Замкнутые и незамкнутые ломаные
учебно-методический материал по математике (1 класс)
Урок математики в 1 классе
Тема: "Замкнутые и незамкнутые ломаные"
Тип урока: урок формирования новых знаний
Цель: создание условий для усвоения учащимися понятий – замкнутые и незамкнутые ломаные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zamknutye_i_nezamknutye_lomanye.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Николаенко Ирина Владимировна, МБОУ средняя образовательная школа №53 г. Курска
Урок математики в 1 классе
Тема: "Замкнутые и незамкнутые ломаные"
Тип урока: урок формирования новых знаний
Цель: создание условий для усвоения учащимися понятий – замкнутые и незамкнутые ломаные.
Задачи урока:
Образовательные:
Ввести понятия «замкнутая ломаная линия», «незамкнутая ломаная линия».
Научить:
— различать замкнутую и незамкнутую ломаную линию;
— определять количество и соотношение вершин и звеньев ломаной замкнутой и незамкнутой;
— строить чертежи замкнутых и незамкнутых ломаных линий.
Формировать совокупности компетенций, необходимых для осознания понятия «ломаная»:
— извлекать пользу из практического опыта;
— организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
— включаться в работу, быстро и эффективно принимать решения и др.
Развивающие:
Развивать геометрические представления.
Развивать качества мышления: глубину и гибкость.
Развивать познавательные процессы: произвольное внимание и образную память.
Развивать приёмы умственной деятельности: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация, умение делать выводы.
Воспитательные:
Стимулировать к поиску новых знаний.
Воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, интерес к предмету.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия):
Личностные:
— проявлять положительное отношение к изучению математики, к учебному материалу;
— сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
— слышать другое мнение и принимать его;
— не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные:
— организовывать своё рабочее место;
— определять проблему урока;
— выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
— выполнять самопроверку учебного задания;
— контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.
Познавательные:
— сравнивать и группировать предметы, объекты на основе 2-3 существенных признаков;
— осуществлять под руководством учителя действие подведения под понятие;
— давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
Коммуникативные:
— слушать и понимать речь других;
— строить понятные высказывания;
— осуществлять диалог на уроке, включая работу в паре;
— объяснять свой выбор, формулировать своё мнение.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока: традиционная.
Методы обучения:
практические (наждачная бумага, нитки, счётные палочки, построение ломаных линий),
наглядные (иллюстрации, изображения, модели),
словесные (беседа, рассказ, дискуссия),
частично-поисковые – сочетание восприятия учеником объяснений учителя с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса (создание и решение проблемных ситуаций).
Приёмы обучения: слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем и пр.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Средства обучения:
Информационный материал: И.И. Аргинская и др. «Математика 1 класс» ч. 1, издательство «Учебная литература», 2011 г., Е.П. Бененсон. Л.С. Итина «Математика 1 класс.,издательство «Учебная литература», 2012 г.
Демонстрационный материал: набор: наждачная бумага, нитки(раздаточный); счётные палочки
Оборудование: интерактивная доска с мультимедийным проектором, документ-камера)
Структура урока сочетает этапы: организационный, актуализация знаний, постановка цели, введение знаний, первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, включая рефлексию.
