пояснительная записка по математике
рабочая программа по математике (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
города Искитима Новосибирской области «Коррекционная школа № 7»
РАССМОТРЕНО: на заседании МО Протокол № 1 от 22.08.2017 Руководитель МО ______________О.Г. Куприкова | СОГЛАСОВАНО: заместитель директора по УВР ____________ Харлова Т.В. | УТВЕРЖДЕНО: Педагогическим советом Протокол № 1 от 31.08.2017 Директор МКОУ КШ № 7 ____________ Саможенов С.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математика»
класс 1-4 классы
на 2018-2022 гг..
учитель начальных классов
Калинина Валентина Семеновна
г. Искитим – 2018
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета
- Описание места учебного предмета в учебном плане
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
- Календарно-тематическое планирование
- Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Приложения к программе
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью; в соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Рабочая программа создана для обучающихся с легкой умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы.
Рабочая программа направлена на овладение обучающимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, количественными, пространственными, временными представлениями.
Задачи программы:
- Формирование навыков устных и письменных вычислений, умения решать задачи, выполнять преобразования чисел, выполнять построения на клетчатой и нелинованной бумаге.
- Коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка,
- Развитие речи учащихся, обогащение её математической терминологией.
- Воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности,
- Формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
В виду того, что учебным планом предусмотрено 3 учебных часа в неделю – для 1 класса и 4 учебных часа в неделю – для 2-4 классов, а обучающиеся не проходили обучения в подготовительном классе, в рабочей программе изменен срок изучения чисел второго десятка. В первом классе обучение заканчивается на изучении числового ряда до 10. Второй класс начинается с полного изучения чисел второго десятка. В третьем классе дети знакомятся с таблицей умножения и деления в пределах 20, в 4 классе – в пределах 100.
В 3 классе отрабатываются навыки сложения и вычитания чисел без перехода через разряд, а в четвертом уже с переходом чрез разряд. Вводятся меры времени, учатся определять время до 5 минут и до 1 минуты. В четвертом классе знакомятся с двойным обозначением времени. В геометрический материал включаются ломаные линии. Дети учатся строить геометрические фигуры.
Программа учебного курса рассчитана на четыре года.
В 1 – 4 классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Важным направлением в обучении является пробуждение у учащихся интереса к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин.
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.
Обучение математике носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развиты навыки чтения, устной и письменной речи. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Программа в целом определяет оптимальный объём знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Общая характеристика учебного предмета
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов учебного курса.
Учебный курс математики неразрывно связан с решением специфической задачи – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
В первом классе решаются задачи:
- формирование понятие числа, величины, геометрической фигуры;
- формирование элементарных количественных, пространственных, временных представлений;
- обучение навыкам сравнения, анализа предметов и множеств;
- формирование знаний состава числа, вычислительных навыков в пределах 10.
В первом классе обучающиеся в период подготовки к изучению математики учатся называть предметы, их цвет, форму, размер. Сравнивать предметы по длине, массе, по площади. Они знакомятся с числами в пределах 10, учатся решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, знакомятся с геометрическими понятиями (точка, линия, овал, отрезок), с мерами длины (сантиметр), стоимости, массы.
Задачи преподавания математики во 2 классе:
- Освоение нумерации и десятичного состава чисел второго десятка.
- Отработка вычислительных навыков в пределах 20 без перехода через разряд.
- Совершенствование графических и измерительных навыков
- Овладение отдельным приёмам контроля (своей работы и работы товарища).
- Воспитание у учащихся целенаправленность, терпеливость, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность.
Во втором классе обучающиеся учатся решать простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц, составные арифметические задачи в два действия. Решают задачи на сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток путем разложения второго слагаемого (вычитаемого) на два числа.
Задачи преподавания математики в 3 и 4 классах:
- Овладение навыками счета в пределах 100.
- Формирование умения выполнять сложение и вычитание в пределах 100.
- Продолжить формирование умений решать простые и составные задачи, кратко записывать условие задачи.
- Продолжить формирование графических навыков через вычерчивание отрезков, углов, линий.
