Этап урока Методы и приемы | Время | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный – стихотворение. | 1 мин. | - Здравствуйте ребята. Вы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работайте старательно, Слушайте внимательно. Присаживайтесь. | - Приветствуют учителя. - Готовят рабочее место.
| К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный – беседа, объяснение. Практический – выполнение устного счета, решение задач. | 5 мин. | - Откройте тетради, запишите число, сегодня 9 апреля, классная работа. Положите тетрадь правильно, с наклоном. - Сядьте правильно. Устный счет: - На экране записаны примеры, вы должны их решить устно. Отвечаем по готовности, поднимаем руку. 400+100-200= 300; 550+10=560; 500-400=100; 300-200=100; 60+40=100; 300-60 = 40. - Сейчас, я буду читать задачи в стихотворной форме, вам нужно их решить и сказать ответ. 1. Огурец, качан, помидор и баклажан дружно включились в морскую охоту. По двадцать рыбок каждый поймает. Сколько ж всего? Сидят и гадают. 2. В поле бабочки летали, лепестки цветов считали, на одном цветке их пять сможете вы сосчитать. Сколько будет лепестков, если десять всех цветов? 3. Под березой семь мышат в сухих листиках шуршат. И для них нашлась работа - ищут листики для счета. По одиннадцать берут, в школу весело идут. - Рассмотрите примеры: 7+8 170+80 77+8 770+80 17-8 170-80 77-8 770-80 - Чем похожи примеры?
- Вспомните, как вы решали примеры первого столбика.
- Можно ли использовать этот прием при решении примеров второго столбика? | - Записывают число.
- Выполняют устный счет.
- Устно решают задачи.
80
50
77
- Рассматривают примеры.
- Примеры на сложение и вычитание с переходом через разряд. - Чтобы к 77 прибавить 8, мы раскладывали число 8 на удобные числа так, чтобы число 77 дополнить до круглого десятка. Получились числа 3 и 5. К 77 прибавили 3, а затем 5, получилось 85. - 770+80= 77 дес. + 8 дес.= 85 дес. Получились те же самые числа, значит, прием можно использовать.
| К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
|
III. Постановка учебной задачи Словесный – беседа, Наглядный – демонстрация слайда. Проблемный – постановка проблемного вопроса. | 4 мин. | - Попытайтесь предположить тему нашего урока.
- Какие цели поставим?
| - Приемы устных вычислений вида 470+80, 670-140. - Научиться применять приемы устных вычислений. | Р.: целеполагание П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели |
IV. Открытие нового знания Словесный – беседа, объяснение. Практический – решение примеров. Наглядный – демонстрация слайда. Работа с книгой – чтение и изучение.
| 10 мин.
| - Откройте учебники на стр. 68. Что вы видите под вертикальной красной чертой?
- Объясните разные способы вычислений. 470+80= (470+30)+50=550 или 47дес.+8дес.=55дес. - Ребята, в первом способе, что мы делаем?
- А во втором способе, что мы делаем?
- Разбираем второй пример: 560-90=(560-60)-30=470. или 56 дес. – 9 дес. = 47 дес.
- Что делаем во втором способе?
- Молодцы! Выполняем № 1.
- Первые 2 столбика выполняем вместе, с устным объяснением, а третий столбик выполните самостоятельно. - Кто пойдет к доске и решит с объяснением 1 пример? 1) 380+60 = (380+20)+40=440; 790+80=(790+10)+70=870; 260-70= (260-60)-10= 190; 180-90=(180-80)-10=90. 2) 570-80= (570-70)-10=490; 620-40=(620-20)-20=580. - Проверяем. Кто готов прокомментировать? Динамическая пауза (видеофрагмент) | - Открывают учебники. - Правило.
