Курс внеурочной деятельности "Мир логики" 3класс
рабочая программа по математике (3 класс)
Рабочая программа курс внеурочной деятельности "Мир логики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_logiki_3_klass.docx | 74.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березовская средняя школа № 1 имени Е.К.Зырянова»
«Утверждаю» Директор школы Зырянова Т. Н. «___»________________201_ г. __________________________ |
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Мир логики»
(начальное общее образование)
на 2017 – 2021 учебные годы
Разработчик: Петрова Н.Г., учитель начальных классов, высшая квалификационная категория |
Обсуждена и согласована на МО Протокол № ____ от «____»_________201_ г. | Принята на педсовете Протокол № ____ от «___»________201_ г. |
Берёзовка
2017 г.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22.09.2011 года, 18.12.2012 года, 29.12.2014 года, 31.12.2015 года);
- основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
- требований к результатам освоения ООП НОО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
- программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
- программы формирования универсальных учебных действий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
- плана внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова»;
- авторской программы «Занимательная математика» для 1-4 классов начальной общеобразовательной школы Е.Э. Кочурова,
- авторской программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной;
- положения о рабочей программе по факультативному курсу и курсу внеурочной деятельности в классах, реализующих ФГОС НОО муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова».
Цель: обучение навыкам основных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения, умозаключения; формирования информационной культуры, освоение умений организации учебного труда.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
- развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- повышение математической культуры ученика;
- воспитание настойчивости, инициативы.
Место курса внеурочной деятельности в плане внеурочной деятельности
Внеурочный курс «Мир логики» является составной частью плана внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е. К. Зырянова» (общеинтеллектуальное направление). План внеурочной деятельности вынесен за пределы учебного плана, но является неотъемлемой частью образовательной деятельности в условиях ФГОС НОО. На освоение курса в плане внеурочной деятельности выделено по 1 часу в неделю во 2- 4 классах, в первом классе 0,5 часа. Общее количество часов в год – 34 (во 2 - 4 классах), в 1классе – 16 часов. Продолжительность занятий составляет 30-35 минут в первом классе и 40-45 минут во 2-4 классах. В первом классе согласно плану внеурочной деятельности на освоение курса выделено 16 часов, в связи с этим уменьшено количество часов авторской программы за счет объединения схожих тем.
Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображения.
Авторская программа «Занимательная математика» К.Э. Кочурова незначительно изменена. Данные изменения обоснованы внесением в содержание курса раздела «Логические рассуждения» (во 2-4 классе по 6 часов, в первом классе 3 часа). Содержание данного раздела курса определено содержанием программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной. В связи с этим уменьшено содержание раздела «Числа. Арифметические действия. Величины» в первом класс; во втором классе уменьшено количество часов на раздел «Геометрическая мозаика» на 3 часа, «Занимательная математика» на 3 часа; в 3 классе в авторской программе «Занимательная математика» уменьшено количество часов в разделе «Занимательная математика» на 6 часов. В 4 классе уменьшение произведено в разделе «Геометрическая мозаика» на 1 час и «Занимательная математика» - 5 часов. Такая интеграция позволяет создать условия для развития логического мышления (наряду со специальными занятиями и формированием логических умений) через развитие творческого воображения, пространственного мышления. Данное изменение обусловлено продолжением данного курса на следующем уровне образования. Учитывая данные особенности можно определить пропедевтический характер курса. Введение в курс раздела позволяет заложить основу логического мышления у младших школьников. В плане внеурочной деятельности на уровне основного общего образования включен курс «Интеллектуальные игры».
3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мир логики»
Личностные качества:
- принимает новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию;
- положительно относится к школе, понимает необходимость учения;
- проявляет интерес к интеллектуальной деятельности во внеурочное время;
- проявляет любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- демонстрирует настойчивость, целеустремленность, внимательность, умение преодолевать трудности – качества весьма важные в практической деятельности любого человека;
- проявляет чувство справедливости, ответственности.
