движения, действия с предметом.

Ожидание и создание раздражителей:

Умение осуществлять поисковую активность в игре со взрослым и с игрушкой

Умение ожидать события

Умение устанавливать причинно-следственные связи между воздействием на объект и полученным эффектом

Зрительный контроль:

Умение осуществлять зрительный контроль за действиями рук и движениями крупной моторики

Узнавание людей, предметов и ситуаций:

Умение узнавать знакомые объекты и знакомых людей, и связанные с ними повторяющиеся ситуации

Развитие интереса к сенсорным стимулам, предметам:

Умение принимать сенсомоторные игры и участвовать в играх на ориентацию в схеме  тела;

Умение наблюдать за объектами, вызывающими интерес;

Умение осуществлять доступным способом практическое исследование объектов.

Манипулирование и функциональное использование предметов:

Умение воздействовать на предмет и понимать взаимосвязь между действием и эффектом;

Умение узнавать предмет в различных модальностях;

Умение выделять функцию предмета и использовать предмет по назначению.

Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления:

Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.

Умение узнавать цифры 1,2

Формы организации учебного процесса:

    Ведущей формой организации учебного процесса и основной формой обучения является урок. Урок позволяет наиболее полно реализовать образовательно - воспитательные и коррекционно-развивающие задачи, использовать различные средства и методы обучения, осуществлять индивидуальный и дифференциальный подход к обучающимся. Продолжительность урока составляет 35 минут.

1.Формы обучения:

  • урок изучения нового материала;
  • урок закрепления знаний, умений и навыков;                         комбинированный урок и т.д.
  • урок экскурсия.

2.Методы и приемы обучения:

  • игровые 
  • дидактические игры
  • пальчиковые игры,
  • игры с предметами и различными материалами,
  • игры с образными игрушками,
  • проигрывание различных ситуаций общения,
  • игры-драматизации;
  • словесные методы 
  • рассказ,
  • объяснение,
  • беседа;
  • наглядные методы 
  • показ, иллюстрация,
  • демонстрация,
  • использование ИКТ;
  • практические методы
  • рука в руку
  • практические упражнения;
  • упражнения с картинками;
  • упражнения с пиктограммами (символами);
  • упражнения по прослушанному тексту;
  • упражнения со словами и т. п.

3.Виды деятельности обучающихся на уроке:

  • совместные действия с педагогом;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по последовательной инструкции;
  • деятельность с привлечением внимания ученика к предмету деятельности.

4.Формы текущего контроля успеваемости.

В конце четверти проводятся обобщающие уроки и промежуточная аттестация, а в конце года – итоговая аттестация. Аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. При обучении детей с умеренной умственной отсталостью рекомендуется безоценочная система обучения. Результаты аттестации заносятся в классный журнал (усвоил, частично усвоил, не усвоил).

По итогам 1 и 2 полугодий проводится диагностика уровня усвоения программного материала обучающимися. Данные диагностики заносятся в специально разработанную таблицу и служат учителю показателями определения динамики обучения, позволяет оценить зону актуального развития учащегося, выстроить индивидуальный маршрут коррекции. В конце учебного года составляется психолого-педагогическая характеристика на каждого обучающегося, оформляется портфолио с образцами продуктивной деятельности, фотоматериалами.

Содержание учебной программы.

2 «Д» класс

(62часа, 2 часа в неделю) 

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1.

«Количественные представления»

5

2.

«Представления о форме»

17

3.

«Пространственные представления»

14

4.

«Временные представления»

14

5.

 «Представления о величине»

12

Итого:

62

Содержание программы по предмету

«Математические представления»

( 62 часа в год, 2 часа в неделю)

Первое полугодие

Количественные представления.

Нахождение одинаковых предметов. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Упражнения на складывание шариков (мелких игрушек, плодов, орехов, каштанов, шишек) в одну емкость и перекладывание их руками и с помощью столовой ложки в другую емкость..

Представления о форме.

