Рабочая программа факультатива по математике
рабочая программа по математике

Факультатив по математике «Расчетно-конструкторское бюро» 2-4 классы  ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_matematika_1-4_klassy_2018.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Угловская средняя общеобразовательная школа Шадрухинский филиал

(наименование образовательного учреждения)

«Рассмотрено»

профессиональным объединением

учителей - предметников Руководитель ПО  

Т.А. Федорова

_____________

Протокол № ___ от

«____»____________2018 г

Согласовано»

Куратор по УВР

В.М. Мурзаева____________

«____»____________2018 г.

«Утверждено»

Директор школы

Корниенко Ю.А.___________

Приказ № __ от «___»____2018г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

___________Факультатив по математике «Расчетно-конструкторское бюро» 2-4 классы

(наименование учебного предмета /курса/)

____________БАЗОВЫЙ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ__

(уровень, ступень  образования)

            _________________________________1 год_________________________________

(срок реализации программы)

Составлена на основе Программа курса внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро». Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности: 1- 4кл.: в 2 ч./ Сост. Р.Г. Чуракова. –  М: Академкнига / Учебник, 2012.                                                                                     Захарова О.А.___

                 (наименование программы)                                                          (автор программы)

Федоровой Т.А.

____________________________________________________________________________

        кем (Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего  рабочую учебную программу)

село  Шадруха 2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Расчетно-конструкторское бюро» реализуется с приоритетным направлением общеинтеллектуального развития младших школьников.

Программа взаимосвязана с предметными областями учебного плана «Математика и информатика» и «Окружающий мир», разработанного для системы «Перспективная начальная школа».

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 2-4 классов и реализуется на основе следующих документов и материалов:

  1. Закон РФ «Об образовании » (ст.9, п.6; ст.32, п.2, пп.7).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и концептуальные положения развивающие личностно-ориентированную систему «Перспективная начальная школа».
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576, пункт 19.5 раздела 3 приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  4. Основная образовательная программа начального общего образования Шадрухинского филиала МКОУ Угловская СОШ.
  5. Учебный план Шадрухинского филиала МКОУ Угловская СОШ.
  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в  общеобразовательных учреждениях на 2018-2019 учебный год.
  7. Программа курса внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро». Программы по учебным предметам 1-4кл. в 2 ч., авторы: Захарова О.А., сост. Р.Г. Чуракова. –  М: Академкнига / Учебник, 2012.

Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» разработана на основе тетрадей для самостоятельной работы № 3 (учебный предмет «Математика», 2–4 классы).

В соответствии Учебным планом Шадрухинского филиала МКОУ Угловская СОШ курс изучается с 2 по 4 класс по одному часу в неделю. Во 2-4 классе курс рассчитан на 34 часа (34 учебных недели). Форма организации внеурочной деятельности: факультатив.

Основная цель программы — изучение окружающего мира математическими средствами.

Во 2 классе учащимся предлагается принять участие в работе Расчетно-конструкторского бюро, организованного при научном клубе младших школьников «Мы и окружающий мир». Бюро занимается изучением вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математических исследований и моделирования.

Участвуя в работе бюро, школьники выполняют расчеты, строят схемы, чертежи и карты, конструируют модели из бумаги и пластилина.

Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках математики знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; осознание ответственности человека за общее благополучие; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур.

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; составлять план и последовательность действий; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников; сбор и обработка информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); анализ; синтез; сравнение; сериация; классификация по заданным критериям; установление аналогий; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; предлагать помощь и сотрудничество.

Содержание курса

В таблице дана примерная программа факультативных занятий, которые служат продолжением уроков по математике и окружающему миру и предусматривают участие всех обучающихся.

2 класс

Темы практических задач

Темы по математике и окружающему миру

Страницы тетради

Как найти сокровища?

(решение задачи позволяет

ученику стать сотрудником

Расчетно-конструкторского

бюро)

Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Предоставление информации в таблице. Использование таблицы для формулировки задания. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Ориентирование на местности (пропедевтика)

4–7

Далеко ли до Солнца?

«Круглые» двузначные числа. Сложение и вычитание «круглых» двузначных чисел. Числовые равенства и неравенства. Числовые выражения. Краткая запись задачи. Круговая схема. Планеты и звезды

11–13

Солнце — обыкновенный

желтый карлик (начало)

Сложение (вычитание) двузначных чисел и однозначных чисел. Прямоугольник и квадрат. Планеты и звезды

14–16

Солнце —обыкновенный

желтый карлик (окончание)

Сравнение двузначных чисел. Разностное

сравнение. Задачи на разностное сравнение. Сложение (вычитание) двузначных чисел. Сотня. Соотношение единиц измерения: дм — м; кг — ц; см — м. Планеты и звезды

17–18

Спутники планет (начало)

Действие умножения. Таблица умножения на 1, 2, 3 и 4. Периметр прямоугольника и квадрата. Планеты и звезды

19–20

Спутники планет (окончание)

Таблица умножения на 5, 6, 7, 8 и 9. Длина ломаной. Угол. Виды углов. Углы многоугольника. Планеты и звезды

21–22

Кто строит дома на воде?

