Рабочая программа "Математика и ТРИЗ"
рабочая программа по математике (1 класс)

Андреева Тамара Алексеевна

Программа разработана для обущающихся первого класса. Развивает логику, мышление, память и внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya.docx65.35 КБ

Предварительный просмотр:

   

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 611

Курортного района Санкт-Петербурга

__________________________________________________________________________________________

Принято

Решением педагогического совета

ГБОУ НОШ № 611 СПб

/протокол № ___ от _________/

Утверждено

Директор  ГБОУ НОШ № 611 СПб ___________Н.О.Шаромова

Приказ №____ от ________                      

Рабочая  программа

«Математика и ТРИЗ»

на 2020-2021 уч.год

Возраст учащихся: 7 – 11 лет

Программа 1 года обучения

Разработчик – Андреева Тамара Алексеевна,

педагог дополнительного образования

г.Санкт - Петербург

2020г.

Пояснительная записка.

Цель: формирование всесторонне образованной инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных принципов, способствующих активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Задачи:

Образовательные:

  • Освоить основные разделы и понятия из начальной математики.
  • Изучить свойства натуральных и рациональных чисел, об открытии и совершенствовании нуля.
  • Познакомить детей с жизнью великих математиков.
  • Освоить  приёмы фантазирования через изобразительную деятельность.    
  • Освоить алгоритм изображения фантастического предмета.

Развивающие:

  • Развивать математическую интуицию, позволяющую найти решение нестандартных задач.
  • Развивать творческое воображение.
  • Развивать логику, смекалку, нестандартное мышление.
  • Развивать мотивацию личности к творчеству и научному познанию.
  • Научиться создавать предметы и картины, используя алгоритм изображения фантастического предмета.

Воспитательные:

  • Воспитание настойчивости, воли и упорства в достижении цели.
  • Научиться высказывать своё мнение.
  • Научиться уважать мнение других людей.
  • Воспитать не формальное отношения к учебе, а постоянное проявление творческого потенциала.
  • Укреплять дружеских взаимоотношений в коллективе.

Планируемые результаты.

Личностные:

  • Проявляется  чувство ответственности.
  • Проявляется  самостоятельность суждений и нестандартность мышления.
  • Развиты внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности.
  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера
  • получение навыков формирования мировоззрения
  • учащиеся научатся отстаивать свою точку зрения

Предметные: 

  • Освоены основные разделы и понятия из начальной математики.
  • Изучены свойства натуральных и рациональных чисел.
  • Дети познакомились  с жизнью великих математиков.
  • Освоены  приёмы фантазирования через изобразительную деятельность.    
  • Освоен алгоритм изображения фантастического предмета.
  • Научились создавать предметы и картины, используя алгоритм изображения фантастического предмета.

Метапредметные:

  • Учащиеся выделяют  существенные признаки предметов.
  • Умеют сравнивать  между собой предметы, явления.
  • Научились делать несложные выводы, классифицировать явления, предметы.
  • Определяют последовательность закономерностей.
  • Судят о противоположных явлениях.
  • Дают  определения тем или иным понятиям.
  • Выявляют  функциональные отношения между понятиями.
  • Развита математическая интуиция, позволяющая найти решение нестандартных задач.
  • Развито творческое воображение.
  • Развиты  логику, смекалку, нестандартное мышление.
  • Развит интерес  к творчеству и научному познанию.

Календарно-тематическое планирование

1 год обучения

№ п/п

Дата

Название раздела, темы

Всего

часов

теория

практика

1

02.09

Комплектование группы.

1

1

-

2

04.09

Комплектование группы.

1

1

-

3

09.09

Вводное занятие.

1

1

-

4

11.09

Математическая закономерность.

1

1

-

5

16.09

Математическая закономерность.

1

-

1

6

18.09

Математическая закономерность.

1

-

1

7

23.09

Математическая закономерность.

