Урок - проект "Сергиев Посад в задачах"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Спириденко Наталья Вячеславовна

Я хочу представить урок-проект в 4-м классе по математике на основе краеведческого «Сергиев Посад в задачах» и обосновать выбор младшего возраста для организации проектной деятельности. На уроке учащиеся участвовали в создании сборника задач для 4-х классов о нашем городе.

Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам: любви и уважению к родному городу, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач учащиеся получают дополнительные сведения о развитии экономики города, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения, тем самым учитывая краеведческий компонент в содержании образования, который является обязательной составляющей государственного образовательного стандарта.

Для ребенка очень важно быть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой он ищет сюжет и содержание, интересные прежде всего ему самому. Для нас же важно, что придумывая собственную задачу, ученик глубже вникает в ее математическую суть, анализирует и сравнивает известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Особый интерес у ребят вызывает составление задач на материале краеведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           МБОУ «Гимназия №5 г.Сергиева Посада»

 

 

                                  Урок – проект

            «Сергиев Посад в задачах»

 

   

.

                                            Составитель: Спириденко Наталья Вячеславовна

                                                                    учитель начальных классов

                                                                   1 квалификационной категории

                                        Содержание:

  1. Паспорт проекта ………………………………………………………..2 стр.                                                                                                        
  2. Аннотация проекта …………………………………………………….3 стр.                                                              
  3. План проекта…………………………………………………………….4 стр.                                                                          
  4. Теоретическая часть проекта
  1. Введение…………………………………..……….……………5 стр.
  2. Задачи. Виды задач

4.2.1. Математическая задача ….………………………7 стр.

4.2.2. Текстовая задача .…………………………………9 стр.

4.2.3. Составление авторских задач………………..…..11 стр.

     V. Приложение

 Памятка для составления текстовых задач ………24 стр.

.

I. Паспорт проекта

Название

Сергиев Посад в задачах

Тема

 Текстовые задачи

Учитель

Спириденко Наталья Вячеславовна

Тип урока

Интегрированный урок

Основная учебная дисциплина

 Математика

Дополнительные дисциплины

Краеведение

Цель

 Изучение текстовых задач для  установления взаимосвязи математики с  краеведением.

Задачи

  • Собрать материалы и изучить литературу по данной теме;
  • Рассмотреть виды текстовых задач и  правила их составления
  • Разработать памятку для составления текстовых задач
  • Изучить историю возникновения города Сергиева Посада, его внешний вид и географическое  положение
  •  Составить сборник текстовых задач с использованием  исторических  и географических  сведений о городе Сергиевом Посаде

Проблема

 Можно ли изучая математику,  знакомиться с  историей  своей малой   Родины, ее географическим  положением и культурой?

Предполагаемый результат

 Осуществление взаимосвязи между математикой и ее практическим приложением  через составление текстовых задач

Предполагаемый продукт

 Сборник текстовых задач краеведческого  характера

Необходимое оборудование

Материально-техническая база урока-проекта – книги, компьютер.

Вид работы

Групповой

Проектные группы

История появления нашего города

Достопримечательности Сергиева Посада

Сергиев Посад  в цифрах и фактах

Спорт в нашем городе

Сергиев Посад во время Великой Отечественной войны

Природа Сергиева Посада

II. Аннотация проекта

Данный проект предназначен для выявления  взаимосвязи между математикой и ее практическим приложением через составление текстовых задач, краеведческого содержания.  

Проблема.  Можно ли изучая математику,  знакомиться с  историей  своей малой   Родины, ее географическим  положением и культурой ?

Цель.  Изучение текстовых задач для  установления взаимосвязи математики с краеведением.

 Задачи.

  • Собрать материалы и изучить литературу по данной теме;
  • Рассмотреть виды текстовых задач и  правила их составления
  • Разработать памятку для составления текстовых задач
  • Изучить историю возникновения города Сергиева Посада, его внешний вид и географическое  положение
  • Составить сборник текстовых задач с использованием  исторических  и географических  сведений о городе Сергиевом Посаде.

