Рабочая программа по предмету "Математика" 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
УМК предмета «Математика»:
- Учебник «Математика» М.И. Моро, М.А. Бантова. 4 класс. В 2-х частях.
- Рабочая тетрадь по математике С.И. Волкова. 4 класс. В 2-х частях.
- Проверочные работы С.И. Волкова. 4 класс.
- Поурочные разработки по математике. 4 класс. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко.
Курс рассчитан на 136 часов, 4 часа в неделю.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
- Математическое развитие младших школьников.
- Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия.
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих два - четыре действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация. Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Практическая работа. Угол. Построение углов различных видов.
Величины
- Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
- Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
- Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
- Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
- Практическая работа. Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание.
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний):
- Задачи, решаемые сложением и вычитанием;
- Сложение и вычитание с числом 0;
- Переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания;
- Способы проверки сложения и вычитания.
- Решение уравнений.
- Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.
- Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление
- Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний):
- Задачи, решаемые умножением и делением;
- Случаи умножения с числами 1 и 0;
- Деление числа 0 и невозможность деления на 0;
- Переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения;
- Рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение;
- Взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления;
- Способы проверки умножения и деления.
- Решение уравнений вида, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
- Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
- Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
- Умножение и деление значений величин на однозначное число.
- Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Календарно – тематическое планирование по математике
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
1 четверть (36 часов) Числа от 1 до 1000 (12 часов) | ||||
1 | Нумерация. Счет предметов. Разряды. | 1 | ||
2 | Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление. Числовые выражения. Порядок выполнения действий. | 1 | ||
3 | Входная контрольная работа. | 1 | ||
4 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 | ||
5 | Приемы письменного вычитания. | 1 | ||
6 | Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные числа. Умножение на 0 и 1. | 1 | ||
7 | Приемы письменного деления на однозначное число. | 1 | ||
8 | Приемы письменного деления на однозначное число. | 1 | ||
9 | Работа над ошибками. Приемы письменного деления на однозначное число. | 1 | ||
10 | Диаграммы | 1 | ||
11 | Закрепление по теме: «Четыре арифметических действия». | 1 | ||
12 | Проверочная работа «Четыре арифметических действия». | 1 | ||
Числа, которые больше 1000 Нумерация (10 часов) | ||||
13 | Нумерация. Класс единиц и класс тысяч. | 1 | ||
14 | Чтение чисел. Запись чисел. Значение цифры в записи числа. | 1 | ||
15 | Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. | 1 | ||
16 | Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 и 1000 раз. | 1 | ||
17 | Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. | 1 | ||
18 | Класс миллионов. Класс миллиардов. | 1 | ||
19 | Страничка для любознательных | 1 | ||
20 | Проект : «Числа вокруг нас» | 1 | ||
21 | Закрепление по теме «Нумерация многозначных чисел». | 1 | ||
22 | Контрольная работа № 2 по теме «Нумерация чисел больше 1000». | 1 | ||
Величины (12 часов) | ||||
23 | Единицы длины. Километр. | 1 | ||
24 | Таблица единиц длины. | 1 | ||
25 | Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр. | 1 | ||
26 | Ар. Гектар. | 1 | ||
27 | Таблица единиц площади. | 1 | ||
28 | Определение площади с помощью палетки (практ. работа). | 1 | ||
29 | Нахождение нескольких долей целого. | 1 | ||
30 | Решение задач на нахождение нескольких долей целого и целого по его доле. | 1 | ||
31 | Единицы массы. Тонна. Центнер. | 1 | ||
32 | Работа над ошибками.Таблица единиц массы. | 1 | ||
33 | Контрольная работа за I четверть. | 1 | ||
34 | Единицы времени. Сутки. | 1 | ||
35 | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события. | 1 | ||
36 | Секунда. | 1 | ||
2 четверть (28 часов) | ||||
37 | Век. Таблица единиц измерения времени. | 1 | ||
38 | Закрепление изученного материала по теме «Величины». | 1 | ||
39 | Проверочная работа по теме «Величины». | 1 | ||
Сложение и вычитание (10 часов) | ||||
40 | Устные и письменные приемы вычислений. | 1 | ||
41 | Устные и письменные приемы вычислений. | 1 | ||
42 | Нахождение неизвестного слагаемого. | 1 | ||
43 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. | 1 | ||
44 | Решение задач и уравнений. | 1 | ||
45 | Сложение и вычитание величин. | 1 | ||
46 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. | 1 | ||
47 | Сложение и вычитание величин | 1 | ||
48 | Закрепление умения решать задачи изученных видов. | 1 | ||
49 | Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел». | 1 | ||
Умножение и деление Умножение на однозначное число (4 часа) | ||||