Регулятивные УУД:
- принимает и сохраняет учебную задачу;
- учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимает предложения и оценку взрослого, товарищей, родителей и других людей;
- различает способ и результат действия в сотрудничестве с учителем;
- осуществляет итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи;
- вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
- использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
- использует запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском языке;
- выполняет учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
Познавательные УУД:
- осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществляет запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с по мощью инструментов ИКТ;
- использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строит сообщения в устной и письменной форме;
- ориентируется на разнообразие способов решения задач;
- владеет основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделят существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществляет синтез как составление целого из частей;
- проводит сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливает причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строит рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщает, т. е. осуществляет генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществляет подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливает аналогии;
- владеет рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использует коммуникативные прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
- строит монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
- владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
- допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулирует собственное мнение и позицию;
- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строит понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- может задать вопросы на понимание позиции партнёров;
- контролирует действия партнёра.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
Предметные результаты:
При освоении содержания курса обучающиеся овладеют следующими предметными умениями:
- решать и составлять ребусы, содержащие числа;
- решать числовые головоломки;
- заполнять числовые кроссворды;
- находить и читать слова, связанные с математикой;
- решать занимательные задачи с римскими цифрами;
- решать занимательные задачи, допускающие несколько способов решения, логические задачи, задачи на доказательства, задачи, решаемые способом перебора;
- конструировать геометрические узоры, находить их закономерности;
- строить геометрические фигуры (игра «Танграмм»);
- определять время по часам;
- решать олимпиадные задачи международного конкурса «Кенгуру»;
- сужать круг поиска при отгадывании «Да-нетки»;
- заполнять сравнительную таблицу;
- находить ошибки при классификации объектов, в построении определений и умозаключений;
- выделять вид отношения между понятиями, находить закономерности.
будут знать правила сравнения объектов, правила классификации объектов, правила построения определения; о существовании различных видов отношений между понятиями; правила построения умозаключений;
4. Содержание курса внеурочной деятельности
(Мир логики)
(1 класс)
2017-2018 учебный го
Раздел курса | Содержание радела | Количество часов | Кол-во часов | Форма организации деятельности | Вид деятельности | |
Теория | Практика | |||||
Числа. Арифметические действия. | Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3на3 клетки). Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 на 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку) | 3 | 1 | 2 | -интеллектуальный игры (Задумай число, лучший счетчик, Не подведи друга, судоку) - викторины, - математические квесты - составление числовых кроссвордов | -игровая деятельность; -познавательная деятельность. |
Мир занимательных задач | Игры с кубиками. Подсчет числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Конструктор лего. Знакомство с деталями конструктора, схемами- инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение конструкций по собственному замыслу. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. | 5 | 1 | 4 | -игры с кубиками, - выпуск математических газет, -участие в математической олимпиаде, связанной с математикой, -творческие работы | -игровая деятельность; -познавательная деятельность |
Геометрическая мозаика | Игра танграм. Составление картинки с заданным разбиением на части: с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 5 | 1 | 4 | - интеллектуальный игры (танграм) -познавательные олимпиады, - викторины; - конструкторские турниры. | -игровая деятельность; -познавательная деятельность; |
Логические рассуждения | Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов. Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и». Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры. | 3 | 2 | 1 | - беседа; - интеллектуальные игры (Построй высказывание) - логические задачи. | игровая деятельность; -познавательная деятельность; |
5. Тематическое планирование
(Мир логики)
1 класс
2017-2018 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Числа. Арифметические действия. -3 ч | ||||
1 | Математика — это интересно. Волшебная линейка | 1 | 16.01 | |
2 | Игра-соревнование «Весёлый счёт». Праздник числа 10. | 1 | 23.01 | |
3 | Математическое путешествие. Числовые головоломки. | 1 | 30.01 | |
Геометрическая мозаика-5ч | ||||
4 | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 | 06.02 | |
5 | Путешествие точки | 1 | 20.02 | |
6 | Танграм: древняя китайская головоломка | 1 | 27.02 | |
7 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 1 | 06.03 | |
8 | Весёлая геометрия. | 1 | 13.03 | |
Логические рассуждения -3ч | ||||
9 | Свойства, признаки и составные части предметов | 1 | 20.03 | |
10 | Элементы логики (высказывания) | 1 | 03.04 | |
11 | Практический материал. Построение высказываний. | 1 | 10.04 | |
Мир занимательных задач-6ч | ||||
12 | Игры с кубиками | 1 | 17.04 | |
13 | Волшебная линейка | 1 | 24.04 | |
14 | Игры с кубиками | 1 | 08.05 | |
15 | Конструкторы лего | 1 | 15.05 | |
16 | Задачи-смекалки. | 1 | 22.05 | |
17 | Итоговое мероприятие 2Мир занимательных задач» | 1 | 29.05 |
«Утверждаю»
Директор школы Т.Н.Зырянова
«____» ____________ 2018 г.