«Круглые» сотни. Сложение (вычитание)

«круглых» сотен. Сравнение трехзначных чисел. Составные задачи. Запись решения по  действиям и в виде одного выражения. Живая природа Земли

23–24

Кто построил это гнездо?

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Запись и способ сложения (вычитания) столбиком. Вычитание суммы из суммы. Живая природа Земли

25–26

Едят ли птицы сладкое?

Известное и неизвестное. Уравнение. Уравнения на сложение и вычитание. Живая природа Земли.

27–29

Почему яйцу нельзя переохлаждаться?

Деление. Доля. Уменьшение в несколько раз. Живая природа Земли.

30–32

Московский Кремль (начало)

Время и части суток. Единицы измерения времени. Римские цифры. Числовой луч и на-туральный ряд чисел. Родная страна — Россия

33–35

Московский Кремль (окончание)

Данное и искомое. Обратная задача. Проверка решения. Геометрические построения. Родная страна — Россия

36–37

3 класс

Темы практических задач

Темы по математике и окружающему миру

Страницы тетради

Что находится внутри Земли?

Трехзначные числа. Запись сложения и вычитания чисел столбиком. Умножение и деление. Периметр четырехугольника. Окружность и круг. Планета, на которой мы живем

7–8

Помогите Пете Семёнову

Изображение куба. Связь умножения и деления. Табличные случаи деления

9–10

Много ли на Земле льда?

(начало)

Класс тысяч. Название четырехзначных чисел. Сравнение четырехзначных чисел. Неживая природа (три состояния воды)

11–13

Много ли на Земле льда?

(окончание)

Сравнение величин. Алгоритм сложения и вычитания столбиком. Таблица для записи условия задачи. Неживая природа (три состояния воды)

14–15

Где хранится пресная вода?

Умножение суммы на число. Группировка множителей. Умножение числа на произведение. Запись умножения столбиком. Неживая природа (три состояния воды)

16–18

«Многоэтажная» атмосфера Земли

Кратное сравнение чисел и величин. Числовой луч. Задачи на кратное сравнение. Диаграмма для записи условия задачи. Значение воздуха на Земле

19–20

Облака

Сравнение углов. Углы треугольника. Стороны треугольника. Неживая природа

21–22

Сказочный мир горных пещер

Умножение на число 10. Умножение числа на сумму. Умножение на двузначное число. Запись умножения столбиком. Горные породы

23–25

Жизнь под землей

Частные случаи деления (на число 1, числа 0, на число 0). Деление суммы (разности) на число. Горные породы

26–27

Природное сообщество —

аквариум

Сравнение и измерение площади многоугольника. Умножение на число 100 и число 1000. Соотношение между различными единицами измерения площади. Вычисление площади прямоугольника. Природные сообщества

28–29

Озеро Байкал

Задачи с недостающими данными. Задачи с избыточными данными. Выбор рационального пути решения. Водоем

30–31

Стены древнего Кремля

Деление на число 10, число 100 и число 1000. Деление на однозначное число. Деление на двузначное число. Наша страна —Россия

32–34

4 класс

Темы практических задач

Темы по математике и окружающему миру

Страницы

тетради

Путь «из варяг в греки»

Чертеж как способ краткой записи задачи. Задачи с заданным результатом разностного сравнения величин. Задачи с заданным результатом кратного сравнения величин. Алгоритм умножения столбиком. История Отечества

7–9

Славянские цифры

Класс миллионов. Постоянная и переменная величины. Буквенное выражение. Значение буквенного выражения. История Отечества

9–12

Лесные богатства России

Цена. Задача определения стоимости. Задача определения количества. Родная страна — Россия

13–15

Земли, не освоенные

человеком

Деление с остатком. Деление нацело. Запись деления столбиком. Охрана природы

16–18

Дневник путешествия по

Черноморскому побережью

Скорость. Задача на определение расстояния. Задача на определение времени. Родная страна — Россия

19–21

Сколько соли в соленой воде?

Вместимость. Объем. Единицы измерения объема

22–23

Трудолюбивые пчелы

Производительность. Задача на определение времени работы. Задача на определение объема работы. Насекомые

24–25

Быстро ли растет человек?

Деление на однозначное и двузначное числа столбиком. Алгоритм деления столбиком. Человек — часть природы

26

Волосы

Сложение и вычитание величин. Умножение величины и числа. Деление величины на число. Нахождение части от величины и величины по ее части. Человек — часть природы

27–28

Скорость, с которой течет

кровь

Когда время движения постоянно. Когда длина пройденного пути постоянна. Движение в одном направлении. Человек — часть природы

29

«Производительность»

сердца

Когда время работы постоянно. Когда объем выполненной работы постоянен. Производительность при совместной работе. Время совместной работы. Человек — часть природы

30–31

Сколько стоят деньги?

