Открытый урок по теме:"Таблица умножения и деления на 6"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Рабан Татьяна Анатольевна

Урок разработан для молодых педагогов с точки зрения использования технологии деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    3класс

Математика УМК «Школа России»                                                                             Учитель:   Рабан Т.А.

Тема урока:    «Таблица умножения и деления на 6.»

(технология  деятельностного  метода  обучения)

Тип урока: ОНЗ

 цели:

 Составить таблицу умножения и деления c числом  6 и работать над ее запоминанием.

Закреплять умение решать задачи известных видов ,развивать умение работать в группах, паре, самостоятельно.

Уметь составлять таблицу умножения 6 и соответствующие случаи деления на 6 и уметь применять новые знания при решении примеров и задач.

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД:

       -уметь определять и формулировать цель урока

       -учиться планировать учебную деятельность на уроке

       -оценивать правильность выполнения действий на уроке

Познавательные УУД:

       -уметь ориентироваться в своей системе знаний :понимать ,что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи

        -добывать новые знания ,находить ответы  на вопросы , используя учебник, свой жизненный опыт,  информацию, полученную на уроке

         -уметь осознанно строить речевое высказывание , перерабатывать полученную информацию :наблюдать и делать самостоятельно выводы

Коммуникативные УУД:

  -уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Воспитывать положительную мотивацию к учению; личностные качества обучающихся при изучении нового материала в парах, группах: взаимопомощь, сотрудничество; интерес к предмету на основе деятельностного метода изучении нового материала

Предметные УУД:

          -знать название компонентов и результата действия умножения

          -понимать связь между умножением и сложением

          -правильно употреблять в речи математические понятия

          -решать текстовые задачи

Личностные УУД:

          -уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

          -стремиться к получению новых знаний, совершенствовать свои умения.

Средства обучения: мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентация

Демонстрационный материал:

         эталон

7+4=7+3+1=11:

8+4=8+2+2=12

9+4=9+1+3=13

Раздаточный материал:

1)карточка с заданием на пробное действие:

2) карточки для групповой работы

                                          Литература

1.М.М.МОРО. Математика: 3 класс. Часть 1. – М.: Издательство «Просещение», 2016.

2. Т.Н.Ситникова. Методические рекомендации к учебнику для 3 кл.

Методы: Формы работы:

- словесный, - фронтальная,

- наглядный, - практическая,

- практический, - самостоятельная,

В парах, группах, самостоятельная, коллективная.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация

                      Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности.

 Мотивация к учебной деятельности

(1-2 мин)

1.Начнем урок математики

(сигнал на доске)      урок

  C 2 На 1 слайде записано высказывание:

«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому» (Д.Пойа)

- Как вы понимаете высказывание? (Нужно стараться добыть знания самому)

- Каким образом? (Думать, пробовать, искать)  

Высказывание на слайде:

«Каждый день жизни прибавляет частичку ... .» (мудрости)

- Прочтите пословицу.

image2

-1. Последнее слово зашифровано. Выполните вычисления, заполните таблицу.

- Что позволило быстро и легко справиться с заданием?

- Ребята, как вы понимаете пословицу «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости»? (Мы каждый день узнаем что новое. Наши знания - это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно - достаем и используем

- Вы готовы добывать знания?

- Я вижу, что вы готовы к работе. Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу.

Почему у нас сегодня такой девиз?

-Да ,вы правильно предположили ,сегодня урок открытия нового знания, а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

-Я хочу вам пожелать удачи.

На столах у вас лежат листы самооценки, в которые вы будете заносить свою самооценку.

2.Работа в тетрадях:

– Запишите в тетрадях число. Классная работа

  ? письмо цифр 6- загадка или сведения о числе 6.

-Отгадайте-ка ,ребятки

Что за цифра акробатка?

Если на голову встанет

Ровно на три меньше станет.(Правильно цифра 6)

Давайте повторим правильное написание цифр 6

Нет углов у цифры шесть

Лишь дуга с кружочком есть

Ты с дуги писать начни

И кружочком оберни.