________________________
4. Содержание курса внеурочной деятельности
(Мир логики)
2 класс
2018-2019 учебный год
Раздел курса | Содержание раздела | Количество часов | Кол-во часов | Форма организации деятельности | Вид деятельности | |
Теория | Практика | |||||
Числа. Арифметические действия. | Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд). Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро) Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения», «Математическое домино». Игры с кубиками. Запись результатов умножения на верхних гранях выпавших кубиков. Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» Определение времени по часам с точностью до часа. Числовой циферблат с подвижными стрелками. Отгадывание задуманного числа. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. | 4 | 1 | 3 | - интеллектуальные игры, организуемые педагогом (судоку, какуро, «Говорящая таблица», «Математическое домино» «Волшебная паллочка» и др); - викторины; - составление простых задач логического характера; - беседы. | -познавательная деятельность; - игровая |
Мир занимательных задач | Нестандартные и занимательные задачи. Задачи в стихах. Задачи с лишними данными. Обратные задачи и задания. Вычисления в пределах сотни. Математические головоломки, компьютерные игры. математические пирамиды. Расшифровка заколдованных слов. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Математические ребусы и головоломки. математические газеты. Олимпиадные задачи. | 16 | 4 | 12 | - интеллектуальные игры (Спички, Полимимно, Волшебная палочка, Лучший лодочник, Чья сумма больше? - познавательные игры (Лучший математик, математические головоломки, математические ребусы) - выпуск математических газет; - решение нестандартных задач (О волке, козе и капусте); -участие в дистанционном конкурсе «Кенгуру». | -познавательная деятельность; - игровая |
Геометрическая мозаика | Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Игра «Крестики-нолики», «Танграм». Конструирование многоугольников из заданных элементов. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Задачи, формирующие геометрическую наблюдательность. построение геометрической фигуры в соответствии с заданной последовательностью шагов. Окружность, радиус окружности | 7 | 2 | 5 | - логические игры (Геометрические узоры, Танграм, Построение фигуры по клеточкам - игры, на развитие конструкторских способностей (спичечный конструктор, построение орнамента в окружности) - | -познавательная деятельность; - игровая |
Логические рассуждения | Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах. Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения. Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям. Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения. Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры. | 6 | 3 | 3 | - беседа; -интеллектуальные игры (Построй высказывание, установи закономерность и др.) - логические задачи. - тесты | -познавательная деятельность; - игровая |
5. Тематическое планирование
(Мир логики)
2 класс
2018-2019 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Геометрическая мозаика – 1 час | ||||
1 | Удивительные снежинки. Крестики-нолики. | 1 | 05.09. | |
Числа. Арифметические действия – 1 час | ||||
2 | Математические игры. | 1 | 12.09. | |
Геометрическая мозаика – 1 час | ||||
3 | Прятки с фигурами. | 1 | 19.09. | |
Мир занимательных задач – 2 часа | ||||
4 | Секреты задач. | 1 | 26.09. | |
5 | «Спичечный» конструктор. | 1 | 03.10. | |
Геометрическая мозаика – 1 час | ||||
6 | Геометрический калейдоскоп | 1 | 10.10. | |
Числа. Арифметические действия – 1 час | ||||
7 | Числовые головоломки. Математические фокусы. | 1 | 17.10. | |
Мир занимательных задач – 1 час | ||||
8 | «Шаг в будущее» | 1 | 24.10. | |
Геометрическая мозаика – 1 час | ||||
9 | Геометрия вокруг нас. Путешествие точки | 1 | 31.10 | |
Мир занимательных задач – 1 час | ||||
10 | «Шаг в будущее» | 1 | 14.11. |
|
Геометрическая мозаика – 1 час | ||||
11 | Тайны окружности. | 1 | 21.11. | |
Мир занимательных задач – 3 часа | ||||
