Запись чисел римскими цифрами
план-конспект урока по математике (4 класс)

Штарева - Вайнбергер Евгения Викторовна

Конспект + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_zapis_chisel_rimskimi_tsiframi.doc76.5 КБ
Файл 2_zapis_chisel_rimskimi_tsiframi.pptx411.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         

Тема урока: «Запись чисел римскими цифрами»

        

Цели урока.

 Образовательные:

     1. Познакомить с римскими цифрами и историей римской нумерации.

     2. Научить читать, записывать римские цифры и выполнять с ними элементарные арифметические действия.

Развивающие:

  1. Продолжить работу  над развитием математической речи.
  2. Учить анализировать, сравнивать, делать выводы.
  3. Развивать логическое и творческое мышление учащихся, их память, внимание и интерес к предмету.
  4. Формировать познавательную активность.

Воспитательные:

  1. Воспитывать навыки самоконтроля и самопроверки.
  2. Умение работать в коллективе.
  3. Формировать умение правильно организовывать свою учебную деятельность.

УУД, формируемые на уроке. 

( универсальные учебные действия)

1. Личностные  УУД

1.1. Адекватная мотивация к учебной деятельности

2. Регулятивные УУД

2.1. Способность принимать и сохранять учебную задачу

3. Познавательные УУД

    Общеучебные:

3.1. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

3.2. Поиск и выделение необходимой информации

    Логические:

3.3. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.

3.4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.

4. Коммуникативные УУД

4.1. Умение с достаточной полнотой выразить свои мысли, умение слушать, вступать в диалог

4.2. Высказывание и обоснование своей точки зрения

Оборудование:

Для учителя: ноутбук, проектор, учебник

Для учеников: учебник, тетрадь, дневник, пенал.

 

Этапы урока/

Время

Содержание урока

Примечание

УУД

I.Самоопределение к учебной деятельности

9:30 - 9:31

Проверьте свою готовность к уроку. У вас на парте должны лежать учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш и линейка. Поднимите руку, кто не готов.

Проверка готовности к уроку.

1.1.

II. Актуализация знаний

9:31 - 9:36

Устный счет

Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем по Римской империи. Это одна из самых величайших империй в истории человечества. Под властью Римской империи жило около четверти населения планеты Земля. Вы себе только представьте! Целая четверть!

Но для того, чтобы мы могли путешествовать, нам надо читать указатели и умело распознавать римские цифры.

Давайте немного разомнемся в устном счете, перед нашим увлекательным путешествием.

14-8= VI     4*2=VIII

25:5=V     12:4=III

10-9=I     3+4=VII

14:7=II     3*3=IX

4*1=IV  100:10=X

-Как вы успели заметить, ответы к нашим выражениям записываются необычным для нас способом.

На самом деле, ответы представлены тоже цифрами. Только не такими, какими мы привыкли их видеть. Эти цифры называются римскими!

Опрос по поднятой руке.

 Слайд №1

Появляются ответы в виде римских цифр.

3.3

3.4

Ш. Постановка учебной задачи.

9:36 - 9:43

-Сегодня мы с вами познакомимся с римскими цифрами, узнаем немного об истории их происхождения и научимся использовать их в повседневной жизни.

Римская система счисления имеет свое собственное оригинальное начертание цифр. В частности, в этой системе отсутствует ноль.

Римская система основана на употреблении семи особых

Знаков - римских цифр, которые делятся на четыре знака десятичных разрядов

I = 1, X = 10, C = 100, M = 1000

и три знака половин десятичных разрядов

V = 5, L = 50, D = 500.

-Интересно знать, что римские цифры, так же как и арабские имели свои имена. Некоторые из которых вы можете наблюдать на слайде:

Основные римские цифры:

I(1) - unus (унус)

II(2) - duo (дуо)

III(3) - tres (трэс)

IV(4) - quattuor (кваттуор)

V(5) - quinque (квинквэ)

VI(6) - sex (сэкс)

VII (7) - septem (сэптэм)

VIII (8) - octo (окто)

IX (9) - novem (новэм)

X (10) - decem (дэцем)

L (50) - quinquaginta (квинквагинта)

C (100) - centum (центум)

M (1000) - mille (милле)

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

А теперь запишем римские цифры и числа, которые они обозначают в привычной нам, арабской нумерации.

Посмотрите на слайд, на нем написана дата основания Рима, попробуйте прочитать ее.

