УМК "21 век" Рабочие программы для 3 класса
рабочая программа по математике (3 класс)
Рабочая программа по математике, окружающему миру для 3 класса.
Содержат: планируемые результаты, содержание программ и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.doc | 339 КБ |
okruzhayushchiy_mir.doc | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОТРАДНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БАГАЕВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Утверждаю»
Директор МБОУ Отрадненской СОШ
_____________ Т. В. Бурачевская
Приказ от 31.08.2020г. № 207
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету математика
Уровень общего образования (класс): начальное общее, 3 класс
Количество часов: 167
Учитель: Волобуева Татьяна Сергеевна
Программа разработана на основе авторской программы по математике
3 классов общеобразовательных учреждений.УМК «Начальная школа XXI века»; Рудницкая В. И., «Математика» – М: Вентана – Граф, 2012
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по математике разработана на основе:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
- Областным законом от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
- Календарным учебным графиком на 2020-2021 учебный год;
- Положением МБОУ Отрадненской СОШ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
Общая характеристика учебного курса
Ведущими принципами построения учебного курса являются:
- анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;
- возможность широкого применения изучаемого материала на практике;
- взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;
- обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе;
- обогащение математического опыта младших школьников за счёт включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе;
- развитие интереса к занятиям математикой.
Программа содержит сведения из различных математических дисциплин, образующих пять содержательных линий:
- элементы арифметики;
- величины и их измерение;
- логико – математические понятия и отношения;
- алгебраическая пропедевтика;
- элементы геометрии.
Для каждой из этих линий отобраны основные понятия (число, отношение, величина, геометрическая фигура), вокруг которых и развёртывается всё содержание обучения.
Цель уроков математики - создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям; формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок; обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.
Для реализации целей необходимо организовать работу по развитию мышления учащихся, способствовать формированию их творческой деятельности, овладению определённым объёмом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах.
Задачи курса:
- формирование логико-математического мышления; овладение математической речью;
- формирование умения решать учебные и практические задачи, вести поиск информации, измерять наиболее распространённые в практике величины, применять алгоритмы математических действий для вычислений, узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, выполнять несложные геометрические построения;
- воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания; проявлять интерес к занятиям математикой; стремиться использовать математические знания при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
Ценностные ориентиры курса:
данный курс создаёт благоприятные возможности для формирования у школьников значимых с точки зрения общего образования арифметических и геометрических представлений, овладения математическим языком, знаково - символическими средствами, формирования у учащихся «умения учиться»; оказывает заметное влияние на развитие познавательных способностей детей; особую ценность имеет работа с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, баз данных – формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других учебных предметов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Личностными результатами обучения учащихся являются:
- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению;
- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
- способность к самоорганизованности;
- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
- адекватное оценивание результатов своей деятельности;
- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся являются:
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Планируемые результаты обучения
К концу обучения в 3 классе ученик научится:
называть:
— любое следующее (предыдущее) при счете число в пределах 1000,
любой отрезок натурального ряда от 100 до 1000 в прямом и в обратном
порядке;
— компоненты действия деления с остатком;
— единицы массы, времени, длины;
— геометрическую фигуру (ломаная);
сравнивать:
— числа в пределах 1000;
— значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
различать:
— знаки > и <;
— числовые равенства и неравенства;
читать:
— записи вида 120 < 365, 900 > 850;
воспроизводить:
— соотношения между единицами массы, длины, времени;
— устные и письменные алгоритмы арифметических действий в пределах
1000;
приводить примеры:
— числовых равенств и неравенств;
моделировать:
— ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде
схемы (графа), таблицы, рисунка;
— способ деления с остатком с помощью фишек;
упорядочивать:
— натуральные числа в пределах 1000;
— значения величин, выраженных в одинаковых или разных единицах;
анализировать:
— структуру числового выражения;
— текст арифметической (в том числе логической) задачи;
классифицировать:
— числа в пределах 1000 (однозначные, двузначные, трехзначные);
конструировать:
— план решения составной арифметической (в том числе логической)
задачи;
контролировать:
— свою деятельность (проверять правильность письменных вычислений с
натуральными числами в пределах 1000), находить и исправлять ошибки;
решать учебные и практические задачи:
— читать и записывать цифрами любое трехзначное число;
— читать и составлять несложные числовые выражения;
— выполнять несложные устные вычисления в пределах 1000;
— вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, выполнять
умножение и деление на однозначное и на двузначное число, используя
письменные алгоритмы вычислений;
— выполнять деление с остатком;
— определять время по часам;
— изображать ломаные линии разных видов;
— вычислять значения числовых выражений, содержащих 2–3 действия
(со скобками и без скобок);
— решать текстовые арифметические задачи в три действия.
К концу обучения в 3 классе ученик получит возможность научиться:
формулировать:
— сочетательное свойство умножения;
— распределительное свойство умножения относительно сложения
(вычитания);
читать:
— обозначения прямой, ломаной;
приводить примеры:
— высказываний и предложений, не являющихся высказываниями;
— верных и неверных высказываний;
различать:
— числовое и буквенное выражение;
— прямую и луч, прямую и отрезок;
— замкнутую и незамкнутую ломаную линии;
характеризовать:
— ломаную линию (вид, число вершин, звеньев);
— взаимное расположение лучей, отрезков, прямых на плоскости;
конструировать:
— буквенное выражение, в том числе для решения задач с буквенными
данными;
воспроизводить:
— способы деления окружности на 2, 4, 6 и 8 равных частей;
решать учебные и практические задачи:
— вычислять значения буквенных выражений при заданных числовых
значениях входящих в них букв;
— изображать прямую и ломаную линии с помощью линейки;
— проводить прямую через одну и через две точки;
— строить на клетчатой бумаге точку, отрезок, луч, прямую, ломаную,
симметричные данным фигурам (точке, отрезку, лучу, прямой, ломаной).
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов - 167 ( 5 часов в неделю, 34 рабочие недели.) В связи с праздничными днями 4 ноября, 23 февраля, 8 марта , 1 мая 2021 года количество часов по предмету в тематическом планировании сокращено на 3 часа. - 167
Уровень – базовый.
Учебный процесс организуется в классно-урочной форме.