Тактильные и зрительные упражнения на определение формы шара. Для этого используются игры с мячами и шарами: игры в сухом бассейне с шариками, с мячиком катание и бросание мячей среднего размера — пластмассовых, резиновых, тряпичных. Катание «таблеток», колец от дидактического модуля «Пирамида» по комнате с помощью взрослого, подкрепляя действия словами катится, круглое колечко (говорит учитель). Знакомятся с овалом..

Представление о величине.

Совместные с учителем упражнения по сопоставлению двух объектов по величине (большой — маленький мяч, большая — маленькая пирамида). Показ пространственных отношений руками и совместные с учителем действия, действия по подражанию педагогу, которые он называет (Брось большой мяч далеко — маленький мяч положи к ногам — он лежит близко).

Пространственные представления.

Совместное перемещение учащихся и учителя (держатся за руки, за веревочку, за обруч и т. п.) в пространстве класса. Перенос с одного места на другое разных предметов. Стимулирование желания учеников выполнять эти действия по словесной инструкции и самостоятельно.

Игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела: поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку (по подражанию, по образцу).

Временные представления.

Совместные с учащимися наблюдения за погодными явлениями (холодно, тепло, идет дождь, идет снег), побуждение к называнию их, используя невербальные и вербальные средства общения.

Второе полугодие

Количественные представления.

Игры с «Дидактической черепахой» (чехол «Укрась полянку»): много, одна бабочек, выбор по цвету и количеству —один гриб, много и т. п.

Упражнения в набрасывании колец на стержень игрового модуля «Набрось колечко»: много, одно кольцо и т. п.

Количество один и показ пальца — один.

Игры с пальчиками на соотнесение количества: много, один пальчик

Знакомство с цифрой 1, 2.

Представления о форме.

Игры на развитие представлений о форме предметов: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы».

Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).

Представление о величине.

Игры и игровые упражнения в сухом бассейне: учитель учит учеников «купаться» в сухом бассейне, искать руками среди шариков другие предметы, ориентируясь на их величину (по два предмета одного наименования, но разной величины, например, пластмассовые мишки — большой и маленький, ведерки, лопатки, куклы).Различение однородных (разнородных) предметов по длине. Сравнение предметов по длине. Различение однородных (разнородных) предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте.

Пространственные представления.

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела).Определение месторасположения предметов в пространстве: близко, далеко (там), сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в пространстве в заданном направлении: вперёд, назад. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева. Составление предмета (изображения) из нескольких  частей. Составление ряда из предметов (изображений): слева направо, снизу вверх, сверху вниз.

Временные представления.

Узнавание (различение) частей суток. Соотнесение деятельности с временным промежутком: сейчас, потом. Различение времен года по картине, иллюстрации.

Учебно-методический комплект,

обеспечивающий реализацию программы

Литература:

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы № 439

2. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.

3. Баряева Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников  с задержкой психического развития.- Спб. НОУ СОЮЗ, 2005.

4. Баряева Л.Б. Математическая мозаика.- СПб. СОЮЗ, 2005.

5. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии).- СПб. Изд-во РГПУ им. П. И. Герцена; СОЮЗ, 2002.

6. Баряевал.Б. Чудо-пирамидка // Игра и дети.-2006..

7. Гаврилушкина О.П.  Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. – М. Просвещение, 1991.

8. Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания.- М.ДРОФА, 2008.

9. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени.- М. ВЛАДОС, 2007.

10. Козлова В.А. Количество и счет.- М. ДРОФА, 2008.

11. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику.- М.Эксто-Пресс, 2001.

Материально-техническое (информационное, методическое)

оснащение образовательного процесса:

  • http://www.twirpx.com/ - электронная библиотека;
  • http://logopsi.ucoz.com/ - сайт « Логопедия. Дефектология. Психология»;
  • http://prezentacya.ru - образовательный портал «Презентация.ru»;
  • http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир»;
  • http://daohappiness.ru/
  • http://900igr.net - 900 презентаций для детей;
  • http://www.logoped.ru - сайт «Логопед.ru»;
  • http://nsportal.ru - социальная сеть работников образования;
  • www.razumniki.ru - литература для детского чтения;
  • http://zvuki-tut.narod.ru/ - большая подборка звуков;
  • http://www.boltun-spb.ru/ - сайт «Болтунишка» (логопедический);
  • http://logoportal.ru/ - логопедический портал;
  • http://flashsait.com - бесплатная детская электронная библиотека;
  • http://www.defectolog.ru/ - сайт «Дефектолог.ru»;
  • http://www.solnet.ee/ - детский портал «Солнышко»;
  • http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения;

