Устный журнал по математике "Из истории математики"
план-конспект занятия по математике (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal_schyot.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРАНИЦА 1
ИЗ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ.
Как люди научились считать.
Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота?
Чтобы всё подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали? Вот послушайте.
Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далёкие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьёв, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались в шкуры убитых зверей.
Жизнь первобытных людей мало, чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться орудиями труда.
Первобытные люди, также как и современные маленькие дети, не знали счёта. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сёстры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение продвигалось медленно.
Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далёкий предок из множества отдельных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака, из стада оленей - одного оленя, из выводка плавающих уток – одну птицу, из колоса с зёрнами – одно зерно.
Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».
Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далёкий предок, рассказывал о том, что видел пару уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил «Много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, затем четыре и т. д.
Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами, иногда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно умело окружить зверя. Чтобы расставить 2человека у берлоги, а 3- за ней, нужно уметь считать.
Специальные названия чисел имелись поначалу только для 1 и 2. Числа же больше 2 называли с помощью сложения: 3- это 1и2, 4 – это 2и2, 5 – это 2, ещё 2 и 1.
Названия чисел у многих народов указывают на их происхождение.
СТРАНИЦА 2.
«КРЫЛАТАЯ МАТЕМАТИКА»
1. Расставив слова и слоги по порядку, прочитай пословицы:
3 1 6 5
от семь раз один
2 7 4
раз от мерь
8
режь
Ответ: Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2 5 4 7
в не ле ин
1 3 6
один по во
Ответ: Один в поле не воин.
2. А знаете ли вы крылатые выражения, в которых используются числа?
- Одна нога тут, другая там.
- Два сапога - пара.
- Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.
- На все четыре стороны.
- Семи пядей во лбу.
- За тридевять земель.
СТРАНИЦА 3
ШУТОЧНАЯ МАТЕМАТИКА.
Сюжеты «Такова жизнь….»
- Ведущий: Действие происходит в классе. Перемена.
Даша: Вы слыхали? Учитель поставил кляксу в журнал. На самую главную страницу! Я это сама видела.
Артем: Вот бы на мою единицу!
Денис: Вот бы на мою единицу!
Антон: Ой!... Только бы не на мою троечку!
- (Звенит звонок.)
Ведущий: В класс входит учительница и обращается к новому ученику.
Учитель: Болтаешь на уроках?
Ученик: Нет.
Учитель: Списываешь?
Ученик: Да что вы?!
Учитель: Дерешься?
Ученик: Никогда!
Учитель: Да есть ли у тебя какие –нибудь недостатки?
Ученик: Вру много.
- Учитель: Толя, ты подсказываешь Павлу! За подсказку два тебе поставлю!
Толя: «Два»? Но я подсказывал и Кире! Может быть поставите «четыре»?
- (Дети разыгрывают сценку Б.Заходера «Два и три».)
Автор: Пошёл Серёжа в первый класс,
С Сережей не шути!
Считать умеет он у нас
Почти до десяти!
Не грех такому мудрецу
Задрать курносый нос:
Вот как- то за столом отцу
Он задаёт вопрос…
Сережа: Два пирожка тут, папа, да?
А хочешь, на пари,
Я доказать могу всегда,
Что их не два, а три!
Автор: Считают вместе.
Сережа: Вот один, а вот и два. Смотри!
Один да два…
Автор: Закончил сын
Сережа: Как раз и будет три!
Отец: Вот молодец!
Автор: Сказал отец.
Отец: И в самом деле, три!
И потому я два возьму.
А третий ты бери!
- (Сценка «Кисель и домашнее задание»)
Я пил кисель из стакана
Кисель в меня лился –лился,
Вылился весь
И я вдруг в пустой стакан провалился.
Прибежал папа:
-Странно –странно,
Мальчик сидит на дне стакана.
Прибежала мама:
-Действительно, странно,
Чего это он забыл внутри стакана?
Прибежала бабушка:
-Дайте –ка погляжу
Ничего странного я здесь не нахожу.
Он ещё и не такому скоро научится.
Лишь с задачкой №19 не мучиться.
СТРАНИЦА 4.
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА.
