Урок математики "Формула деления с остатком"
учебно-методическое пособие по математике (3 класс)
цель урока вывести формулу деления с остатком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formula_deleniya_s_ostatkom.ppt | 2.16 МБ |
urok_po_matematike.docx | 58.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У Маши 15 открыток, а у Кати в а раз меньше. Сколько открыток у Кати? В бидоне 20 л молока, это в а раз больше, чем в кувшине. Сколько литров молока в кувшине? 45 кг печенья разложили поровну в а ящиков. Сколько килограммов печенья в одном ящике? Надя сорвала 13 орехов и разделила их поровну между а подругами. Сколько орехов получила каждая подруга?
Проверь! 15:а 20:а 45:а 13:а 15:5=3 20:5=4 45:5=9 13:5=2(ост.3)
13 = 5 ∙ 2 + 3
Математика 3 класс тема : «Формула деления с остатком»
Запиши формулу зависимости между делимым a , делителем b , частным c , и остатком r при делении с остатком.
13 = 5 ∙ 2 + 3
a b c r a = b *c + r r < b 13 = 5 ∙ 2 + 3
Ощущал себя на уроке: хорошо; уверенно; смело; гордо; комфортно; глупо; неуверенно; испуганно; сердито; грустно.
Предварительный просмотр:
Открытый урок по математике
в 3 классе. Тема: « Формула деления с остатком».
Учитель: Гущина С.В.
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Формула деления с остатком»
Основные цели:
1) Уточнить смысл деления с остатком, название компонентов.
2) Сформировать умение составлять формулу деления с остатком.
3) Отработать навыки вычислений по формуле деления с остатком, решение текстовых задач.
4) способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов;
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Демонстрационный материал: презентация, эталон для этапа 2, , формула деления с остатком
Раздаточный материал: индивидуальные блокноты, эталон для самопроверки, сигнальные круги.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.
Технология: в рамках проблемно - диалогического обучения.
Методы обучения: проблемно - поисковые, практические, наглядные.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные результаты:
- формирование положительного отношения и интереса к изучению математики;
- понимания причин собственной успешности (не успешности); чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе, в паре;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- оценивать усваиваемое содержание исходя из и личностных ценностей.
Познавательные УУД:
- умение выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, сравнение; устанавливать аналогии;
- выстраивать логическую цепь рассуждений; ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания, используя учебник, свой опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- вносить изменения в способ действия в случае расхождения с эталоном;
- оценивать свою деятельность на уроке.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность;
2) определить содержательные рамки урока;
3) мотивация к учебной деятельности.
У меня хорошее настроение, потому что мы вместе. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Пусть этот урок принесет нам радость общения. Я желаю всем сегодня сделать много хороших дел.
На экране слова В. Ломоносова:
Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит
Как вы понимаете его высказывание?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать деления с остатком, название компонентов действий;
2) тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) предъявить индивидуальное задание для пробного действия (составления формулы деления с остатком);
5) организовать выполнения пробного действия и фиксацию затруднение в учебной деятельности (не успели; не смогли; выполнили, но не могут доказать);
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в обосновании выполнения задания.
Организация учебного процесса на этапе 2:
- Актуализация знаний о деление с остатком.
- Но для того, чтобы справиться с любыми трудностями на уроке сделаем зарядку для ума.
- У вас лежит карточка с заданием.
- Прочитайте задание. Работать будете в парах. Выполняйте
- Решите задачи и запишите решение выражением в столбик.
- У Маши 15 открыток, а у Кати в а раз меньше. Сколько открыток у Кати?
- В бидоне 20 л молока, это в а раз больше, чем в кувшине. Сколько литров молока в кувшине?
- 45 кг печенья разложили поровну в а ящиков. Сколько килограммов печенья в одном ящике?
- Надя сорвала 17 орехов и разделила их поровну между а подругами. Сколько орехов получила каждая подруга?
Самопроверка.
15:а
20:а
45:а
17:а
- Назовите признаки сходства этих выражений.