-   www.school-collection.edu.ru

-   http://zavuch.info/forums.html

-   http://www.gramma.ru

-   http://www.openclass.ru

-   ttp://www.gramota.ru

-   Уроки Мудрой Совы - виртуальная школа (здесь можно в игровой форме приобретать знания, умения и навыки для успешного обучения в школе. http://www.logozavr.ru/1549/

- Набор геометрических тел, фигур.

- Строительные наборы (большие и маленькие).

- Мозаики.

- Разрезные картинки.

- Сборно – разборные игрушки.

- Полистироловые фигуры.

- Иллюстрированные кубики.

- Фигуры из дерева, пластмассы.

- Счётный материал: грибочки, овощи, фрукты, жучки.

- Сыпучие материалы: крупа, песок.

- Пластилин.

- Игрушки разные по величине.

 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Примерный перечень детского литературного материала.

Игры и игровые упражнения.

  • Пальчиковая гимнастика:«Моя семья», «Пальчики», «Лесенка», «Пальчики в лесу», «Игра на рояле», «Кто приехал?» (болгарская игра), «Серенький зайка».
  • Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию:«Прятки», «Конфетка», «Кто пришёл?», «Кто это?»; игра с куклой бибабо: «поцелуй», «улыбка», «дразнилки», «домик», «Почисти зубы»,
  • Упражнения на развитие ротового дыхания:«Ветерок», «Мыльные пузыри», «Покатай карандаш», «Снежинки летят», «Вертушка»
  • Двигательные упражнения:«Покажи, как это делают…», «Ветер, ветер», «Дождь идёт», «Кошка и котята», «Падающие листья», «Часики», «Осенние листочки», «Мишка косолапый», «По ровненькой дорожке», «Маленькая птичка», «Вышла курочка гулять», «Слушай и делай вместе со мной», «Беги ко мне», «Паровоз», «Птички летают», «Солнышко и дождик», «Зайка беленький сидит», «Угадай, кто я такой!», «Тушки - тутушки», «Качели», «Цепкие ручки», «Солнышко», «Карусель», «Похлопаем, потопаем», «Пузырь», «Белые снежинки».
  • Дидактические игры и упражнения: «Собери листочки (шишки), «Найди свою фотографию», «Чудесный мешочек», «Раскопки», «Послушай и покажи», «Собери зайчика», «Собери морковку», «Слушай и показывай», «Кто как поёт?», «Оркестр» «Угадай, чей домик?», «Найди картинку», «Достань картинку», «Слушай стишок и показывай картинку», «Чей домик?», «Найди своё место», «Собери целое», «Чей след?», «Зоопарк», «Узнай героя», «Выбери принадлежности по названию», «Купание куклы».

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Математические представления»

2020-2021 г.

( 62 ч. в год, 2ч. в неделю)

Дата

Тема урока

К-во часов

Характеристика

деятельности обучающихся

I четверть 15 часов

Представления о форме  9ч

1

02.09.

Формирование представлений о форме Овал.

Выполняет действие способом рука-в-руке при сравнении предметов по форме.

2

07.09.

Прямоугольник.

3

09.09.

Маленькие и большие прямоугольники.

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики.

4

14.09.

Предметы похожие на овал.

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. Находит, показывает

5

16.09.

 Узнавание геометрической фигуры: круг.

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Находит, показывает. «Дай круг», «Покажи круг».

6

21.09.

 Узнавание геометрической фигуры: квадрат.

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Находит, показывает. «Дай квадрат», «Покажи квадрат».

7

23.09.

Раскрашивание овала.

Выполняет действие способом рука-в-руке при раскрашивании форм. Понимает жестовую инструкцию.