- Раскладываем число 80 на удобные слагаемые (30 и 50). Затем к 470 прибавляем 30, чтобы получить 500, и потом прибавляем 50, получается ответ 550. - Мы раскладываем число 470 и 80 на разрядные слагаемые : 47 дес. и 8 дес. и складываем их, и получается такой же ответ, что и в первом. - Раскладываем число 90 на удобные слагаемые (60 и 30). Затем из 560 прибавляем 30, чтобы получить 500, и потом вычитаем 30, получается ответ 470. -Мы раскладываем число 560 и 90 на разрядные слагаемые : 56 дес. и 9 дес. и вычитаем их, и получается такой же ответ, что и в первом.
- Один уч-ся работает у доски.
- Выполняют самостоятельно. - Проверка. | К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
П: анализ.
П: построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный – беседа. Практический – решение примеров, задачи. Наглядный – демонстрация слайда. Работа с книгой – чтение. | 3 мин
| - Выполняем № 2.
- Нужно вычислить и выполнить проверку (к доске вызываются 4 учащихся). - А остальные работают у себя в тетрадях. 27+36= 63 84-59=25 32*3=96 96/6=16 63-27=36 25+59=84 96/3=32 16*6=96 - Молодцы! Все верно. | - Выполняют № 2. - 4 учащихся работают у доски.
| Р: итоговый контроль
Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный –объяснение. Практический – решение примеров. Наглядный – демонстрация слайда.
| 5 мин | - Сейчас поработаем самостоятельно. Откройте рабочие тетради на стр. 50, №9.
- Под цифрой 1, вам нужно закончить решение, под цифрой 2 вычислить, пользуясь приемами устных вычислений, которые мы изучили сегодня. - Сверьте с экраном правильность ваших решений. У кого нет ошибок? У кого 1-2 ошибки? У кого больше 3? | - Самостоятельно выполняют № 3. - Сверяют ответы со слайдом.
- Выполняют №9.
- Проверка по эталону. | Р: итоговый контроль |
VII. Включение в систему знаний Словесный – беседа, объяснение. Практический – решение задачи. Наглядный – демонстрация слайда. Работа с книгой – чтение и изучение.
| 9 мин. | - Теперь выполним номер 10 в парах.
- Какая пара прочтет ответы? Кто не согласен? - Прочитайте задачу № 5 в учебнике.
- Кто может и хочет решить самостоятельно? Решайте. Остальные обсудим задачу. - О чем говориться в задаче? - Что обозначает число 7? - Что обозначает число 63?
- Что обозначает число 70?
- Как оформим задачу? - Какие будут названия столбцов?
- Что сказано в условии о новой норме выработки?
- Что нужно узнать в задаче?
- Что для этого необходимо знать? - Кто пойдет к доске и покажет, как нужно оформить таблицу и решить задачу? Кол-во деталей в час | Время работы | Всего деталей | ? | 7 ч | 63д. | ?, на 1 д.
| ? | 70д. |
Решение: 1) 63/7=9 (д.) – изготавливает токарь в час. 2) 9+1=10 (д.) – будет изготавливать токарь за час. 3) 70/10=7 (ч) – потребуется токарю на работу. Ответ: 7 ч. | - -Выполняют задание в парах.
- Проверяют. - Читают задачу.
- О деталях. - Время работы. - Количество изготовленных деталей. - Кол-во деталей, которые нужно изготовить. - В таблицу - Кол-во деталей в час; время работы; всего деталей. - На 1 деталь больше, чем старая норма. - Сколько потребуется часов, чтобы изготовить 70 деталей.
- Норму выработки в час. - Один учащийся выходит к доске оформляет таблицу и решает задачу.
| Р: итоговый контроль;
Р: выводы из коллективного обсуждения. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный – беседа, объяснение.
| 3 мин. | - Запишите домашнее задание: р.т. с.50-51 №11,12. - Какую цель ставили в начале урока? - Кто научился применять приемы устных вычислений сегодня на уроке? - Кому ещё нужно потренироваться? - Кто не смог применить приемы? - Спасибо за урок. | - Записывают домашнее задание. - Применять приемы устных вычислений.
- Оценивают свою работу.
| Р: анализ собственной работы. |