Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»
материал по математике (3 класс)

Программа курса внеурочной деятельности для 3 класса «Занимательная математика» рассчитана на 34 часа  (1 час в неделю, 34 учебные недели)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНООКТЯБРЬСКАЯ ШКОЛА

КРАСНИНСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрено

на педагогическом совете 

Протокол педсовета №___

«___»___________201__ г

Согласовано

Заместитель директора

_________/Л.М. Осипова/

«___»___________201__ г

Утверждено

Директор МБОУ

Краснооктябрьская  школа              ____________/А.А.Попова/

Приказ №___   от «___»___201_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

(общеинтеллектуальное направление)

3

(класс)

  Срок реализации    1    год    

Учитель:   Комкова Наталья Алексеевна,

первая категория

Маньково

2019 год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями

  • Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования) с изменениями;
  • Приказа от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»;
  • Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);
  • Основной образовательной программы МБОУ Краснооктябрьская школа;
  • Авторской программой «Занимательная математика»  Е.Э. Кочуровой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред.   Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф,  2011.
  • Плана внеурочной деятельности Краснооктябрьская школа на 2019-2020 учебный год.

Цель программы:

  • развитие математических способностей младших школьников.

Задачи:

  • развитие познавательного интереса к учебному предмету «Математика»;
  • развитие умения обобщать, отбирать необходимую информацию, самостоятельно находить решение возникших проблем;
  • развитие умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, находить простейшие закономерности, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • развитие умения работать с компьютером.

Программа курса внеурочной деятельности для 3 класса «Занимательная математика» рассчитана на 34 часа  (1 час в неделю, 34 учебные недели), что совпадает с количеством часов, отведенных в плане внеурочной деятельности МБОУ Краснооктябрьская школа.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

— воспитание чувства справедливости, ответственности;

— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

       Личностные универсальные учебные действия:

       У обучающегося будут сформированы:

      - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

      -умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

      -понимание причин успеха в учебной деятельности;

      -умение определять границы своего незнания, преодоление трудности с помощью одноклассников, учителя;

      -представление об основных моральных нормах

      Обучающийся получит возможность для формирования:

     - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

     - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

     - адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;

    - осознанного  понимания чувств других людей и сопереживать им

     Регулятивные универсальные учебные действия:

     Обучающийся научится:

    - принимать и сохранять учебную задачу;

    - планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

    - осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

    - анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

    - различать способы и результат действия;

    - адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя

    Обучающийся получит возможность научиться:

   - прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

   - проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

   - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы по ходу решения учебной задачи.

    Познавательные  универсальные учебные действия:

    Обучающийся научится:

- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать  объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения;

- находить  сходства, различая, закономерности, основания для упорядочивания    объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям и        формулировать названия полученных групп.

- устанавливать закономерности, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять в тексте основную и второстепенную информацию;

-формулировать проблему;

-строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;

- устанавливать причинно- следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

     Обучающийся получит возможность научиться:

- строить индуктивные дедуктивные рассуждения по аналогии;

   - выбирать рациональный способ на основе анализа различных         вариантов решения задачи;

   - строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей;

   - различать обоснованные и необоснованные суждения;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 - самостоятельно находить способы решения проблем    творческого и поискового характера.

    Коммуникативные  универсальные учебные действия:

    Обучающийся научится:

    - принимать участие в совместной работе коллектива;

    - вести диалог, работая в парах, группах;            

    - допускать существование различных точек зрения, уважать их точку зрения, уважать чужое мнение;

    - координировать свои действия с действиями партнёров;

    - корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;

    - задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

    - осуществлять взаимный контроль совместных действий;

    - совершенствовать математическую речь;

    - высказывать суждения, используя различные аналоги понятия, слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания;

     Обучающийся получит возможность научиться:

     -критически относиться к своему и чужому мнению;

     - уметь самостоятельно и совместно планировать  деятельность и сотрудничество;

     - принимать самостоятельно решения;

     - содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.

3. Содержание программы курса внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

Числа. Арифметические действия. Величины

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов содержащих числа. Сложение  и  вычитание чисел в пределах 100. Таблица  умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки. Восстановление примеров. Заполнение числовых кроссвордов. Поиск и чтение слов, связанных с математикой. Единица длины километр.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения, с недостающими и некорректными данными, с избыточным условием. Последовательность шагов решения задачи.

Задачи на доказательство. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру»

Геометрическая мозаика

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции ( треугольники, таны, уголки, спички). Составление и зарисовка фигуры по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур

Формы организации занятий и основные виды деятельности

Занятия в кружке «Занимательная математика» организуются с учетом интересов учащихся и проводятся с использованием игровых методов и приемов работы, практических занятий по применению полученных знаний на практике. На занятиях активно используется занимательный материал: загадки, головоломки, ребусы, кроссворды. Обучающиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы; создают презентации, решают геометрические задачи, задания нетрадиционного характера и др.

Числа. Арифметические действия. Величины.

— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;

— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;

— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;

— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Геометрическая мозаика

Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

—моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

—танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;

—конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;

—конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

№ п/п

Название раздела программы

Кол-во часов

1

Числа. Арифметические действия. Величины

34

2

Мир занимательных задач

3

Геометрическая мозаика

4. Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата

Факт

Факт

1

Интеллектуальная разминка

02.09

2

Числовой конструктор

09.09

3

Геометрия вокруг нас волшебные переливания

16.09

4

Волшебные переливания

23.09

5

В царстве смекалки

30.09

6

В царстве смекалки

07.10

7

Шаг в будущее

14.10

8

«Спичечный» конструктор

21.10

9

«Спичечный» конструктор

11.11

10

Числовые головоломки

18.11

11

Интеллектуальная разминка

25.11

12

Интеллектуальная разминка

02.12

13

Математические фокусы

09.12

14

Математические игры

16.12

15

Секреты чисел

23.12

16

Математическая копилка

30.12

17

Математическое путешествие

13.01

18

Выбери маршрут

20.01

19

Числовые головоломки

27.01

20

В царстве смекалки

03.02

21

В царстве смекалки

10.02

22

Мир занимательных задач

17.02

23

Геометрический калейдоскоп

02.03

24

Интеллектуальная разминка

16.03

25

Разверни листок

30.03

26

От секунды до столетия

06.04

27

От секунды до столетия

13.04

28

Числовые головоломки

20.04

29

Конкурс смекалистых

21.04

30

Это было в старину

27.04

31

Математические фокусы

18.05

32

Энциклопедия математических развлечений

25.05

33

Энциклопедия математических развлечений

27.05

34

Математический лабиринт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...

"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"

Программа  внеклассной работы по математике  для 1 класса c использованием ИТ....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1-4 класс

Программа курса «Занимательная математика» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1-4 классов на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» на 2019 - 2020 учебный год для 3 класса.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»:разработана на основе авторского курса О. А. Холодовой «Заниматика.»  для третьего класса;имеет ...