Конспект урока по математике "Деление" 2 класс
план-конспект занятия по математике (2 класс)
Предмет: математика
Тип урока: Урок открытия нового знания
Класс/курс: 2
Тема: Деление
Основные цели:
- сформировать представление о действии деления, раскрыть его смысл и взаимосвязь с действием умножения;
- познакомить с соответствующей терминологией и символикой;
- овладеть устной и письменной математической речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bykova_n.k._delenie.docx | 300.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: математика
Тип урока: Урок открытия нового знания
Класс/курс: 2
Тема: Деление
Основные цели:
- сформировать представление о действии деления, раскрыть его смысл и взаимосвязь с действием умножения;
- познакомить с соответствующей терминологией и символикой;
- овладеть устной и письменной математической речью.
Дидактические материалы:
- Л. Г. Петерсон. Математика. 2 класс. Учебник-тетрадь в 3-х частях, М.: Издательство «Бином», 2016 г.;
- Л.Г. Петерсон. Методические рекомендации к учебнику математика. 2 класс, М.: Издательство «Ювента», 2016 г.
Краткая аннотация к работе: урок разработан в структуре ОНЗ в соответствии с технологией деятельностного метода Л.Г.Петерсон с соблюдением всех требований, предъявляемых к данному типу урока. Новое знание, предназначенное для открытия, четко определено. Во время урока четко прослеживается использование учащимися умения выполнять работу в паре, группе.
ХОД УРОКА
- Мотивация к учебной деятельности
- Начинается урок –
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны раскрывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте!
- Каким бы вы хотели увидеть наш урок? Что нам поможет? Какие качества? Какими видами деятельности вы хотите заниматься на уроке?(Слушаем ответы детей).
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Индивидуальные задания
- Слайд 2. У учащихся на партах лежит карточка с заданием – «Решите задачу: В парке посадили 2 ряда лип по 5 деревьев в каждом ряду и 2 ряда клёнов по 8 деревьев в ряду. Сколько всего деревьев посадили? На сколько клёнов больше, чем лип?» (Учащиеся выполняют задания на карточках самостоятельно, затем задача проверяется
- 5 · 2 = 10 (шт) – лип
- 8 · 2 = 16 (шт) – клёнов
- 10 + 16 = 26 (шт) – всего
- 16 – 10 = 6 (шт)
Ответ: 26 деревьев всего, клёнов на 6 шт. больше, чем лип).
Фронтальная работа
- Слайд 3. Вычисли удобным способом:
583 – (383 + 94) =
82 + (13 + 118) + 87 =
50 + 50 – 25 – 55 – 20 =
44 + 23 + 22 – 56 – 30 – 3 =
100 – 20 – 4 – 25 +9 + 40 =
(Слушаем устные объяснения детей)
- Слайд 4. Запись на доске:
+7 - 9 +36
? | 15 | ? | 7 | ? | 60 |
- Что общего в записях? (Неизвестен объект операции).
- Как найти неизвестный объект операции? (Надо выполнить обратную операцию).
- Назовите операции, обратные данным. (- 7, + 9, - 36).
- Какая операция обратна сложению? (Вычитание).
- А вычитанию? (Сложение).
- Найдите неизвестные числа. (8, 16, 24).
- Что интересного заметили? (Счёт увеличивается на 8, счёт через 8).
- Посчитайте хором до 80 через 8. (8; 16; 24; 32; 40; 48; 56; 64; 72; 80).
- Слайд 5. Теперь придумайте задачу по рисунку:
(Ученики составляют задачу: «В трёх одинаковых коробках по 8 карандашей. Сколько всего карандашей в 3-х коробках?»)
- Решите задачу. (8 · 3 = 24 (карандаша)).
- Что значит – 8 умножить на 3? (Это значит найти сумму 3-х слагаемых, каждое из которых равно 8).
8 | 3 | ? |
- Расставьте по схеме карточки
(Учащиеся составляют схему: · 3
8 |
| ? |
8 · 3 = 24 (карандаша)
- Учитель переворачивает карточку – на схеме
· 3
? | 24 |
- А теперь составьте и решите обратную задачу. («В трёх одинаковых коробках 24 карандаша. Сколько карандашей в одной коробке?»).
- Выявление места и причины затруднения
- Какая операция обратна умножению? (Раскладывание поровну, деление).
- Кто знает, как записать действие деления? ( · 3
8 | 24 |
: 3
8 · 3 = 24 (карандаша)
24 : 3 = 8 (карандашей)
- Молодцы!
- Показываю (учитель записывает на доске) – так выглядит знак деления - :)
- Построение проекта выхода из затруднения
- Определите тему нашего урока. (Ученики формулируют тему (Деление).
- А вам часто приходилось в жизни выполнять деление поровну? Приведите примеры (Дети приводят примеры (3-4 ученика).
Задание – ученики получают листочки на которых изображены 32 ириски и схема:
(У каждого ученика на парте есть лист с заданием).
- Разделите 32 ириски на 4 равных части и покажите линиями эти части на рисунке, а потом запишите выполненную операцию на схеме. (Возникают затруднения).
- Почему не смогли разделить? (Не знаем, по сколько ирисок надо обвести).
- А можно провести линии «как-нибудь» - например, в одной группе обвести 5 ирисок, в другой 10 и т.д.? (Нет, тогда их не будет поровну).
- А как надо? (Поровну).
- Что же нам нужно научиться делать сегодня? (Подбирать число предметов в каждой из равных частей).
- Молодцы!