.(после моего объяснения дети пишут, образуя двузначное число)66 66 66

3. Решение задач на увеличение и уменьшение, «на» и «в».

- Решаем задачи с опорой на таблицы.

На доске:

image3

- Вспомним, что значит больше на п, и т.д.

- запиши решение и найдите их значения:

  1. Карлсон на завтрак съел 4 плюшки, а пирожных - в 2 раза больше. Сколько пирожных съел Карлсон за завтраком? 4 · 2=8(п.)

  1. Чтобы спрятаться от неряхи брюки пробежали 18 м, а рубашка на 9 м меньше. Сколько метров пробежала рубашка, убегая от неряхи? 18 - 9=9(м)

  1. В ящике с апельсинами сидел Чебурашка. Апельсины весили 12кг, а Чебурашка - в 2 раза меньше. Сколько кг весил Чебурашка? 12:2=6(кг)

  1. Дядя Фёдор поймал 13 рыб, а Шарик - на 6 рыб меньше. Сколько рыб поймал Шарик? 13-6=7(р.)

- Расположите полученные результаты в порядке возрастания

 6  7   8  9

- Проверьте свою работу, оцените. (Лист САМООЦЕНКИ)     

Дети читают на слайде:

Мы будем открывать новые знания.

Дети работаю с таблицами

Таб.умн.

Красный,зеленый, синий

В тетради 66 66 66

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

5-6 минут

-Находясь на уроке нам предстоит выполнить несколько шагов учебной деятельности. - Сегодня у нас урок открытия нового знания.

-Как мы строим такие уроки?(на доске появляется план)

-Что мы будем повторять? (то ,что понадобится в новой теме)

-составим план урока….

--с чего начнем урок ?(выставляю сигнал) актуализация, потом и т.д.

- А) -Посмотрите на ряд чисел.

           16 20 24 28 32 36

           20 25 30 35 40 45

           6 12 18 24 30 36

-Что особенного в каждом ряду? (В 1ряду каждое последующее увеличивается на 4;во2-на 5;в 3-на 6).

- Что означает выражение 7х5=35? (по 7взяли 5 раз с помощью действия сложения).

-Когда можно заменить сумму умножением? (при сложении одинаковых слагаемых).

-Какие знания мы повторили? (знание таблицы умножения ).

-Какие умения? (умения считать, вычислительные навыки).

-А для чего? (чтобы правильно вычислять, решать задачи).

Б) Даны числа 3,6,18  - составьте выражение на умножение  и деление.

3*3=18                        Как называют компоненты ?

3*6=18                        Какие свойства произведения применимы ?

18/3=6                      

 (От перестановки мест множителей , произведение не меняется.)

18/6=3                        

 Деление взаимообратное действие для умножения.  

  - Какое знание повторили? ( Название компонентов , связь действия умножения и деления.)

-Оцените свою работу на данном этапе поднятием ручки и отметьте на листе самооценки.

-Молодцы, умело вы справились с заданием.

План на доске

с актуализации

запись

Дети поднимают ручки…

Лист самооценки за 2 задание

3.Выявление причин затруднения и постановки цели деятельности.

4-5 минут

Физминутка?

А) Посмотрите на доску . Что видите ? (Выражение)

8*4     12:3     Разбейте на группы.

5*7     20:5     Перепишите.

6*6     54:6     Найдите значение выражения

-- Кто решил? У кого возникли затруднения? Почему возникли затруднения? У кого нет ответа? Почему? (мы чего-то не знаем)

--Чего мы не знаем ? (таблицу умножения или деления на 6)

--Кто догадался , какая тема урока? (Таблица умножения и деления на 6)

--Какую цель для работы поставим перед собой?

 - Сегодня наша цель составить таблицу умножения и деления на 6 и потренироваться в ее использовании

И переходим в след.этапу к поиску решения проблемы.