12 | Математическое путешествие. | 1 | 28.11 | |
13 | Новогодний серпантин. | 1 | 05.12. | |
14 | Новогодний серпантин. | 1 | 12.12. | |
Числа. Арифметические действия – 1 час | ||||
15 | Часы нас будят по утрам. | 1 | 19.12. | |
Геометрическая мозаика- 1 час | ||||
16 | Геометрический калейдоскоп | 1 | 26.12. | |
Мир занимательных задач – 4 часа | ||||
17 | Головоломки. | 1 | 16.01. |
|
18 | Секреты задач. | 1 | 23.01. | |
19 | Что скрывает сорока. | 1 | 30.01. | |
20 | Интеллектуальная разминка. | 1 | 06.02. | |
Числа. Арифметические действия – 2 часа | ||||
21 | Дважды два – четыре. | 1 | 13.02. | |
22 | Дважды два – четыре. | 1 | 20.02. | |
Логические рассуждения- 6 часов | ||||
23 | Свойства, признаки и составные части предметов. (Существенные признаки. Характерные признаки. Упорядочивание признаков). | 1 | 27.02 | |
24 | Сравнение (Правила сравнения. Значение сравнения. Тест «Сравнение»). | 1 | 06.03. | |
25 | Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями (Отношения: род-вид. Упорядочивание по родовидовым отношениям. Виды отношений). | 1 | 13.03. | |
26 | Элементы логики (Истинные и ложные высказывания. Отрицание высказывания) | 1 | 20.03 | |
27 | Комбинаторика. Перестановки. Размещения. Сочетания. | 1 | 03.04 |
|
28 | Практический материал. Тест «Отношения» | 1 | 10.04. | |
Мир занимательных задач – 2 часа | ||||
29 | В царстве смекалки. | 1 | 17.04. | |
30 | Интеллектуальная разминка. | 1 | 24.04. | |
Геометрическая мозаика- 1 час | ||||
31 | Составь квадрат. | 1 | 08.05. | |
Мир занимательных задач – 3 часа | ||||
32 | Мир занимательных задач. Задачи, имеющие несколько решений. | 1 | 15.05. | |
33 | Мир занимательных задач. Задачи, имеющие нестандартное решение. | 1 | 22.05. | |
34 | Математическая эстафета. Решение олимпиадных задач. | 1 | 29.05. |
«Утверждаю»
Директор школы Т.Н.Зырянова
«____» ____________ 2019 г.
________________________
4. Содержание курса внеурочной деятельности
(Мир логики)
3 класс
2019-2020учебный год
Раздел курса | Содержание раздела | Общее кол-во часов | Формы организации деятельности | Виды деятельности | ||
Теория | Практика | |||||
Числа. Арифметические действия. Величины | Числа от 1 до 1000. Состав чисел. Сложение и вычитание в пределах 1000. Числовые ребусы. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). Математические головоломки, занимательные задачи. Порядок выполнения действий в числовом выражении. Логические комбинаторные задачи с числами. Математические пирамиды. Числовой палиндром – число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки. Составление задач на основе материала, взятого из жизни (детских журналов, газет). единица длины – километр. Старинные русские меры длины и масс: пядь, аршин, вершок, верста, пуд и др. Решение старинных задач. | 11 | 3 | 8 | -решение занимательных задач (Лучший лодочник, Чья сумма больше? и др), комбинаторных задач, числовых головоломок, старинных задач; -знакомство с научно-популярной литературой (составление задач, сборника занимательных заданий); -творческие работы, - познавательные акции (олимпиады, квесты, викторины), организуемые педагогом для детей; - заполнение числового кроссворда (судоку, какуро) ; - составление карты путешествий с учетом расстояния. | Игровая деятельность; Познавательная деятельность. |
Мир занимательных задач | Олимпиадные задачи международного конкурса «Кенгуру». Задачи на переливание. Нестандартные задачи. Построение конструкций по заданному образцу. Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным условием. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ+ ГРОМ+ ГРЕМИ и др. Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Сбор информации. Составление задач. Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. | 14 | 2 | 12 | -выпуск математических газет (работа в парах); -участие в математической олимпиаде, викторинах, -международной игре «Кенгуру» -знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой (составление математических заданий с данными из жизни). - математические игры (Крестики-нолики на бесконечной доске, Морской бой) - конструкторские игры (Монтажники, Строители и др) | Игровая деятельность; |