1

-

1

8

25.09

Решение нестандартных задач

1

1

-

9

30.09

Решение нестандартных задач

1

-

1

10

02.10

Решение нестандартных задач

1

-

1

11

07.10

Решение нестандартных задач

1

-

1

12

09.10

Детям о времени

1

1

-

13

14.10

Детям о времени

1

-

1

14

16.10

Детям о времени

1

-

1

15

21.10

Геометрические головоломки

1

1

-

16

23.10

Геометрические головоломки

1

-

1

17

28.10

Геометрические головоломки

1

-

1

18

30.10

Геометрические головоломки

1

-

1

19

06.11

Магические квадраты

1

1

-

20

11.11

Магические квадраты

1

-

1

21

13.11

Магические квадраты

1

1

-

22

18.11

Магические квадраты

1

-

1

23

20.11

Комбинаторные задачи

1

1

-

24

25.11

Комбинаторные задачи

1

-

1

25

27.11

Комбинаторные задачи

1

-

1

26

02.12

Линия, отрезок

1

1

-

27

04.12

Луч, ломаная

1

-

1

28

09.12

Образовательная экскурсия

1

1

-

29

11.12

Математические игры.

1

1

-

30

16.12

Математические игры.

1

-

1

31

18.12

Математические игры.

1

-

1

32

23.12

Промежуточная аттестация

1

-

1

33

25.12

Ребусы, кроссворды

1

-

1

34

30.12

Ребусы, кроссворды

1

-

1

35

13.01

Ребусы, кроссворды

1

-

1

36

15.01

Стихи-шутки, математические считалки

1

1

-

37

20.01

Стихи-шутки, математические считалки

1

-

1

38

22.01

Стихи-шутки, математические считалки

1

-

1

39

27.01

Занимательные задачи

1

1

-

40

29.01

Занимательные задачи

1

1

-

41

03.02

Логические игры

1

-

1

42

05.02

Логические игры

1

-

1

43

10.02

Логические игры

1

-

1

44

12.02

Графические диктанты

1

-

1

45

17.02

Графические диктанты

1

-

1

46

19.02

Ребусы, кроссворды

1

1

-

47

24.02

Занимательные задачи

1

1

-

48

26.02

Дидактические игры и упражнения

1

-

1

49

03.03

Дидактические игры и упражнения

1

-

1

50

05.03

Дидактические игры и упражнения

1

-

1

51

10.03

Дидактические игры и упражнения

1

1

-

52

12.03

Игры «Умное лото»(сложение)

1

-

1

53

17.03

Игры «Умное лото» (вычитание)

1

-

1

54

24.03

Диагностическая работа

1

-

1

55

26.03

Игровая программа «Веселый счет»

1

-

1

56

31.03

Игровая программа «Веселый счет»

1

-

1

57

02.04

Игровая программа «Веселый счет»

1

-

1

58

07.04

Образовательная экскурсия

1

-

1

59

09.04

Игры «Умное лото» (вычитание)

1

1

-

60

14.04

Игровая программа «Веселый счет»

1

1

-

61

16.04

Игровая программа «Веселый счет»

1

1

-

62

21.04

Игровая программа «Веселый счет»

1

-

1

63

23.04

Диагностическая работа

1

1

-

64

28.04

Загадки. Скороговорки

1

1

-

65

30.04

Загадки. Скороговорки

1

-

1

66

05.05

Загадки. Скороговорки

1

-

1

67

07.05

Задачи на внимание

1

1

-

68

12.05

Задачи на внимание

1

-

1

69

14.05

Способы математических вычислений

1

1

-

70

19.05

Способы математических вычислений

1

-

1

71

21.05

Итоговая аттестация

1

1

-

Итого:

71

27

44

Содержание программы 1 года обучения

 

Тема № 1: Комплектование групп (2 часа): прием заявлений, составление списков 

Тема № 2: Вводное занятие  (2часа)

Теория: Введение в курс программы «Занимательная математика» 

Практика: Дидактические упражнения 

Тема № 3: Математическая закономерность (4часа)

Теория:  Цвета радуги. Их очерёдность. Количественный и порядковый счёт. 

Практика:  Числовые ряды. Лабиринты. Нахождение отличий. Практическое задание по составлению радуги из цветных дуг. Самостоятельная зарисовка радуги. Расположение предметов и чисел по заданному правилу. 

Тема № 4: Решение  нестандартных задач (4часа)

Теория: Построение цепочки логических рассуждений. Установление аналогий. 

Практика: Инсценирование задач, составление схем, рисунков, пересказ задач. Задачи с недостающими данными. 

Тема № 5: Детям о времени (3часа)

Теория:  Установление соответствия между: год, сутки, час, минута, секунда. 

Практика: Практическое упражнение для закрепления единиц времени. 

