Запись чисел римскими цифрами
план-конспект урока по математике (4 класс)
Конспект + презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_zapis_chisel_rimskimi_tsiframi.doc | 76.5 КБ |
2_zapis_chisel_rimskimi_tsiframi.pptx | 411.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Запись чисел римскими цифрами»
Цели урока.
Образовательные:
1. Познакомить с римскими цифрами и историей римской нумерации.
2. Научить читать, записывать римские цифры и выполнять с ними элементарные арифметические действия.
Развивающие:
- Продолжить работу над развитием математической речи.
- Учить анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Развивать логическое и творческое мышление учащихся, их память, внимание и интерес к предмету.
- Формировать познавательную активность.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки самоконтроля и самопроверки.
- Умение работать в коллективе.
- Формировать умение правильно организовывать свою учебную деятельность.
УУД, формируемые на уроке.
( универсальные учебные действия)
1. Личностные УУД
1.1. Адекватная мотивация к учебной деятельности
2. Регулятивные УУД
2.1. Способность принимать и сохранять учебную задачу
3. Познавательные УУД
Общеучебные:
3.1. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
3.2. Поиск и выделение необходимой информации
Логические:
3.3. Развивать умение давать нравственную оценку ситуации, поведению и поступкам окружающих.
3.4. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
4. Коммуникативные УУД
4.1. Умение с достаточной полнотой выразить свои мысли, умение слушать, вступать в диалог
4.2. Высказывание и обоснование своей точки зрения
Оборудование:
Для учителя: ноутбук, проектор, учебник
Для учеников: учебник, тетрадь, дневник, пенал.
Этапы урока/ Время | Содержание урока | Примечание | УУД |
I.Самоопределение к учебной деятельности 9:30 - 9:31 | Проверьте свою готовность к уроку. У вас на парте должны лежать учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш и линейка. Поднимите руку, кто не готов. | Проверка готовности к уроку. | 1.1. |
II. Актуализация знаний 9:31 - 9:36 Устный счет | Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем по Римской империи. Это одна из самых величайших империй в истории человечества. Под властью Римской империи жило около четверти населения планеты Земля. Вы себе только представьте! Целая четверть! Но для того, чтобы мы могли путешествовать, нам надо читать указатели и умело распознавать римские цифры. Давайте немного разомнемся в устном счете, перед нашим увлекательным путешествием. 14-8= VI 4*2=VIII 25:5=V 12:4=III 10-9=I 3+4=VII 14:7=II 3*3=IX 4*1=IV 100:10=X -Как вы успели заметить, ответы к нашим выражениям записываются необычным для нас способом. На самом деле, ответы представлены тоже цифрами. Только не такими, какими мы привыкли их видеть. Эти цифры называются римскими! | Опрос по поднятой руке. Слайд №1 Появляются ответы в виде римских цифр. | 3.3 3.4 |
Ш. Постановка учебной задачи. 9:36 - 9:43 | -Сегодня мы с вами познакомимся с римскими цифрами, узнаем немного об истории их происхождения и научимся использовать их в повседневной жизни. Римская система счисления имеет свое собственное оригинальное начертание цифр. В частности, в этой системе отсутствует ноль. Римская система основана на употреблении семи особых Знаков - римских цифр, которые делятся на четыре знака десятичных разрядов I = 1, X = 10, C = 100, M = 1000 и три знака половин десятичных разрядов V = 5, L = 50, D = 500. -Интересно знать, что римские цифры, так же как и арабские имели