 (сигнал :новая проблема,цель)

1 ученик у доски (с подробным объяснением), остальные в тетрадях

4.Построение проекта из затруднения.

7-8 минут

-Для того, чтобы нам совершить открытие,(сигнал), я предлагаю вам поработать в группах .          -4 минуты.

-Назовите правила работы в группах.

Поиск решения.

На столе лежат таблицы.

--Что нам предстоит сделать? ( составить таблицу умножения)

--Каких выражений там нет. (6*2, 6*3, 6*4, 6,5 )

--Почему? ( Мы их знаем)

6*5=30

5*6=30

30 : 5 = 6

30 : 6 = 5

6*6=

6*7=

6*8=

6*9=

6*10=

6*5=30        - Как составить 2 выражение? оно увеличится на 6

6*6=60+6=36              

6*7=36+6=42              

6*8=42+6=48

6*9=48+6=54

6/10=54+6=60    

2столбик

7*6=            -Какое правило применили во втором столбике?(от перестановки         множителей …)

8*6=

9*6=

10*6=

3 Столб. Деление обратное действие для умножения.

                Если произведение разделить на 1 множитель ,то получится 2 множитель.

 4 Столб.      

                Если произведение разделить на 2 множитель ,то получится 1 множитель.         

- Какова цель урока? Мы достигли цели?

- Что мы составляли? (таблицу умножения и деления на 6)

- Для чего нам надо знать таблицу? (уметь считать , вычислять решать задачи)

--Итак, мы составили таблицу умножения. Можем мы теперь решить выражение 54*6 ? (да)

-  А почему столько будет? 6*9=54

--Что нам помогло? (табл.6)

???? следующий этап урока физминутка

-А вы в группах  постараетесь их решить.

- Ваша задача чётко разъяснить нам своё решение.

-Ответственные получите листы.

 -Приступайте.(4 минуты)

- Давайте посмотрим какие результаты у вас получились.

-я выставляю эталон  И ОБРАЗЕЦ ПРАВИЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

Ответственные ,выставите на доску ,РАЗЪЯСНИТЕ ХОД ВАШИХ МЫСЛЕЙ

- Листочки прикрепляю на доске.

-Какой сделаем вывод?

(если эталоны одинаковые, то уч-ся формулируют алгоритм, если разные-то выясняется и исправляются ошибки ,потом проговаривается алгоритм)

-Давайте проверим наше открытие.

Откроем учебник  на стр.44 и сравним полученный эталон с эталоном учебника.

Дети разделены  на 2 группы.

Работают в группах.

Выходят и разъясняют ИЗ КАЖДОЙ ГРУППЫ.

Подойдёт, но нужно уточнить.

Нет

не изменится, но дополнится.

Если не можем – занимаем у десятков

нет

ДЕТИ читают алгоритм.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

4-5 минут

-Какой следующий шаг

(Сигнал закрепление)

Работаем по учебнику на стр.44упр.2.-1,2 столбики

-Кто хочет работать у доски?(2-3 минуты)

Сейчас мы потренируемся в использовании таблицы умножения  и деления на 6.

А) Прочитайте друг другу выражения нашей  таблицы умножения и деления с использованием названий компонентов ..Я начну:

Я хочу задать вопрос Маше- 1 множитель 7 , второй 6.  чему равно произведение?...

--Что мы закрепили? (таблицу умножения на6)

Б) Решим задачу.

Цена 1 булочки 6 рублей. Катя купила 8 булочек.

Сколько стоит вся покупка?

--Что известно в задаче?

--Что надо найти? (Что это 8 булочек? Количество)

--Как найти стоимость?  (цену умножить на кол-во)

--Кто хочет записать краткую запись?

      Цена 1булочки-6р.

      Количество-8б.

      Стоимость-?

Запишите решение

6*8=48(р.)

Ответ: 48 руб. стоит вся покупка.

 Самооценка:

-Что тебе надо было сделать?