Тема № 6: Геометрические  головоломки (4часа)

Теория:  Задачи, шутки. Путешествие веселой точки. 

Практика:  Графические диктанты. Работа с геометрическими головоломками. Игра «Танграм» 

Тема № 7: Магические квадраты (4часа)

 Теория: Принцип построения магических квадратов 

Практика: Решение и составление магических квадратов 

Тема № 8:  Комбинаторные задачи (3часа)

Теория:  Задачи на смекалку, внимание, нестандартный подход к решению задач. 

Практика:  Составление схем, таблиц, рисунков. 

Тема № 9:  Линия. Отрезок. Луч. Ломаная (2часа)

Теория: Отличительные признаки геометрических фигур 

Практика: Упражнения в построении 

Тема № 10:  Образовательные экскурсии (2часа)

Теория:  Соответствие между единицами длины 

Практика:  Учить находить нужную нумерацию домов, квартир. Познакомить детей с разными единицами длины. 

Тема № 11:  Математические игры. Викторины (3часа)

Теория: Знакомство с правилами  игр 

Практика: Занимательные задачи (считай, смекай, отгадывай). 

Тема № 12:  Ребусы. Кроссворды (4часа)

Теория: Правила разгадывания различных видов ребусов, кроссвордов. 

Практика: Упражнения в разгадывании ребусов, самостоятельное составление ребусов. 

Тема № 13: Стихи - шутки. Математические считалки (3часа)

Практика:  «Доскажи словечко», разучивание математических считалок. Практическое применение.  

Тема №14:  Занимательные задачи, логические игры, графические диктанты (8часа)

Теория: Различные способы решения задач. Правила составления обратных задач. Преобразование задач с недостаточными и избыточными  данными. 

Практика: Анализ и оценка готовых решений задач, выбор верных задач, обоснование выполненных действий, выбор наиболее эффективных способов решения. 

Тема № 15: Дидактические игры и упражнения (3часа)

Теория: Работа с детскими журналами «Сканворденок», «Золотая антилопа», «Решу без мамы». Правила игры «Умное лото», «Цифрозавр» 

Практика:  «Веселый счёт», «Умники и умницы». 

Настольные математические игры. Конкурсные программы КВН. Математические викторины. Решение задач на сообразительность «Переправы», «Переливание», «Взвешивание», их маленькие хитрости.  

Тема № 16. Игры «Умное лото» (сложение  и вычитание) (3часа)

Теория: Правила игр. 

Практика: Игры в парах. Командные игры. Турниры. 

Тема № 17. Промежуточные  и итоговые  тесты (2часа)

Практика: Самостоятельное выполнение заданий. 

Тема № 18. Игровая программа «Веселый счет» (6часа)

 Практика: Блиц-турнир, брейн-ринг, викторины, математические загадки, шарады, головоломки, игры «Морской бой», «Крестики-нолики», «Геометрия на спичках», «Шахматы-шашки». 

Тема № 19. Диагностические  работы (2часа)

Практика: Приложение  

Тема № 20. Загадки. Скороговорки (3часа)

Теория: Анализ загадки и выделение признаков, способствующих ее отгадке. 

Практика: Отгадывание загадок, Составление своих загадок на заданную тему. Практические  упражнения на развитие артикуляции. Проговаривание скороговорок с нарастающим темпом. 

Тема № 21. Задачи на внимание (2часа)

Теория: Классификация задач по группы. Выделение значимых частей задачи. 

Практика: Решение задач с доказательством при помощи схем и таблиц. Инсценировка данных задач. 

Тема № 22. Способы математических вычислений (2часа)

 Теория: Закрепление состава числа 10. Способы округления. Правило об изменении результата вычисления при изменении компонентов. 

Практика: Практическое применение переместительного и сочетательного свойства сложения. Упражнения «Добавь до десятка».  

Тема № 23. Организационно-массовые мероприятия воспитательного характера (2часа)

Тема №24 Контрольное занятие (1час)

Практика:  Результаты и достижения обучающихся  по итогам года. Развлекательная программа, награждение .

Оценочные и методические материалы

Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы:

1. Проблемный.

2. Частично-поисковый.

3. Исследовательский.

4. Проектный.

5. Формирование   и   совершенствование   умений   и   навыков (изучение   нового материала, практика).

Формы организации деятельности учащихся:

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы),

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы),

- коллективная (выполнение работы для подготовки к конкурсам, блиц-турнирам),

- индивидуальная (обучающимся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей).