Гипотеза.   Составление и решение авторских задач способствует  

формированию  умения  решать текстовые задачи.

Объект исследования.  Текстовые задачи

Предмет исследования.   Текстовые задачи, способствующие изучению краеведения родного города.

                                         III. План проекта

Этап

Направление работы

Сроки

Планируемый результат

1

Подготовительный

Выбор проблемы, источников литературы, составление плана

06-12 февраля 2019  год

Определение поля деятельности и структуры работы.

2

Деятельностный

Формулирование гипотезы.

Изучение материалов по заявленной теме.  

13-20  февраля 2019 год

Научное обоснование темы заявленного проекта и глубины освещения исследуемого вопроса.

3

Ход исследования

Работа с литературой и другими источниками

Февраль

 2019 год

Подготовка теоретических выкладок и материала, предназначенных для составления задач.

4

Рефлексивный

Обработка полученных данных

Февраль 2019 год

Окончательное определение содержательной и практической составляющих проекта

5

Аналитический

Анализ результатов, формулирование выводов

Февраль 2019 год

Формулировка заключения и практических выкладок по проекту

6

Презентационный

Сборник текстовых задач

21 февраль 2019 год

                                             

                                           

                                           IV. Теоретическая часть

                                                  4.1.ВВЕДЕНИЕ.

       Основополагающим понятием всего проекта является понятие «задача». С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни,  как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи, задачи определенных коллективов и групп, а также задачи, которые стоят перед отдельными личностями. Проблема решения математических задач, и задач, возникающих перед человеком в процессе его производственной или бытовой деятельности, изучается издавна. Научиться решать математические задачи очень важно, т. к., зная подходы к решению математических задач, люди обучаются взаимодействию с любой задачей, которых достаточно много в других школьных предметах и в жизни вообще.  

Актуальность.

Каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно выполнять оценочные действия и использовать навыки устного счета, умение выполнять действия с натуральными числами  необходимы всем. Вот почему при изучении   математики  большое внимание  уделяется работе с числом, формированию вычислительных навыков и умения решать  практические задачи, требующие элементарных познаний в  математике . Однако,  решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому? Конечно, чем больше решаешь задач,  тем  лучше  результат.  Это правильно.  Но есть ли способ вызвать интерес к решению практических задач?

Гипотеза. Составление и решение авторских задач способствует формированию умения  решать текстовые задачи

Мотивация к применению знаний.

Текстовых задач, содержащих краеведческий материал, который бы позволял детям познавать историю своего города средствами  математики, нет.

Отдельная задача может нести в себе различную информацию из различных областей знаний.

Проблема.  Можно ли изучая математику,  знакомиться с  историей  своей малой   Родины, ее географическим  положением, культурой и спортом ?

Цель. Изучение текстовых задач для  установления взаимосвязи математики с краеведением.

Всё это в процессе работы определило приоритетность решаемых задач:

  • Собрать материалы и изучить литературу по данной теме;
  • Рассмотреть виды текстовых задач и  правила их составления
  • Разработать памятку для составления текстовых задач
  • Изучить историю возникновения города Камышлова, его внешний вид и географическое  положение
  • Составить банк текстовых задач с использованием  исторических  и географических  сведений о городе Камышлове

 

Предмет исследования. Текстовые задачи

Объект исследования.   Текстовые задачи, способствующие изучению краеведению.  

                            4.2. ЗАДАЧИ. ВИДЫ ЗАДАЧ

4.2.1 Математическая задача 

Под задачей понимается некоторая ситуация, требующая исследования и решения человеком. Задачи, все объекты которых математические, называют математическими задачами.


Существует несколько классификаций видов задач в математике. 
1) Виды задач классифицируют 
по содержанию, сюда входят следующие виды задач: вычислительные, задачи на доказательство, задачи на построение, комбинированные задачи. 
Особое место при изучении задач занимает такой вид, как 
текстовые задачи, которые можно подразделить на традиционные и нетрадиционные (проблемные).  Проблемные текстовые задачи – это  нестандартные задачи на логику и мышление.