Этапы урока | Содержание деятельности | Формирование УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. | Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал, Так что время не теряем и работать начинаем! Тихо сели, спинки прямо. Вижу: класс уже готов Снова начинать урок. | Дети проверяют глазами, что приготовили к уроку. | Личностные УУД. Осознание себя как ученика. Умение приготовить все необходимое к уроку. Стремление выполнить работу. |
2. Актуализация базовых знаний 3. Постановка проблемы. | Урок математики. Пусть он принесёт нам всем радость общения, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий. -Поднимите руки, кто из вас любит путешествовать? -Сегодня мы с вами отправляемся в интересное путешествие. В какое вы узнаете чуть-чуть попозже, потому что к любому путешествию мы должны подготовиться, выполнив несколько заданий: – Как называется фигура, у меня в руке? (Незамкнутая кривая линия). -А какая это линия у меня? (замкнутая кривая линия). -Чем отличается замкнутая кривая линия от незамкнутой? (Замкнутую линию можно начинать рисовать или обводить с любой её точки. Завершится рисование или обведение замкнутой кривой линии в той же точке, с которой его начали). - А можно ли из незамкнутой кривой линии сделать замкнутую? - А как? (соединить концы) (показ на образце) Правильно –это были кривая замкнутая и незамкнутая линии. На доске для вас задание (Слайд 1) -На какие группы можно распределить эти линии? -Откройте свои тетради и запишите под какими цифрами находятся незамкнутые кривые линии. (Один ученик работает у доски.) -Давайте проверим, назови какие цифры ты записал. _- А можно ли из этих незамкнутых линий сделать замкнутые? Как? (проводит маркером на доске) -А теперь я предлагаю вам практическую работу в парах: у каждой пары на столе лежит наждачная бумага и нитки, сделайте при помощи нитки незамкнутую кривую линию на этой бумаге. (просмотр) А теперь попробуйте сделать замкнутую кривую линию. -У кого что получилось? -Молодцы! - Ребята, посмотрите на доску, какая линия у меня начерчена на доске? (прямая) – В чём особенность прямой линии? (Не имеет ни начала, ни конца.) -А можем ли мы из нее сделать луч? - А как? -Что же такое луч? - Можем ли мы из луча сделать отрезок? Как? -А что мы можем сделать из отрезка? (ломаную) - Что вы знаете о ломаных линиях? (Ломаные линии состоят из звеньев – отрезков. Концы каждого звена называются вершинами ломаной линии. Звенья ломаной соединены последовательно: конец предыдущего является началом следующего.) (чертится ломаная незамкнутая звезда) -Сколько вершин у нашей ломаной? А звеньев?
- Как сделать так чтобы количество вершин и звеньев стало одинаковым? --Что же это за ломаная у нас получилась? | (Незамкнутая кривая линия). (замкнутая кривая линия). Замкнутую линию можно начинать рисовать или обводить с любой её точки. Завершится рисование или обведение замкнутой кривой линии в той же точке, с которой его начали. Ответы детей У доски (прямая) (Не имеет ни начала, ни конца.) | Познавательные УУД. Умение наблюдать с целью выделения существенных признаков. Анализ и группировка по признакам. Коммуникативные УУД. Умение доказывать своё мнение. Понимание возможности различных точек зрения. Познавательные УУД. Выделение лишнего, выбор основания. |
