Конспект вводного занятия по ментальной арифметике
план-конспект по математике
Конспект вводного занятия по ментальной арифметике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 793.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект вводного занятия по ментальной арифметике. «А как это?»
Автор-составитель:
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО Дворец творчества «Орион»
Бикбулатова О.В.
Цель: Мотивировать детей к занятиям ментальной арифметикой.
Задачи:
Образовательные
- познакомить с историей создания абакуса-соробана , его устройством и правилами
работы на нем.
- ввести понятие ментального счета
- развивать мелкую моторику и межполушарные связи
Метопредметные
- Содействовать развитию интеллекта ребенка
Личностные
- Формировать стойкий интерес к ментальной арифметике
Планируемые результаты: Вызвать интерес к ментальной арифметике.
Тип занятия: комбинированное
Оборудование: доска, абакус - соробан, ученические соробаны, магнитная доска и магнитные цифры, карточки с заданиями, карандаши, ПК, видео со счетом на соробане.
Методические приемы:
Деятельностный (тема занятия)
Практический (действия с абакусом)
Игровой (игры с абакусом и флэш-картами, зарядка для рук).
Наглядный (видео и иллюстрации цифр на абакусе).
Словесный (повествование, вопросы, индивидуальные ответы детей, рефлексия)
Ход занятия
- Вводная часть
- Постановка проблемы
- Основная часть
- Практическая часть
- Физминутка
- Новые знания
- Рефлексия
- Подведение итогов
Вводная часть
Добрый день уважаемые коллеги. Здравствуйте дорогие дети. Я очень рада всех видеть. Давайте знакомиться.
Я предлагаю вам познакомиться и поприветствовать друг друга как в Японии. Японцы очень уважают личное пространство человека и при знакомстве не подходят близко друг к другу, взгляд опускают вниз и руки держат на уровне сердца-что показывает ваше уважение к собеседнику. Давайте познакомимся. Для этого встанем в круг. Я начинаю первая.
-Здравствуйте, меня зовут Ольга Викторовна и по кругу ….
Почему Япония, спросите вы? А потому что
Япония и Китай это страны с богатой научной историей, особенно в области математики. Люди всегда стремились как то систематизировать счет и придумывали различные приспособления.
Постановка проблема
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?
Если еще не догадались, посмотрите видео. У нас встреча с интересным мальчиком (видео).
А вы хотели бы научиться считать как он?
Как же он это делает?
Ему помогает соробан или его еще называют абакус.
А что это такое? Может, кто то знает?
С чем же мы сегодня с вами будем знакомиться?
Действительно тема нашего занятия «Знакомство с ментальной арифметикой»
Основная часть
Путешествие в историю
Историки предполагают, что первые абаки появились уже в третьем тысячелетии до нашей эры
В китайской литературе II века н э. есть упоминание о Суаньпане – китайском варианте абака. Именно китайцы превратили обыкновенную табличку в рамку со стержнями и косточками на них. В таком виде счеты прибыли в Японию.
Японцы немного их модернизировали, убрав одну лишнюю косточку, и назвали на свой манер «соробаном», что в переводе означает «вычислительная доска». Вот так они стали выглядить.
Что бы научиться считать на соробане, необходимо познакомиться с его устройством.
Из чегоже он состоит? Из
- рамки;
- поперечной-счетной перекладины;
- спиц, проходящих сквозь перекладину;
- косточек, (верхние и нижние).
- На каждой спице по пять косточек. Одна находится над перекладиной, а четыре под ней.
Количество спиц в соробане может быть разным. (Показать-раздать различные соробаны).
На соробане можно складывать, вычитать, умножать, делить и извлекать корень. Современные школы счета могут немного отличаться друг от друга, но принцип везде одинаковый.
Практическая часть
Существуют правила работы на соробане. Сегодня мы с ними познакомимся, только частично.
Соробан должен лежать на плоской поверхности.