2) Виды задач классифицируют 
по функциям: дидактические, развивающие, познавательные и контролирующие задачи. 
Дидактические задачи опережающего характера могут быть и познавательными, и развивающими.  Дидактические задачи предусматривают и используют на этапе закрепления. Познавательные задачи несут в себе то,  новое, что предусматривается в целях обучения на данном этапе. Развивающие задачи – это новые незнакомые проблемные задачи.


3) Виды задач классифицируют 
по обучающей роли в изучении школьного курса: задачи на усвоение, задачи на овладение математической символикой, задачи на обучение доказательству, задачи на формирование математических умений и навыков, задачи развивающего характера.
Любую дидактическую или обучающую задачу можно преобразовать, усилив развивающую функцию, этого можно достичь различными путями: частичным изменением условия задач, рассмотрение ее частных или предельных случаев, постановкой дополнительных вопросов, решение задачи более рациональным способом.


4
) В зависимости от числа известных ученику компонентов выделяют следующие виды задач:

  • тренировочные упражнения (шаблонные задачи), в них известны и цель, и способ решения, и ответ. К первому виду задач относят учебные задачи, где известны цель и условие задачи, они занимают наибольшее содержание учебника;
  • нестандартные задачи – в таких задачах известно только условие;
  • задачи-проблемы – известна только цель. Данные задачи встречаются в быту и производстве, где четко определена только цель, необходимые условия пути и средства решения ученик должен определить самостоятельно.

                                        4.2.2 Текстовые задачи

Математические задачи, в которых есть хотя бы один объект, являющийся реальным предметом, принято называть текстовыми.

 Текстовая задача представляет собой словесную модель ситуации, явлений, события, процесса. В текстовой задаче описывается не всё событие или явление, а лишь его количественные   характеристики.

Основная особенность текстовых задач состоит в том, что в них не указывается прямо, какое именно действие должно быть выполнено для получения ответа на требование задачи.

В каждой задаче можно выделить:

  1. числовые значения величин, которые называются данными, или известными;
  2. систему зависимостей в неявной форме, взаимно связывающих искомое с данными и данные между собой (словесный материал, указывающий на характер связей между данными и искомыми);
  3. требование или вопрос, на который надо найти ответ.

Числовые значения величин и существующие между ними зависимости, т. е. количественные и качественные характеристики объектов задачи и отношений между ними, называют условием задачи. В задаче обычно не одно, а несколько условий, которые называют элементарными.

Требования могут быть сформулированы как в вопросительной, так и в повествовательной форме, их так же может быть несколько. Величину, значения которой требуется найти, называют искомой величиной, а числовые значения искомых величин - искомыми, или неизвестными.

 Ответ на требование задачи получается в результате ее решения. Решить задачу в широком смысле этого слова - это значит раскрыть связи между данными, заданными условием задачи, и искомыми величинами,  выполнить действия над данными задачи,   и получить ответ на требование задачи или доказать невозможность его выполнения.  

В каждой текстовой задаче числовой материал должен соответствовать действительности, числовые значения величин данных и искомых должны быть реальными.

Множество задач, в которых имеется одинаковая зависимость между величинами, входящими в эти задачи, при возможном различии их числовых данных   образуют определенный вид задач.  Положив в основание классификации  ведущий вид деятельности, описанный в задаче, можно выделить такие группы задач:

  1. задачи на нахождение неизвестных по результатам действий;
  2. задачи на  движение;
  3. задачи на  работу;
  4. задачи на части.

4.2.3. Составление авторских задач

 Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам: принадлежности к региональной общности, любви и уважению к родному городу, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач    изучаются дополнительные сведения о развитии экономики города, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения.

План составления авторских задач  

1) Сбор фактических данных.

Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные (их можно искать в периодической печати,  исторических справочниках, интернете и др. источниках).

2) Процесс составления задачи.

Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих  тем :

– Действия с натуральными числами.

