Конспект вводного занятия по ментальной арифметике
план-конспект по математике

Бикбулатова Ольга Викторовна

Конспект вводного занятия по ментальной арифметике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия 793.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект вводного занятия по ментальной арифметике.  «А как это?»

Автор-составитель:

Педагог дополнительного образования

 МБОУ ДО Дворец творчества «Орион»

Бикбулатова О.В.

Цель: Мотивировать детей к занятиям ментальной арифметикой.

Задачи: 

Образовательные

  • познакомить  с историей создания абакуса-соробана , его устройством и правилами  

работы на нем.

  • ввести понятие ментального счета
  • развивать мелкую моторику и межполушарные связи

Метопредметные

  • Содействовать развитию интеллекта ребенка

Личностные

  • Формировать стойкий интерес к ментальной арифметике
     

Планируемые результаты: Вызвать интерес к ментальной арифметике.

Тип занятия: комбинированное

Оборудование: доска, абакус - соробан, ученические соробаны, магнитная доска и магнитные цифры, карточки с заданиями, карандаши, ПК, видео со счетом на соробане.

Методические приемы:

Деятельностный (тема занятия)

Практический (действия с абакусом)

Игровой (игры с абакусом и флэш-картами, зарядка для рук).

Наглядный (видео  и иллюстрации цифр на абакусе).

Словесный (повествование,  вопросы, индивидуальные ответы детей, рефлексия)

Ход занятия

  1. Вводная часть
  2. Постановка проблемы
  3. Основная часть
  4. Практическая часть
  5. Физминутка
  6. Новые знания
  7. Рефлексия
  8. Подведение итогов

Вводная часть

Добрый день уважаемые коллеги. Здравствуйте дорогие дети. Я очень рада всех видеть.  Давайте знакомиться.

Я предлагаю вам познакомиться и поприветствовать друг друга как в Японии. Японцы очень уважают личное пространство человека и при  знакомстве не подходят близко друг к другу, взгляд опускают вниз и руки держат на уровне сердца-что показывает ваше уважение к собеседнику. Давайте познакомимся. Для этого встанем в круг. Я начинаю первая.

-Здравствуйте, меня зовут Ольга  Викторовна и по кругу ….

Почему Япония, спросите вы? А потому что

Япония и Китай это страны с богатой научной историей, особенно в области математики. Люди всегда стремились как то систематизировать  счет и придумывали различные приспособления.

Постановка проблема

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?

Если еще не догадались, посмотрите видео. У нас встреча с интересным мальчиком (видео).

А вы хотели бы научиться считать как он?

Как же он это делает?

Ему помогает соробан или его еще называют абакус.

А что это такое? Может, кто то знает?

С чем же мы сегодня с вами будем знакомиться?

Действительно тема нашего занятия «Знакомство с ментальной арифметикой»

Основная часть

Путешествие в историю

Историки предполагают, что первые абаки появились уже в третьем тысячелетии до нашей эры

В китайской  литературе  II века н э. есть упоминание о Суаньпане – китайском варианте абака. Именно китайцы превратили обыкновенную табличку в рамку со стержнями и косточками на них. В таком виде счеты прибыли в Японию.

 Японцы немного их модернизировали, убрав одну лишнюю косточку, и назвали на свой манер «соробаном», что в переводе означает «вычислительная доска». Вот так они стали выглядить.

Что бы научиться считать на соробане, необходимо познакомиться с его устройством.

Из чегоже он состоит? Из

  • рамки;
  • поперечной-счетной перекладины;
  • спиц, проходящих сквозь перекладину;
  • косточек, (верхние и нижние).
  • На каждой спице по пять косточек. Одна находится над перекладиной, а четыре под ней.

    Количество спиц в соробане может быть разным. (Показать-раздать  различные соробаны).

На соробане можно складывать, вычитать, умножать, делить и извлекать корень. Современные школы счета  могут немного отличаться друг от друга, но принцип везде одинаковый.

Практическая часть

Существуют правила работы на соробане. Сегодня мы с ними познакомимся, только частично.

Соробан должен лежать на плоской поверхности.

Держим его левой рукой 3 пальцами (большим, мизинцем и безымянным).