свои имена. Некоторые из которых вы можете наблюдать на слайде: Основные римские цифры: I(1) - unus (унус) II(2) - duo (дуо) III(3) - tres (трэс) IV(4) - quattuor (кваттуор) V(5) - quinque (квинквэ) VI(6) - sex (сэкс) VII (7) - septem (сэптэм) VIII (8) - octo (окто) IX (9) - novem (новэм) X (10) - decem (дэцем) L (50) - quinquaginta (квинквагинта) C (100) - centum (центум) M (1000) - mille (милле) Откройте тетради, запишите число, классная работа. А теперь запишем римские цифры и числа, которые они обозначают в привычной нам, арабской нумерации. Посмотрите на слайд, на нем написана дата основания Рима, попробуйте прочитать ее. 21 апреля 753 года до н. э. Рим был основан в 753 году до нашей эры. По легенде два брата близнеца- Рем и Ромул в детстве оказались в лесу и их вскормила волчица. Повзрослев, они основали небольшое поселение, но поссорившись, разделили его на две части и каждый жил на своей половине. Однажды, Ромул нарушил границу и перешел на половину Рема. В ответ Рем захватил половину своего брата и с тех пор Рим носит имя в честь Рема. | Слайд №2 11 апреля. Классная работа. Слайд №3 I=1 V= 5 X= 10 L= 50 C=100 D= 500 M= 1000 Слайд №4 XXI апреля DCCLIII год до н.э. Слайд №5 Ромул и Рем с волчицей. | 2.1 |
Физминутка 9:43 - 9:45 | -Молодцы! Я вижу, как вы стараетесь! Давайте немного разомнемся и продолжим наш урок. Встаньте возле своих парт так, чтобы не мешать соседу. Для разминки из-за парт поднимаемся на старт! | Учащиеся повторяют за учителем Слайд №6 физминутка | 4.1. |
IV . Включение знания в систему знаний 9:45 – 9:55 Остановка «Помпеи» Остановка «Сиракуз» Остановка «Рим» | Да, видим, знаний нам недостаточно: задание показалось нам сложным. Посетим университет. Послушаем отрывок из лекции ученых, о том, как правильно записывать числа римскими цифрами. Оказываясь на любом месте в записи числа, цифра не меняет своей количественной величины, то есть Х – всегда 10, L – всегда 50. Как же получить, например, 7, если такой цифры нет? Если меньшая цифра стоит правее большей, то числа, которые они обозначают, складываются. То есть 7=5+2 , VII Если меньшая цифра стоит перед большей, то числа, которые они обозначают, вычитаются. То есть 40=50-10, Х L Например, число 67 мы пишем как – LXVII, сначала пишем 50 затем еще 10 и затем 7. При написании числа 95 мы не пишем 50+10+10+10+10+5, ведь 4 цифры прибавлять нельзя, а пишем 100-10 +5. XCV. Дальше мы отправляемся в древний город Помпеи. Но для того чтобы отправиться в Помпеи мы должны сравнить длину пути по какой же дороге мы быстрее доедем? CII или LXXXVI? Как вы узнали? -Молодцы первое число 102, второе – 86. Соответственно второй путь короче. Помпеи – древний город. Помогите мне прочитать сообщение об этом городе. Кто начнет? Вот мы и прибыли в город Помпеи. Прочитайте описание города. Город Помпеи знаменит тем, что именно там, в LXXIX (79)году до н.э. произошло знаменитое извержение вулкана Везувий. Лишь CCLXVII (267) кораблей из CD (400) вышедших в плавание смогли отплыть. На тему извержения Везувия известный российский художник Брюллов, создал самое знаменитое полотно о Помпеях - «Последний день Помпей» написанное в MDCCCXXXIII году. (1833) Следующая наша остановка на юге Италии, город Сиракузы, где Спартак, поднявший восстание рабов оборонялся от двух легионов римской армии. Прочитайте, какими силами обладал Спартак и его противника генерала Красса. Сравните силы противников. У Спартака были MMM (3000) пехоты, CL (150) конницы, DLX (560) лучников. У противника Спартака, генерала Красса было ММ (2000) пехоты, CCL (250) конницы и DCC лучников. (700) 1) пехоты больше у Спартака 2) конницы больше у генерала Красса 3) больше лучников у Красса. Ребята, вот мы и вернулись обратно в Рим. Здесь мы можем увидеть одно из величайших архитектурных строений человечества – Колизей. Колизей это театр, на арене которого сражались гладиаторы. Гладиаторы, это рабы, решившие завоевать себе славу и свободу, сражаясь с другими гладиаторами. Также на арене Колизея выступал и цирк с различными экзотическими животными. Определите номера дверей, из которых должны выйти экзотические животные. Заполните таблички, лежащие на ваших столах. Сравним с эталоном! Гиены - 66 Верблюды – 46 Жираф-57 Волки – 102 Змеи – 33 Тигры- 98 Львы – 77 Зебры – 84 -Молодцы! | Слайд №7 Более трех цифр прибавлять нельзя! Более одной цифры вычитать нельзя! Слайд №8 Слайд №9 Римские цифры на слайде. Слайд №10 Картина Слайд №11 Спартак и восстание. Слайд №12 Римские цифры на слайде. Слайд №13 Колизей Слайд №14 Гладиаторы | 3.1. 4.2. |
VIII. Самостоятельная работа 10:05-10:10 | Откройте учебники на страницу 24 найдите третий номер. -Сверьтесь с эталоном. У кого ни одной ошибки? Поднимите руку! Молодцы! Кому нужна помощь? | Стр.24, №3 Слайд №15 32=XXXII 27=XXVII 115=CXV | |
IX. Итог урока 10:10 - 10:14 | -Что мы изучили на сегодняшнем уроке? -Сколько цифр в римской нумерации? -Какие правила записи чисел римскими цифрами вы запомнили? | Ответы учащихся. | 4.1. 4.2. |
X. Рефлексия. 10:14 - 10:15 | Вы работали дружно и активно. Спасибо за урок. | 1.1. | |
Домашняя работа | Стр. 25, №8 третий столбик | ||
Резерв | Стр. 25 №8 первый столбик Запишите в тетради «№8» и решите примеры. | По одному учащемуся к доске. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Четыре знака десятичных разрядов I = 1, X = 10, C = 100, M = 1000 и три знака половин десятичных разрядов V = 5, L = 50, D = 500
I=1 V= 5 X= 10 L= 50 C=100 D= 500 M= 1000
I (1) – unus II (2 ) - duo III (3) - tres IV (4) – quattuor V (5 ) - quinque VI (6) - sex VII (7) - septem VIII (8) - octo IX (9) - novem X (10) - decem L (50) - quinquaginta C (100) - centum M (1000) - mille
XXI апреля DCCLIII год до н.э.
Ромул и Рем с волчицей
Если меньшая цифра стоит правее большей, то числа, которые они обозначают, складываются. То есть 7=5+2 , VII Если меньшая цифра стоит перед большей, то числа, которые они обозначают, вычитаются. То есть 40=50-10, ХL Более трех цифр прибавлять нельзя! Более одной цифры вычитать нельзя!
CII или LXXXVI? 102 86
LXXIX CCLXVII MDCCCXXXIII
"Последний день Помпеи" Брюллов
Спартак и восстание
MMM CL DLX ММ CCL DCC
Колизей
Гладиаторы
LXVI Гиены XLVI Верблюды LVII Жираф CII Волки XXXIII Змеи XCVIII Тигры LXXVII Львы LXXXIV Зебры Гиены – 66 Верблюды – 46 Жираф-57 Волки – 102 Змеи – 33 Тигры- 98 Львы – 77 Зебры – 84
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики по теме:"Запись многозначных чисел римскими цифрами."
Конспект урока математики составлен по учебнику Т.Е. Демидовой для 4 класса.Урок разработан в технологии деятельностного метода....
Урок математики в 3 классе по теме ""Запись чисел римскими цифрами"
Цели: 1. Познакомиться с новыми римскими цифрами. 2. Учиться читать и записывать многозначные числа римскими цифрами...
Презентация к уроку математики в 3 классе "Запись чисел римскими цифрами"
Цели: 1. Познакомиться с новыми римскими цифрами. 2. Учиться читать и записывать многозначные числа римскими цифрами...
Конспект урока по математике "Запись чисел римскими цифрами"
Конспект урока по математике, который можно использовать по любой программе...