(1. буквенные выражения,
2. делимое – двузначное число,
3. делитель – а,
4. выражения на деление)
- Сколько значений может иметь буквенное выражение? (много, т.к. а – это любое натуральное число)
- Найдите значение этих выражений, при а = 5. Запишите выражения во 2-й столбик и найдите их значение.
Взаимопроверка.
- Прочитайте примеры.
- Что у них общего? ( Это все примеры на деление, делимое двузначное число, делитель 5.)
- На какие 2 группы можно разделить эти числовые выражения?
- Значит, можно разделить любое число, просто остаётся остаток.
-Какие остатки могут получаться при делении числа на 2 (1), а 3(1,2) на 5(1,2,3,4)?
- Вывод Что знаете про остаток? (В остатке получаются числа меньшие делителя.)распечатать
Учитель вывешивает вывод на доску.
2. Актуализация знаний названия компонентов при делении с остатком.
- Перед вами на карточках графические модели.
- Найдите по графической модели делимое, делитель, частное и остаток.
- Запишите в тетрадях соответствующее числовое равенство.
-Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетрадях, проверка организуется фронтально. Учащиеся с места озвучивают результат выполнения, учитель делает соответствующую запись на доске.
- Что вы сейчас повторили? (Деление с остатком, названия компонентов при делении с остатком.)
- На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что для более краткой записи существуют формулы.
Вы уже составляли формулы? (да)
Сегодня на уроке постараемся вывести формулу деления с остатком.
- Сформулируйте тему нашего урока? (Формула деления с остатком.)
3. Пробное действие.
Учитель открывает на доске задание:
- Прочитайте задание.
- Что нового в этом задании? (Надо записать формулу деления с остатком.)
- Попробуйте выполнить данное задание. На работу даю 2 минуты.
Учащиеся работают 2 минуты.
- Поднимите руку, у кого нет результата?
- В чём ваше затруднение? ( Я пока не могу записать формулу деления с остатком.)
У кого есть результат?
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) организовать восстановление выполненных операций и фиксацию (вербальную и знаковую) места – шага, операции, где возникло затруднение;
2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым способом (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи такого класса или типа.
Организация учебного процесса на этапе 3:
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:
1) уточнение цели проекта (составить формулу зависимости между делимым a, делителем b, частным c, и остатком r при делении с остатком.)
2) уточнить тему урока;
3) определение средств (алгоритмы, модели, учебник и т.д.);
4) построение плана достижение цели.
Организация учебного процесса на этапе 4.
Почему вы не смогли выполнить задание?
- Зафиксируйте причину затруднения. (Я не знаю, как записать формулу деления с остатком.)
- Какую цель поставите перед собой ? (Узнать, как записать формулу деления с остатком
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: составления формулы деления с остатком;
2) зафиксировать в речи, знаковой форме (с помощью эталона, опорной схемы), сформировать умение использовать открытые знания на практике;
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
Для того чтобы составить общую формулу для деления с остатком , что нужно сделать? (вместо чисел подставить буквенные обозначения)
Какая может получиться формула, если подставить вместо чисел буквы?
- = 5 ∙ 2 + 3
a b c r
a = b ∙ c + r, r < b
запишите формулу
(При делении с остатком делимое равно произведению делителя и частного плюс остаток (остаток меньше делителя.)
У вас получился эталон формулы деления с остатком.
Эталон формулы деления с остатком. (Слайд)
Что можно сказать про делитель и остаток?
- Где можем проверить, что правильно записали формулу деления с остатком?(в учебнике)
Посмотрите в учебник на стр.
- Достигли вы цели? ( Да, мы узнали формулу деления с остатком.)
Физкультминутка.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
зафиксировать новый способ действий во внешней речи, тренироваться в применении, новой формулы деления с остатком.
Организация учебного процесса на этапе 6:
- Какой следующий шаг на уроке? (Будем учиться применять новое знание.)
№ 5(1), стр. 93
- Какое задание надо выполнить?
Это задание направлено на закрепление алгоритма деления с остатком, фиксацию его в речи учащихся, усвоение формулы и формирование способности к её использованию для вычисления значений делимого.
a = b ∙ c + r, где r < b
Учащиеся вслух произносят формулу, записывают её на доске.
