Конспект урока математики «Среднее арифметическое» "(Перспектива"4 класс)
материал по математике (4 класс)

Останина Алена Юрьевна

Цель: изучение понятия «Среднее арифметическое» 
Тип: урок изучения новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные:

- ознакомить со средним значением числа, вывести правило его нахождения; 
- учить объяснять свои суждения;

- создать условия для развития логического мышления, воображения детей, интереса к предмету;

- показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания.
Метапредметные:
- освоение приема нахождения среднего арифметического;

- умение определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы);

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- чтение задачи по заданной схеме, диаграмме;

- осмысление способа нахождения среднего арифметического;

- любознательность и познавательная инициатива;

- умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью;

- умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах);

Оборудование:учебник
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 2.04.2020                                                                                                                        ФИО учителя: Соколова Ирина Рашитовна

Школа: МОУ «Береговская СОШ»                                                                                    ФИО студента: Останина Алена Юрьевна

Класс: 4А                                                                                                                                        ФИО методиста: Дрокина М.В.

Кабинет: 11        

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

ТЕМА: «Среднее арифметическое»

Цель: изучение понятия «Среднее арифметическое»  
Тип: урок изучения новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные:

- ознакомить со средним значением числа, вывести правило его нахождения; 
- учить объяснять свои суждения;

- создать условия для развития логического мышления, воображения детей, интереса к предмету;

- показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания.
Метапредметные:
- освоение приема нахождения среднего арифметического;

- умение определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы);

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- чтение задачи по заданной схеме, диаграмме;

- осмысление способа нахождения среднего арифметического;

- любознательность и познавательная инициатива;

- умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью;

- умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах);

Оборудование:учебник

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число.

Включение в учебную деятельность.

Регулятивные УУД

II. Актуализация знаний и мотивация

8 мин

 

- Наш урок мы начнём с выполнения самостоятельной работы. На столах у вас лежат карточки. Решите примеры. Кто хочет решить у доски?

632:79 29760:48 (1 вариант)

 632

79

 

-632

8

 

   0

29760

48

 

-288

620

 

   96

  -96

     0

1296:27 14070:35 (2 вариант)

1296

27

 

-108

48

 

  216

 -216

    0

14070

35

 

-140

402

 

    70

   -70

     0

- Молодцы. Поставьте оценку у себя на листочке.

Найдите значения выражений.

(240+360+390): 3=330
(300+270+240):3= 270
(196+404+180):3 = 260

- Что общего у этих выражений? (Три слагаемых делим на число три.) - А кто из вас знает, как называется число, которое получается при делении суммы на число, равное количеству слагаемых? – Хотите об этом узнать?

Демонстрируют знания, умения в ходе выполнения заданий.

III. Постановка учебной задачи

3 мин

-Подумайте, как можно выполнить это задание? (с.44.№1)

-Что необычного для вас в этой задаче? (условия задачи даны в диаграмме)

-Что значит «средний расход»? (средняя величина)

-Как бы вы предложили выполнить это задание? (решить с помощью сложения величин за каждый день и разделить на количество дней)

-В чём затруднение? Какой возникает вопрос?

-Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? Какую цель поставим на уроке?

 Кто попробует определить учебную задачу?

Формулируют учебную проблему (ставят цель).

( Что значит «среднее число», как его вычислить)

(Среднее арифметическое, познакомиться с понятием «Среднее арифметическое») Узнать что такое «среднее» число.

Научиться его вычислять.

Определить где и для чего применяется «среднее» число

IV. «Открытие» новых знаний.

Физкультминутка.

 5 мин

1 мин

- Давайте проверим наши предположения по поводу того, что такое средний расход и как найти эту величину.(с.44, !-текст)

(добавить дополнительное накопление на свой счёт, кто думал так же)

-Какие действия выполнили с числами? (сложим и разделим)

-Почему сумму разделили на 6? Ведь в задаче этого числа нет. (потому что 6 дней)

- Часто мы и в жизни слышим фразы со словом “средний”, например: средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д.     В математике тоже есть свои понятия со словом “средний” и сегодня мы знакомимся с одним из этих         понятий “среднее арифметическое” и как оно вычисляется. “Среднее арифметическое” – тема нашего урока.

-Кто теперь может сказать, что это за величина? (средняя величина)

-Поработаем в парах. Закончи предложения на карточке.

  • Средним арифметическим называется …(сумма чисел поделённая на число слагаемых)
  • Чтобы найти среднее арифметическое число, надо… (1) сложить эти числа; 2) результат разделить на количество слагаемых)

- Дайте свой ответ. Сравните его с выводом учебника.

(с.44)

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь решать начнем.

Предлагают свои версии, формулируют выводы наблюдений.

Отвечают на вопросы. Формулируют алгоритм, правило. Сверяют с эталоном (учебником).

Находят в тексте понятие, информацию

V. Первичное закрепление во внешней речи

10 мин

Откройте задачу на странице 45. Прочитайте самостоятельно.
За два дня автобус был в пути 13 часов. В первый день он проехал 560 км, а во второй день 480 км. Сколько часов он был в пути в первый и во второй день, если ехал с одинаковой скоростью?

