Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № 1 от «29» 08. 2016 г. | Принята педагогическим советом МКОУ Садовской СОШ №1 Протокол № 1 от «30» 08. 2016 г. | «Утверждаю» _________ Директор МКОУ Садовской СОШ №1Н.А.Ярошенко Приказ №97 от «30» 08. 2016 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Составитель: учитель начальных классов
Мурашкина Елена Владимировна
с. Садовое 2016
Количество часов по программе – 135 ч.
В неделю – 1 ч.
Программа реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
- осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
- установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
- умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Универсальные учебные действия:
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Календарно – тематический план
1 класс
2 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Сроки проведения | ||
1. | «Удивительная снежинка» | 1 | Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» | |||
2. | Иrpa«Крестики-нолики» | 1 | Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20 | |||
3. | Математические игры | 1 | Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото» | |||
4. | Прятки с фигурами | 1 | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. | |||
5. | Секреты задач | 1 | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. | |||
6-7 | «Спичечный» конструктор | 2 | Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | |||
8. | Геометрический калейдоскоп | 1 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. | |||
9. | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку). | |||
10. | «Шаг в будущее» | 1 | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». | |||
11. | Геометрия вокруг нас | 1 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | |||
12. | Путешествие точки | 1 | Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | |||
13. | «Шаг в будущее» | 1 | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. | |||
14. | Тайны окружности | 1 | Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). | |||
15. | Математическое путешествие | 1 | Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 - 14 = 20 20 + 18 = 38 38 - 16 = 22 22+ 15 = 37 | |||
16-17 | «Новогодний серпантин» | 2 | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. | |||
18 | Математические игры | 1 | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». | |||
19. | «Часы нас будят по утрам...» | 1 | Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками. | |||
20. | Геометрический калейдоскоп | 1 | Задания на разрезание и составление фигур. | |||
21. | Головоломки | 1 | Расшифровка закодированных слов. | |||
22. | Секреты задач | 1 | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи. | |||
23. | «Что скрывает сорока?» | 1 | Решение и составление ребусов, | |||
24. | Интеллектуальная разминка | 1 | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. | |||
25. | Дважды два — четыре | 1 | Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». | |||
26-27. | Дважды два — четыре | 2 | Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | |||
28. | В царстве смекалки | 1 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |||
29. | Интеллектуальная разминка | 1 | Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | |||
30. | Составь квадрат . | 1 | Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей | |||
31-32. | Мир занимательных задач | 2 | Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».. | |||
33. | Математические фокусы | 1 | Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). | |||
34. | Математическая эстафета | 1 | Решение олимпиадных задач |
3 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Сроки проведения | ||
план | факт | |||||
1. | Интеллектуальная разминка | 1 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | |||
2. | «Числовой» конструктор | 1 | Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью ком- | |||
3. | Геометрия вокруг нас | 1 | Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. | |||
4. | Волшебные переливания | 1 | Задачи на переливание. | |||
5-6 | В царстве смекалки | 2 | Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации | |||
7 | «Шаг в будущее» | 1 | Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» | |||
8-9 | «Спичечный» конструктор | 2 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание | |||
10 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | |||
11-12 | Интеллектуальная разминка | 2 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- | |||
13 | Математические фокусы | 1 | Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, | |||
14 | Математические игры | 1 | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», | |||
15 | Секреты чисел | 1 | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева на- | |||
16 | Математическая копилка | 1 | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га- | |||
17 | Математическое путешествие | 1 | Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; вто- | |||
18 | Выбери маршрут | 1 | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре- | |||
19 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи- | |||
20 -21 | В царстве смекалки | 2 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |||
22 | Мир занимательных задач | 1 | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недо - | |||
23 | Геометрический калейдоскоп | 1 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. | |||
24 | Интеллектуальная разминка | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- | |||
25 | Разверни листок | 1 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | |||
26-27 | От секунды до столетия | 2 | Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. | |||
28 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи- | |||
29 | Конкурс смекалки | 1 | Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. | |||
30 | Это было в старину | 1 | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер- | |||
31 | Математические фокусы | 1 | Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное | |||
32-33 | Энциклопедия математических развлечений | 2 | Составление сборника занимательных заданий. Использование | |||
34 | Математический лабиринт | 1 | Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подго- |
4 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Сроки проведения | ||
план | факт | |||||
1. | Интеллектуальная разминка | 1 | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | |||
2. | Числа-великаны | 1 | Как велик миллион? Что такое гугол? | |||
3. | Мир занимательных задач | 1 | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не - | |||
4. | Кто что увидит? | 1 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | |||
5 | Римские цифры | 1 | Занимательные задания с римскими цифрами. | |||
6 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи- | |||
7 | Секреты задач | 1 | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», | |||
8 | В царстве смекалки | 1 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | |||
9 | Математический марафон | 1 | Решение задач международного конкурса «Кенгуру». | |||
10-11 | «Спичечный» конструктор | 2 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | |||
12 | Выбери маршрут | 1 | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре- | |||
13 | Интеллектуальная разминка | 1 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- | |||
14 | Математические фокусы | 1 | «Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько | |||
15-17 | Занимательное моделирование | 3 | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео- | |||
18 | Математическая копилка | 1 | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га- | |||
19 | Какие слова спрятаны в таблице? | 1 | Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, за- | |||
20 | «Математика — наш друг!» | 1 | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» за- | |||
21 | Решай, отгадывай, считай | 1 | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, | |||
22-23 | В царстве смекалки | 2 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах). | |||
24 | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | |||
25-26 | Мир занимательных задач | 2 | Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде | |||
27 | Математические фокусы | 1 | Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. | |||
28-29 | Интеллектуальная разминка | 2 | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- | |||
30 | Блиц-турнир по решению задач | 1 | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих | |||
31 | Математическая копилка | 1 | Математика в спорте. Создание сборника числового материала для | |||
32 | Геометрические фигуры вокруг нас | 1 | Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). | |||
33 | Математический лабиринт | 1 | Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». | |||
34 | Математический праздник | 1 | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...
"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"
Программа внеклассной работы по математике для 1 класса c использованием ИТ....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности.Информатика,логика,математика.4 класс
Разработка программы...
рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс
Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы» разработана на основе авторской программы Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Рабочая программа по математике и конструированию составлена на основе рабочей программы «Математика» Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др. – М.: «...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Научный клуб «Клуб юных математиков»
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Математика и логика" (3-4 класс)
Программа внеурочной деятельности «Математика и логика» разработана для обучающихся 1-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО. Курс входит во внеурочную деятельность по нап...