– Единицы измерения длины, площади.

– Нахождение числа по его части.

3) Формулировка условия задачи.

Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения как  математики, так и краеведения.

Как работать над формулировкой задачи:

а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;

в) решить задачу выбранным методом.

4) Правильное оформление задачи.

Приложение №1

Памятка составления текстовых задач с использованием исторического материала

1) Сбор фактических данных.

 2) Процесс составления задачи.

    Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип   задачи.  

 3) Формулировка условия задачи.

 Как работать над формулировкой задачи:

а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;

в) решить задачу выбранным методом или составить кроссворд с терминами по данной теме или получить ответ, выполнив следующие действия…

4) Правильное оформление задачи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕРГИЕВ ПОСАД В ЗАДАЧАХ Составитель: Спириденко Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 5 г. Сергиева Посада»

Слайд 2

Проблема Можно ли изучая математику, знакомиться с историей своей малой Родины, ее географическим положением, достопримечательностями, культурой и спортом?

Слайд 3

Цель Составление текстовых задач для установления взаимосвязи математики с практической жизнью человека и краеведческим материалом.

Слайд 4

Задачи 1. Собрать материалы и изучить литературу по данной теме. 2. Рассмотреть виды задач и правила их составления. 3. Разработать памятку для составления задач. 4. Составить сборник задач с использованием исторического и краеведческого материала о Сергиевом Посаде.

Слайд 5

ЗАДАЧА ПРОСТАЯ СОСТАВНАЯ 1 действие 2 действия и больше

Слайд 6

Составные задачи

Слайд 7

Составные части задачи

Слайд 8

Авторские задачи Сергиев Посад основан в 1782 году, сколько лет ему будет городу в этом году? В каком году городу исполнится 250 лет? 1) 2019 – 1782= 237 (г.) 2) 1782 + 250 = 2032 (г.) Ответ: 237 года исполнится городу в этом году, в 2032 году исполнится 250 лет.

Слайд 9

Авторские задачи Длина реки Торгоши 42 км, протяжённость реки Вондюги в 2 раза короче . Какая длина реки Пажи, если она на 9 км длиннее Вондюги ? 1) 42 : 2 = 21 ( км ) – длина реки Вондюги . 2) 21 + 9 = 30 (км) Ответ: 30 км длина реки Пажи.

Слайд 10

Авторские задачи В Сергиевом Посаде и окрестностях зарегистрировано около 134 памятников истории и культуры. Под защитой всемирного культурного наследия Юнеско находится Троице-Сергиева Лавра, а это 12 храмов и соборов, 10 башен, 3 ворот, 9 корпусов и 8 других объектов. Сколько памятников истории и культуры не находятся под защитой Юнеско? 134 – 12 – 10 – 3 – 9 – 8 = 92 (п.) Ответ : 92 памятников истории и культуры не находятся под защитой Юнеско.

Слайд 11

Авторские задачи От Гефсиманского Черниговского скита, расположенном на расстоянии 3 км от Троице-Сергиевой Лавры вышли навстречу два туриста. Один двигался со скоростью 55 м/мин , другой 45 м/мин . Через сколько минут они встретились? 1) 55 + 45 = 100 (м/мин) – скорость сближения 3 км = 3000 м 2) 3000 : 100 = 30 ( мин) Ответ: через 30 минут встретились два туриста.

Слайд 12

Авторские задачи Билет в музей игрушки в будние дни взрослому стоит 250 руб. , для детей и школьников 120 руб. Дети до 4 лет посещают музей бесплатно. Сколько нужно заплатить семье из 4-х человек, двое из которых взрослые, один школьник и ребёнок 3-х лет? 1) 250 • 2 = 500 (руб.) – заплатили за взрослых 2) 500 + 120 = 620 ( руб.) Ответ: 620 рублей заплатила семья.

Слайд 13

Авторские задачи В зале кинотеатра «Космик» торгового центра «Капитолий» 7 рядов по 15 мест. Сколько мест в двух таких залах? 1) 15 • 7 = 105 (мест) – в одном зале 2) 105 • 2 = 210 ( мест) Ответ: 210 мест в двух залах кинотеатра.