8

28.09.

Сравнение квадрата и прямоугольника.

Выполняет действие способом рука-в-руке при обведении квадрата по внешнему контуру.

9

30.09.

Раскрашивание квадрата и пямоугольника.

Выполняет действие способом рука-в-руке при раскрашивании форм. Понимает жестовую инструкцию.

Временные представления 2ч

10

05.10.

Время года-осень.

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса («Посмотри», «Возьми»).Узнавание основных  природных явлений: дождь, ветер, солнце

11

07.10.

Наблюдения за погодными явлениями (холодно, тепло, идет дождь, идет снег), побуждение к называнию их, используя невербальные и вербальные средства общения.

Представление о величине 4 ч

12

12.10.

Большой - маленький.

Выполняет постройки совместно с педагогом.

Выполняет действие способом рука-в-руке при сравнении предметов по величине.

Группировка предметов по величине «большой», «маленький».

13

14.10.

Конструирование больших и маленьких пирамидок.

14

19.10.

 Сравнение двух объектов по величине, их раскрашивание.

15

21.10.

Обобщение по пройденным материалам.

Отработка знаний обучающихся

II четверть 14 часов

Представление о величине 8 ч

1

09.11.

Длинный – короткий.

Умеет показать жестом длинный – короткий. Рука в руке штрихует «Длинная лента», «Короткая лента».

2

11.11.

Забор для козлят.

Играет со сборно-разборными игрушками и детским строительным материалом. Рука в руку строят забор.

3

16.11.

Обводка и закрашивание длинных и коротких полосок в тетрадках.

Совместно с педагогом обводят и закрашивают.

4

18.11.

Высокий – низкий.

Умеет ставить кубик на кубик, захватывает кубики правой рукой. Складывает на место сборно-раз-борные игрушки, настольный конструктор выполняют действия рука в руке.

5

23.11.

Постройка башни.

6

25.11.

Раскрась высокие и низкие дома.

7

30.11.

Сопоставление двух объектов по величине длинный короткий, используя приемы наложения и приложения.

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Находит, показывает

8

02.11.

Сопоставление двух объектов по высоте используя приемы наложения и приложения.

Временные представления 6ч

9

07.12.

Время года- зима.

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса («Посмотри», «Возьми»). Совместно с педагогом рассматривают сюжетные картинки о временах года. Показывает на изображениях ёлку. Наклеивает детали на шаблон. Эмоционально отзывается на приглашение участия в хороводе.

10

09.12.

Знакомство с понятием времена года.

11

14.12.

Наблюдения за погодными явлениями (холодно, тепло, идет дождь, идет снег).

12

16.12.

Зимние забавы.

13

21.12.

Украсим ёлку.

Наклеивает детали на шаблон. Выполняют действия рука в руке.

14

23.12.

Обобщение по пройденным темам.

подражание действиям взрослого;

выполнение инструкции.

III четверть 18 часов

Пространственные представления  7ч

1

11.01.

Вверху-середина-внизу.

С помощью педагога ориентироваться в собственном теле. Умеет поднимать руки вверх, вниз. «Я – большой» (руки вверх, я маленькая руки вниз с приседанием). Фиксирует взгляд на магнитной доске. Рассматриваю иллюстрации из сказки «Маша и медведь».

2

13.01.

«Маша и медведь»

3

18.01.

Ориентировка в пространстве.

Совместно с педагогом переносят игрушки разные по размеру с одного места на другое (…,возьми самый большой мяч, принеси его ко мне и т.д.) Показывает руками какой мяч?- круглый, большой.

4

20.01.

Ориентировка в схеме собственного тела, показ на кукле.

подражанием действиям взрослого.

5

25.01.

Перемещение в пространстве, изменение положения частей тела: поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку (по подражанию, по образцу).

подражанием действиям взрослого.

6

27.01.

Ориентация на листе бумаги.

Совместно вучителем показывает середину листа, вверх и низ. После многократной инструкции выполняет упражнения по нахождению середины листа.

7

01.02.

Ориентация в классе.