Содержание учебного курса
Содержательная линия | Учебный материал | Универсальные учебные действия | ||
Число и счёт | Целые неотрицательные числа Счёт сотнями в пределах 1000. Десятичный состав трёхзначного числа. Названия и последовательность натуральных чисел от 100 до 1000. Чтение и запись чисел от 100 до 1000 Запись трёхзначных чисел цифрами. Сведения из истории математики: как появились числа, чем занимается арифметика. Сравнение и упорядочение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков > (больше) и < (меньше). | Называть любое следующее (предыдущее) при счёте число, а также любой отрезок натурального ряда чисел от100 до 1000 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа. Сравнивать трёхзначные числа, используя способ поразрядного сравнения. Различать знаки «больше», «меньше». Читать записи вида 256< 564, 456> 324. Упорядочивать числа (располагать их в порядке увеличения/уменьшения). | ||
Арифметические действия в пределах 1000 Сложение и вычитание. Умножение и деление. Свойства умножения и деления Числовые и буквенные выражения. | Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания. Проверка правильности вычислений разными способами (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результатов, вычисление на калькуляторе). Устные алгоритмы умножения и деления многозначных чисел. Умножение и деление на 10 и на 100. Умножение числа, запись которого оканчивается нулём, на однозначное число. Алгоритмы умножения двузначных и трёхзначных чисел на однозначное и на двузначное число. Нахождение однозначного частного (в том числе в случаях вида 832 : 416). Деление с остатком. Деление на однозначное и на двузначное число. Использование свойств арифметических действий в вычислениях. Сочетательное свойство умножения. Распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания). Порядок выполнения действий в числовых выражениях без скобок, содержащих действия только одной ступени, разных ступеней. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. Вычисление значений числовых выражений. Выражение с буквой. Вычисление значений буквенных выражений при заданных числовых значениях этих букв. | Воспроизводить устные приёмы сложения и вычитания в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Вычислять сумму и разность чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи сложения и вычитания, а также используя прикидку результатов, перестановку слагаемых, микрокалькулятор, осуществлять взаимопроверку. Воспроизводить устные приёмы умножения и деления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Вычислять произведение чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы умножения на однозначное и на двузначное число. Контролировать свою деятельность: проверять правильность вычислений на основе использования связи умножения и деления , а также используя перестановку множителей, микрокалькулятор; осуществлять взаимопроверку. Подбирать частное путём проб. Различать деление с остатком и без остатка. Моделировать способ деления с остатком с помощью фишек. Называть компоненты деления с остатком. Вычислять частное чисел в пределах 1000, используя письменные алгоритмы деления на однозначное и на двузначное число. Контролировать свою деятельность; осуществлять взаимопроверку.
Формулировать сочетательное свойство умножения и использовать его при выполнении вычислений. Формулировать правило умножения суммы (разности) на число и использовать его при выполнении вычислений. Анализировать числовое выражение с целью определения порядка выполнения действий. Вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок, используя изученные правила. Вычислять значения буквенных выражений. Выбирать буквенное выражение для решения задачи из предложенных вариантов. Конструировать буквенное выражение, являющееся решением задачи. | ||
Величины. Масса и вместимость
Цена, количество, стоимость Время и его измерение. Геометрические величины. | Измерение величин. Сравнение и упорядочение величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Масса и её единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Соотношение: 1 кг = 1 000 г. Обозначение: л. Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Сведения из истории математики: старинные русские единицы массы и вместимости: пуд, фунт, ведро, бочка. Вычисления с данными значениями массы и вместимости. Российские купюры: 500 р., 1000 р. Вычисления с использованием денежных единиц Единицы времени: час, минута, секунда, сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами измерения однородных величин: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = 100 лет, 1 год = 12 месяцев. Сведения из истории математики: возникновение названий месяцев года. Вычисления с данными единицами времени. Единицы длины: километр, миллиметр. Обозначения: км, мм. Соотношения: 1 км = 1 000 м, 1 см = 10 мм, 1 дм = 100 мм. Сведения из истории математики: старинные единицы длины (морская миля, верста). Длина ломаной и её вычисление. Точное и приближенное измерение площади геометрической фигуры. | Называть единицы массы. Выполнять практические работы: взвешивать предметы небольшой массы на чашечных весах, отмеривать с помощью литровой банки требуемое количество воды, сравнивать вместимость сосудов с помощью указанной мерки. Вычислять массу предметов и вместимость при решении учебных задач и упражнений. Вычислять цену, количество или стоимость товара, выполняя арифметические действия в пределах 1000. Называть единицы времени. Выполнять практическую работу: определять время по часам с точностью до часа, минуты, секунды. Вычислять время в ходе решения практических и учебных задач. Называть единицы длины: километр, миллиметр. Выполнять практическую работу: измерять размеры предметов с использованием разных единиц длины. Выбирать единицу длины при выполнении различных измерений. Вычислять длину ломаной. | ||
Работа с текстовыми задачами. | Текстовая арифметическая задача и её решение Составные задачи, решаемые тремя действиями в различных комбинациях, в том числе содержащие разнообразные зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли – продажи и др. Примеры арифметических задач, имеющих несколько решений или не имеющих решения. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели). | Анализировать текст задачи с последующим планированием алгоритма её решения. Устанавливать зависимости между величинами. Выбирать арифметические действия и объяснять их выбор; определять число и порядок действий. Воспроизводить способ решения задачи в разных формах. Исследовать задачу: устанавливать факт наличия нескольких решений задачи; на основе анализа данных задачи делать вывод об отсутствии её решения. | ||
Геометрические понятия. | Геометрические фигуры Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной, их пересчитывание. Обозначение ломаной буквами. Замкнутая, незамкнутая, самопересекающаяся ломаная. Построение ломаной с заданным числом вершин (звеньев) с помощью линейки. Понятие о прямой линии. Бесконечность прямой. Обозначение прямой. Проведение прямой через одну и через две точки с помощью линейки. Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых, окружностей в различных комбинациях. Деление окружности на 6 равных частей с помощью циркуля. Осевая симметрия: построение симметричных фигур на клетчатой бумаге. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей с использованием осевой симметрии. | Характеризовать ломаную (вид, число вершин, звеньев). Читать обозначение ломаной. Различать виды ломаных. Конструировать ломаную линию по заданным условиям. Различать прямую и луч. прямую и отрезок. Строить прямую с помощью линейки и обозначать её буквами латинского алфавита. Воспроизводить способ деления окружности на 6 частей с помощью циркуля.