Держим его левой рукой 3 пальцами (большим, мизинцем и безымянным).
В правой руке ручка и два свободных пальца (большой и указательный).
Тренируемся держать ручку- зажать ручку в кулаке и освободить два пальца)
Что бы приготовить соробан к работе или обнулить его, необходимо сложить на правой руке указательный и большой палец клювиком и плавно провести по перекладине. Пробуем
Большим пальцем поднимаем нижние косточки к перекладине.
Опускаем косточки - указательным пальцем.
Верхнюю косточку двигаем только указательным пальцем.
Физминутка
Пришло время познакомиться с цифрами на соробане.
Но сначала сделаем зарядку .
Карандаши катаем в руках
Ладонь в кулаке-вторая к ней приставлена и меняем и т.д.
А теперь к нашим цифрам.
Новые знания
Это наглядность
Карточки (педагог называет цифру-дети ищут карточки и вписывают цифры)
На соробанах набирают цифры. Педагог называет цифру. Проверяют дети друг у друга.
Материал дополнительный
Спицы единиц, десятков и т.д. Можно набрать и миллион и триллион.
Пример 1 987 654 Вы можете не знать что такое миллион и триллион, но вы можете их записать при помощи соробана. Вызвать ребенка к соробану и попросить набрать число на нескольких спицах. Давайте посмотрим, какое число получилось. Смотрим на первую используемую спицу на ней число 4-записываем и т.д. Читаем число
Игра «Набираем числа». Дети набирают на большом соробане - педагог читает, или дети записывают на доске.
Игры с флэш-картами Педагог показывает, дети записывают. Потом проверяют друг у друга.
10. | Кол-во ошибок | ||||||||||
1 |
Ментальный счет
Мы знакомимся с соробаном, но соробан лишь инструмент для развития вашего интелекта. А как же это Ментально считать?
Давайте закроем глаза и представим бабочку. Спросить 2-3 детей какую бабочку ты увидел? Что она делала? Возьмите соробан и внимательно на него посмотрите. Положите соробан на стол и закройте глаза. А теперь представим соробан в уме. Постарайтесь увидить на нем цифру 2. Потом 5 Вот это и есть ментально. Но что бы считать ментально, надо изучить счет на соробане и считать на нем, не используя его. А использовать лишь его образ в уме. Рефлексия. Ребята, а хотели бы вы заниматься ментальной арифметикой дальше? Давайте на большом соробане поднимем 1 косточку- если нет, и 5 - если да. Выполняем по очереди. Все ли было понятно и интересно, если да, то прикрепим к полянке цветочек, если нет, то снежинку Подведение итогов Анализ результата рефлексии. На этом занятие закончено. Мне очень приятно было с вами работать и жду вас на занятиях по ментальной арифметике. Интернет ресурсы
https://multiurok.ru/index.php/files/miental-naia-arifmietika-bazovyi-urovien-urok-5-fo.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект вводного занятия кружка "Умелые руки"
Занятие способствует формированию представления детей о работе кружка. Знакомить учащихся с видами ручных работ.Обобщает и расширяет представления детей о рукоделии....
Разработка занятия по Ментальной арифметике "Младшие товарищи. Закрепление"
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования или учителей, преподающих Ментальную арифметику по методике IAma/...
Конспект занятия по ментальной арифметике в сфере дополнительного образования
Конспект занятия по ментальной арифметике подойдет для педагогов дополнительного образования...
Конспект занятия по ментальной арифметике
Крнспект можно использовать как и на обычном рабочем занятии,так и на открытом...
Конспект занятия по ментальной арифметике
Крнспект можно использовать как и на обычном рабочем занятии,так и на открытом...
Конспект занятия по ментальной арифметике
Крнспект можно использовать как и на обычном рабочем занятии,так и на открытом...
Конспект занятия по ментальной арифметике
Подойдет как для обычного рабочего занятия, так и для открытого...