21 апреля 753 года до н. э.

Рим был основан в 753 году до нашей эры. По легенде два брата близнеца- Рем и Ромул в детстве оказались в лесу и их вскормила волчица. Повзрослев, они основали небольшое поселение, но поссорившись, разделили его на две части и каждый жил на своей половине.  Однажды, Ромул нарушил границу и перешел на половину Рема. В ответ Рем захватил  половину своего брата и  с тех пор Рим носит имя в честь Рема.

Слайд №2

11 апреля.

Классная работа.

Слайд №3

I=1

V= 5

X= 10

L= 50

C=100

D= 500

M= 1000

Слайд №4

XXI апреля DCCLIII год до н.э.

Слайд №5

Ромул и Рем с волчицей.

2.1

Физминутка

9:43 - 9:45

-Молодцы!  Я вижу, как вы стараетесь! Давайте немного разомнемся и продолжим наш урок. Встаньте возле своих парт так, чтобы не мешать соседу.

Для разминки из-за парт поднимаемся на старт!
Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей! (Бег на месте.)
Делаем вперёд наклоны —
Раз-два-три-четыре-пять! (Наклоны.)
Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять. (Вращение прямыми руками.)
Начинаем приседать — раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.)
А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе! (Прыжки.) 
Руки к солнышку потянем,
Руки в стороны растянем. (Потягивания — руки вверх, потом в стороны.)
А теперь пора учиться,
Да прилежно! Не лениться! (Дети садятся за парты.)

Учащиеся повторяют за учителем

Слайд №6

физминутка

4.1.

IV . Включение знания в систему знаний

9:45 – 9:55

Остановка «Помпеи»

Остановка «Сиракуз»

Остановка «Рим»

 Да, видим, знаний нам недостаточно: задание показалось нам сложным.  Посетим университет.  Послушаем отрывок из лекции  ученых, о том, как правильно  записывать  числа римскими цифрами.

Оказываясь на любом месте в записи числа, цифра не меняет своей количественной величины, то есть Х – всегда 10, L – всегда 50. Как же получить, например, 7, если такой цифры нет?

Если меньшая цифра стоит правее большей, то числа, которые они обозначают, складываются.

То есть 7=5+2 , VII

Если меньшая цифра стоит перед большей, то числа, которые они обозначают, вычитаются.

То есть 40=50-10, Х L

Например,  число 67 мы пишем как – LXVII, сначала пишем 50 затем еще 10 и затем 7.

При написании числа 95 мы не пишем 50+10+10+10+10+5, ведь 4 цифры прибавлять нельзя, а  пишем 100-10 +5.

XCV.

Дальше мы отправляемся в древний город Помпеи. Но для того чтобы  отправиться в Помпеи мы должны сравнить длину пути по какой же дороге мы быстрее доедем?

CII  или LXXXVI?

Как вы узнали?

-Молодцы первое число 102, второе – 86. Соответственно второй путь короче. Помпеи – древний  город. Помогите мне прочитать сообщение об этом городе. Кто начнет?

Вот мы и прибыли в город Помпеи. Прочитайте описание города.

Город Помпеи знаменит тем, что именно там, в  LXXIX (79)году до н.э. произошло знаменитое извержение  вулкана Везувий.

Лишь CCLXVII  (267) кораблей из CD (400) вышедших в плавание смогли отплыть. На тему извержения Везувия известный российский художник Брюллов, создал самое знаменитое полотно о Помпеях - «Последний день Помпей» написанное в MDCCCXXXIII году. (1833)

Следующая наша остановка на юге Италии,  город Сиракузы, где  Спартак, поднявший восстание рабов оборонялся от двух легионов римской армии.

Прочитайте, какими силами обладал Спартак    и его противника генерала Красса.

 Сравните  силы противников.

У Спартака были MMM  (3000) пехоты, CL (150) конницы, DLX  (560) лучников.

У противника Спартака, генерала Красса было ММ (2000)  пехоты, CCL (250)  конницы и DCC лучников. (700)

1) пехоты больше у Спартака

2) конницы больше у генерала Красса

3) больше лучников у Красса.

Ребята, вот мы и вернулись обратно в Рим.

Здесь мы можем увидеть одно из величайших архитектурных строений человечества – Колизей.

Колизей это театр, на арене которого сражались гладиаторы. Гладиаторы, это рабы, решившие завоевать себе славу и свободу, сражаясь с другими гладиаторами. Также  на  арене Колизея выступал и цирк  с различными экзотическими животными.