- Корригировать и развивать все виды познавательной деятельности.
- Воспитать у учащихся личностные качества: трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности.
- Формировать умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
В третьем классе вводится понятие разряда, обучающиеся знакомятся с разрядной таблицей, с четными и нечетными числами. Происходит формирование навыков сложения и вычитания в пределах 100 без перехода через разряд. Вводятся понятия «Умножение» и «Деление», компонентов действий. Продолжается расширение знаний о мерах длины (метр), стоимости (рубль), времени (минута, месяц, год). Дети решают составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления, учатся определять время по часам (время прошедшее, будущее); находить точку пересечения линий; чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
В четвертом классе завершается изучение таблицы умножения, вычислительные навыки сложения и вычитания отрабатываются с переходом через разряд. Углубляются знания о мерах длины (миллиметр), массы (центнер), времени (секунда). Дети знакомятся с прямоугольником, квадратом, ломаной линией, взаимным положением на плоскости геометрических фигур.
С целью адаптации обучающихся после каникул введены часы повторения. После изучения блока тем спланированы самостоятельные проверочные работы. Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике проводятся 2-3 раза в четверти контрольные работы. Результаты работы анализируются и намечается план работы по ликвидации пробелов знаний. В планирование включен геометрический материал, где уделено большое внимание практическим упражнениям в измерении, черчении.
С целью формирования и развития речи, учащихся на уроках используется повторение вслед за учителем, хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Данный предмет предусматривает привлечение знаний, полученных учащимися на других уроках.
Межпредметные связи:
- с уроками окружающего мира: родная природа, родной край, масштаб, формы поверхности и др.;
- с уроками русского языка и чтения: мини – сказки, составление предложений и ответы на вопросы, по опорным словам;
- с уроками ручного труда: изготовление моделей.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Математика» относится к образовательной области «Математика» и рассчитана четыре года изучения в начальной школе.
Программа предусматривает следующее количество часов по классам:
1 класс – 3 часа в неделю – 33 учебных недели – всего 99 часов
2 класс – 4 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 136 часов
3 класс – 4 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 136 часов
4 класс – 4 часа в неделю – 34 учебных недели – всего 136 часов
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности, личностно-ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного. По мере освоения учащимися программ включаются элементы проектной деятельности. Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Ведущими методами обучения являются: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- знать числовой ряд 1—100 в прямом порядке;
- понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части).
- знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
- знать таблицу умножения однозначных чисел до 5;
- понимать связь таблиц умножения и деления;
- знать переместительное свойство сложения и умножения;
- знать порядок действий в примерах в два арифметических действия;
- знать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, стоимости и их соотношения;
- называть порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года;
- знать различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;
- знать названия элементов четырехугольников.
- откладывать, используя счетный материал, любые числа в пределах100;
- выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного;
- практически пользоваться переместительным свойством сложения и умножения;
- различать числа, полученные при счете и измерении;
- записывать числа, полученные при измерении двумя мерами;
- определять время по часам хотя бы одним способом; пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году;
- решать, составлять, иллюстрировать изученные простые арифметические задачи;
- решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;
- узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение фигур без вычерчивания;
- чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг;
- чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя).
Достаточный уровень:
- знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;
- усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способы чтения и записи каждого вида деления;
- знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
- знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
- понимать связь таблиц умножения и деления;
- знать числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;
- усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способы чтения и записи каждого вида деления;
- знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
- знать таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10, правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
- понимать связь таблиц умножения и деления;
- различать числа, полученные при счете и измерении;
- записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см;
- определять время по часам хотя бы одним способом с точностью до 1 мин; пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году;
- решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;
- кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя);
- различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии, вычислять длину ломаной;
- узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;
- чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг;
- чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя).