(Делимое равно произведению делителя и частного плюс остаток, остаток меньше делителя.)
1) b = 7, c = 4, r = 1
a = 7 ∙ 4 + 1 = 29
№ 6 (1), стр. 93
По сравнению с предыдущим заданием новым здесь является то, что значение b = 7, c = 4, r = 1
Не даны в готовом виде, а их нужно выделить из текста условия. Записать текст на математическом языке.
a = b ∙ c + r, где r < b
1) b= 15, c = 6, r = 9
a = 15 ∙ 6 + 9 = 99
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на применение новой формулы;
2) организовать самооценку детьми правильности выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Как вы можете проверить, что запомнили формулу деления с остатком? (Выполнить самостоятельную работу.)
Для самостоятельной работы предлагается № 5 (2), № 6 (2), стр.93. На работу отводиться 3 минуты.
Каждый получает эталон для самопроверки.
- У кого есть ошибки? Почему они появились? Исправьте их.
- Кто всё выполнил верно?
- Оцените свою работу и зафиксируйте результаты знаками «+» или «?».
Молодцы! Идём дальше.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать умение в использовании формулы деления с остатком, решение задач на определение начала, конца и продолжительности событий.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- А теперь давайте посмотрим, как формулу деления с остатком можно использовать при выполнении разных заданий.
№ 10(а), стр. 94
- Прочитайте задачу.
- Что известно в задаче?
- Какова вместимость одного грузовика?
- Что требуется узнать?
- Какие знания необходимы?
-Решите задачу самостоятельно.
- Кто хочет записать решение на доске?
Чтобы узнать, сколько 5- тонных грузовиков, надо определить, сколько раз по 5 тон содержится в 48 т, и к полученному числу грузовиков прибавить 1 грузовик (для перевозки остатка).
1) 48: 5 = 9 (ост. 3 т.) (гр.)- количество полных грузовиков;
2) 9 + 1 = 10 (гр.)-
Ответ: потребуется 10 грузовиков.
- Сравните своё решение с решением на доске.
- Какие есть замечания?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3) оценить собственную деятельность на уроке;
4) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Какую цель ставили? (Узнать формулу деления с остатком.)
- Достигли цели?
- Докажите. (Мы выполняли разные задания с использованием новой формулы. Ошибок было мало.)
- Оцените свою работу с помощью светофора. (Слайд)
- Если запомнили тему, эталон, можете объяснить другим, то покажите зелёный свет.
- Если запомнили тему, эталон, были ошибки в самостоятельной работе, то покажите жёлтый свет.
- Если тему урока, с самостоятельной работой не справился, то покажите красный свет.
Я благодарю вас за сотрудничество на уроке. Меня порадовали … , они активно участвовали в открытии новых знаний, без ошибок выполнили самостоятельную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики "Деление с остатком" (закрепление), 3 класс
Урок построен в виде "путешествия" . Программа " Школа России"...
Презентация к уроку математики "Деление с остатком" программа Школа 2100
Познакомить детей с приёмом деления с остатком, подвести к выводу, что при делении остаток всегда меньше делителя.Актуализация знаний: вычислительные навыки, умение решать задачи, таблица умноже...
Тема урока: «Письменное деление с остатком.»
Разработка фрагмента урока....
Презентация к уроку математики "Деление с остатком"
Презентация к уроку математики, учебник Б.П.Гейдмана, тема: "Закрепление умения делить двузначные числа с остатком на однозначные". Решение задач с остатком...
Урок математики "Деление с остатком"
Данный урок поможет учащимся: - узнать, что такое остаток - научиться делить числа с остатком...
Технологическая карта урока математики «Деление с остатком. Правило остатка» 3 класс
Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Деление с остатком. Правило остатка» Цель урока: познакомить и изучить приёмы деления чисел в случаях, когда получается остаток;Планиру...
презентация к уроку математики "Деление с остатком" 3 класс урок № 2
УМК "Школа России" презентация у уроку математики "Деление с остатком" урок №2...