Определите номера дверей, из которых должны  выйти экзотические животные. Заполните таблички, лежащие на ваших столах. Сравним с эталоном!

Гиены - 66

Верблюды – 46

Жираф-57

Волки – 102

Змеи – 33

Тигры- 98

Львы – 77

Зебры – 84

-Молодцы!

Слайд №7

Более трех цифр прибавлять нельзя!

Более одной цифры вычитать нельзя!

Слайд №8

Слайд №9

Римские цифры на слайде.

Слайд №10

Картина

Слайд №11

Спартак и восстание.

Слайд №12

Римские цифры на слайде.

Слайд №13

Колизей

Слайд №14

Гладиаторы

3.1.

4.2.

VIII. Самостоятельная работа

10:05-10:10

Откройте учебники на страницу 24 найдите третий номер.

-Сверьтесь с эталоном. У кого ни одной ошибки? Поднимите руку! Молодцы! Кому нужна помощь?

Стр.24, №3

Слайд №15

32=XXXII

27=XXVII

115=CXV

IX. Итог урока

10:10 - 10:14

-Что мы изучили на сегодняшнем уроке?

-Сколько цифр в римской нумерации?

-Какие правила записи  чисел римскими цифрами вы запомнили?

Ответы учащихся.

4.1.

4.2.

X. Рефлексия.

10:14 - 10:15

 Вы работали дружно и активно.

Спасибо за урок.

1.1.

Домашняя работа

Стр. 25, №8 третий столбик

Резерв

Стр. 25 №8 первый столбик

Запишите в тетради «№8» и решите примеры.

По одному учащемуся к доске.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

14-8 = 10-9 = 4*1= 12:4= 4*2= 3+4= 14:7= 25:5 = 3*3= 100:10 = VI V I IV II X IX VII III VIII

Слайд 2

Четыре знака десятичных разрядов I = 1, X = 10, C = 100, M = 1000 и три знака половин десятичных разрядов V = 5, L = 50, D = 500

Слайд 3

I=1 V= 5 X= 10 L= 50 C=100 D= 500 M= 1000

Слайд 4

I (1) – unus II (2 ) - duo III (3) - tres IV (4) – quattuor V (5 ) - quinque VI (6) - sex VII (7) - septem VIII (8) - octo IX (9) - novem X (10) - decem L (50) - quinquaginta C (100) - centum M (1000) - mille

Слайд 5

XXI апреля DCCLIII год до н.э.

Слайд 6

Ромул и Рем с волчицей

Слайд 7

Если меньшая цифра стоит правее большей, то числа, которые они обозначают, складываются. То есть 7=5+2 , VII Если меньшая цифра стоит перед большей, то числа, которые они обозначают, вычитаются. То есть 40=50-10, ХL Более трех цифр прибавлять нельзя! Более одной цифры вычитать нельзя!

Слайд 8

CII или LXXXVI? 102 86

Слайд 9

LXXIX CCLXVII MDCCCXXXIII

Слайд 10

"Последний день Помпеи" Брюллов

Слайд 11

Спартак и восстание

Слайд 12

MMM CL DLX ММ CCL DCC

Слайд 13

Колизей

Слайд 14

Гладиаторы

Слайд 15

LXVI Гиены XLVI Верблюды LVII Жираф CII Волки XXXIII Змеи XCVIII Тигры LXXVII Львы LXXXIV Зебры Гиены – 66 Верблюды – 46 Жираф-57 Волки – 102 Змеи – 33 Тигры- 98 Львы – 77 Зебры – 84

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме:"Запись многозначных чисел римскими цифрами."

Конспект урока математики составлен по учебнику Т.Е. Демидовой для 4 класса.Урок разработан  в технологии деятельностного метода....

Урок математики в 3 классе по теме ""Запись чисел римскими цифрами"

Цели:  1. Познакомиться с новыми римскими цифрами.             2. Учиться читать и записывать многозначные числа римскими цифрами...

Презентация к уроку математики в 3 классе "Запись чисел римскими цифрами"

Цели:  1. Познакомиться с новыми римскими цифрами.             2. Учиться читать и записывать многозначные числа римскими цифрами...

Конспект урока по математике "Запись чисел римскими цифрами"

Конспект урока по математике, который можно использовать по любой программе...