- О чём задача? (О движении автобуса)

- Какие величины даны в задаче (v, t, s)

- Какие величины известны? ((s) расстояние автобуса в I и II день и (t) время которое он был в пути за эти 2 дня)

- Что сказано про v (скорость)? (одинаковая)

- Что нужно найти? (t – которое затратит автобус в каждый день)

- Что мы знаем о задачах такого вида? (зная 2 величины, можно найти третью)

- Какую величину нужно найти? (t)

- Как найти t (время)? (нужно s:v (расстояние разделить на скорость))

- Нам известно время, которое автобус находился в пути 2 дня, а расстояние дано в каждые дни по отдельности. Значит, чтобы найти скорость (а она неизвестна, сказано только что она одинаковая), нужно найти путь за 2 дня.

  1. 560 + 480 = 1040 (км) – путь, который проехал автобус за 2 дня

- Теперь можно найти скорость s:t

  1. 1040 : 13 = 80 (км/ч) – скорость автобуса

Зная v (скорость) и s (расстояние) можно найти t за I день

  1. 560 : 80 = 7 (ч) – автобус был в пути первый день.

Аналогично можно найти t за II день.

  1. 480 : 80 = 6 (ч) – автобус был в пути во второй день

Четвертое действие может быть и другим. Мы знаем, что всего потрачено 13 ч. на путь. В первый день потрачено 7 ч. Значит из общего количества времени (13 ч.) вычесть 7 часов.

4) 13 – 7 = 6 (ч). Этот вариант решения тоже верен.

v

t

s

I

Одинаковая

?

560 км

II

Одинаковая

?

480 км

 

Решение:

  1. 560 + 480 = 1040 (км) – путь, который проехал автобус за 2 дня
  2. 1040 : 13 = 80 (км/ч) – скорость автобуса
  3. 560 : 80 = 7 (ч) – автобус был в пути первый день.
  4. 480 : 80 = 6 (ч) – автобус был в пути во второй день

Ответ: 7 часов был в пути автобус в первый день; 6 часов был в пути автобус во второй день.

Выполняют работу в парах.

Называют правило, на которое опирались.

Осуществляют взаимопроверку, взаимооценку.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

8 мин

Стр 45 задание № 6 решите самостоятельно

Давайте поменяется тетрадками и проверим все ли решили верно?!

 У кого ни одной ошибки поставьте карандашиком-5

1-2 ошибки поставьте- 4

3-4 ошибки – 3

Следующее задание по карточкам, делимся по парам:

Найдите среднее арифметическое

1) 8; 9; 6; 5

2) 14; 50; 26

3) 220; 780

4) 0; 21; 18; 1; 0

Проверим, правильно ли решили

К доске пойдет…… решает под цифрой 1

Под цифрой 2 ……

Под цифрой 3…….

Под цифрой 4……….

Самостоятельно решают задание

Задание решают в парах

Показывают решение у доски несколько учеников

VII. Включение в систему знаний

2 мин

-Какую учебную задачу мы ставили сегодня на уроке?

Удалось ли нам её достигнуть?

 -А теперь давайте подведем итог нашей деятельности. Как ответить на вопрос: «Что мы узнали?».  

-Вы, наверное, уже заметили, что в этом же определении содержится ответ на вопрос «Как?»

Проговорить с учениками алгоритм нахождения среднего арифметического. (1) найти сумму чисел 2) поделить на число слагаемых

-А где же применяется данное понятие?

.

Мы узнали, что такое среднее арифметическое»

Анализируют деятельность:  обобщают, делают выводы

средняя зарплата в поселке, средняя зарплата в России, среднее число осадков за месяц, среднее число тёплых дней в мае

VII. Рефлексия.

Итог урока.

2 мин

-Кто может сказать:

Сегодня я искал, творил,

Знание новое открыл.

Научился применять,

Задания легко теперь мне выполнять.

Продолжите фразу
Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

- Молодцы! Благодарю за урок!

Самоанализ, самооценка деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 1-ом классе коррекции.Тема: «Введение знаков «+» и « - » ».

Программа «Школа России» Цели урока:Коррекционно-образовательные:- продолжить работу над нумерацией чисел: 1, 2, 3.- познакомить детей со знаками «+» и  « - ».- закрепить понятие «слож...

Конспект урока математики в 1 "А" классе. Урок – путешествие "Сложение и вычитание в пределах 10. Решение задач". Учитель начальных классов Гуагова З.Р.

Конспект урока математики в 1 классеУрок – путешествие по математике в 1 классеКласс: 1 «А»Учитель: Гуагова З.Р.Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Форма: урок – путеш...

Конспект урока математики «Среднее арифметическое.»

Класс: 4Тема: Среднее арифметическое.Тип: урок изучения новых знанийЦель: познакомить с понятием «Среднее арифметическое»Планируемые результаты:Личностные:- развивать доброжелательность, т...

Конспект урока математики "Среднее арифметическое" 4 класс

Урок введения нового знанияЦель урока: познакомить  с понятием «среднее арифметическое». Формирование УУДПознавательные УУДРазвиваем умения:1. ориентироваться в своей систем...

Урок математики "Среднее арифметическое " (4 класс)

Цель: ввести понятие среднего арифметического; вывести алгоритм для его нахождения;формировать умение решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического;отрабатывать навыки действий ...