Формы проведения занятий:

- подача нового материала;

- повторение и усвоение пройденного;

- закрепление знаний, умений и навыков;

- творческие мастерские;

- дидактические и сюжетно-ролевые игры;

- экскурсии, наблюдения;

- применение полученных знаний и навыков.

Формы подведения итогов реализации программы:

Первый год обучения

  • входные самостоятельные работы
  • тестирование – один раз в полугодие

Второй год обучения

  •   контрольное занятие – один раз в полугодие
  • тестирование
  •   анкетирование
  • олимпиада – школьный тур
  • промежуточная итоговая аттестация
  • участие в Международной игре «Кенгуру»

Третий год обучения

  •   проверочные работы по итогам пройденных тем
  •   диагностические работы
  •   школьный тур  олимпиады
  • промежуточная и итоговая аттестация
  • участие в Международной математической игре «Кенгуру»

Четвертый год обучения

  •  открытые занятия
  • промежуточная и итоговая аттестации
  • олимпиады – школьный, районный, городской туры
  • участие в Международной конкурсной игре «Кенгуру»
  •  

Методическое обеспечение программы

Учебно-методические пособия

Для педагога, учащихся и родителей

Подборка заданий, направленных на комплексное развитие учащихся.

- На основе рекомендаций доктора психологических наук А.И. Савенкова в книге « Психология детской одаренности».- Изд-во: Генезис, 2010.

- «Учителям о ТРИЗ» - выпуск №4, стр.57-65

Справочная и методическая литература для педагога

См. Приложение № 1

Информационно-справочная литература для учащихся

См. Приложение № 2

Информационные базы данных и знаний

- ALL-LIBRARY.com/электронная библиотека/олимпиады по математике

- www.unibytes.com. Все виды задач

- www.gigabase.com

- www.share4web.com

Планы и конспекты к занятиям

  • конспекты открытых занятий
  • «Математика в гостях у сказки» -1 год обучения
  • Турнир «Смекалочка» - 2 год обучения
  • Путешествие в сказку – 2 год обучения
  • Путешествие в мир Занимательной математики – 3 год обучения
  • Вперед, мальчишки (к 23 февраля) – 4 год обучения
  • Интегрированное историко-математическое занятие «Учил Суворов» - 4 год обучения
  • Час веселой математики
  • Занятие в клубе веселых математиков – 4 год обучения
  • Путешествие в космос – 1 год обучения
  • Праздник чисел – 1 год обучения
  • Малая олимпиада – 4 год обучения
  • «Заниматика» - 3 год обучения

Сценарии мероприятий

Сценарий мероприятий

  • о В. Терешковой
  • о Курской битве
  • «Мама, папа, я – математическая семья
  • КВМ – по годам обучения
  • разработка «Неделя Занимательной математики»
  • родительские собрания по группам обучения
  • дни рождения в группе
  • «Занимательная математика»
  • Олимпиады, математические игры
  • Игровые, развлекательные программы
  • «Новый год шагает по планете»
  • Вперед, мальчишки!- к 23 февраля
  • математические физкультминутки, загадки

Тематические подборки и тематические папки методических материалов из опыта работы, материалов периодической печати.

  • «Геометрия вокруг нас. Измеряем. Вычисляем» (обучающие экскурсии), 2010г.
  • «Многообразие многоугольников вокруг нас», 2012г.
  • «Меры длины», 2009г.
  • «Детям о времени», 2011г.
  • «О великих математиках», 2008г.

Методические разработки, составленные педагогом.

  • Вводные контрольные задания для поступающих в объединение 2,3,4 года обучения.
  • Ребусы и кроссворды, построенные на математических терминах и понятиях.
  • Задачи на равномерное движение с использованием рисунков, схем, таблиц.
  • Математическая викторина «Геометрическая соображалочка».
  • Занимательные ребусы по способам разгадывания.
  • Интегрированное занятие «Пересчитываем А.С. Пушкина по «Сказке о царе Салтане».
  • «С математикой погружаемся в мир сказок К.Чуковского» – интегрированное занятие
  • Занятие - путешествие в страну «Геометрию»
  • Числа первого  десятка в пословицах, загадках, стихах.
  • Занятие - путешествие в Страну занимательной математики.
  • Неделя математики в школе – выпуск математических газет, КВМ между группами, викторины и т.д.
  • Малая Олимпиада по математике(3, 4 годы обучения).
  • Час занимательной математики.
  • Логические задачи и головоломки.
  • Дидактическая игра «Думаем, рассуждаем, решаем».
  • Тренинг по темам: Счет в пределах 10,100,1000. Приемы устного счета.
  • Нестандартные занятия для групп 1-4 годов обучения.
  • Игровое занятие «Заочная экскурсия по рекам и каналам Санкт-Петербурга».
  • Математические превращения «Верные и неверные равенства и неравенства».
  • Интегрированное занятие-путешествие «Мы летим к другим планетам».
  • Математические тесты по темам: Величины. Счет. Дроби.
  • Признаки делимости на 2,3,4,5,10.
  • Составление словаря по изучаемым темам программы.