Воспроизводить способ построения точек, отрезков, лучей, прямых, ломаных, многоугольников, симметричных данным фигурам, на бумаге в клетку. Воспроизводить способ деления окружности на 2, 4, 8 частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. | ||
Логико-математическая подготовка. | Логические понятия Понятие о высказывании. Верные и неверные высказывания. Числовые равенства и неравенства как математические примеры верных и неверных высказываний. Свойства числовых равенств и неравенств. Несложные задачи логического характера, содержащие верные и неверные высказывания. | Отличать высказывания от других предложений, не являющихся высказываниями. Приводить примеры верных и неверных высказываний и предложений, не являющихся высказываниями. Отличать числовое равенство от числового неравенства. Приводить примеры верных и неверных числовых равенств и неравенств. Конструировать ход рассуждений при решении логических задач. | ||
Работа с информацией | Представление и сбор информации Учебные задачи, связанные со сбором и представлением информации. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Получение необходимой информации из разных источников: учебника, справочника и др. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка). Считывание информации, представленной на схемах и в таблицах, а также на рисунках, иллюстрирующих отношения между числами (величинами). Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Использование разнообразных схем (в том числе графов) для решения учебных задач. | Собирать, анализировать и фиксировать информацию, получаемую при счёте и измерении, а также из справочной литературы. Выбирать необходимую для решения задач информацию из разных источников (рисунки, схемы, таблицы). |
Тематическое планирование уроков математики.
№ | Тема | Количество часов по программе | Количество часов фактически | Время прохождения | Контроль |
1. | 1 четверть. Числа от 100 до 1000 | 3 | 4 |
Входная контрольная работа. | |
2. | Сравнение чисел. Знаки «больше», «меньше». | 3 | 5 | Контрольная работа №1 Устный счёт | |
3. | Километр. Миллиметр. | 4 | 4 | Текущий контроль - | |
4. | Ломаная. Длина ломаной. | 6 | 6 | Текущий контроль | |
5. | Масса. Килограмм, грамм | 4 | 4 | Текущий контроль | |
6. | Вместимость. Литр. | 3 | 3 | Текущий контроль | |
7. | Сложение чисел в пределах 1000. | 6 | 7 | Контрольная работа №2 | |
8. | Вычитание чисел в пределах 1000. | 6 | 8 | Контрольная работа №3 Устный счёт Контрольная работа №4 (за 1 четверть) | |
9. | Сочетательное свойство сложения. 2 четверть. | 3 | 4 | Текущий контроль | |
10. | Сумма трёх и более слагаемых. | 3 | 3 | Текущий контроль | |
11. | Сочетательное свойство умножения. | 3 | 3 | Текущий контроль | |
12. | Произведение трёх и более множителей. | 3 | 3 | Текущий контроль | |
13. | Симметрия на клетчатой бумаге. | 3 | 5 | Контрольная работа №5 | |
14 | Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. | 3 | 3 | Текущий контроль | |
15. | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. | 4 | 6 | Контрольная работа №6. | |
16. | Высказывания. | 3 | 2 | Текущий контроль | |
17. | Числовые равенства и неравенства. | 3 | 7 | Контрольная работа №7. (за 2 четверть) Устный счёт. | |
18. | Деление окружности на равные части. 3 четверть. | 3 | 5 | Контрольная работа №8. | |
19. | Умножение суммы на число. | 3 | 3 | Текущий контроль | |
20. | Умножение на 10 и на 100 | 3 | 3 | Текущий контроль | |
21. | Умножение вида 50 · 9, 200 · 4. | 4 | 4 | Текущий контроль | |
22. | Прямая. | 3 | 3 | - | |
23. | Умножение на однозначное число. | 7 | 9 | Контрольная работа №9. | |
24. | Измерение времени. | 4 | 6 | Контрольная работа №10. (за 3 четверть) Самост раб. | |
25. | Деление на 10 и на 100. | 2 | 3 | Текущий контроль Самост раб. | |
26. | Нахождение однозначного частного. | 4 | 4 | Текущий контроль | |
27. | Деление с остатком. | 5 | 5 | Текущий контроль | |
28. | Деление на однозначное число. | 7 | 9 | Контрольная работа №10. (за 3 четверть) Устный счёт | |
29. | Умножение вида 23 40. | 4 | 6 | Текущий контроль | |
30. | 4 четверть. Умножение на двузначное число. | 7 | 8 | Сам. работа. | |
31. | Деление на двузначное число. | 9 | 11 | Контрольная работа №11 Контрольная работа №12 | |
32. | Повторение. Уроки проверки знаний. Резервные уроки. | 8 | 12 | Итоговая комплексная проверочная работа. Контрольная работа №13. (за 4 четверть) Контрольная работа №14 (итоговая) Устный счёт (итоговый) Диагностика за 3 класс |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программные вопросы | Часы | № урока | Тема урока | Тип урока | Дата | |
План. | Факт. | |||||
1 четверть 1. Числа от 100 до 1000. | 5 ч. | 1. | Числа от 100 до 1000. Устная нумерация. | Урок изучения нового материала | 01.09. 2020г. | |
2 | Числа от 100 до 1000. Устная нумерация | комбинир | 02.09 | |||
3 | Числа от 100 до 1000. Письменная нумерация. | Урок изучения нового материала | 03.09. | |||
4 | Числа от 100 до 1000. Разрядный состав. | Комбиниро ванный урок. | 05.09. | |||
5 | Контрольная работа №1 по «Повторению». Числа от 100 до 1000. Закрепление знаний. | Контрольный | 07.09. | |||
2. Сравнение чисел. Знаки «больше» и «меньше». | 5 ч. | 6 | Работа над ошибками. Сравнение чисел. Знаки «больше» и «меньше». | Урок изучения нового материала | 08.09. | |
7 | Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков «больше» и «меньше». | Урок изучения нового материала | 09.09. | |||
8 | Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков «больше» и «меньше». | Урок тренинга вычислительных навыков. | 10.09. | |||
9 | Контрольная работа № 2. «Числа от 100до 1000. Сравнение чисел». | Контрольный | 12.09. | |||
10. | Работа над ошибками в контрольной работе. | Урок коррекции знаний. | 14.09. | |||
3. Длина и ее измерение. | 4 ч. | 11 | Длина и её измерение. Единицы измерения длины. Устный счет. | Урок изучения нового материала | 15.09 | |
12. | Единицы измерения длины. Километр. | Комбинированный урок. | 16.09 | |||
13. | Единицы измерения длины. Миллиметр. | Комбинированный урок. | 17.09 | |||
14. | Закрепление знаний по теме «Километр. Миллиметр». | Урок повторения и закрепления знаний. | 19.09 | |||