Класс | Обучающиеся должны уметь: | Обучающиеся должны знать: |
1 класс | - читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 10, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5; - выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5 + 3, 3 + 5, 10 + 4, 4 + 10; решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие; - узнавать монеты, заменять одни монеты другими, - чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок; - чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам. | . - количественные, порядковые числительные в пределах 10; - состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых; - десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе; - линии — прямую, кривую, отрезок; - единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1 л; - название, порядок дней недели, количество суток в неделе. |
2 класс | - выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой; - решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи, - узнавать, называть, чертить отрезки, углы - прямой, тупой, острый - на нелинованной бумаге; - чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку; - определять время по часам с точностью до 1 часа. | - счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами; - таблицу состава чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток; - названия компонента и результатов сложения и вычитания; - математический смысл выражений "столько же", "больше на", "меньше на"; - различие между прямой, лучом, отрезком; - элементы угла, виды углов; - элементы четырехугольников прямоугольника, квадрата, их свойства; - элементы треугольника. |
3 класс | - считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; - откладывать на счетах любые числа в пределах 100; - складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений; - использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление; - различать числа, полученные при счете и измерении; - записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями; - определять время по часам (время прошедшее, будущее); - находить точку пересечения линий; - чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг. | - числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке; - смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления; - таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления; - порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия; - единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер; - порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года. |
4 класс | - выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания; - практически пользоваться переместительным свойством умножения; - определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин; - решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи; - самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия; - различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии; - вычислять длину ломаной линии; - узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить их точки пересечения; - чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге. | - различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100; - таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10; - названия компонентов умножения, деления; - меры длины, массы и их соотношения; - меры времени и их соотношения; - различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур; - названия элементов четырехугольников. |
Регулятивные УД:
- Входить и выходить из учебного помещения со звонком.
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
- Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место.
- Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя.
Познавательные УД:
- Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
- Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя.
- Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие.
- Группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух).
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Использовать знаково-символические средства с помощью учителя.
Коммуникативные УД:
- Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель- класс).
- Обращаться за помощью и принимать помощь.
- Слушать и понимать речь других; инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
- Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
- Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях, учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
- Оформлять свои мысли в устной речи и письменной форме.
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Содержание учебного предмета
Наименование разделов и тем учебного предмета | Кол-во часов | Содержание тем учебного предмета | Практическая часть | Реализация РК |
1 класс | ||||
Пропедевтический период | 27 часов | Сравнение двух предметов, серии предметов. Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине. Сравнение предметов по размеру. Сравнение трех-четырех предметов по длине. Сравнение двух предметов по массе (весу). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих. Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ. Положение предметов в пространстве, на плоскости. Ориентировка на листе бумаги. Единицы измерения и их соотношения. Уточнение геометрических понятий. | Наш класс Река Обь Правый и левый берега реки Я и моя семья Улицы города | |