Находит сам или по требованию учителя тот или иной предмет (с подсказкой, где он находится). Рассматривает иллюстрации в книгах.

Временные представления 6ч

8

03.02.

День. Ночь.

Показывает на картине последовательность частей суток, называют их. Закрывает и открывает глаза по требованию учителя (…. спит. ….Проснулся (ась))». Показывает как на себе глазки, так и на дид. кукле.

9

08.02.

Утро. День

10.

10.02.

Режим дня.

Действия по пиктограммам Закрывает глаза по требованию учителя (…. спит. ….)». Показывает как на себе глазки, так и на дид. кукле

11

15.02.

Ночной режим.

12

17.02.

Закрепление по теме: «Покажи, что ты делал днём, ночью».

Совместно с учителем находит картинки по частям суток (Маша гуляла на улице. Каталась на качелях. Обедала.)Когда это было? – днем). Показывает картинку где Маша гуляет и т.д. Играет с бусами разной ве-личины Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса («Посмотри», «Покажи», «Возьми»

13

22.02.

Весна.

Количественные представления  5ч

14

24.02.

Много-мало, несколько.

По словесному указанию - вынимает из коробки один предмет, ставит его на стол. Соотносит предмет с показом одного пальчика. Играет с природным материалом (желуди, камни).

15

01.03.

Соотнесение отдельных единиц множества с пальцами без пересчета.

прием последовательного прикосновения к каждому предмету пальцем.

16

10.03.

Знакомство с цифрой 1.

Знакомство с цифрой 1. Пишут цифру с помощью учителя.

17

15.03.

Знакомство с цифрой 2.

Знакомятся с цифрой 2. Пишут цифру с помощью учителя.

18

17.03.

Обобщение по пройденным темам.

Закрепление знаний

IVчетверть 15 часов

Представления о форме  8ч

1

29.03.

Знакомство с геометрической фигурой: квадрат.

уметь находить среди других форм;

2

31.03.

 Узнавание геометрической фигуры: квадрат.

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Находит, показывает. «Дай», «Покажи».

3

05.04.

Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой квадрат.

Выполнений действий по образцу.

4

07.04.

Раскрашивание квадрата.

Совместно с учителем раскрашивают квадрат.

5

12.04.

Знакомство с геометрической фигурой: треугольник.

уметь находить среди других форм;

6

14.04.

 Узнавание геометрической фигуры :треугольник.

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Находит, показывает. «Дай прямоугольник», «Покажи прямоугольник».

7

19.04.

Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой треугольник.

Выполнений действий по образцу

8

21.04.

Раскрашивание треугольника.

Совместно с учителем раскрашивают треугольник

Пространственные  представления  7ч

9

26.04.

Пространственные понятия: ближе – дальше.

Умеет дотягиваться до предметов вставая на цыпочки, поднимая руки вверх. Умеет находить предмет по требованию учителя. Ставит предметы (игрушки) по инструкции ближе к…, дальше от …слава…., справа..

10

28.04.

Пространственные понятия: слева - справа.

11

05.05.

Перемещение в пространстве, изменением положения тела.

Подражает действиям, выполняемым педагогом.

12

12.05.

Перенос предметов с одного места на другое.

Учимся ориентироваться в помещении с помощью взрослого и самостоятельно.

13

17.05.

Ориентация в схеме своего тела и лица.

Учимся находить руки, ноги, голова, уши, нос перед зеркалом и напротив учителя.

14

19.05.

Ориентировка на листе бумаги.

Учимся ориентировке на листе бумаги.

15

24.05.

Повторение пройденного материала .

Закрепление знаний

                                                                                                                     

                                                                                                                 

                                                                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ №3

                   Контроль и оценка достижения планируемых результатов по предмету                    «Математические представления».

                                    Ф.И. обучающегося

Предметные результаты

Сентябрь

Январь

Май

«Представления о форме».

1.

Выполняет характерные действия с объёмными предметами (мяч катает, кубики ставит и т.д.).

2.

Выделяет одну из объёмных форм.

3.

Группирует предметы двух форм по принципу "такой – не такой".

4.

Выделяет объёмные формы по образцу.

5.

