Конспект урока математики "Увеличение (уменьшение) в 10, 100 раз"
план-конспект урока по математике (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_matematiki_uvelichenie_umenshenie_v_10_100_raz_.docx | 47.77 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ
Тема: «Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз»
Цели деятельности:
- формирование у обучающихся представления о приёмах увеличения и уменьшения натурального числа в 10 раз, в 100 раз;
- закрепление умения решать задачи на кратное и разностное сравнение;
- совершенствование навыков устного счёта.
Планируемые результаты
Предметные:
- научатся применять приёмы увеличения и уменьшения чисел в 10, 100 в раз.
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Познавательые:
- устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
- выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
- делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
- проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
- понимать базовые межпредметные понятия (число, величина, геометрическая фигура);
- фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях).
Регулятивные:
- понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
- находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения;
- проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно;
Коммуникативные:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения;
- принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;
- принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
- знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Моро М.И. Математика. 3 класс (2 часть), рабочие тетради, презентация.
№ п/п | ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | Хронометраж | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | |
| ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ | ||||
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесный: слово учителя | 1 мин | - Здравствуйте, ребята! Садитесь. -Сегодня мы отправимся в страну знаний. | Приветствуют учителя Слушают учителя Показывают готовность к уроку | Р: выработка учебной мотивации, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом |
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный: слово учителя Практический: выполнение упражнения Наглядный: демонстрация Словесный: учебный диалог | 5 мин | И первая наша остановка «Сосчитай-ка». Устный счёт - Сейчас я задаю вам вопрос, а вы записываете к себе в тетрадь только ответ. Записывайте в столбик. 1. Запишите число, в котором 1 сотня, 2 десятка и 0 единиц. 2. Первый множитель 15, а второй - 2. Чему равно значение произведения? 3. К 3 десяткам прибавить 4 десятка. Сколько получится единиц? 4. Запишите число, стоящее между числами 89 и 91. 5. Запишите наименьшее трёхзначное число. 6. Чему равно значение частного, если известно, что делимое 80, а делитель 8? 7. Сумму чисел 48 и 2 разделите на 5. - А теперь давайте проверим, посмотрите на экран. Исправьте ошибки, если они есть. - Что между этими числами общего? | Слушают учителя Обучающиеся записывают числа в тетрадь 120 30 70 90 100 10 10 - Все числа заканчиваются на 0, круглые | П: выдвижение гипотез и их обоснование К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли К: умение c достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
3. | Постановка учебной задачи Словесный: слово учителя Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог Наглядный: демонстрация Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог Словесный: учебный диалог Наглядный: демонстрация Словесный: учебный диалог | 5 мин | - Ребята, вы отлично справились с заданием, и мы отправляемся с вами на следующую станцию. Станция «Внимательная». - Продолжите ряд чисел: 10, 20, …, …, …,…,…,…,…,.; 100, 200,…,…,…,…,…,…,… . - Что общего между числами? - На какие две группы их можно разделить? - Как ведётся счёт в 1группе? - Как считали во 2 группе? - Запишите число 3. - Припишите к нему справа цифру 0. Какое число получилось? - На каком месте теперь стоит цифра 3 и что она обозначает? - Увеличилось число или уменьшилось? - А как узнать, во сколько раз увеличилось число? - Во сколько раз увеличилось число 30? - Допишите ещё один 0 справа. Какое число получилось? Увеличилось или уменьшилось число? - Во сколько раз? - Что изменится, если мы уберём один 0? Два 0? Число увеличится или уменьшится? Во сколько раз? - Какое действие мы выполняли, когда приписывали и убирали нули? На сколько мы умножали и делили? - А теперь самостоятельно сравните числа: 9, 90, 900. - Что вы можете сказать об этих трёх числах? - Теперь я прочитаю стихотворение, вы попробуйте определить, какую тему будем изучать сегодня. Сегодня будем говорить о том, Что плохо нам шутить с нулём. Напрасно думают, что ноль Играет маленькую роль. Мы двойку в 20 превратим. Из троек и четвёрок Мы можем, если захотим, Составить 30, 40. Пусть говорят, что мы ни что, С двумя нулями вместе. Из единицы выйдет 100, Из двойки – целых 200. - Так над какой же темой урока мы с вами будем работать? - Чему будем учиться сегодня на уроке?
