Занимательная математика 1-4 класс
рабочая программа по математике
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 г. Вязьмы Смоленской области
(МБОУ СОШ № 8 г. Вязьмы Смоленской области)
Ленина ул., д. 77, г. Вязьма, Смоленская область, 215119
(48131) 4-26-61. E-mail: vschool_8@mail.ru
ОКПО 35375647, ОГРН 1026700851990, ИНН/КПП 6722012278/672201001
Внеурочная деятельность
«Занимательная математика»
1-4 класс.
Руководитель: Липина И.А.
Пояснительная записка.
Общая характеристика внеурочной деятельности
В основе построения занятий лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном не учебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач.
Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания.
У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью. В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Рабочая программа занятий внеурочной деятельностью «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи:
1.Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2.Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3.Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4.Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи;
- Развитие познавательной активности самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, в парах, в группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу;
7.Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 33 занятия.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Место занятий в учебном плане
Внеурочная деятельность по курсу «Занимательная математика» в 1-4 классах рассчитана на 33 ч. в каждом классе (1 ч. в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания кружка
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к Родине, народу.
Результаты внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется:
- простое наблюдение;
- проведение математических игр;
- анкетирование.
Межпредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- проговаривать последовательность действий.
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
- учиться работать по предложенному учителем плану.
- учится отличать верно выполненное задание от неверного.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- делать предварительный отбор источников информации.
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
Коммуникативные УУД:
— донести свою позицию до других.
— слушать и понимать речь других.
—читать и пересказывать текст.
—учиться выполнять различные роли в группе.
Предметными результатами изучения являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
- сравнивать между собой предметы и явления
- выделять существенные признаки предметов
- обобщать, делать несложные выводы
- классифицировать явления и предметы
- определять последовательность событий
- судить о противоположных явлениях
- давать определения тем или иным понятиям
- определять отношения между предметами типа «род» — «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
Основные виды деятельности учащихся:
• решение занимательных задач;
• участие в международной игре «Кенгуру»;
• знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
• проектная деятельность;
• самостоятельная работа;
• работа в парах, в группах;
• творческие работы.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в следующих формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Содержание программы
Математика – царица наук.
Как люди научились считать
Интересные приемы устного счёта.
Решение занимательных задач в стихах.
Упражнения с многозначными числами.
Учимся отгадывать ребусы.
Числа-великаны. Коллективный счёт.
Упражнения с многозначными числами.
Решение ребусов и логических задач.
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Загадки- смекалки.
Обратные задачи.
Практикум «Подумай и реши».
Задачи с изменением вопроса.
Проектная деятельность
Решение нестандартных задач.
Решение олимпиадных задач.
. Решение задач международной игры «Кенгуру».
Математические горки.
Решение логических задач.
Задачи с многовариантными решениями.
Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
Математический КВН.
Тематическое планирование 1 класс
№ занятия | Тема занятия |
1 | Из истории математики. Как люди научились считать. |
2 | Математические игры. Игра на развитие восприятия «Скопируй рисунок». |
3 | Игра на развитие внимания «Расставь числа в возрастающем порядке». |
4 | Игра на развитие памяти «Нарисуй по памяти». |
5 | Игра на развитие логического мышления «Какой фигуры не хватает». Логические задачи. |
6 | Сюжетно-ролевая игра «Определи маршрут корабля». |
7 | Игра «Отгадай задуманное число», «Отгадай задуманный день недели». |
8 | Логические задачи на раскрашивание. |
9 | Игры с кубиками. |
10 | Задачи в стихах. |
11 | Игра «Колумбово яйцо». |
12 | Математические ребусы. |
13 | Математические шарады. |
14 | Математические кроссворды. |
15 | Задачи, решаемые без вычислений. |
16 | Математический лабиринт «Догони-ка». |
17-18 | Задачи на сообразительность. |
19-20 | Необычные приемы устных вычислений. |
21 | Игра «Шифр». |
22-23 | «В гостях у Золушки» (Отработка навыков решения задач). |
24 | Игры с числами. |
25 | Игра «Поле чудес». |
26 | Игра «Цифры в буквах». |
27 | Игра «Морской бой». |
28 | Игра «Крестики-нолики». |
29 | Рассказ «Место математики в моей жизни». |
30-31 | Задачи повышенной сложности. |
32 | Экскурсия в компьютерный класс. |