4. Ломаная. Длина ломаной | 6 ч. | 15. | Ломаная линия и ее элементы. | Урок изучения нового материала | 21.09 | |
16. | Построение ломаной линии. | Комбинированный урок. | 22.09 | |||
17. | Измерение длины ломаной. | Комбинированный урок. | 23.09 | |||
18. | Построение и измерение ломаной линии. | Урок повторения и закрепления знаний. | 24.09 | |||
19. | Построение и измерение ломаной линии. | Урок повторения и закрепления знаний. | 26.09 | |||
20. | Закрепление знаний по теме «Ломаная. Длина ломаной». | Контрольный | 28.09 | |||
5. Масса. Единицы измерения массы. | 4 ч. | 21. | Масса. Единицы измерения массы. | Урок изучения нового материала | 29.09 | |
22. | Единицы измерения массы. Килограмм, грамм. | Урок изучения нового материала | 30.09 | |||
23. | Соотношение между единицами массы. | Комбинированный урок. | 01.10 | |||
24. | Закрепление по теме «Масса. Килограмм, грамм». | Урок повторения и закрепления знаний. | 03.10 | |||
6. Вместимость. Литр. | 3 ч. | 25. | Вместимость. | Урок изучения нового материала | 05.10 | |
26. | Единица вместимости. Литр. | Комбинированный урок. | 06.10 | |||
27. | Контрольная работа № 3 по теме «Длина, масса, вместимость». | контрольн | 07.10 | |||
7. Сложение. | 7 ч. | 28. | Работа над ошибками. Сложение. Поразрядное сложение. | Урок изучения нового материала | 08.10 | |
29. | Устные приемы сложения трехзначных чисел. | Комбинированный урок. | 10.10 | |||
30. | Устные приемы сложения трехзначных чисел. | Комбинированный урок. | 12.10 | |||
31. | Письменные приемы сложения трехзначных чисел. | Урок изучения нового материала | 13.10 | |||
32. | Письменные приемы сложения двухзначных и трехзначных чисел. | Урок повторения и закрепления знаний. | 14.10 | |||
8. Вычитание. | 8ч | 33. | Проверка устного счета за 1 четверть. Вычитание. Поразрядное вычитание. | 15.10 | ||
34. | Устные приемы вычитания. | Урок коррекции знаний. | 17.10 | |||
35. | Письменные приемы вычитания в пределах 1000. | Урок изучения нового материала | 19.10 | |||
36. | Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000». | Комбинированный урок. | 20.10 | |||
37. | Работа над ошибками в контрольной работе. Закрепление материала. | Комбинированный урок. | 21.10 | |||
38 | Контрольная работа № 5 за 1 четверть | Комбинированный урок. | 22.10 | |||
39. | Работа над ошибками в контрольной работе .Закрепление материала. | Контрольный | 24.10 | |||
2 четверть | 40. | Сложение и вычитание в пределах 1000 | Урок коррекции знаний | 02.11 | ||
41. | Письменные приемы вычитания в пределах 1000. | 03.11 | ||||
42. | Письменные приемы вычитания в пределах 1000. | Урок коррекции знаний. | 05.11 | |||
9. Сочетательное свойство сложения. | 4 ч. | 43. | Сочетательное свойство сложения. | Урок изучения нового материала | 07.11 | |
44. | Сочетательное свойство сложения. | Комбинированный урок. | 09.11. | |||
45. | Сочетательное свойство сложения | Комбинированный урок. | 10.11 | |||
46. | Применение сочетательного свойства сложения. Тренинг вычислительных навыков. | Урок повторения и закрепления знаний. | 11.11 | |||
10. Сумма трех и более слагаемых. | 3 ч. | 47. | Сумма трех и более слагаемых. | Урок изучения нового материала | 12.11 | |
48. | Использование свойств сложения при устных и письменных вычислениях. | Урок повторения и закрепления знаний. | 14.11 | |||
49. | Вычисление значения выражения. | Комбинированный урок. | 16.11 | |||
11. Сочетательное свойство умножения. | 3 ч. | 50. | Сочетательное свойство умножения. | Урок изучения нового материала | 17.11 | |
51. | Применение сочетательного свойства сложения. | Урок повторения и закрепления знаний. | 18.11 | |||
52. | Применение сочетательного свойства сложения. | Урок повторения и закрепления знаний. | 19.11 | |||
12. Произведение трех и более множителей. | 3 ч. | 53. | Произведение трех и более множителей. | Урок изучения нового материала | 21.11 | |
54. | Использование свойств умножения при устных и письменных вычислениях. | Урок тренинга вычислительных навыков. | 23.11 | |||
55 | Вычисление значения выражения. | Урок тренинга вычислительных навыков. | 24.11 | |||
13. Симметрия на клетчатой бумаге. | 5 ч. | 56. | Понятие о симметричных фигурах. | Урок изучения нового материала | 25.11 | |
57. | Изображение точки, отрезка, многоугольника, окружности, симметричных данным, с использованием клетчатого фона. | Урок повторения и закрепления знаний. | 26.11 | |||
58. | Изображение точки, отрезка, многоугольника, окружности, симметричных данным, с использованием клетчатого фона. | Урок повторения и закрепления знаний. | 28.11 | |||
59. | Контрольная работа № 5 по теме «Симметрия на клетчатой бумаге». | Контрольный | 30.11 | |||
60. | Работа над ошибками в контрольной работе. | Урок коррекции знаний. | 31.11 | |||
14. Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. | 3 ч. | 61. | Правила порядка выполнения действий в выражениях без скобок. | Урок изучения нового материала | 01.12 | |
62. | Нахождение значения числового выражения, не содержащего скобки. | Комбинированный урок. | 02.12. | |||
63. | Нахождение значения числового выражения, не содержащего скобки. | Комбинированный урок. | 04.12. | |||
15. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих скобки. | 6 ч. | 64. | Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих скобки. | Урок изучения нового материала | 06.12. | |
65. | Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих скобки. | Комбинированный урок. | 07.12. | |||
66. | Нахождение значения числовых выражений, содержащих скобки. | Комбинированный урок. | 08.12. | |||
67. | Контрольная работа № 6 по теме «Правила порядка выполнения действий». | Контрольный. | 09.12. | |||
68. | Работа над ошибками в контрольной работе. Нахождение значения числовых выражений, содержащих скобки. | Урок тренинга вычислительных навыков Контрольный | 11.12. | |||
69. | Закрепление материала | Урок коррекции знаний. | 13.12. | |||
16. Высказывание. | 2 ч. | 70. | Верные и неверные предложения. | Урок изучения нового материала | 14.12. | |
71. | Верные и неверные предложения. Чтение и запись. | Комбинированный урок. | 15.12 | |||