| Слушают учителя Продолжают ряд чисел …30, 40, 50, 60, 70, 80, 90; …300, 400, 500, 600, 700, 800, 900. - Все эти числа заканчиваются на 0, круглые. - Эти числа можно разделить на: двузначные и трёхзначные. - В первой группе счёт ведётся десятками - Во второй группе счёт ведётся сотнями 30 - Цифра 3 стоит на первом месте и обозначает десятки - Число увеличилось в 10 раз - Получилось число 300 - Оно увеличилось ещё в 10 раз - Если мы убёрем один 0, число уменьшится в 10 раз - Мы выполняли умножение и деление на 10 Слушают учителя 900 в 10р>90 в 10р>9 - Мы будем работать над темой: «Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз» - Мы научимся применять приёмы увеличения и уменьшения чисел в 10, в 100 раз | П: выдвижение гипотез и их обоснование П: построение логической цепочки рассуждений К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме П: выдвижение гипотез и их обоснование П: построение логической цепочки рассуждений Р: планирование Р: целеполагание |
4. | Открытие детьми нового знания Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения Практический: выполнение физических упражнений | 5 мин | - Молодцы! Вы отлично справились с заданием. - А теперь продолжим наше путешествие. И наша следующая остановка «Вычисляй-ка». - Где мы можем использовать данные знания? - Молодцы! А теперь используем полученные знания при решении примеров. Работа в парах. Упр.1, стр.47 Увеличь в 10 раз числа: 8, 12, 35. - Кто работает у доски? - Что значит увеличь в 10 раз? - 2 следующих числа увеличивайте самостоятельно в тетради Уменьши в 100 раз числа: 700, 400, 100. - Что значит, уменьшить число в 100 раз? - Кто работает у доски? - Следующие 2 числа самостоятельно в тетрадях. Совещайтесь в парах Уменьши в 10 раз числа: 840, 900, 360. - А что значит, уменьшить число в 10 раз? - Кто работает у доски? - Остальные числа в тетрадях самостоятельно - Молодцы! - Сейчас мы с вами проведём физминутку. Встаём все. Наклонилась сперва Книзу наша голова (наклон вперёд) Вправо-влево мы с тобой Покачаем головой. (наклоны в стороны) Ручки за голову, вместе Начинаем бег на месте. (имитация бега) Уберём и я, и вы Руки из-за головы. Тихонечко сели на свои места | Слушают учителя - Данные знания мы можем использовать при решении задач, примеров, решении уравнений Выполняют задание 8*10=80 12*10=120 35*10=350
- Увеличить в 10 раз число, значит умножить число на 10, приписать один 0 700:100=7 400:100=4 100:100=1 - Значит, разделить число на 100, убрать два 0 840:10=84 900:10=90 360:10=36 - Значит, разделить число на 10, убрать один 0 Выполняют упражнения Повторяют движения за учителем | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли К: управление поведением партнёра П: построение логической цепочки рассуждений К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
5. | Первичное закрепление Словесный: слово учителя Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения Практический: выполнение упражнения | 9 мин | - Наше путешествие продолжается, и мы с вами прибыли на станцию «Решай-ка». Упр. 3. Задача. - Кто прочитает нам задачу? В лыжной эстафете участвовали 9 команд мальчиков, по 8 человек в каждой, и ещё 24 девочки. Во сколько раз больше мальчиков, чем девочек, участвовало в эстафете? Измени вопрос, чтобы последним действием при решении было вычитание. Реши новую задачу. - О чём говорится в задаче? 1. Ребята, давайте ещё раз прочитаем условие задачи. - А теперь определим требование. - Кто участвовал в соревнованиях? - Сколько было мальчиков? - Сколько было девочек? 2. А теперь запишем кр.запись: М. – ?., 9 к. по 8 чел. Во ? раз б. Д. – 24 чел. 3. Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? - Как мы можем это узнать? 1) Найти кол-во мальчиков. 9*8=72 (м.) участвовали в эстафете - Как теперь мы узнаем, во сколько раз больше мальчиков, чем девочек, участвовало в эстафете? - Как узнать, во сколько раз одно число больше другого? 2) Мы разделим кол-во мальчиков на кол-во девочек. 72:24=3(раза) 3) Запишем решение задачи: 1. 9*8=72(м.) участвовали в эстафете 2. 72:24=3(р.) Ответ: в 3 раза больше мальчиков участвовало в эстафете. - А теперь давайте изменим вопрос, чтобы последним действием было вычитание. - А как узнать, насколько одно число больше другого? - Верно, насколько больше мальчиков, чем девочек участвовало в соревнованиях? 1. Ребята, давайте прочитаем условие и определим требование. 2. А теперь запишем кр.запись: М. – ?., 9 к. по 8 чел. Во ? раз б. Д. – 24 чел. 3. Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? - Как мы можем это узнать? 1) Найти кол-во мальчиков. 9*8=72 (м.) участвовали в эстафете - Как теперь мы узнаем, насколько больше мальчиков, чем девочек участвовало в соревнованиях? 2) Верно, из кол-ва мальчиков вычтем кол-во девочек. 72-24=48 3) Запишем решение задачи: 1. 9*8=72(м.) участвовали в эстафете 2. 72-24=48 Ответ: на 48 мальчиков больше участвовали в эстафете. - упр. 4 (1-ый столбик) - В этом упражнении вам необходимо сравнить значения величин 1м … 10 дм 1м=10дм 1м … 10 см 1м=100см 1м>10см 1дм2 … 10 см2 1дм2=10см2 1дм2>10см2 | Слушают учителя Читают задачу - В задаче говорится о лыжных соревнованиях. - В соревнованиях участвовали девочки и мальчики. М. – ?., 9 к. по 8 чел. Во ? раз б. Д. – 24 чел. - Мы должны знать кол-во мальчиков - Чтобы узнать во сколько раз одно число больше другого, надо большее число разделить на меньшее - Разделим кол-во мальчиков на кол-во девочек 1. 9*8=72(м.) участвовали в эстафете 2. 72:24=3(р.) Ответ: в 3 раза больше мальчиков участвовало в эстафете. - На сколько больше мальчиков, чем девочек участвовало в соревнованиях? Чтобы узнать на сколько одно число больше другого, надо из большего числа вычесть меньшее Требование: На сколько больше мальчиков, чем девочек участвовало в соревнованиях? М. – ?., 9 к. по 8 чел. Во ? раз б. Д. – 24 чел. - Мы должны знать кол-во мальчиков - Умножим количество команд на количество человек в одной команде - Мы из кол-ва мальчиков вычтем кол-во девочек. 1. 9*8=72(м.) участвовали в эстафете 2. 72-24=48 Ответ: на 48 мальчиков больше участвовали в эстафете. 1м=10дм 1м>10см 1дм2>10см2 | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли П: доказательство К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли П: выдвижение гипотез и их обоснование П: выдвижение гипотез и их обоснование К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли П: выдвижение гипотез и их обоснование К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли П: выдвижение гипотез и их обоснование К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли П: выдвижение гипотез и их обоснование |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: слово учителя Практический: выполнение упражнения | 7 мин | - А сейчас у нас снова станция «Вычисляй-ка» - Сейчас самостоятельно выполняете упр.5 - 3 человека работают у доски, остальные в тетради самостоятельно, на доску не смотрим, потом проверим x:3=17 49-x=28 64:x=4 | Слушают учителя Выполняют задание x:3=17 49-x=28 64:x=4 x=17*3 x=49-28 x=64:4 x=51 x=21 x=16 51:3=17 49-21=28 64:16=4 17=17 28=28 4=4 | П: самостоятельное создание способов решения проблем |