Нумерация | 72 часа | Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 10. Сопоставление количественного и порядкового числительного. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Соотнесение числа и цифры. Сравнение предметных множеств и чисел. Определение места числа в ряду, восстановление числового ряда. Овладевают приёмами работы с предметами, добавляют или убирают предметы под руководством учителя. | Наш город. Перелетные птицы Строительство город | |
Единицы измерения и их соотношения | Сравнивают, называют, разменивают, выполняют действия | Кукольный театр | ||
Арифметические действия | Запись, решение и чтение примеров на сложение, вычитание. Присчитывание единицы. | Труд людей весной Животные НСО | ||
Арифметические задачи | Запись, решение задач на сложение, вычитание. Составление и решение задачи по картинкам. Запись решения задачи под руководством учителя. С помощью учителя упражняются в постановке вопроса к задаче. | Проверочная работа | Зимующие птицы НСО | |
Геометрический материал. | Выполнение практической работы по вычерчиванию отрезков. Черчение фигуры по опорным точкам. | Цирк | ||
2 класс | ||||
Повторение | 7 часов | Первое сентября в нашем городе | ||
Числовой ряд 1 – 10 Арифметические действия и задачи | 9 часов | Запись, решение и чтение примеров на сложение, вычитание. Присчитывание единицы. Запись, решение задач на сложение, вычитание. Составление и решение задачи по картинкам. | Контрольная работа | |
Второй десяток Арифметические действия и задачи | 39 часов | Запись, решение и чтение примеров на сложение, вычитание. Запись решения задачи под руководством учителя. С помощью учителя упражняются в постановке вопроса к задаче. Сравнение чисел с комментированием. | Контрольная работа -2 Практическая работа | Животные НСО Рыбы рек и озёр НСО |
Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц Арифметические действия и задачи | 9 часов | Запись, решение задач на сложение, вычитание. Дополнение задач недостающими данными. | Самостоятельная работа Практическая работа | Зимняя рыбалка на Оби Хоккейная команда «Сибирь» |
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Арифметические действия и задачи | 18 часов | Запись, решение и чтение примеров на сложение, вычитание. Освоение приемов сложения и вычитания без перехода Объединение двух простых задач в одну составную. Решение и сравнение составных задач. | Практическая работа Контрольная работа | Зимние забавы Ледовый дворец Зимующие птицы. |
Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. Арифметические действия и задачи | 20 часов | Запись, решение и чтение примеров на сложение, вычитание. Освоение приемов сложения и вычитания с переходом Объединение двух простых задач в одну составную. Решение и сравнение составных задач. | Проверочная работа Контрольная работа- 2 | Куранты Перелетные птицы |
Геометрический материал. | 8 часов | Выполнение практической работы по вычерчиванию отрезка, прямой, луча. Знакомство с понятием «угол», его элементами, практическое построение. Выполнение практической работы по построению четырехугольника, прямоугольника, квадрата. | Практическая работа | Площади нашего города Улицы нашего города Стройки в НСО |
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении Единицы измерения и их соотношения | 26 часов | Решение задач с числами, полученными при измерении стоимости. Сравнение чисел, полученные при измерении мерой длины. Составление и решение задач с числами, полученные при измерении длины Действия с числами, полученные при измерении массы. Действия с числами, полученные при измерении емкости. Решение задач и примеров с числами, полученные при измерении времени. | Контрольная работа Практическая работа | Зимняя рыбалка на Оби Труд людей весной |
3 класс | ||||
Повторение. Нумерация чисел 1 - 20 | 6 часов | Понимание математических терминов, название чисел, ответы на вопросы. | Контрольная работа | |
Сложение и вычитание без перехода через разряд. Арифметические действия и задачи | 16 часов | Закрепление приемов сложения без перехода через разряд. Запись, решение и чтение примеров на сложение, вычитание. Понимание математических терминов, название чисел, ответы на вопросы. | Проверочная работа | Учебные принадлежности |
Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. Арифметические действия и задачи | 13 часов | Закрепление приемов сложения с переходом через разряд. Запись, решение и чтение примеров на сложение, вычитание. Запись, решение задач на сложение, вычитание. Выполнение действий по словесной инструкции | Контрольная работа Самостоятельная работа | Зелёные насаждения в городе. |
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении Единицы измерения и их соотношения | 14 часов | Решение задач с числами, полученными при измерении стоимости. Сравнение чисел, полученные при измерении мерой длины. Составление и решение задач с числами, полученные при измерении длины Действия с числами, полученные при измерении массы. Действия с числами, полученные при измерении емкости. Решение задач и примеров с числами, полученные при измерении времени. | Практическая работа - 11. Проверочная работа -2 | Рабочий день Торговая сеть города Улицы нашего города Школьная столовая Молочный комбинат Режим дня |
Умножение и деление Арифметические действия и задачи | 31 часов | Решение задач на деление на равные части и по содержанию. Запись, решение задач на умножение Практические упражнения в запоминании таблицы | Самостоятельная работа | Покупки в магазине Пассажирский транспорт |