Слайд 14

Памятка 1. Выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого. 2. Составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи. 3. Решить задачу выбранным методом или и записать ответ.

Слайд 15

Сборник задач «Сергиев Посад в задачах»

Слайд 16

Рефлексия 1. Понравилось ли работать в группе над проектом? 2. Что оказалось самым трудным? 3. Смогли ли решить проблему, поставленную на уроке? 4. Хотели бы продолжить работать над проектом?

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                                                Самоанализ урока.

Я хочу представить урок-проект в 4-м классе по математике на основе краеведческого «Сергиев Посад в задачах» и обосновать выбор младшего возраста для организации проектной деятельности. На уроке учащиеся участвовали в создании сборника задач для 4-х классов о нашем городе.

Каждому человеку в повседневной жизни приходится постоянно выполнять оценочные действия и навыки устного счета, действий с натуральными числами необходимы всем. Вот почему при обучении детей математике большое внимание необходимо уделять работе с числом, формирование у школьников вычислительных навыков и умения решать несложные практические задачи, требующие элементарных познаний в математике. Однако, как показывает практика, решение текстовых задач вызывает затруднения у многих учащихся. Как решать задачи, чтобы научиться этому? Конечно, чем больше решаешь задач, тем большего результата добиваешься. Это правильно. Но эти проблемы более успешно можно решать в процессе обучения школьников составлению задач, в том числе авторских задач на основе интересующего детей материала.

Следует внимательно отнестись к методике использования текстовых задач в процессе обучения в начале 4-го класса.

Мышление четвероклассников  конкретно и развивать его надо в деятельности с конкретными объектами и величинами.

Вот поэтому для данного проекта я и выбрала 4-й класс.

Авторские задачи позволяют обратиться ко многим проблемам: любви и уважению к родному городу, чувству гордости за него. В ходе решения таких задач учащиеся получают дополнительные сведения о развитии экономики города, его истории, о том, что город делает для подрастающего поколения, тем самым учитывая краеведческий компонент в содержании образования, который является обязательной составляющей государственного образовательного стандарта.

Для ребенка очень важно быть не только в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой он ищет сюжет и содержание, интересные прежде всего ему самому. Для нас же важно, что придумывая собственную задачу, ученик глубже вникает в ее математическую суть, анализирует и сравнивает известные типы задач и пополняет свой математический опыт. Особый интерес у ребят вызывает составление задач на материале краеведения.

Строилась работа над проектом следующим образом.

Мотивация к применению знаний.

Текстовых задач, содержащих краеведческий материал, который бы позволял детям познавать историю своего города средствами математики, нет. Поэтому представляется целесообразным создание таких задач самими детьми для 4 классов. Решили назвать свой проект “Сергиев Посад в задачах” и результатом работы над проектом должен был стать сборник задач для 4 классов о Сергиевом Посаде.

Работа над проектом включала несколько этапов.

I этап. Знакомство учащихся с проектной деятельностью.

II этап. Знакомство учащихся с памяткой “Как составить задачи на краеведческом материале”.

III этап. Сбор фактических данных о селе для составления задачи.

IV этап. Процесс составления задачи.

V этап. Оформление задач в рукописном  виде.

VI этап.  Решение составленных задач в подгруппах (обмен задачами).

VII этап. Проверка и оценка авторских задач.

VIII этап. Создание сборника “ Сергиев Посад  в задачах” из презентаций учащихся.

Класс разделился на 6 групп. Каждая группа собирала фактические данные о Сергиевом Посаде на предложенные  темы. Эти темы звучали так:

1-я группа «История появления нашего города»

2-я группа «Достопримечательности Сергиева Посада»

3-я группа «Сергиев Посад в цифрах и фактах»

4-я группа «Спорт в нашем городе»

5-я группа «Сергиев Посад во время Великой Отечественной войны»

6-я группа «Природа Сергиева Посада»

Группы  были разделены на подгруппы для результативной работы каждого ученика. На уроке было предложено поменяться текстами задач и  решить их, оформляя краткую запись.