7. | Включение в систему знаний, повторение Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог Практический: выполнение упражнения Практический: выполнение упражнения | 4 мин | - А сейчас выполним упр.6 (2-ой и 3-ий столбики) 100-7*8 74:?=8(ост…) 90-8*8 65:?=7(ост…) 80-9*8 85:?=9(ост…) - Кто поработает у доски? - Остальные вместе с нами работают в тетради Упр. 7 1) Рассмотри, как составлены ряды из фигур. 2) Составь все возможные трёхзначные числа, используя цифры 2, 7, 5 и не повторяя одну и ту же цифру в записи одного числа. - Вы можете опираться на ряды фигур. - И, ребята, обратите внимание на задание под чертой в самом низу 47 страницы. Вам необходимо уменьшить в 100 раз числа: 600, 200, 800. - Кто работает у доски? - Что значит уменьшить число во столько-то раз? | 100-7*8=44 74:9=8 (ост.2) 9*8+2=74 90-8*8=26 65:9=7 (ост.2) 9*7+2=65 80-9*8=8 85:9=9 (ост.4) 9*9+4=85 - Фигуры всё время меняются местами - 2, 7, 5 275, 257, 752, 725, 527, 572 Слушают учителя 600:100=6 200:100=2 800:100=8 - Это значит разделить его на количество раз | К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли П: выдвижение гипотез и их обоснование П: выстраивание логической цепочки рассуждений, доказательство К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли |
8. | Рефлексия деятельности Словесный: слово учителя Практический: выполнение упражнения Словесный: учебный диалог Практический: выполнение задания Словесный: учебный диалог | 4 мин | -Молодцы! Вы успешно справились со всеми заданиями, но, к сожалению, наше путешествие подошло к концу. - Сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник: стр. 47, упр. 2, упр. 4 (2-ой столбик), упр. 6 (1-ый столбик). - Кому не понятно задание? - Итак, подведем итоги нашей работы на уроке. - Над какой темой мы работали? - А были ли достигнуты цели, которые мы ставили перед собой в начале урока? - Какое задание вызвало затруднение, какое вам больше понравилось? - А сейчас давайте выставим отметки за урок. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны и назовите количество. - Ребята, дополните фразы:
– Вы сегодня замечательно потрудились. – Какое настроение у вас в конце урока? – Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы. | Слушают учителя Записывают домашнее задание - Мы работали над темой: «Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз» Выполняют задание Дополняют фразы Отвечают на вопросы | Р: оценка Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики по теме "Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз"
Данный конспект разработан в соответствии с требованиями программы по математике для 2 класса общеобразовательной начальной школы УМК "Перспектива"....
конспект урока по математике"Увеличение и уменьшение чисел"
I. Организация.II. Сообщение темы и целей урока. - Здравствуйте, ребята! Прозвенел, друзья, звонокНачинается урок. - Какой у нас урок?На этом уроке мы с вами совершим путешествие...
Конспект урока по математике на тему "Решение составных задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз"
Конспект разработан по программе УМК "Гармония"...
Конспект урока по математике "Задачи на увеличение и уменьшение числа"
Конспект составлен к учебнику М.И.Моро. К конспекту прилагается презентация...
Конспект урока математики в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц"
Конспект урока №45 математики в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов)" разработан в соответствии с УМК "Школа России"....
Конспект урока «Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз».
3 класс, УМК "Школа России"...
Конспект урока "Увеличение (уменьшение чисел в 10,100 раз)"
Урок математики...