Анкеты

  • Анкета для учащихся: «Образовательные потребности»;
  • Анкета для учащихся «Что мне нравится в Доме творчества»;
  • Анкета «Позиция родителей в образовательном процессе;
  • Анкета «О талантах ребенка: как их выявить»
  • (для родителей);
  • Анкета для родителей «Поддерживаете ли Вы своего ребенка в учебной деятельности?»

Тесты

  • Для проведения разных видов контроля (вводного, текущего, итогового);
  • Тест для родителей «Я и мой ребенок»;
  • Тест «Какой Вы родитель»;
  • Тест «Какой Вы воспитатель».

Опросники

Для выявления мотивации, интересов и эмоционального отношения учащихся к занятиям.

  • Анкета «Оценка уровня мотивации»

Здоровье сберегающий  компонент

Подборка игр, разминок, упражнений, памяток...

  • Комплекс упражнений физических минуток;
  • Комплекс упражнений гимнастики для глаз;
  • Упражнения для развития тонкокоординированных движений кисти пальцев рук.

Подборка игровых методик проведения занятий.

- Игровой дидактический материал на запоминание  таблицы умножения

  • Дидактические игры:
  • Игра «Лабиринт»
  • Игры- упражнения
  • Игры-путешествия
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Игры-соревнования
  • Математические эстафеты
  • Игра-викторина
  • Кроссворды, ребусы
  • Игры-фантазии
  • Интеллектуальный марафон
  • Игры-аукционы
  • Игры-драматизации
  • Занятия-сказки
  • «Поле чудес» - игровое занятие
  • «Счастливый случай»- игровое занятие

Памятки и рекомендации для родителей по работе с детьми дома.

  • Памятка «Простые истины»;
  • Памятка «О запрещенных и желательных выражениях в семье»;
  • Памятка для родителей по основам нравственных отношений в семье»;
  • Памятка «Родителям о предупреждении капризов»;
  • Памятка «Как сохранить психическое здоровье детей»;
  • Памятка «Родителю от ребенка»;
  • Памятка родителям «Как выразить детям свою любовь»;
  • Памятка для родителей «Как добиться послушания ребенка?»;
  • «Школа выживания или как уберечь детей от беды»;
  • Памятка для родителей по навыкам сохранения правильной осанки;
  • Памятка для родителей «Навыки сохранения зрения и его коррекция»;
  • Памятка для родителей «Напутствие»- с опорой на книгу Саляхова Л.И. Родительские собрания.

Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы – 2-е изд., стереотипн.- М.: Глобус, 2008.-315.-(Классное руководство).

Методики педагогической диагностики коллектива

Анкеты

  «Определение удовлетворенности дополнительным образованием» (для родителей)

Тесты

На выявление лидера

Подборка психолого-педагогических игр на знакомство, взаимодействие и т.п.

  • Для создания ритуалов приветствия-прощания, установление партнерского взаимодействия и др.
  • Игротренинг на взаимодействие детей с родителями.

Средства обучения:

(пособия, ориентированные на поддержку освоения тем программы)

  • Таблицы для решения составных задач;
  • Плакаты на запоминание таблицы умножения и деления.