17. Числовые равенства и неравенства. | 7 ч. | 72. | Числовые равенства и неравенства. | Урок изучения нового материала | 16.12 | |
73. | Числовые равенства и неравенства. | Комбинированный урок. | 18.12 | |||
74. | Устный счёт за 2 четверть. Чтение и запись числовых равенств и неравенств. | Урок коррекции знаний. Контрольный | 20.12 | |||
75 | Контрольная работа № 7 за 2 четверть. | Контрольный | 21.12 | |||
76. | Работа над ошибками в контрольной работе. Чтение и запись числовых равенств и неравенств. | Комбинированный урок. | 22.12 | |||
77. | Диагностика за 1 полугодие | Контрольный | 23.12 | |||
. | 78 | Свойства числовых равенств и неравенств. | Урок тренинга вычислительных навыков. | 25.12 | ||
18. Деление окружности на равные части. | 5 ч. | 79. | Деление окружности на 2 и 4 равные части. | Урок изучения нового материала | 27.12 | |
80. | Деление окружности на 6 и 3 равные части. | Урок изучения нового материала | 28.12 | |||
3 четверть | 81 | Деление окружности на равные части». | Урок повторения и закрепления знаний. | 11.01 2021г | ||
82. | Деление окружности на равные части. | Урок повторения и закрепления знаний. | 12.01 | |||
83. | Контрольная работа № 8по теме « Прямая . Деление окружности на равные части» | Контрольный | 13.01 | |||
19. Умножение суммы на число. | 3 ч. | 84. | Распределительное свойство умножения относительно сложения. Работа над ошибками в контрольной работе. | Урок изучения нового материала | 14.01 | |
85. | Использование распределительного свойства при выполнении вычислений. | Урок тренинга вычислительных навыков. | 16.01 | |||
86. | Представление числа в виде суммы двух слагаемых для облегчения вычислений. | Комбинированный урок. | 18.01 | |||
20. Умножение на 10 и на 100. | 3 ч. | 87 | Умножение на 10 и на 100. | Урок изучения нового материала | 19.01 | |
88 | Умножение на 10 и на 100. Вычислительный тренинг. | Урок повторения и закрепления знаний. | 20.01 | |||
89 | Вычисление на 10 и на 100. Решение задач. | Урок повторения и закрепления знаний. | 21.01 | |||
21. Умножение вида 50 · 9 и 200 · 4. | 4 ч. | 90 | Умножение вида «50 · 9». | Урок изучения нового материала | 23.01 | |
91 | Умножение вида «200 · 4». | Урок изучения нового материала | 25.01 | |||
92 | Вычислительный тренинг. | Урок тренинга вычислительных навыков. | 26.01 | |||
93 | Закрепление знаний. Решение задач. | Урок повторения и закрепления знаний. | 27.01 | |||
22. Прямая. | 3 ч. | 94 | Прямая. | Урок изучения нового материала | 28.01 | |
95 | Принадлежность точки прямой. | Комбинированный урок. | 30.01 | |||
96 | Пресечение прямой с отрезком, лучом, пересечение двух прямых. | Комбинированный урок. | 01.02. | |||
23. Умножение на однозначное число. | 9 ч. | 97. | Умножение двузначного числа на однозначное. Повторение. | Урок повторения и закрепления знаний. | 02.02 | |
98 | Умножение трехзначного числа на однозначное. | Урок изучения нового материала | 03.02 | |||
99 | Умножение трехзначного числа на однозначное. | Урок повторения и закрепления знаний. | 04.02 | |||
100 | Решение задач. | Комбинированный урок. | 06.02 | |||
101 | Решение задач. | Комбинированный урок. | 08.02 | |||
102 | Тренинг вычислительных навыков. | Урок тренинга вычислительных навыков. | 09.02 | |||
103 | Закрепление знаний. Решение задач. | Комбинированный урок. | 10.02 | |||
104 | Контрольная работа № 9 по теме «Умножение на однозначное число». | Контрольный | 11.02 | |||
105 | Работа над ошибками в контрольной работе. | Урок коррекции знаний. | 13.02 | |||
24. Измерение времени. | 6 ч. | 106 | Время и единицы его измерения. | Урок изучения нового материала | 15.02 | |
107 | Измерение времени. Часы, календарь. | Урок изучения нового материала | 16.02 | |||
108 | Соотношение между единицами измерения времени. | Комбинированный урок. | 17.02 | |||
109 | Решение задач с единицами времени. | Комбинированный урок. | 18.02 | |||
110 | Самостоятельная работа | Контрольный | 20.02 | |||
111 | Решение задач с единицами времени. | Урок коррекции знаний. | 22.02 | |||
25. Деление на 10 и на 100. | 3 ч. | 112 | Деление на 10 и на 100. | Урок изучения нового материала | 24.02 | |
113 | Деление на 10 и на 100. | Комбинированный урок. | 25.02 | |||
114 | Деление на 10 и на 100. Сам. работа. | Контрольный | 27.02 | |||
26. Нахождение однозначного частного. | 4 ч. | 115 | Нахождение однозначного частного. | Урок изучения нового материала | 01.03 | |
116 | Нахождение однозначного частного с помощью приема подбора. | Урок изучения нового материала | 02.03 | |||
117 | Нахождение однозначного частного с помощью приема подбора. | Комбинированный урок. | 03.03 | |||
118 | Закрепление знаний. Решение задач. | Урок повторения и закрепления знаний. | 04.03 | |||
27. Деление с остатком. | 5 ч. | 119 | Деление с остатком. | Урок изучения нового материала | 06.03 | |
120 | Частное и остаток. | Комбинированный урок. | 09.03 | |||
121 | Свойства остатка. | Комбинированный урок. | 10.03 | |||
122 | Свойства деления с остатком. | Комбинированный урок. | 11.03. | |||
123 | Деление с остатком. Закрепление знаний. | Урок повторения и закрепления знаний. | 13.03 | |||
28. Деление на однозначное число. | 9 ч. | 124 | Устный счет за 3 четверть. Деление на однозначное число. | Урок изучения нового материала | 15.03 | |
125 | Контрольная работа № 10 (за 3 четверть) | Контрольный | 16.03 | |||
126 | Работа над ошибками в контрольной работе. Алгоритм деления на однозначное число. | Комбинированный урок. | 17.03 | |||
127 | Деление трехзначного числа на однозначное. Подбор каждой цифры частного. | Комбинированный урок. | 18.03 | |||
128 | Закрепление материала. | Урок тренинга вычислительных навыков. | 20.03 | |||
4 четверть | 129 | Деление трехзначного числа на однозначное. | комбинир | 30.03 | ||
130 | Деление трехзначного числа на однозначное. | Урок повторения и закрепления знаний. | 31.03 | |||
131 | Деление трехзначного числа на однозначное. | Урок повторения и закрепления знаний. | 01.04 | |||
29. Умножение вида 23 · 40. | 6 ч. | 132 | Умножение вида «23 · 40». | Урок изучения нового материала | 03.04 | |