- Ты справился?

-Ты справился сам или с помощью?

- Как оцениваешь свою работу? Почему?…

--Что сейчас  мы делали?(решали задачу)

-Какое умение проверяли? (умение решать задачи)

--Какое знание понадобилось ,  чтобы решить задачу? (Знание таблицы умножения на 6,знание правила ,как найти стоимость .)

--Какой пункт плана выполнили? (Применение нового знания).

--А теперь какой этап ?

Вы поработали все вместе, как вы будете работать ?( в парах 3  мин)

-Решите 3и 4 выражение в парах, по очереди объясняя друг другу, а затем проверьте по образцу.(открываю образец)

Поставьте на полях отметку.

-Кто получил синий сигнал?

- В чем ваша ошибка?

-Исправьте …И.Т.Д.

-Вы молодцы, что поняли причину своей ошибки.

-Кто получил красный кружок?

-Молодцы!

Один ученик работает у доски, остальные на месте решает проговаривает алгоритм.

Работа в парах

Лист самооценки как вам удалось совершить открытие

6.Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону.

2 минуты.

-Вы поработали вместе, в парах, а для того ,чтобы выяснить понятен ли новый способ вычитания нам необходимо поработать самостоятельно

 (сигнал сам.раб)

-Для выполнения сам.работы  я вам выдаю карточки по уровням, ложу  на парту лист с примерами и эталон с алгоритмом (С обратной стороны правильное решение)

1 уровень-63-34     ( поколов, целик)

2 уровень-63-34,45-28. (бянкин,павлик, шерстнева)

3 уровень   (петрова , духопел)

На выполнение задания отводится 2 минуты.

-Проверьте свою работу по эталону(для этого посмотрите на обратной строне) для самопроверки.

- У кого получился другой ответ, поставьте -.

-Найдите место ,где допущена ошибка, объясните.

Какой вывод напрашивается?

-Где вы можете это сделать?

- У кого нет ошибок? Молодцы! Поставьте себе +.

-Дома вам будет легче самим сделать задание.

-Отметьте свои успехи в листе самооценки

Самостоятельная работа.

-Что покажет сам. работа? (как мы усвоили таблицу умножения и деления)

-Что нужно сделать? (Решить примеры с окошком ).

Доска

1вариант                                                                  2вариант

6*3=                                                              6*2=

5*6=                                                              4*( )=24

6*( )=48                                                         6*( )=54

2*( )=12                                                         3*6=

36:6=                                                             48:6=

1человек из 1варианта выходит, записывает ответы. Проверка:

-Что тебе надо было сделать? Как оцениваешь свою работу?.

-Для чего мы выполняли с/р.? (чтобы проверить, как усвоили таблицу умножения и деления на 6).

Дети решают (карточки по уровням)

По эталону и алгоритмы проверяют свои работы.

Нам надо еще потренироваться в решении.

При выполнение д/задания.

7.Включение в систему знаний и повторения.

6-7минут.

-Как вы думаете, зачем нам нужно  уметь выполнять сложение и вычитание?

-Какой следующий этап уч.деятельности?

(сигнал повторение)

-Прочитайте задачу  6.стр44 .

-Можете ли вы выполнить  это задание?

-Поставьте вопрос, чтобы задача решалась в два действия.

-Составьте схему и решите задачу с объяснением.

-Кто будет работать у доски?

- Какие умения необходимо развивать, чтобы правильно вычисления? (Необходимо уметь размышлять, правильно считать, хорошо знать состав чисел.)

- Верно, с этой целью я вам предлагаю выполнить  решение задачи

«Ручка стоит 8 рублей, а карандаш 4 рубля. Сколько надо заплатить за оба предмета?»

- Что вам может помочь решить задачу?  

- Проанализируйте задачу.  

В случае затруднения детей при анализе задачи, учитель помогает вопросами.

- Что известно в задаче?  Что надо узнать?   Как ответить на вопрос задачи?