33 | Круглый стол «Подведем итоги». |
Тематическое планирование 2 класс
№ занятия | Тема занятия |
1 | Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? |
2 | Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи. |
3 | Римские цифры. Упражнения, игры, задачи. |
4 | Умножение. Упражнения, игры, задачи. |
5 | Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки. |
6 | Деление. Упражнения, игры, задачи. |
7 | Делится или не делится. |
8 | Задачи с изменением вопроса. |
9 | Дважды-два четыре. |
10 | Математический КВН. Решение ребусов и логических задач. |
11 | Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины. |
12 | Игра «Веришь или нет». |
13 | Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. |
14 | Экскурсия в компьютерный класс. |
15 | Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. |
16 | Математические фокусы. |
17 | Конкурс знатоков. |
18 | Открытие нуля. Загадки-смекалки. |
19 | Числа-великаны. Коллективный счёт. |
20 | Денежные знаки. Загадки-смекалки. |
21 | Решение задач повышенной трудности. |
22 | Игра «Цифры в буквах» |
23 | Игра-соревнование "Крестики - нолики". |
24 | КВМ «Царица наук». |
25 | Задачи с многовариантными решениями. |
26 | Игра «Смекай, решай, отгадывай». |
27 | Игра «Поле чудес». |
28 | Решение занимательных задач в стихах. |
29 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
30 | Практикум «Подумай и реши». |
31 | Упражнения с многозначными числами. |
32 | «Газета любознательных». |
33 | Интересные приемы устного счёта. |
34 | Обобщение материала. |
Тематическое планирование 3 класс
№ занятия | Тема занятия |
1-2 | Развиваем мышление, память. |
3-4 | Учимся быть внимательными. |
5 | Единицы длины. |
6 | Весёлые задачки. |
7 | Из истории математики. |
8-9 | Путешествие в мир чисел. |
10-11 | Решение ребусов и логических задач. |
12-13 | Задачи на разрезание. |
14 | Задачи-смекалки |
15 | Немного истории. Детям о времени. |
16 | Логические задачи. Высказывания. Истинные и ложные высказывания. |
17 | Задачи - смекалки, логические задачи. |
18 | «Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями. |
19-20 | Построение геометрических фигур. |
21-22 | Весёлая геометрия |
23-24 | Математический КВН. |
25-26 | Старинные меры длины. |
27-28 | Выпуск математической газеты. |
29-31 | Решение задач повышенной сложности. |
32 | Дважды два - четыре. |
33 | Экскурсия в компьютерный класс. |
34 | Обобщение материала. |
Тематическое планирование 4 класс
№ занятия | Тема занятия |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» |
2 | Как люди научились считать. |
3 | Интересные приемы устного счёта. |
4 | Решение занимательных задач в стихах. |
5 | Упражнения с многозначными числами (класс млн.) |
6 | Учимся отгадывать ребусы. |
7 | Числа-великаны. Коллективный счёт. |
8 | Упражнения с многозначными числами (класс млрд.) |
9 | Решение ребусов и логических задач. |
10 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
11 | Загадки-смекалки. |
12 | Игра «Знай свой разряд». |
13 | Обратные задачи. |
14 | Практикум «Подумай и реши». |
15 | Задачи с изменением вопроса. |
16 | «Газета любознательных». |
17 | Решение нестандартных задач. |
18 | Решение олимпиадных задач. |
19 | Решение задач международной игры «Кенгуру» |
20 | Школьная олимпиада |
21 | Игра «Работа над ошибками» |
22 | Математические горки. |
23 | Наглядная алгебра. |
24 | Решение логических задач. |
25 | Игра «У кого какая цифра» |
26 | Знакомьтесь: Архимед! |
27 | Задачи с многовариантными решениями. |
28 | Знакомьтесь: Пифагор! |
29 | Задачи с многовариантными решениями. |
30 | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. |
31 | Задачи с многовариантными решениями. |
32 | Математический КВН. |
33-34 | Круглый стол «Подведем итоги». |
Литература:
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1-4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8-11 лет. 2003
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004«Веселые задачки», Остер Г.; М. 2000.
- «Веселые задачи», Перельман Я. И.; М. АСТ*Астрель,2005.
- «Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л. В.; В. 2005.
- «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», Волина В.; М.2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок занимательной математики во втором классе
Занимательный урок для второклассников...
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" в 4 классе
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематичнское планирование и список литературы...
Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс
Рабочая программа факультативного курса "Занимательная математика", 2-4 класс...
Рабочая программа по учебному курсу «Занимательная математика» во 2 классе
Настоящее программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой,...
календарно-тематическое планирование по предмету занимательная математика в 4 классе общеобразовательной школы
Авторская разработка календарно-тем атическое планирование по предмету занимательная математика в 4 классе была составлена учителем начальных классов ОКУ "Санаторная школа-интернат города Калининска "...
Занимательная математика в первом классе.
Можно использовать на неделе математике в 1 классе как разминку....
Конкурс эрудитов-математиков. Час занимательной математики во 2 классе
Задачи:1. Выявить интеллектуальный потенциал ученика;2. Научить учащ...