В правой руке ручка и два свободных пальца (большой и указательный).

Тренируемся держать ручку- зажать ручку в кулаке и освободить два пальца)

Что бы приготовить соробан к работе или обнулить его, необходимо сложить на правой руке указательный и большой палец клювиком и  плавно провести по перекладине. Пробуем

Большим пальцем поднимаем нижние косточки  к перекладине.

Опускаем косточки - указательным пальцем.

Верхнюю косточку двигаем только указательным пальцем.

Физминутка

Пришло время познакомиться с цифрами на соробане.

Но сначала сделаем зарядку .

Карандаши катаем в руках

Ладонь в кулаке-вторая к ней приставлена и меняем и т.д.

А теперь к нашим цифрам.

Новые знания

Это наглядность

  

Карточки (педагог называет цифру-дети ищут карточки и вписывают цифры)

На соробанах набирают цифры. Педагог называет цифру. Проверяют дети друг у друга.

Материал дополнительный

Спицы единиц, десятков и т.д. Можно набрать и миллион и триллион.

 Пример 1 987 654 Вы можете не знать что такое миллион и триллион, но вы можете их записать при помощи соробана. Вызвать ребенка к соробану и попросить набрать число на нескольких спицах. Давайте посмотрим, какое число получилось. Смотрим на первую используемую спицу на ней  число 4-записываем и т.д. Читаем число

Игра «Набираем числа». Дети набирают на большом соробане - педагог читает, или дети записывают на доске.

Игры с флэш-картами Педагог показывает, дети записывают. Потом проверяют друг у друга.

10.

Кол-во ошибок

1

Ментальный счет

Мы знакомимся с соробаном, но соробан лишь инструмент для развития вашего интелекта. А как же это Ментально считать?

Давайте закроем глаза и представим  бабочку. Спросить 2-3 детей какую бабочку ты увидел?  Что она делала?                                                                                                                                                      Возьмите соробан и внимательно на него посмотрите. Положите соробан на стол и закройте глаза.    А теперь представим соробан в уме. Постарайтесь увидить на нем цифру 2. Потом 5                        Вот это и есть ментально. Но что бы считать ментально, надо изучить счет на соробане и считать на нем, не используя его. А использовать лишь его образ в уме.                                                    Рефлексия. Ребята, а хотели бы вы заниматься ментальной арифметикой дальше? Давайте на большом соробане  поднимем 1 косточку- если нет, и 5 -  если да. Выполняем по очереди.                Все ли было понятно и интересно, если да, то прикрепим  к полянке цветочек, если нет, то снежинку                Подведение итогов                                                                                                                                Анализ результата рефлексии.                                                                                                                       На этом занятие закончено. Мне очень приятно было с вами работать и жду вас на занятиях по ментальной арифметике.                                                                                                                           Интернет ресурсы

https://www.dreamstime.com/abacus-soroban-kids-learn-numbers-abacus-math-worksheet-children-vector-illustration-abacus-soroban-kids-learn-numbers-image128309700 

https://multiurok.ru/index.php/files/miental-naia-arifmietika-bazovyi-urovien-urok-5-fo.html 

https://forum.level1techs.com/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект вводного занятия кружка "Умелые руки"

Занятие способствует формированию представления детей о работе кружка. Знакомить учащихся с видами ручных работ.Обобщает и расширяет представления детей о рукоделии....

Разработка занятия по Ментальной арифметике "Младшие товарищи. Закрепление"

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования или учителей, преподающих Ментальную арифметику по методике IAma/...

Конспект занятия по ментальной арифметике в сфере дополнительного образования

Конспект занятия по ментальной арифметике подойдет для педагогов дополнительного образования...

Конспект занятия по ментальной арифметике

Крнспект можно использовать как и на обычном рабочем занятии,так и на открытом...

Конспект занятия по ментальной арифметике

Крнспект можно использовать как и на обычном рабочем занятии,так и на открытом...

Конспект занятия по ментальной арифметике

Крнспект можно использовать как и на обычном рабочем занятии,так и на открытом...

Конспект занятия по ментальной арифметике

Подойдет как для обычного рабочего занятия, так и для открытого...