Нумерация чисел 1 – 100 Арифметические действия и задачи | 10 часов | Понимание математических терминов, название чисел, ответы на вопросы. Присчитывание и отсчитывание по1, по2, равными группами по 3, 4, 5 Уравнивание числовых множеств. | Проверочная работа | Нумерация домов по моей улице |
Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд. Арифметические действия и задачи | 28 часов | Закрепление приемов сложения без перехода через разряд. Запись, решение и чтение примеров на сложение, вычитание. Понимание математических терминов, название чисел, ответы на вопросы. Порядок выполнения действий в примерах со скобками. | Контрольная работа- 2 | В нашем саду В библиотеке Киоски «Роспечать» |
Геометрический материал. | 15 часов | Выполнение практической работы по вычерчиванию отрезка, прямой, луча. Выполнение практической работы по построению четырехугольника, прямоугольника, квадрата, прямого угла Построение окружности с помощью циркуля по заданному радиусу. | Практическая работа -3 | |
4 класс | ||||
Повторение. | 6 часов | Контрольная работа | ||
Сотня. Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд Арифметические действия и задачи | 10 часов | Закрепление приемов сложения без перехода через разряд. Запись, решение и чтение примеров на сложение, вычитание. Понимание математических терминов, название чисел, ответы на вопросы. | Контрольная работа | Торговая сеть города |
Умножение и деление. Арифметические действия и задачи | 51 часов | Взаимосвязь умножения и деления Названия компонентов действия умножения и деления. Решение составных задач, содержащих действия 1 и 2 ступени. Решение простейших проблемно-практических задач методом проб. Умножение нуля и на нуль. Сравнение задач на увеличение и уменьшение на несколько единиц и в несколько раз. | Проверочная работа- 5 Контрольная работа -2 | Продуктовые магазины |
Приёмы сложения и вычитания без перехода и с переходом через разряд. Арифметические действия и задачи | 35 час | Закрепление приемов сложения и вычитания. Запись, решение и чтение примеров на сложение, вычитание. Понимание математических терминов, название чисел, ответы на вопросы. Закрепление приёма письменного сложения и вычитания | Контрольная работа Проверочная работа | Дороги в городе Номера домов на улице |
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении Единицы измерения и их соотношения | 18часов | Решение задач с числами, полученными при измерении стоимости. Сравнение чисел, полученные при измерении мерой длины. Составление и решение задач с числами, полученные при измерении длины Действия с числами, полученные при измерении массы. Действия с числами, полученные при измерении емкости. Решение задач и примеров с числами, полученные при измерении времени. | Практическая работа – 4 Контрольная работа | Измерение класса, учебных предметов. Магазины города Меры времени, используемые на уроках. Куранты Строительство жилья Покупки Распорядок дня |
Геометрический материал | 16 часов | Выполнение практической работы по вычерчиванию отрезка, прямой, луча, ломаной. Взаимное положение окружности, прямой, отрезка. Выполнение практической работы по построению четырехугольника, прямоугольника, квадрата, прямого угла Построение окружности с помощью циркуля по заданному радиусу. | Практическая работа - 7. | План класса. Круговое движение в городе Садоводство |
- Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
Оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, личностных результатов, обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;
- динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.
Оценивание в первом классе проводится только словесно с учетом наличия динамики в развитии обучающегося, при этом заполняется карта предметных достижений обучающегося.
1. Оценка устных ответов
- Оценка «5»ставится ученику, если он; а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости их пространстве, д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
- Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но: а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; г) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу; д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредотачивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».
- Оценка «З» ставится ученику, если он: а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила может их применять; б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы демонстрации приёмов ее выполнения.
2. Оценка письменных работ
- При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.
- При оценки письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать; неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил и неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.
- Негрубыми ошибками считаются ошибки допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении.
- Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов, действий, величин и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование с пояснительной запиской по математике
Н.Б.Истомина, 136 часов...
Планирование с пояснительной запиской по математике
Н.Б.Истомина, 136 часов...
к пояснительной записке к математике УМК Гармония
дополнение к пояснительной записке по математике 3 класс УМК Гармония...
пояснительная записка по математике
по программе Л.Г. Петерсон...
Пояснительная записка по математике 3 класс
Пояснительная записка по математике 3 класс УМК"Планета Знаний" по ФГОС НО...
Пояснительная записка по математике для 4 классов
Пояснительная записка по математике для 4 классов...