Пробное(ознакомительное) занятие по курсу Ментальная арифметика
методическая разработка по математике (1, 2, 3, 4 класс)
Эта методическая разработка поможет вам провести пробное занятие по курсу Ментальная арифметика.Ее можно использовать не только в кружковой деятельности, но и на внеурочной и урочной деятельности.В ней представлена история возникновения абакуса, ментального счета, а также игровые упражнения, которые помогут детям освоить счеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomitelnoe_zanyatie_po_mentalnoy_arifmetike.docx | 662.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пробное занятие
по курсу Ментальная арифметика
Учитель: Викулова А.А.
Возраст: группа формируется согласно возрастным особенностям, например,6-7,7-8,8-9 и т.д.
Количество: 6-8чел
Территория: класс
Время: 45мин.
Возможность проведения: как во время внеурочной деятельности, так и применение на уроке математике
Цель: познакомить с понятием Ментальная арифметика для дальнейшего использования приемов ментального счета
Регулятивные УУД:
-определять цель занятия
-действовать по алгоритму
-развивать пространственное, логическое, абстрактное мышление
-соотносить количество и число
-развивать скорость мышления и скорость обработки информации
Познавательные УУД:
-познакомить с историей возникновения ментального счета, абакуса (соробана)
-сравнение русских, китайских, японских счетов
-знать строение соробана, значение косточек
-умение работать двумя руками
-показывать числа на счетах, счет в пределах 10
-развивать наблюдательность, самостоятельность и др
-обогатить пространственные представления школьников на счетах: сложение и вычитание
Коммуникативные УУД:
-учиться работать в группе, паре
-создавать ситуации для обсуждения
-отвечать на вопросы
-умение принимать поражение
Содержание
- Знакомство с группой. Игра «Снежный ком»
- История возникновения арифметики
- Структура соробана (абакус)
Расшифруйте, согласно алфавиту:
1-….,18-…10-….,22-…,14-…,6-…,20-…,10-…,12-…,1-…(арифметика)
Название «арифметика» происходит от греческого слова (арифмос) — число. Арифметика возникла в странах Древнего Востока: Вавилоне, Китае, Индии, Египте.
Возникновение арифметики связано с трудовой деятельностью людей и с развитием общества.
Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя — бизона или лося — приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним и не справишься. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счёта никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как «пять» или «семь», он мог показать числа на пальцах рук.
Люди издавна старались облегчить себе счет с помощью разных средств и приборов. Первой, самой древней «счетной машиной» были пальцы рук и ног. Этого простого устройства вполне хватало – например, для подсчета убитых всем племенем мамонтов.
Затем появилась торговля, и пальцев на руках стало не хватать. Они стали находить предметы , которые заменяли пальцы, и с помощью которых можно вести счет. Например, камни. Древние торговцы (вавилонские и других городов) производили расчеты при помощи зерен, камешков и раковин, которые в стали выкладывать на специальной доске, названной абаком.
Аналогом абака в древнем Китае был счетный прибор «суань-пан», в древнем Китае - японские счеты, называемые «соробаном».
Русские счеты впервые появились в России в XVI веке. Они представляли собой доску с нанесенными на ней параллельными прямыми. Позднее вместо доски стали употреблять раму с проволоками и косточками.
Давайте рассмотрим и сравним:
3.Структура Абакуса (соробана)
Для чего вы сюда пришли? Давайте подробно рассмотрим инструмент, с помощью которого мы будем считать. Итак, абакус-счетная доска. Она состоит из рамки, расчетной линейки, верхнего ряда косточек (небесных), нижнего ряда-земных. Каждая вертикальная проволока-разряды: ед,, дес,сот.и т.д. Счет начинаем слева направо.