133 | Умножение вида «23 · 40». | комбинир | 05.04 | |||
134 | Умножение вида «23 · 40». Решение задач. | Комбинированный урок. | 06.04 | |||
135 | Закрепление знаний. Вычислительный тренинг. | Урок тренинга вычислительных навыков. | 07.04 | |||
136 | Контрольная работа № 11 по теме «Умножение и деление». | Контрольный | 08.04 | |||
137 | Работа над ошибками в контрольной работе. | Урок коррекции знаний. | 10.04 | |||
138 | Закрепление знаний. | Урок повторения и закрепления знаний. | 12.04 | |||
30. Умножение на двухзначное число. | 8 ч. | 139 | Умножение на двузначное число. Устные приёмы. | Урок изучения нового материала | 13.04 | |
140 | Умножение на двузначное число. Устные приёмы вычислений. | Урок повторения и закрепления знаний. | 14.04 | |||
141 | Умножение на двузначное число. Письменные приёмы вычислений. | Урок изучения нового материала | 15.04 | |||
142 | Умножение на двузначное число. Развёрнутая запись алгоритма действий. | Комбинированный урок. | 17.04 | |||
143 | Умножение на двхзначное число. Развёрнутая и упрощённая записи алгоритма действий. | Комбинированный урок. | 19.04 | |||
144 | Умножение на двухзначное число. Упрощённая запись алгоритма действий. | Комбинированный урок. | 20.04 | |||
145 | Умножение на двузначное число. Самостоятельная работа по теме. | Контрольный | 21.04 | |||
146 | Закрепление знаний по теме | Урок повторения и закрепления знаний. | 22.04 | |||
31. Деление на двузначное число. | 11ч. | 147 | Деление на двузначное число. Устные приёмы вычислений. | Урок изучения нового материала | 24.04 | |
148 | Деление на двузначное число. Устные приёмы вычислений. | Комбинированный урок. | 26.04 | |||
149 | Деление на двузначное число. Письменные приёмы вычислений. | Комбинированный урок. | 27.04 | |||
150 | Деление на двузначное число. Развёрнутая запись алгоритма действий. | Комбинированный урок. | 28.04 | |||
151. Итоговая комплексная проверочная работа. | 29.04 | |||||
152 | Деление на двузначное число. Развёрнутая и сокращённая записи алгоритма действий. | Урок повторения и закрепления знаний. | 03.05 | |||
153 | Контрольная работа №12 по теме «Умножение и деление». | Контрольный | 04.05 | |||
154 | Работа над ошибками в контрольной работе. | Урок коррекции знаний. | 05.05 | |||
155 | Урок тренинга вычислительных навыков. Решение задач. | Урок тренинга вычислительных навыков. | 06.05 | |||
156 | Умножение и деление на двузначное число. | Комбинированный урок. | 08.05 | |||
157 | Контрольная работа №13 (за 4 четверть). | Контрольный | 10.05 | |||
158 | Работа над ошибками | Урок коррекции знаний. | 11.05 | |||
32. Повторение в конце года. | 12 ч. | 159 | Итоговое повторение в конце года. Числа от 100 до 1000. | Урок повторения и закрепления знаний. | 12.05 | |
160 | Итоговое повторение в конце года. Сравнение чисел. | Комбинированный урок. | 13.05 | |||
161 | Итоговое повторение в конце года. Сложение и вычитание. | Контрольный | 15.05 | |||
162 | Устный счёт (итоговый) Итоговое повторение в конце года. Единицы измерения массы, длины, вместимости. | Урок коррекции знаний. Контрольный | 17.05 | |||
163 | Контрольная работа №14 (за год). | контрольный | 18.05 | |||
164 | Работа над ошибками в контрольной работе. Итоговое повторение в конце года. Умножение и деление. | Урок повторения и закрепления знаний. | 19.05 | |||
165 | Диагностика за 3 класс Итоговое повторение в конце года. Умножение и деление. | Урок повторения и закрепления знаний. | 20.05 | |||
166 | Итоговое повторение в конце года. Умножение и деление. | Урок повторения и закрепления знаний. | 22.05 | |||
167 | Итоговое повторение в конце года. Решение задач. | Урок повторения и закрепления знаний. | 24.05 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Отрадненская СОШ ____________ Е.Ф.Лукшина
от__________ 2020 года № 1
Руководитель МС
_________ Е.Ф. Лукшина ____________ 2020 год
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОТРАДНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
БАГАЕВСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Утверждаю»
Директор МБОУ Отрадненской СОШ
_____________ Т.В. Бурачевская
Приказ от 31.08.2020г. № 207
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету окружающий мир
Уровень общего образования (класс): начальное общее, 3 класс
Количество часов: 68
Учитель: Волобуева Татьяна Сергеевна
Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру 3 классов общеобразовательных учреждений. УМК «Начальная школа XXI века»/Под редакцией Виноградовой Н. Ф., «Окружающий мир» – М: Вентана – Граф, 2012 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по окружающему миру разработана на основе:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
- Областным законом от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
- Календарным учебным графиком на 2020-2021 учебный год;
- Положением МБОУ Отрадненской СОШ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
Цель программы «Окружающий мир» - формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Задачи курса:
-образовательная: формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;
-развивающая: осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения;
-воспитывающая: решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, формирование нравственно-эстетических чувств.
Ценностные ориентиры программы состоят в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность, в процессе изучения курса «Окружающий мир» у детей формируются умения и навыки хозяйственно-бытового, технического, сельскохозяйственного труда, развивается культура познания природы, общения и взаимоотношений. Программа построена на основе интеграции знаний о природе, человеке и обществе с учетом психологических особенностей младших школьников. Содержание уроков способствует успешному формированию знаний об окружающей жизни, развитию мышления, речи, творчества учащихся; обучает их умению использовать знания в нестандартной ситуации;
Особенность программы: предмет «Окружающий мир», представленный образовательными областями «Естествознание», «Обществознание» и «Труд», изучается интегрировано с региональной программой «Основы здорового образа жизни».