4. Целеполагание и мотивация Физминутка | - Как вы думаете, какая это ломаная? (выслушиваются ответы детей) - А как она тогда называлась до того, как мы сравняли количество звеньев и вершин? - Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить? Какие цели поставим на сегодняшнем уроке? -Верно, сегодня мы узнаем, какие ломаные называются замкнутыми, а какие незамкнутыми. - Чем они отличаются друг от друга. -Научимся их строить и чертить. -Вы хорошо подготовились к нашему путешествию и мы можем оправляться в полет. Отгадав загадку, вы сможете узнать, на чем мы отправимся в путь. -Что за чудо алый хвост, Полетела в стаю звёзд. (Ракета) (слайд 2) -Правильно - это ракета и на ней мы и отправляется в увлекательное путешествие. Ручки мы сейчас замкнём, влево, вправо повернем Набираем быстро ход, чтоб отправиться в полёт, а теперь их разомкнули и усталость всю стряхнули. Полетели. Полетели и немножечко присели Встали, ручки мы замкнули, влево, вправо повернули Набираем быстро ход, быстро движемся в полёт. Ручки все мы разомкнули и на место тихо сели Глазки дружно закрываем, потому что подлетаем. (Слайд 3) | Дети высказывают свои предложения Самостоятельная работа. | Коммуникативные УУД. Участие в коллективном диалоге. Личностные УУД. Интерес к новому. Познавательные УУД. Самостоятельное моделирование. Регулятивные УУД. Оценка |
5. Формирование новых знаний. 6. Перенос знаний в новую ситуацию 7. Первичное закрепление. Практическая работа | -Ребята, посмотрите куда же мы с вами попали? -Да- это необыкновенно красивое звёздное небо, сколько здесь звёзд и каждая светится как-то по-особенному. Звёзды, самосветящиеся небесные тела, состоящие из раскалённых газов. Звёздный мир чрезвычайно многообразен. Некоторые Звезды. в миллионы раз больше (по объёму) и ярче Солнца (звёзды-гиганты); в то же время имеется множество звезд, которые по размерам и количеству излучаемой ими энергии значительно уступают Солнцу (звёзды-карлики) Из-за больших расстояний от Земли звезды видны как точки. -Кто из вас знает, а что образуют звёзды на небе? История созвездий очень интересна. Ещё очень давно наблюдатели неба объединили наиболее яркие и заметные группы звёзд в созвездия и дали им различные наименования. Это были имена различных мифических героев или животных, персонажей легенд и сказаний – Скорпион, Овен,Телец, Большая Медведица и др. (Слайд 4) -Одно из известных созвездий -это созвездие Орион (Слайд 5) Орион – имя охотника из древнегреческой мифологии. В наши дни – это одно из самых знаменитых созвездий земного неба, одно из крупнейших и узнаваемых. Огромные звёзды Ориона находятся на небесном экваторе, поэтому видны в обоих полушариях. - Его легко найти по трем звездам, которые расположены в ряд. Это пояс Ориона. -Посмотрите, если я соединю звезды, которые к нему относятся, из чего же это созвездие будет состоять? -Правильно, из отрезков или по-другому звеньев, и образует какую ломаную? -Верно, замкнутую ломаную? -Значит, что же такое замкнутая ломаная? -Давайте с вами сейчас попробуем при помощи счётных палочек выложить это созвездие. - Как называется эта ломаная? -Что же такое замкнутая ломаная? -Сколько в ней вершин, а звеньев? -Что мы можем сказать? -Ребята, у вас получилась замкнутая ломаная линия, а можем ли мы из замкнутой ломаной сделать незамкнутую ломаную? -Что мы должны сделать? -Какая ломаная называется незамкнутой? -Сколько вершин? -Верно, не изменилось, а звеньев? -Значит какой мы можем сделать вывод? Вывод: У замкнутой ломаной количество звеньев и вершин одинаковое, а у незамкнутой ломаной звеньев на одно меньше. -Какую геометрическую фигуру вам напоминает созвездие Орион? -Правильно –это многоугольник. -Как вы думаете, из чего состоят геометрические фигуры? Давайте это проверим: откройте свои тетради и начертите треугольник и четырехугольник.( у доски) -Из чего состоят эти геометрические фигуры? -Чем они отличаются друг от друга? -Какое отличие мы ещё можем сделать? -Это были замкнутые ломаные, начертите незамкнутую ломаную в которой 5 вершин. Сколько звеньев у вас получилось? -Молодцы, а теперь посмотрите и скажите, что это произошло? (Слайд 6) - Принято считать, когда падает звезда нужно, что сделать? -Загадать желание? Вы успели? | Работа в парах. Ответы детей.