3.Работа на счетах
Посмотрите на свой абакус. Покажите рамку, расч.линейку, верхний ряд бусинок, нижний ряд. Напомните,как называется верхний ряд?(небесный).Косточки имеют самое большое значение-5. А нижние?(земные). Значение-1
-Постановка пальцев
Сказка про братьев: жили-были два брата-младший и старший. Младший все время разбрасывал свои игрушки(большим пальцем наверх), а старшему приходилось все убирать, чтоб родители не ругали(указательный вниз). Но и он тоже любил играть, сначала разбрасывал, затем собирал(на верхней планке)
Отработка упражнений: откладывание косточек: 1,1,1,5,5,
5.Знакомство с числами 1-9. Игра с флеш-картами (в пределах 10) 6.Знакомство с действиями +,- на нижних косточках
+понимаем наверх косточки
-опускаем вниз косточки
7.Показываем несколько примеров (распечатка). Самостоятельное решение-5мин
8.Ментальная карта
9.Заключительная часть: пазлы
Расставить от 0-10, стараться, чтоб не ориентировались на рисунок
Пока дети выполняют задание-беседа с родителями о курсе Ментальная арифметика
Беседа с родителями:
Посмотрев ролики, вы имеете представление о том, что дети учатся быстрому устному счету в уме. Но то маленькая верхушка большого айсберга умственных способностей ребенка. Представьте, что вы отправили ребенка в бассейн. Цель-научиться плавать, но не все становятся чемпионами, зато каждый получает комплексное и гармоничное оздоровление организма. Так и в М.А. прежде чем получить результат, ребенок развивает свою внимательность, память, скорость мышления, мелкую моторику. Но самое главное, что таким образом, вы невольно развиваете два полушария. (для правшей ведущее-левое-абстрактное, образное, словесное, логическое мышление; для левшей-ведущее-правое полушарие-наглядно-образное)
Эксперимент
Вспомните ваш сотовый телефон, представьте его во всех деталях. Какая иконка находится в правом нижнем углу?Проверьте. Кто угадал? Поднимите руку?
Хорошо, убираем тел. А теперь скажите, который час показывал ваш тел.?
К какому навыку вы сейчас обращались?-внимательность.
МА одна из молодых и перспективных методик. Она способна развить умственные способности ребенка настолько, что любые арифметические задачи станут для него простыми .Всего два часа в неделю и уже через несколько месяцев занятий вы заметите поразительные результаты: улучшение памяти у детей, развитие творческого мышления, внимательность и сосредоточенность. Дети увереннее чувствуют себя на общих занятиях, охотнее и быстрее готовят домашние задания. Значительно повышается уровень их успеваемости. Таким образом, ментальная арифметика стала не просто конкретным предметом по освоению вычислительных навыков, но и одной из ступеней к формированию всесторонне развитой личности.
Максимальный потенциал мозга, который «включается» во время занятий, позволяет воспитать здорового и успешного ребенка, маленького гения, который, получив такую надежную точку опоры, в будущем способен перевернуть мир
Программа обучения ментальной арифметике условно состоит из трех этапов. На первом дети осваивают технику счета на косточках, используя для этих операций сразу две руки. Включение в процесс счета обоих полушарий мозга обеспечивает быстрое выполнение и запоминание действий. Благодаря абакусу дети могут свободно складывать, вычитать, делить и умножать, а также вычислять квадратный и кубический корень.
На втором этапе программы ученики переходят к счету в уме, или на ментальном уровне. Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к счетам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает цифры, правое – картинку косточек счетов. Так, ребенок учится производить предлагаемые расчеты в уме.
На третьем тапе они представляют перед собой счеты и мысленно проделывают необходимые операции. То есть происходит работа с воображаемым абакусом. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек счетов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка занятия по Ментальной арифметике "Младшие товарищи. Закрепление"
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования или учителей, преподающих Ментальную арифметику по методике IAma/...
Конспект вводного занятия по ментальной арифметике
Конспект вводного занятия по ментальной арифметике....
Конспект занятия по ментальной арифметике в сфере дополнительного образования
Конспект занятия по ментальной арифметике подойдет для педагогов дополнительного образования...
Конспект занятия по ментальной арифметике
Крнспект можно использовать как и на обычном рабочем занятии,так и на открытом...
Конспект занятия по ментальной арифметике
Крнспект можно использовать как и на обычном рабочем занятии,так и на открытом...
Конспект занятия по ментальной арифметике
Крнспект можно использовать как и на обычном рабочем занятии,так и на открытом...
Конспект занятия по ментальной арифметике
Подойдет как для обычного рабочего занятия, так и для открытого...