Содержание данного курса позволяет осуществить интеграцию двух уровней: взаимосвязь знаний о человеке, природе и обществе (первый уровень), а также перенос полученных знаний в разнообразную самостоятельную трудовую деятельность школьника (второй уровень).
Необходимость реализации образовательного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего - это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и других токсических веществ. Вследствие истощения душевных и физических сил у людей повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах, разводах, проблемах «отцов и детей», росте взаимного отчуждения и равнодушия в обществе.
Наиболее уязвимыми категориями населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к сообществу. Особенно опасно, если становление личности у подрастающего поколения происходит при деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие содержательные линии:
1. Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено
темой «Кто ты такой».
2. Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой «Кто живет рядом с тобой».
3. Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой «Мы — жители Земли».
4. Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой «Твоя Родина — Россия».
5. История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», которое имеется во всех темах программы 2 класса.
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов - 68 часов( по календарному планированию, 2 часа в неделю, 34 рабочие недели)
Уровень – базовый.
Учебный процесс организуется в классно-урочной форме.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметные результаты:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Планируемые результаты обучения. 3 класс
К концу обучения в третьем классе обучающиеся научатся:
— характеризовать условия жизни на Земле;
— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
— описывать свойства воды (воздуха);
— различать растения разных видов (в том числе своего края (р.к.), описывать их;
— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
— объяснять отличия грибов от растений;
— характеризовать животное как организм;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
— составлять описательный рассказ о животном;
—приводить примеры (конструировать) цепи питания;
—характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;
— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
— работать с географической и исторической картой, контурной картой.
—уметь работать с информацией, представленной в разных формах;
—находить дополнительную информацию для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете
—создавать информационные объекты в качестве отчёта о проведённых исследованиях;
К концу обучения в третьем классе обучающиеся могут научиться:
— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту), различать географическую и историческую карты, анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
— проводить несложные опыты по размножению растений.
—проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
Содержание учебного курса
Таблица 1.
Название темы | Программное содержание | Часы | Контроль |
1. Земля – наш общий дом. | Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории. Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Условия жизни на Земле. Солнце - источник тепла и света. Значение воды для жизни на Земле. Свойства и состояния воды. Источники воды на Земле. Водоемы и их разнообразие. Охрана воды и водоемов от загрязнения. Правила поведения у водоемов в разные времена года. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух - смесь газов. Охрана воздуха. | 7 часов | |
2. Человек изучает Землю. | Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта. Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. | 4 часа | |
3. Царства природы. Бактерии. Грибы. Растения. Животные. | Бактерии. Грибы. Отличия грибов и бактерий от растений. Разнообразие грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора грибов. Растительный мир Земли. Значение растений для жизни. Разнообразие растений, их общая характеристика. Растения – живые тела. Жизнь растений. Питание растений. Роль корня и побегов в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Растение и человек. Хлеб – главное богатство Земли. Охрана растений. Ядовитые растения. Разнообразие растений родного края. Животный мир Земли. Роль животных в природе. Разнообразие животных. Животные – живые тела. Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Животные и человек. Охрана животных. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей. | 26 часов | |
4. Наша родина: от Руси до России. | Название русского государства в разные исторические времена (исторические эпохи). Руководитель (глава) княжества, страны, государства. Символы царской власти. | 11 часов | |
5. Как люди жили в старину. | Портрет славянина, его основные качества. Крестьянское жилище и городской дом, культура быта. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий. Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности. | 12 часов | |
6. Как трудились в старину. | Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб – главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права. Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России. Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения. Древние города. Торговля и возникновение денег. Развитие техники в России. Освоение космоса. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. | 7 часов | |
Резерв | Итоговая комплексная проверочная работа | 1 час | |
Итого 68 часов. |
Таблица 2.
№ | Название темы | УУД |
1. | Земля – наш общий дом. | Универсальные учебные действия: ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»; характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в её состав; характеризовать условия жизни на Земле; устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха; описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства; называть источники воды, характеризовать различные водоёмы; моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты в соответствии с учебной задачей; использовать компьютер при работе с картой |
2. | Человек изучает Землю. | Универсальные учебные действия: -анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты; анализировать масштаб, условные обозначения на карте; ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей; объяснять назначение масштаба и условных обозначений. |
3. | Царства природы. Бактерии. Грибы. Растения. Животные. | объяснять отличия грибов от растений; различать грибы съедобные от ядовитых; характеризовать роль животных в природе; приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных; характеризовать животное как организм; устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного; приводить примеры (конструировать) цепи питания; составлять описательный рассказ о животных разных классов; составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных; ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных; характеризовать значение растений для жизни; различать (классифицировать) растения разных видов (в том числе своего края), описывать их; объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения; проводить несложные опыты по размножению растений; приводить примеры причин исчезновения растений нашего края. |
4. | Наша родина: от Руси до России. | воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи; узнавать символы царской власти; знать имя президента современной России; называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя; называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси России. |
5. | Как люди жили в старину. | составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос: «Какими были наши предки?»; описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян; воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события; объединять события, относящиеся к одной исторической эпохе; рассказывать об исторических событиях, происходивших в это время. |
6. | Как трудились в старину. | ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их; рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника; приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России; называть древние города, описывать их достопримечательности; ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»; |
Календарно – тематическое планирование уроков окружающего мира
в 3 классе.
Программные вопросы | Часы | № урока | Тема урока | Тип урока | Дата | |
План. | Факт. | |||||
Т. 1. Земля – наш общий дом. | 8часов | 1 | Россия-родина моя. | Комбинир. | 01.09. 2020г. | |
2 | Где и когда ты живёшь. Счёт лет в истории. | Комбин. | 04.09 | |||
3 | Солнечная система. Природные тела и явления. | Комбинир. | 08.09 | |||
4 | Солнце – огненный шар. Земля – шар. | Комбинир. | 11.09 | |||
5 | Условия жизни на Земле. Значение солнца для жизни на Земле. | Урок по единому сюжету | 15.09 | |||
6 | Значение воды для жизни на Земле. | Урок - игра. | 18.09 | |||
7 | Воздушная оболочка Земли. | Урок - игра. | 22.09 | |||
8 | Проверочный тест по теме. | Контрольный | 25.09 | |||
Т. 2. Как человек изучает Землю. | 4 часа | 9 | Человек познаёт мир. | Комбинир. | 29.09 | |
10 | Как изображают Землю. О меридианах и параллелях. | Урок - практическое занятие. | 02.10 | |||
11 | Географическая карта. | Урок - практическое занятие. | 06.10 | |||
12 | Зачем нужен план.