Когда количество постоянно. Когда стоимость постоянна. Цена набора товаров. Человек и общество

32–33

Тематическое планирование

2 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

1

Введение в курс «Практические задачи по математике»

1

2-3

Практическая задача «Как найти сокровища?»

2

4-5

Решение практических задач «Далеко ли до Солнца?»

2

6-7

Проектная задача «Далеко ли до Солнца?»

2

8

Практическая работа «Солнечная система»

1

9-10

Решение практических задач «Солнце — обыкновенный желтый карлик»

2

11

Проектная задача «Солнце —обыкновенный желтый карлик»

1

12-15

Решение практических задач «Спутники планет»

4

16

Обобщение по темам «Солнце, планеты и спутники планет»

1

17

Решение практических задач «Кто строит дома на воде?»

1

18-19

Решение практических задач «Кто строит крепости на воде?»

2

20-21

Решение практических задач «Кто построил это гнездо?»

2

22

Проектная задача «Кто построил это гнездо?»

1

23-24

Решение практических задач «Едят ли птицы сладкое?»

2

25

Проектная задача «Едят ли птицы сладкое?»

1

26-28

Решение практических задач «Почему яйцу нельзя переохлаждаться?»

3

29-31

Решение практических задач «Московский Кремль»

3

32

Проектная задача «Московский Кремль»

1

33

Олимпиадные задания «Морской орех»

1

34

Итоговое занятие «смотр знаний»

1

3 класс

№п/п

Тема урока

Количество часов

1

Вводное занятие «Практические задачи по математике»

1

2

Что находится внутри Земли?

1

3

Изготовление модели «Внутреннее строение Земли»

1

4

Решение практических задач «Что находится внутри Земли?»

1

5

Проектная задача «Вулканы»

1

6

Решение практических задач «Помогите Пете Семёнову»

1

7

Решение практических задач «Составление карты местности»

1

8-9

 Проектная работа  Города, где побывал Петя Семенов»

2

10

Решение практических задач «Много ли на Земле льда? Айсберги»

1

11

Решение практических задач «Много ли на Земле льда? Антарктида»

1

12

Решение практических задач «Много ли на Земле льда? Гренландия»

1

13

Проектная работа «Много ли на Земле льда?»

1

14

Решение практических задач «Где хранится пресная вода?»

1

15

Проектная работа «Где хранится пресная вода?»

1

16

Обобщение по теме «Планета, на которой мы живем»

1

17

Решение практических задач ««Многоэтажная» атмосфера Земли»

1

18

Проектная задача ««Многоэтажная» атмосфера Земли»

1

19

Решение практических задач Облака

1

20

Проектная задача «Облака»

1

21

Сказочный мир горных пещер

1

22

Решение практических задач «Сказочный мир горных пещер»

1

23

Решение практических задач «Жизнь под землей»

1

24

Проектная задача «Жизнь под землей»

1

25

Решение практических задач «Природное сообщество — аквариум»

1

26

Проектная задача «Природное сообщество — аквариум

1

27-28

Решение практических задач «Озеро Байкал»

2

29-30

Проектная работа «Озеро Байкал»

2

31-32

Проектная задача «Стены древнего Кремля»

2

33-34

Олимпиадные задания

2

4 класс

№п/п

Тема урока

Количество часов

1

Введение

1

2-3

Путь «из варяг в греки»

2

4-5

Славянские цифры

2

6-8

Лесные богатства России

3

9-10

Земли, не освоенные человеком

2

11-13

Дневник путешествия по Черноморскому побережью

3

14-15

Сколько соли в соленой воде?

2

16

Олимпиада

1

17-18

Трудолюбивые пчелы

2

19-20

Быстро ли растет человек?

2

21-22

Волосы

2

23-24

Скорость, с которой течет кровь

2

25-26

«Производительность» сердца

2

27-28

Человек

2

29-30

Сколько стоят деньги?

2

31-32

Проект «Математика и окружающий нас мир»

2

33

Олимпиада

1

34

Итоговое занятие «Смотр знаний»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива по математике

Рабочая программа факультатива по математике для 3 класса...

Рабочая программа факультатива "Математика для увлечённых (2 класс)"

рабочая программа с планированием для факультатива во 2 классе по математике...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультатива «Занимательная математика» 1 класс УМК "Школа 21 века"

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»для внеурочной деятельности младших школьниковПояснительная запискаАктуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к...

Рабочая программа факультатива "Занимательная математика"

Программа факультативного курса предназначена для развития математических способностей учащихся для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школ...

Рабочая программа факультатива "Занимательная математика";4 класс

Рабочая программа факультатива "Занимательная математика";4 класс...

Рабочая программа факультатива по математике, 3 класс

Рабочая программа по факультативу по математике для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НOO) ...