Геометрическая мозайка | Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | 3 | 3 | -интеллектуальный игры (конструирование из геометрических фигур – игра Танграм); - викторины; - математические турниры. | Познавательная деятельность | |
Логические рассуждения | Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов. Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий. Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания. Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. | 6 | 3 | 3 | - беседа; -интеллектуальные игры (Построй высказывание, установи закономерность и др.) - логические задачи. - тесты | -познавательная деятельность; - игровая деятельность. |
5. Тематическое планирование
(Мир логики)
3 класс
2019-2020 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
Мир занимательных задач – 1 час | ||||
1 | Интеллектуальная разминка | 1 | 05.09 | |
Числа. Арифметические действия – 1 час | ||||
2 | «Числовой» конструктор | 1 | 12.09 | |
Геометрическая мозаика – 1 час | ||||
3 | Геометрия вокруг нас. | 1 | 19.09 | |
Мир занимательных задач – 4 часа | ||||
4 | Волшебное переливание. | 1 | 26.09 | |
5 | В царстве смекалки. | 1 | 03.10 | |
6 | Шаг в будущее. | 1 | 10.10 | |
7 | Спичечный конструктор. | 1 | 17.10 | |
Числа. Арифметические действия – 1 час | ||||
8 | Числовые головоломки. | 1 | 24.10 | |
Мир занимательных задач – 1 час | ||||
9 | Интеллектуальная разминка. | 1 | 31.10 | |
Числа. Арифметические действия – 3 часа | ||||
10 | Математические фокусы. | 1 | 14.11 | |
11 | Математические игры. | 1 | 21.11 | |
12 | Секреты чисел | 1 | 28.11 | |
Мир занимательных задач – 1 час | ||||
13 | Математическая копилка. | 1 | 05.12 | |
Числа. Арифметические действия – 3 час | ||||
14 | Математическое путешествие. | 1 | 12.12 | |
15 | Выбери маршрут. | 1 | 19.12 | |
16 | Числовые головоломки. | 1 | 26.12 | |
Мир занимательных задач – 2 часа | ||||
17 | В царстве смекалки. | 1 | 16.01 | |
18 | Мир занимательных задач. | 1 | 23.01 | |
Геометрическая мозаика – 1 час | ||||
19 | Геометрический калейдоскоп. | 1 | 30.01 | |
Логические рассуждения – 6 часов | ||||
20 | Закономерности в чередовании признаков. Сравнение предметов по признакам. | 1 | 06.02 | |
21 | Состав предметов. Исследование. Действия предметов. Игра «Кто так делает?» | 1 | 13.02 | |
22 | Высказывания со связками «и», «или». Отрицание. | 1 | 20.02 | |
23 | Множество. Элементы множества. Способы задания множества. | 1 | 27.02 | |
24 | Тест «Сравнение». | 1 | 05.03 | |
25 | Тест «Классификация». | 1 | 12.03 | |
Мир занимательных задач – 3 часа | ||||
26 | Интеллектуальная разминка. | 1 | 19.03 | |
27 | От секунды до столетия. | 1 | 02.04 | |
28 | Конкурс смекалки. | 1 | 09.04 | |
Геометрическая мозаика – 1 час | ||||
29 | Разверни листок. | 1 | 16.04 | |
Числа. Арифметические действия – 3 часа | ||||
30 | Числовые головоломки. | 1 | 23.04 | |
31 | Это было в старину. | 1 | 30.05 | |
32 | Математические фокусы. | 1 | 07.05 | |
Мир занимательных задач – 2 часа | ||||
33 | Энциклопедия математических развлечений. | 1 | 14.05 | |
34 | Математический лабиринт. | 1 | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеурочного занятия по курсу внеурочной деятельности «Клуб путешественников» во 2 классе, посвящённого Дню Ямальского района
Цель внеурочного занятия - создание условий для формирования активной гражданской позиции обучающихся, уважительного отношения и интереса к своему родному району.Задачи:расширить и углубить знания обу...
“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...
Конспект Внеурочного занятия "Развитие концентрации внимания" (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие у младших школьников концентрации внимания на основе заданий.Планируемые результаты: 1) Личностные р...
Конспект Внеурочного занятия "Тренировка внимания. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Планируемые результаты:1) Личностны...
Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")
Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...