| Комбинир. | 09.10 | |||
Т. 3. Царства природы. Бактерии. | 26 часов | 13 | Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии. | Комбинир. | 13.10 | |
Грибы. | 14 | Чем грибы отличаются от растений.Проверочный тест за 1 четверть. | контроль Комбинир. | 16.10 | ||
15 | Какие бывают грибы. | Урок по единому сюжету | 20.10 | |||
Растения. 2 четверть | 16 | Если бы на Земле не было растений | Урок - игра. | 23.10 | ||
17 | Разнообразие растений на Земле. Водоросли. Мхи. Папоротники. | Комбинир. | 03.11 | |||
18 | Хвойные растения. Цветковые растения. | Комбинир. | 06.11 | |||
19 | Растения прекрасные, но опасные. | Урок – экскурсия (заочная). | 10.11 | |||
20 | Растения – живые существа. Корень, побег (стебель, лист). | Урок - практическое занятие. | 13.11 | |||
21 | Цветок, плод, семена. | Урок по единому сюжету | 17.11 | |||
22 | Размножение растений. | Урок - практическое занятие. | 20.11 | |||
23 | Как долго живут растения. | Комбинир. | 24.11 | |||
24 | Растения дикорастущие и культурные. | Комбинир. | 27.11 | |||
25 | Красная книга России. | Урок – экскурсия (заочная). | 31.11 | |||
26 | Проверочный тест по теме. | Контрольный | 03.12 | |||
27 | Животные. Роль животных в природе. Разнообразие мира животных. | Комбинир. | 07.12 | |||
Животные. 3 четверть | 28 | Животные – живые существа. Ориентирование. Питание. Передвижение. | Комбинир. | 10.12 | ||
29 | Как животные дышат. Размножение животных. | Комбинир. | 14.12 | |||
30 | Как животные приспосабливаются к условиям жизни. Проверочный тест за 2 четверть.
| Урок по единому сюжету | 17.12 | |||
31 | Беспозвоночные животные. Насекомые. Пауки
| Комбинир. | 21.12 | |||
32 | Позвоночные животные. Рыбы.
| Комбинир. | 24.12 | |||
33 | Земноводные. Пресмыкающиеся.
| Комбинир. | 28.12 | |||
34 | Птицы. Звери. | Комбинир. | 12.01. 2021г. | |||
35 | Природные сообщества. | Урок – экскурсия (заочная). | 15.01 | |||
36 | Почему люди приручали диких животных. | Урок по единому сюжету | 19.01 | |||
37 | О заповедниках. | Урок - игра. | 22.01 | |||
38 | Проверочный тест по теме. | Контрольный | 26.01 | |||
Т. 4. Наша Родина: от Руси до России. | 11 часов. | 39 | Древняя Русь. Как люди узнают о прошлом. | Комбинир. | 29.01 | |
40 | Восточнославянские племена. Почему славяне объединялись. | Комбинир. | 02.02 | |||
41 | Первые русские князья. | Комбинир. | 05.02 | |||
42 | Владимир Красное Солнышко. | Комбинир. | 09.02 | |||
43 | Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. | Комбинир. | 12.02 | |||
44 | Как Москва стала столицей. | Урок по единому сюжету | 16.02 | |||
45 | Иван Грозный – первый русский царь. | Комбинир. | 19.02 | |||
46 | Российская империя. Пётр I Великий. | Комбинир. | 28.02. | |||
47 | Екатерина II Великая.
| Комбинир. | 02.03 | |||
48 | Последний российский император Николай II . | Комбинир. | 05.03 | |||
49 | Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Проверочный тест за 3 четверть. | Комбинир. | 09.03 | |||
Т. 5. Как жили наши предки.
4 четверть. | 12 часов. | 50 | Из истории имён. Имя, отчество, фамилия. | Интегрированный урок | 12.03 | |
51 | Какими людьми были славяне. ( Как выглядели. Как работали. Как защищали Родину. Как помогали друг другу.) | Урок по единому сюжету | 16.03 | |||
52 | Какими людьми были славяне. (Как принимали гостей. Как отдыхали.) | Урок по единому сюжету | 19.03 | |||
53 | Какие предметы окружали русских людей. («Скажи, какой у тебя дом…» ) | Урок – экскурсия (заочная). | 30..03 | |||
54 |
О первых каменных постройках. | Комбинир. | 02.04 | |||
55 | По одёжке встречают. (Валенки, валенки…) | Урок - игра. | 06.04 | |||
56 | Одежда по приказу.
| Комбинир. | 09.04 | |||
57 | Почему люди украшали одежду. | Интегрированный урок | 13.04 | |||
58 | Русская трапеза. | Урок - игра. | 16.04 | |||
59 | Верования языческой Руси. (Боги древних славян.) Народные праздники. (Масленица. Праздник Ивана Купалы). | Урок по единому сюжету | 20.04 | |||
60 | Принятие христианства на Руси. (Крещение Руси. Христианские праздники.). Итоговая комплексная проверочная работа. | Комбинир. | 23.04 | |||
61 | Итоговая комплексная проверочная работа. | контроль | 30.04 | 29.04 | ||
Т. 6. Как трудились наши предки | 6 часов | 62 | Что создавалось трудом крестьянина? (Как трудились крестьянские дети). | Комбинир. | 27.04 | |
63 | Тяжёлый труд крепостных. | Урок по единому сюжету | 04.05 | |||
64 | Что создавалось трудом ремесленника? (Что такое ремесло. Игрушки делать – тоже ремесло. Маленькие мастера.) | Комбинир. | 07.05 | |||
65 | Что создавалось трудом ремесленника? (О гончарном ремесле. О веретене, прялке, ткацком станке. Русские оружейники.) Проверочный тест за 4 четверть. | Комбинир. | 11.05 | |||
66 |
(О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России. О первых железных дорогах.) | Комбинир. | 14.05 | |||
67 | Изобретения, которые сделал человек в XIX – XX веках. (О пароходе. Об автомобиле. О самолёте и аэростате. Время космических полётов.). | Интегрированный урок | 18.05 | |||
Резерв. | 1 час | 68 | Повторение материала. | 21.05 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Отрадненская СОШ ____________ Е.Ф.Лукшина
от__________ 2020 года № 1
Руководитель МС
_________ Е.Ф. Лукшина ____________ 2020 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа 3 класс программа "Начальная школа 21 век" с учетом ФГОС....
рабочие программы 3 класс по программе "Начальная школа 21 века"
данные рабочие программы соответствуют ФГОС...