- Какую учебную задачу мы поставили сегодня на уроке? (Научиться выполнять деление на равные части. Усвоить смысл деления: разделить – это значит найти число предметов в каждой из равных частей).
5. Реализация построенного проекта
- Давайте попробуем на пуговицах. (На столе у учеников заранее приготовлены баночки с пуговицами).
- Как вы предлагаете разделить 32 пуговицы на четверых? (Раскладывать предметы в 4 кучки по одной; воспользоваться таблицей умножения).
- Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека. Повторим основные правила работы в группах. (Вспоминают правила работы в группе:
1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
2. Выслушать мнение каждого.
3. Найти общее решение.
Учащиеся устанавливают, что в каждой части получилось по 8 предметов. Поэтому они обводят на рисунке по 8 ирисок и вставляют числа в схему ).
: 4
32 | 8 |
4
32 : 4 = 8
- Удобно ли каждый раз при делении раскладывать предметы? (Нет).
- Почему? (Это долго, предметов может быть много, они могут быть большими и т.д.).
- Может быть, свести деление к какому-нибудь известному действию? Посмотрите на картинку – какое действие оно вам напоминает? (Умножение).
- Какое равенство можно составить по этой картинке? (8 · 4 = 32).
- Покажите на схеме, что можно сказать о действиях умножение и деление? (Умножение обратно делению, а деление – умножению.
32 : 4 = 8
8 · 4 = 32
Один ученик записывает действия на доске).
- Молодцы! Значит, для деления можно воспользоваться уже известной нам таблицей умножения. Покажите, как это сделать.
- Слайд 6.
- Для этого выделяем строчку множителя 4, находим строчку 32 и смотрим соответствующее число в верхней строчке – 8. (Дети по таблице умножения должны найти число, которое при умножении на 4 дает 32. Работа с таблицей умножения на магнитной доске).
- Сделайте вывод, используя буквенную символику. (- Разделить а на в – это значит подобрать такое число с, которое при умножении на в даёт а). : в
а | в |
Кто знает, что обозначает символ ? (а : в = с с · в = а Слушаем предположения учеников).
- Это символ, который используется в математике вместо слова «значит».
6. Первичное закрепление во внешней речи
Работа с учебником
- Открываем учебник, стр. 90, №1
а) 2 · 4 = 8,
б) устанавливаем взаимосвязь между умножением и делением 8 : 4 = 2.
Открываем учебник, стр.90, №2. (Выполняется задание по учебнику: Дети объясняют, комментируют:
а) при делении 6 на 2 получается число 3, которое при умножении на 2 даёт 6.
б) при делении 10 на 2 получается число 5, которое при умножении на 2 даёт 10).
7. Музыкальная физкультминутка. Волшебники двора «Бибика»
8. Самостоятельная работа с самопроверкой
Работа с учебником
Читаем правило в учебнике.
- Совпало ли оно с нашим выводом? (Да).
Выполняем задание №4 с подробным обоснование в громкой речи. (4 : 2 = 2, так как 2 · 2 = 4
6 : 2 = 3, так как 3 · 2 = 6 (по цепочке).
- Самостоятельно выполняйте задание №3 – вставьте пропуски в равенствах.
9. Рефлексия деятельности на уроке
- Как вы охарактеризовали операцию деления? (Операция, обратная операции умножения).
- Чему научились на уроке? (Делить на равные части).
- Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке? (Научиться выполнять деление на равные части. Усвоить смысл деления: разделить – это значит найти число предметов в каждой из равных частей).
- Мы достигли цели? С кем было приятно работать? Почему?( Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки).
- Мне тоже было приятно работать с вами.
- Вы видите у себя карточку «Лестница успеха». Оцените себя на стороне «Знаю».
Слайд 8.
- Я отлично работал, всё понял, могу объяснить другому. Я знаю, что такое деление, усвоил смысл деления. Нарисую себя на 4-й ступени.
- Я хорошо работал и всё понял. И я тоже знаю, что такое деление, усвоил смысл деления. Нарисую себя на 3-й ступени.
- Я хорошо работал, но у меня остались вопросы. Нарисую себя на 2-й ступени.
- На 1-й ступени – я ничего не понял, не знаю, что такое деление, не усвоил смысла деления.
- Спасибо за работу.
Домашнее задание:
- Дома закрепить знания, полученные на уроке учебник, стр.92 – задания №№ 9, 10, 11, 12.
В копилку запишите формулу.
Комментарий к сценарию:
Уровень образования школьников: 2 класс.
Место темы: первый урок по теме «Деление».
Продолжительность урока: 40 минут.
Использованная литература:
1). Л. Г. Петерсон. Математика. 2 класс. Учебник-тетрадь в 3-х частях, М.: Издательство «Бином», 2016 г.;
2). Л.Г. Петерсон. Методические рекомендации к учебнику математика. 2 класс, М.: Издательство «Ювента», 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гончарное ремесло Кубани (из цикла уроков «Ремесла Кубани») Конспект урока во 2 классе
Цели:1.Дать сведения о гончарном ремёсле Кубани;2.Способствовать привитию интереса к урокам Кубановедения;3.Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении мат...
Конспект урока математики 2 класс по системе Занкова (И.И.Аргинская) Тема урока: Умножение
Разработка урока соответсвует требованиям ФГОС...
Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.
Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....
КОНСПЕКТ УРОКА "Сантиметр" 1 класс. Урок с применением ИКТ.
Тема урока: 1 класс Сантиметр.Тип урока: УИНМВид урока: урок с применением ИКТ. Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний, формировать представление о единице длины (сантиметре...
Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)
Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК Б.М Неменского «Школа России».Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» ...
План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"
Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...