-Разгадайте ребусы и назовите новые слова:
Ведущий 1: Подумайте, что легче: 1кг ваты или 1кг железа!
Ведущий 2: Когда журавль стоит на одной ноге, он весит 3кг. Сколько будет весить журавль на двух ногах?
Ведущий 1: Одно яйцо варится 10 минут, Сколько минут будет вариться пять яиц?
Ведущий 2: Один насос за 1 минуту выкачивает 1 тонну воды. За сколько минут 5 таких насосов выкачивают 5 тонн воды.
Чтоб врачом, моряком или лётчиком стать,
Надо, прежде всего математику знать.
И на свете нет профессий,
Вы заметь-ка,
Где бы вам ни пригодилась
МА – ТЕ – МА – ТИ – КА!
- На дереве сидели 4 голубя и 6 воробьёв, 5 птиц улетело. Улетел ли из них хоть один воробей?
- В коробке умещается 10 красных бусинок и 6 зелёных. Какие бусинки меньше – красные или зелёные?
- Если Лена купит 1 конфету, то у неё останется 1рубль, а на 2 конфеты у неё не хватит 3 рубля. Сколько денег у Лены?
- Мама старше дочери в три раза, а вместе им 48 лет. Сколько лет маме и сколько дочери?
Кроссворд «МАТЕМАТИКА»:
1. Знак действия вычитания (минус).
2. Число (самая нелюбимая отметка школьников) (два).
3. Число (самая любимая отметка) (пять).
4. Единица длины (метр).
5. Число, полученное в результате сложения (сумма).
6. Единица массы (грамм).
7. Число, часто используемое в русских народных сказках (три).
8. Прибор для измерения длины (линейка).
9. Единица времени, равная 100 годам (век).
10. Единица времени, равная 60 минутам (час).
СТРАНИЦА 5.
МАТЕМАТИКА В ПЕСНЕ.
(Дети исполняют песню «Дважды два -четыре»).
Ведущий 1. Вот и «перелистнули» мы последнюю страницу нашего устного журнала.
Ведущий 2. Весь наш класс постарался показать вам, какая она бывает разная – наша математика.
начало
Тут везде идёт работа,
Все подсчитывают что –то,
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Можно всё пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить.
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьёв.
Сколько пальцев на руках,
Сколько в садике скамеек.
Сколько в пятаке копеек.
У стола четыре ножки,
Пять котят у нашей кошки,
Раз, два, три, четыре, пять - всё могу пересчитать!
Ведущий 1. “Мир построен на силе чисел” - говорил Пифагор.
Ведущий 2. Сегодня мы с вами полистаем несколько математических страниц нашего устного журнала “Математика – царица наук!”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал " Чудесная математика" ( 2 класс)
Математика - светило всех земных наук. Этот материал устного журнала "Чудесная математика" (для 2 класса) ...
Устный журнал по истории
Читатели посещают библиотеку, чтобы получить информацию из книг, газет и журналов. Однако не все знают, что журналы бывают не только печатными, но и устными. Эта форма мероприятия принята во внеклассн...
Устный журнал для младших школьников об истории Крыма «МОЙ КРАЙ ЗАДУМЧИВЫЙ И НЕЖНЫЙ»
Устный журнал для младших школьников об истории Крыма«МОЙ КРАЙ ЗАДУМЧИВЫЙ И НЕЖНЫЙ»...
Внеклассное мероприятие по краеведению на тему:«История моей малой Родины» (Устный журнал)
Цель: Воспитание любви к родному краю, к малой родине.Задачи:1.Рассказать об истории возникновения родного села.2.Познакомить с историей села.3.Познакомить с достопримечательностями села «Л...
Устный журнал по математике «Что дала математика людям?»
laquo;Что дала математика людям? Что стало причиной её возникновения?»...
Устный журнал по математике «Системы счисления»
Устный журнал «Системы счисления»...
Познавательное КТД Устный журнал "История одного храма"
Проблема сохранения культурного наследия в современном обществе очень актуальна. Термин «духовная культура» воспринимается молодёжью как нечто далёкое и абсолютно ненужное. Однако невозмож...