Программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" (с КТП)
рабочая программа по математике (4 класс)
Описание программы - цели,задачи, планируемые результаты, содержание материала, КТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika2ch.docx | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,
в) формирование картины мира.
Задачи:
Обучающие:
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
- сформировать умение учиться.
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
- обучать различным приемам работы с бумагой,
- применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
- развитие мелкой моторики рук и глазомера,
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
- выявить и развить математические и творческие способности.
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
- расширение коммуникативных способностей детей,
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
- преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
- анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
- осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты:
- Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
- Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
- Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
- Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
- Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
- Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
- Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
- Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Создание объёмных фигур из бумаги: цилиндр, куб, конус, четырёхугольная пирамида, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида.
- Содержание программы
№п\п | Тема | кол-во часов |
Различные системы счисления | 8 часа | |
Числовые головоломки. | 10 часов | |
Геометрические фигуры. | 10 часов | |
Логические задачи. | 6 часа | |
Признаки умножения и делимости. | 8 часа | |
Решение занимательных задач. | 10 часов | |
Гимнастика ума | 17 часов | |
Всего | 69 часов |
- Содержание курса внеурочной деятельности.
№ | Тема занятия | Содержание занятия | План | Факт |
1-2 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | Определение интересов, склонностей учащихся | 02.09 03.09 | |
3-4 | Различные системы счисления Греческая и римская нумерация. | Цель – познакомить учащихся с миром различных чисел, с историей их открытия. Иероглифическая система древних египтян, старинные системы записи чисел, римские цифры | 09.09 10.09 | |
5-6 | Индийская и арабская система счисления. | Счёт и цифры индейцев Майя | 16.09 17.09 | |
7-8 | Древнерусская система счисления | Древнерусская система исчисления, славянская нумерация | 23.09 24.09 | |
9-10 | Эти удивительные числа | Двоичная система счисления. Перевод числа из десятичной системы в двоичную методом деления. Арифметические действия в двоичной системе счисления. | 30.09 01.10 | |
11-12 | Числовые головоломки. Числовые ребусы. | Цель – выработать у учащихся умение охотно и сознательно мыслить Примеры, содержащие отсутствующие цифры, которые необходимо восстановить. | 07.10 08.10 | |
13-14 | Галерея числовых диковинок. Решение старинных задач. | Методы перебора и способы решения задач | 14.10 15.10 | |
15-16 | Задачи «Как сосчитать». Фокусы без обмана. | Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. | 21.10 22.10 | |
17-18 | Знакомство с числовыми мозаиками. Составление и решение числовых мозаик. | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 28.10 29.10 | |
19-20 | Арифметическая викторина. | Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. | 11.11 12.11 | |
21-22 | Геометрические фигуры. Треугольник, задачи с треугольниками. | Цель – развитие пространственного воображения, математической интуиции, логического и аналитического мышления учащихся, стимулирование интереса к науке геометрия. Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Задачи на построение замкнутых самопересекающихся ломаных. Исторические сведения о развитии геометрии. | 18.11 19.11 | |
23-24 | Четырехугольники. Геометрические головоломки. | Сотни фигур из четырех частей квадрата, из семи частей квадрата. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Введение понятия квадрат Ф. Фребеля. | 25.11 26.11 | |
25-26 | Знакомство с пространственными фигурами. | Различные способы складывания бумаги. Прямоугольный параллелепипед. Цилиндр. | 02.12 03.12 | |
27-28 | Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. | Решение разнообразных задач на измерения, вычисления и построения (учащиеся знакомятся с геометрическими объектами и их свойствами). | 09.12 10.12 | |
29-30 | КВН «Занимательная геометрия». | Игра-путешествие в город треугольников. Головоломка. Задания Незнайки. | 16.12 17.12 | |