Выделяет объёмные формы по словесной инструкции.

6.

Соотносит объёмную форму и плоскостную фигуру.

7.

Выделяет заданную плоскостную фигуру по образцу.

8.

Выделяет заданную плоскостную фигуру по словесной инструкции.

9.

Классифицирует плоскостные фигуры.

10.

Соотносит форму объекта с объёмным эталоном.

11.

Соотносит форму объекта с плоскостным эталоном.

12.

Определяет форму объекта (его частей) на основе представлений о сенсорных эталонах.

13.

Выкладывает геометрические фигуры из природного материала, счётных палочек и т.д.

14.

Рисует геометрические фигуры.

15.

Осуществляет по образцу группировку по цвету геометрических фигур, имеющих дополнительные различия по величине.

16.

Осуществляет по образцу группировку по цвету однородных реальных предметов и их изображений, имеющих дополнительные различия по форме и величине.

17.

Оперирует представлениями о цвете в изобразительной, конструктивной, трудовой и игровой деятельности.

«Представления о величине».

1.

Повторяет за педагогом жесты, обозначающие размер (большой, маленький).

2.

Дифференцирует "большой" - "маленький" среди однородных объектов.

3.

Дифференцирует "большой" - "маленький" среди разнородных объектов.

4.

Повторяет за педагогом жесты, обозначающие размер (большой, маленький)

«Пространственные представления».

1.

Отслеживает (следует взглядом) указательный жест педагога.

2.

Способен передвигаться в пространстве без указания направления движения (принеси мишку ит.д.).

3.

Знает отдельные направления движения в паропротивоположных направлениях (вверх - вниз, вперед - назад), выполняет соответствующие инструкции.

4.

Указывает местоположение некоторых частей тела (справа – слева).

5.

Показывает по инструкции верх - низ, спереди - сзади в схеме собственного тела.

«Временные представления».

1.

Узнает/ реагирует на наступление отдельных режимных моментов (утро - идем в школу; завтрак - обед (прием пищи) - идем в группу.

2.

Дифференцирует картинки с контрастными временами года (зима - лето), частями суток (день - ночь) по наиболее характерным признакам.

3.

Имеет элементарные представления (показывает/ называет) о частях суток. Различает (показывает/ называет) утро, день, вечер, ночь.

4.

Работает с календарем природы и погоды.

5.

Узнает (показывает/ называет) на картинках все времена года, последовательности не знает.

«Количественные представления».

1.

Выделяет на элементарном уровне группы знакомых предметов (конфеты, яблоки). Не понимает смысла наличия множества.

2.

Понимает значение слов: "много, мало, нет, пусто" по отношению к однородным множествам.

3.

Показывает "один - много", если объекты  отличаются по величине (один большой, много маленьких).

4.

Узнаёт слуховой (аудиальный) образ отдельных цифр нецеленаправленно манипулирует им.

5.

Отличает цифры от других знаков путем зрительного соотнесения, но не соотносит их с числом.

6.

Соотносит зрительный образ цифры с её названием.

7.

Соотносит цифру с количеством предметов.

8.

Выкладывает цифру из разнообразных материалов.

9.

"Пишет" цифру по трафарету.

10.

Пишет цифру по опорным точкам.

Итого:

При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

1 балл - действует методом «рука в руке»;

2 балла - выполняет при физической помощи (взрослый физически помогает ребёнку выполнить часть задания, но дает ему возможность завершить задание самостоятельно);

3 балла - выполняет после физической подсказки (взрослый помогает ребёнку выполнить задание, направляя его);

4 балла - выполняет по образцу (взрослый демонстрирует обучающемуся выполнение задания);

5 баллов - действует по словесной инструкции (взрослый дает словесные указания, напоминания и сигналы по мере необходимости);

6 баллов - выполняет самостоятельно (помощь взрослых не требуется).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела учебной программы "Имя прилагательное" 3 класс.УМК " Школа России".

Данный раздел программы имеет большое практическое значение в изучении курса русского языка  в третьем классе. Обогащение и уточнение словаря на уроке русского языка происходит прежде всего в про...