Самостоятельная работа. Дети озвучивают свои варианты | Регулятивные УУД, Постановка учебной задачи. Регулятивные УУД. Осознание того, что знают. Коммуникативные УУД. Умение доказать свою мысль. Умение точно выражать свои мысли. Умение слушать и слышать. Познавательные УУД. Развитие математической речи. Познавательные УУД. Подведение под понятие. |
Физминутка. | -Встаньте поудобнее и закройте глаза. Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь звезду, которая ассоциируется с мечтой – желанием. Теперь протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой в красивую просторную корзину. Опустите руки и давайте попробуем ещё раз. Выберите прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает вам о вашей мечте. Теперь потянитесь обеими руками как можно выше и достаньте до неба. Сорвите эту звездочку с неба и положите в корзину к первой звезде. А теперь глазки откроем и тихонько садимся, а ваша мечта обязательно исполнится. Доп-но: Звезда - замкнутая линия или незамкнутая? Почему? Докажите. | ||
8.Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока). | Ребята, сегодня мы побывали с вами в удивительном путешествии, узнали много нового и интересного. Я предлагаю вам выполнить одно интересное задание в группах: начертить своё созвездие и дать ему название. Проверка (Слайд 7) -Вот и закончилось наше воображаемое путешествие. Мы прощаемся со звёздным небом, его прекрасными созвездиями. Но прежде чем отправиться в путь скажите, что нового сегодня узнали? -Какие цели перед собой ставили? Удалось ли достичь их? -Чему мы научились? - Где эти знания можно применить? - Ваше терпение и старание помогло сегодня многое узнать, повторить изученное и получить новые знания. Вспомните задания, которые выполняли на уроке и оцените свою работу. У каждого из вас на столе лежит 3 звездочки, улетая, давайте и мы составим свое созвездие на звездном небе. Синяя звезда – работал отлично, всё получилось. Жёлтая звезда – не всё в работе удалось. Красная звезда – я сегодня многое не понял, работа не удалась. Давайте составим это созвездие на доске. (Слайд 8) Урок окончен. Спасибо за хорошую работу на уроке. | . | Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД. Умение договариваться и выполнять общую работу. Регулятивные УУД. Познавательные УУД. Развитие внимания. Способность к мобилизации. Регулятивные УУД. Контроль. Регулятивные УУД. Познавательные УУД. Самостоятельное моделирование. Коммуникативные УУД. Адекватно реагировать на высказывания сверстников. Познавательные УУД. Умение наблюдать с целью выделения существенных признаков. Анализ и группировка по признакам. Коммуникативные УУД. Умение доказывать своё мнение. Познавательные УУД. Структурирование знаний. Умение слушать и слышать. Регулятивные УУД. Оценка. Познавательные УУД. Контроль и оценка процесса деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики. Замкнутые и незамкнутые линии.
Конспект урока математики. Тема -"Замкнутые и незамкнутые линии", 1 класс, система Л. В. Занкова Предметные результатыЗнакомство с понятиями «замкнутая линия» и «незамкнутая линия». ...
Математика. 1 класс. Урок 12. Замкнутые и незамкнутые кривые. Презентация
http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_12_zamknutye_i_nezamknutye_krivye_prezentacija/2012-09-16-105 Урок 12. Замкнутые и незамкнутые кривые В презентации отображены: ...
Математика Замкнутые и незамкнутые линии, 1 класс (учебник И. И. Аргинской, методика Л. В. Занкова)
МатематикаЗамкнутые и незамкнутые линии, 1 класс (учебник И. И. Аргинской, методика Л. В. Занкова)...
урок математике "Замкнутые и незамкнутые линии"
урок 1 класс...
Технологическая карта урока математики 1 класса по теме "Замкнутая и незамкнутая ломаная линия. Сравнение длин ломаных. Закрепление."
Разработка урока математики 1 класса " Замкнутая и незамкнутая ломаная линия. Сравнение длин ломаных", оформлена в технологической карте для УМК " Школа России". В работе помещены ...
Конспект урока математики в 1 классе "Ломаная линия. Замкнутая и незамкнутая".
Конспект урока по математике в 1 классе "Ломаная линия. Замкнутая и незамкнутая"....
Конспект открытого урока по математике «Замкнутые и незамкнутые прямые ломаные линии» 4 класс
Тема: Замкнутые и незамкнутые прямые ломаные линии Цель: Расширять знания о видах линий.Задачи:Коррекционно-обучающие: учить находить длину ломаной линии, а так же длину ее отрезков,совершен...