31-32 | Логические задачи. Задачи на взвешивание, переливание, перекладывание. | Цель – научить ребят решать не только конкретные задачи, но и помочь приобрести необходимый опыт и выработать собственную систему эвристических приемов, позволяющих решать незнакомые задачи. Задачи на переливание из одной емкости в другую при разных условиях. Минимальное количество взвешиваний для угадывания фальшивых монет при разных условиях. Методы решения. | 23.12 24.12 | |
33-34 | Задачи на сравнение и на равновесие | Задачи по теме: «Сколько надо взять?» Задачи на отношения «больше», «меньше». | 13.01 14.01 | |
35-36 | Задачи с многовариантными решениями. | Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | 20.01 21.01 | |
37-38 | Признаки умножения и делимости. Признаки умножения. | Цель – познакомить учащихся со способами решения задач на делимость, предлагаемых на различных олимпиадах, сформировать умение проводить простейшие умозаключения. Устанавливать делимость без выполнения самого деления. Решение задач на использование признаков делимости. | 27.01 28.01 | |
39-40 | Признаки делимости на 2,3,5,9. | Решение задач на использование признаков делимости. Задача на развитие воображения. | 03.02 04.02 | |
41-42 | Признаки делимости на 4,6,8 | Решение задач на использование признаков делимости. Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления. | 10.02 11.02 | |
43-44 | Конкурс «Газета любознательных». | Проектная деятельность: конкурс на лучшую математическую газету | 17.02 18.02 | |
45-46 | Решение занимательных задач. Старинные задачи. Решение шутливых задач. | Цель – предоставить возможность проследить за развитием математической мысли с древних времен. Способы решения занимательных задач. Задачи разной сложности в стихах на внимательность, сообразительность, логику. | 24.02 25.02 | |
47-48 | Задачи от противного. | Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом». | 03.03 04.03 | |
49-50 | Задачи на движение по реке. | Геометрическая разминка. Логическая задача «Колумбово яйцо». | 10.03 11.03 | |
51-52 | Задачки со сказочным сюжетом. | Зрительный диктант. Игра «Не пройди дважды». Игра «Пифагор». | 17.03 18.03 | |
53-54 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | Топологические задачи. Пентамино. | 31.03 01.04 | |
55-56 | Гимнастика ума. Комбинаторные задачи. | Цель – формирование у учащихся первоначальных представлений о комбинаторике. Основные понятия комбинаторики. Термины и символы. Развитие комбинаторики. Комбинаторные задачи. Перестановки без повторений. | 07.04 08.04 | |
57-58 | Решение и составление задач со спичками. Головоломки со спичками. | Размещение без повторений. Размещение с повторениями. Сочетания без повторений. Сочетания с повторениями. | 14.04 15.04 | |
59-60 | Знакомство с принципом Дирихле. | Цель – сформировать понимание отличия интуитивных соображений от доказательства; развивать умение различать в задаче условие и заключение. Задача о семи кроликах, которых надо посадить в три клетки так, чтобы в каждой находилось не более двух кроликов. Задачи на доказательства и принцип Дирихле. | 21.04 22.04 | |
61-62 | Круги Эйлера. Решение задач. | Цель – сформировать понимание геометрических схем, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления. Это новый тип задач, в которых требуется найти некоторое пересечение множеств или их объединение, соблюдая условия задачи. | 28.04 29.04 | |
63-64 | Магический квадрат. | Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге. Игра «Дорисуй из частей». | 05.05 06.05 | |
65-66 | Знакомьтесь: Пифагор! | Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»; игра «У кого какая цифра» | 12,05 13.05 | |
67-69 | Заключительное занятие «Математическая викторина». | Головоломки, ребусы, занимательные задачи. | 19.05 20.05 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". "
Предлагаю полное планирование программы по внеурочной деятельности курса "Математика и конструирование" для 1-4 классов. Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, планируемые резуль...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Курс математика и конструирование включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расши...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Рабочая программа составлена для 2 класса на 68 часов (2 раза в неделю)....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....
Программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование" во 2классе
Эта программа для учителей 2класса....
рабочая программа курса внеурочной деятельности математики "Умники и умницы" 2 класс
Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы» разработана на основе авторской программы Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»...