50 | Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1. | 1 | ||
51 | Письменные приёмы умножения многозначных чисел. | 1 | ||
52 | Умножение чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | ||
53 | Нахождение неизвестного множителя. | 1 | ||
Деление на однозначное число (23 часа) | ||||
54 | Деление 0 и на 1. Письменные приемы деления. | 1 | ||
55 | Письменные приемы деления. | 1 | ||
56 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. | 1 | ||
57 | Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя. | 1 | ||
58 | Решение задач на пропорциональное деление. | 1 | ||
59 | Решение задач. Закрепление изученного материала. | 1 | ||
60 | Контрольная работа № 5 за Iполугодие. | 1 | ||
61 | Работа над ошибками. Письменные приемы деления. | 1 | ||
62 | Письменные приемы деления. | 1 | ||
63 | Письменные приемы деления. | 1 | ||
64 | Решение задач. | 1 | ||
3 четверть (40 часов) | ||||
65 | Закрепление по теме: «Умножение и деление на однозначное число». | 1 | ||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения. Тест. | 1 | ||
67 | Виды треугольников. | 1 | ||
68 | Построение геометрических фигур.Прямоугольник.Квадрат. | 1 | ||
69 | Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника. | 1 | ||
70 | Скорость. Время. Расстояние. | 1 | ||
71 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. | 1 | ||
72 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. | 1 | ||
73 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. | 1 | ||
74 | Странички для любознательных. | 1 | ||
75 | Проверочная работа по теме «Решение задач на движение». | 1 | ||
76 | Решение задач. | 1 | ||
Умножение на числа, оканчивающиеся нулями (7 часов) | ||||
77 | Умножение числа на произведение. | 1 | ||
78 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | ||
79 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. | 1 | ||
80 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. | 1 | ||
81 | Перестановка и группировка множителей. | 1 | ||
82 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. Закрепление изученного материала. | 1 | ||
83 | Проверочная работа по теме «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями». | 1 | ||
Деление на числа, оканчивающиеся нулями (11 часов) | ||||
84 | Деление числа на произведение. | 1 | ||
85 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | 1 | ||
86 | Решение задач. | 1 | ||
87 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | ||
88 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | ||
89 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | ||
90 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | ||
91 | Решение задач на движение в противоположных направлениях. | 1 | ||
92 | Решение задач на движение в противоположных направлениях. | 1 | ||
93 | Деление на числа, оканчивающиеся нулями. Закрепление изученного материала. | 1 | ||
94 | Проверочная работа по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями». | 1 | ||
Умножение на двузначное и трехзначное число (10 часов) | ||||
95 | Умножение числа на сумму. | 1 | ||
96 | Умножение числа на сумму. | 1 | ||
97 | Письменное умножение на двузначное число. | 1 | ||
98 | Письменное умножение на двузначное число. | 1 | ||
99 | Решение задач. | 1 | ||
100 | Закрепление изученного материала. | 1 | ||
101 | Контрольная работа за III четверть. | 1 | ||
102 | Работа над ошибками. Решение задач. | 1 | ||
103 | Письменное умножение на трехзначное число. | 1 | ||
104 | Письменное умножение на трехзначное число. | 1 | ||
4 четверть (32 часа) Деление на двузначное число и трёхзначное (12 часов) | ||||
105 | Письменное деление на двузначное число. | 1 | ||
106 | Письменное деление на двузначное число с остатком. | 1 | ||
107 | Письменное деление на двузначное число. | 1 | ||
108 | Письменное деление на двузначное число. | 1 | ||
109 | Письменное деление на двузначное число. | 1 | ||
110 | Решение задач. | 1 | ||
111 | Письменное деление на двузначное число. Решение задач. | 1 | ||
112 | Письменное деление на двузначное число. Решение задач. | 1 | ||
113 | Письменное деление на двузначное число. Решение задач. | 1 | ||
114 | Закрепление изученного материала. | 1 | ||
115 | Закрепление изученного материала. | 1 | ||
116 | Проверочная работа по теме «Деление на двузначное число». | 1 | ||
Деление на трехзначное число (9 часов) | ||||
117 | Письменное деление на трехзначное число. | 1 | ||
118 | Письменное деление на трехзначное число. | 1 | ||
119 | Письменное деление на трехзначное число. | 1 | ||
120 | Письменное деление на трехзначное число. | 1 | ||
121 | Письменное деление на трехзначное число с остатком. | 1 | ||
122 | Решение задач. | 1 | ||
123 | Деление на трехзначное число. Решение задач. | 1 | ||
124 | Проверочная работа по теме «Деление на трехзначное число». | 1 | ||
125 | Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. | 1 | ||
Повторение (11 часов) | ||||
126 | Нумерация. Уравнение. | 1 | ||
127 | Четыре арифметических действия. Порядок выполнения действий. | 1 | ||
128 | Величины. Действия с величинами. | 1 | ||
129 | Контрольная работа за год. | 1 | ||
130 | Работа над ошибками. Геометрические фигуры. | 1 | ||
131 | Решение задач. | 1 | ||
132 | Решение задач. | 1 | ||
133 | Умножение на двузначное и трехзначное число. | 1 | ||
134 | Доли | 1 | ||
135 | Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Геометрические фигуры. | 1 | ||
136 | Деление на двузначное и трехзначное число. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...