- Можете ли сразу ответить на вопрос?  Как? - Расскажите план решения задачи.

Самопроверка по эталону на  слайде.

-Чтобы решать задачи.

Дети читают задачу про себя, потом вслух.

Нет, так как нет вопроса.

Сколько всего построили домов.

Уч-ся комментирует решение.

8.Рефлексия деятельности.

2-3 минуты.

Рефлексия:

-Какую цель ставили? (Составить таблицу умножения и деления на6 и потренироваться в ее использовании. )

-Чему учились? (Применять таблицу умножения и деления на 6).

- Среди чисел, записанных ниже, найди кратные 6 и обведи их в кружок.  Остальные числа   зачеркни.

     

     54      40      18       36     63     15     21     30     42      5     48

      У        Б      М        Н       О      Р       Т      И       Ц     В     А

Оцени свою работу на уроке

-Друзья мои ,пора заканчивать урок.

- Закройте глазки и вспомните всё, о чём говорили сегодня на уроке.

-Откройте…

-Какова была наша проблема?

- Какие цели вы ставили?

- Удалось ли достичь этой цели?

-Проанализируйте свои отметки ,выставите ИТОГОВУЮ.

-Оцените свою деятельность  на лесенке успеха.

-Посмотрите, сколько  ребят себя поставили  на среднюю ступеньку.

- о чем это говорит?

Ваше дом. задание из учебникастр.4 упр.4

-Многие поставили себя на верхнюю  ступеньку и это замечательно,

значит они уже сейчас чувств. себя уверенно и могут браться за более трудные задания.

-И вам дом.задание-

-Придумайте дома  5 своих выражений на новое правило и решите их в столбик.

-Спасибо за хорошую работу на уроке.

-До свидания!

ТЕСТ « Закончи предложения»

1. Мне было интересно . . .

2. Я научился . . .

3. Я смогу научить . . .

4. Мне было трудно . . .

5. Мне еще нужно

     

10 Домашняя работа

Ребята, если вы считаете, что вы все трудности преодолели, всё вам понятно – выбираете задание с зеленым  кружком  с.     №

Если у вас есть сомнения, есть над чем поработать – выбираете задание с красным кружком – с    №

Что необходимо сделать в конце урока? (Анализируем свою работу.)

- Какова была цель сегодняшнего урока? (Найти способ прибавления числа 4 с переходом через разряд .)

- Достигли ли цели? Докажите.

- Давайте вернемся к началу урока. Кто может сказать, что сумел сам сделать «открытие». Докажите.

- Кому не удалось, почему?

- Оцените свою деятельность на лестнице успеха.

- Какие же трудности у вас еще встречаются?

- Где можно над ними поработать? Как преодолеть?

 

-

Лист самооценки

 у нас не все получается, нам надо еще потренироваться.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике "Таблица умножения и деления на 7"

Открытый  урок по математике во 2 классе на тему:«Таблица  умножения  и деления на 7», ОС «Школа 2000…». Урок проведен в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон....

Урок по теме "Таблица умножения и деления с числом 7""

Это первый урок по теме «Таблица умножения и деления с числом 7»Материал урока способствует развитию устных вычислительных навыков, навыков контроля и самоконтроля. Новизна данного урока в том, ...

Открытый урок по математике "Таблица умножения и деления числа 6"

План конспект открытого урока математики по УМК "Школа России"...

Презентация урока на тему: Таблица умножения и деления на 6. Закрепление. Урок-сказка.

Данную презентацию можно использовать на уроке с интерактивной доской....

Открытый урок по математике "Таблица умножения и деления на 7"

Урок по математике во 2 классе на тему:«Таблица  умножения  и деления на 7», ОС «Школа 2000…». Урок проведен в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон....

Открытый урок по математике "Таблица умножения и деления на 2,3,4,5"

Эта презентация предназначена для урока математики в 3 классе по теме "Таблица умножения и деления на 2,3,4,5. Закрепление"...