Демонстрационный материал

  • набор таблиц «Сказочный счет»
  • линейка для счета в пределах 10
  • абак  с предметными картинками и   геометрическими телами и фигурами
  • круги по составу чисел первого десятка
  • касса цифр с наборным полотном
  • арифметическая горка
  • счетная линейка по сложению однозначных чисел с переходом через десяток
  • телефон-справочник
  • домино-  3 вида
  • Танграм
  • таблица разрядов
  • наглядная геометрия – набор плакатов
  • геометрические фигуры на магнитах
  • сказочная математика – набор таблиц
  • плакаты «Умножение с увлечением
  • счетный материал
  • изучаем время (циферблаты)
  • настенные часы
  • пособие для распознавания величины, формы, цвета предметов

Раздаточный,  дидактический материалы

  • счетные палочки
  • карточки с цифрами и математическими  знаками
  • календари
  • счеты
  • наборы геометрических фигур
  • ребусы, кроссворды
  • геометрический конструктор «Танграм»
  • геометрическое лото
  • шашки, шахматы
  • «змейка» Рубика.Пирамидка – головоломки
  • творческие математические диктанты
  • овощи (количество и счет)
  • веер (доли и дроби).
  • игра «Волшебные цифры»- набор обучающих и развивающих игр для детей

( автор С.Спиров)

  • игра-головоломка «Волшебный круг»
  • кубики «Уникуб» Б.П.Никитина
  • линейка для первоклассников
  • математический набор «Учись считать»
  • различные разрезные картинки
  • различные распечатки
  • трафарет с геометрическими фигурами
  • трафарет с силуэтами домашних животных
  • трафарет с силуэтами животных зоопарка
  • учебное пособие «Перфокарты»

(сост. Т.А.Ланина).

- Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей. Рабочая тетрадь (в двух частях) для 1-4 годов обучения.

Фото-материалы

  • фотографии детей, посещающих объединение «Занимательная математика»
  • фото с открытых занятий – сентябрь 2013г
  • фото конкурса между группами КВМ
  • фото-отчет о проведении интерактивной игры на базе средней школы,  ноябрь 2013г.
  • фото-отчет об участии в городской олимпиаде по ТРИЗ, ноябрь 2013г.
  • фото-отчет об участии в празднике «День пожилого человека, октябрь 2013г.
  • фото победителя районного конкурса Медиа-дебют, март 2014г.
  • фотографии праздника «Новый год шагает по планете»
  • фото-отчет о проведении игры «Мама, папа, я – математическая семья, январь 2014г.

Аудио-видео материалы

  • музыкальная зарядка

   (П. Чайковский «Времена  года»)

  • устные вычисления

-  песня «Дважды два – четыре»

Диапозитивы, мультимедиа-фильмы, презентации, компьютерные программы

Презентации:

  • «Заниматика»
  • «КВМ»
  • «Учил Суворов»
  • «Геометрия вокруг нас»

-  Римские числа

  • Задачи на движения
  •  «Тест по математике» 1-4 годы обучения
  •  «Литр»
  • «Олимпиадные задания»

Компьютерные программы:

-  Программа- тренажер  для изучения и проверки    

знаний  таблицы сложения и умножения

Список литературы

Для учащихся:

1. Агафонова И.Н. Учимся думать. Сб. занимательных логических задач, тестов и упражнений/Учебное пособие/. – Санкт-Петербург: МиМ-Экспресс, 1996.- 92 с.

2. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. – М.: Детская литература, 1989.- 146 с.

3. Бененсон Е.П., Вольнова Е.В. Знакомьтесь, геометрия. Тетрадь № 1. – М.: Финансы и статистика, 1994.- 32 с.

4. Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С.Знакомьтесь, геометрия. Тетрадь № 2. – М.: Финансы и статистика, 1994.- 32 с.

5. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Тетрадь с математическими заданиями для 1 класса 4-летней начальной школы. – М.: Просвещение, 1994.- 34 с.

6. Занимательная математика. /Сост. Е.Г. Бурлака, И.Н. Прокопенко. – Донецк: ПКФ «БАО», 1998.- 42 с.

7. Классики. Математика в клеточку. По материалам книжек Е.Б. Голицыной «Цветные примеры», «Задачки в клеточку». – М.: Карапуз, 1998.- 16 с.

Для родителей:

1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. – М.: Знание, 1994.- 246 с.

2. Витковская А.М. Развиваем зрительное восприятие. Альбом упражнений. – Санкт-Петербург: ТОО «Лабрис», 1994.

3. Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Психология, диагностика, педагогика. – Киев: РОВО «Укрвузполиграф», 1992.- 84 с.

4. Дружинина М. Поиграем в слова! Головоломки, шарады, загадки. – М.: Новая школа, 1997.- 48 с.

5. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. – М.: Новая школа, 1998.- 351 с.

6. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет. Задания для самостоятельной работы детей. Ч.III/ - М.: Новая школа, 1996.-288 с.

7.  Иванов Г.И. Формулы творчества или как научиться изобретать. М.: Просвещение,  1994.- 106 с.

8. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. /Сост. Т.И. Линго. – Ярославль: Академия развития, «Академия К», 1996.- 62 с.

9. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. – М.: Гном-пресс, 1998.- 56 с.

10. Логическая математика для младших школьников. – М.: Поматур, 1998.- 59 с.

11. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 143 с.

12. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 240 с.

13. Тихомирова Л.Ф. Логика. Упражнения на каждый день. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

14. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго»,1995.- 240 с.

15. Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: Аквариум, 1998.- 100 с.

Для педагога:

1. 365 развивающих игр./Сост. Е.А. Беляков. - М.: «Рольф», «Айрис-пресс», 1999.- 304 c.

2.Агеева С.И. Обучение с увлечением. Методическое пособие. – М.: ВО «Совэкспорткнига», ИГ «Истоки», 1991.-64 с.

3.Волина В. Праздник числа. (Занимательная математика для детей). Книга для учителей и родителей. М.: Знание, 1993.-336 с.

4. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.- 448 с.

5. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах 4-летней начальной школы. Пособие для учителя. – М.: Новая школа, 1995.-176 с.

6. Зак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 лет. – М.: Фолиум, 1993.- 46 с.

7.Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет. Задания для самостоятельной работы детей. Ч.III. – М.: Новая школа, 1996.- 288 с.

8.Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет. Учебно-методическое пособие для учителей. – М.: Новая школа, 1996.-252 с.

9.Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет. Учебно-методическое пособие для учителей. – М.: Новая школа, 1996.-108 с.

10.Лухтай Л.К., Виноградова О.Н. Дидактический материал по развитию речи в начальных классах. Пособие для учителя. – Киев: Рад. шк., 1990.-88 с.

11.Любимова Т.Г. Подумай и ответь! Вопросы и задания по формированию понятийного аппарата у детей 5-7 лет. – Чебоксары: Клио, 1997.-50 с.

12. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. Семинар., практ. и лаб. занятия по курсу «Методика формирования элементарных математических представлений у детей». Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк)» /Сост. В.В.Данилова. – М.: Просвещение, 1987.- 175 c.

13. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1990.-94 с.

14. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1990.-160 с.

15. Психодиагностическая работа в начальной школе. /Сост. И.А. Архипова, Л.А. Матвеева. – Санкт-Петербург: А/О «СВ – Консалтинг ЛТД», 1994.- 80 с.

16. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. Кн. для учителя: Из опыта работы (в сел. р-нах).  – М.: Просвещение, 1990.-77 с.

17.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психологические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1993.-144 с.

18. Система развивающих занятий в 1-4 классах. Поурочные разработки. – Витебск: Педагог, 1994.- 110 с.

19. Учителям о ТРИЗ. Выпуск 3. Сборник методических материалов по преподаванию теории решения изобретательских задач в школе /Под ред. Крячко В.Б. – Санкт-Петербург: ТОО Фирма Икар, 1999.- 104 с.

20. Учителям о ТРИЗ. Выпуск 4. Сборник методических материалов по преподаванию теории решения изобретательских задач  /Сост. Крячко В.Б. – Санкт-Петербург, 2011.- 366 с.

21. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы. Рекомендации практического психолога. – Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1996.- 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

Презентация к статье "Новые подходы к обучению. ТРИЗ-технологии и ТРКМ (Деятельностные технологии)"

Надеюсь, что данная презентация поможет  более ярко отобразить содержание данных технологий  и проявит у вас желание применять на практике данные технологии. Эти технологии, я считаю, очень ...

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Особенности использования приёмов технологии ТРИЗ в начальной школе.

Методы и приёмы технологии ТРИЗ РТВ, используемые на уроках в начальной школе...

Развитие универсальных познавательных учебных действий с использованием технологии ТРИЗ.

А.В.Воробьёва МБОУ «Гимназия № 216 «Дидакт» г. Заречный Пензенская областьЕ.А. Карпушкина МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 225» г. Заречный Пензенская область Для успешного обучени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ТРИЗ

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ТРИЗ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ТРИЗ

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ТРИЗ...