На следующем этапе я познакомила детей с памяткой “Как составить задачу на краеведческом материале”.

Памятка.

1) Сбор фактических данных.

Каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой, содержащей цифровые данные (их можно искать в периодической печати,  исторических справочниках, Интернете и др. источниках).

2) Процесс составления задачи.

Из исторической справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем:

– Действия с натуральными числами.

– Единицы измерения длины, площади.

– Нахождение числа по его части.

3) Формулировка условия задачи.

Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения как математики, так и краеведения.

Как работать над формулировкой задачи:

а) выписать из исторической справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

б) составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;

в) решить задачу выбранным методом или составить кроссворд с терминами по данной теме или получить ответ, выполнив следующие действия…

4) Правильное оформление задачи.

Требования:

– наличие исторической справки;

– корректность формулировки условия;

– наличие подробного решения;

На уроке дети старались правильно оформить задачу в соответствии с требованиями.

Важным моментом любого учебного проекта является оценивание работы учащихся. Процесс составления задач очень сложен, поэтому оценки все получили хорошие и отличные.

 

Урок-проект проект по математике по теме “Сергиев Посад в задачах”

Цель:

  • обучение школьников составлению и решению текстовых задач;
  • усиление взаимосвязи математики с другими дисциплинами, прежде всего с историей;
  • составление сборника задач о своем городе;
  • демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности.

Общая характеристика проекта

Тип проекта: практико-ориентированный.

Виды деятельности: творческий, информационный.

Применяемые умения:

– проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, презентационные, оценочные);

– предметные (математические).

База выполнения: школьная.

Формы обучения: групповая и индивидуальная (6 групп).

Продолжительность выполнения: средней продолжительности –  месяц.

Средства обучения: печатные, рукописные, наглядные.

Формы продуктов деятельности: сборник задач.

План реализации проекта “Сергиев Посад в задачах”

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Организация деятельности

 

 

 

 

Погружение в проект

Проблематизация.

Обращение учителя к учащимся 4 класса с просьбой о составлении задач о своем городе для учащихся 4-х классов.

Так как задач о Сергиевом Посаде нигде нет, то решили составить задачи сами.

Цель работы: создание сборника задач для учащихся 4–х классов о Сергиевом Посаде.

Задача: каждому ученику придумать и решить задачу на материале о нашем городе.

Создание проектных групп (6).

Коллективное обсуждение плана дальнейшей работы.

Виды деятельности: информационный, творческий.

Рассказывает о том, что такое проект и метод проектов.

Помогает в постановке проблемы: создание сборника задач для учащихся 4–х классов о Сергиевом Посаде.

Помогает в выдвижении задач.

Оказывает помощь в формировании групп, их 6, выборе ответственных в каждой группе.

Обращает внимание на важность предстоящей работы.

 Планирование

Сбор фактических данных (каждую задачу необходимо сопроводить исторической справкой).

Источники информации:  электронные справочники, периодическая печать ( газеты, журналы), Интернет и др. источники информации.

Способ представления конечного результата.

Критерии оценки результатов работы:

– наличие ист.справки;

– корректность формулировки задачи;

– наличие подробного решения;

– подготовка трех задач по собранному материалу, с краткой записью (схемой) и решением.

Каждая группа выбирает тему, по которой будет составлять задачи:

– История появления нашего города (1 группа)

– Достопримечательности Сергиева Посада (2 группа)

– Сергиев Посад в цифрах и фактах (3 группа)

– Спорт в нашем городе (4 группа)

– Сергиев Посад во время Великой Отечественной войны (5 группа)

– Природа Сергиева Посада (6 группа)

Срок выполнения работы – 2 недели.

Выбор способов представления конечного результата деятельности: сборник задач.

Знакомит учащихся с памяткой “Как составить задачу на краеведческом материале” Необходимая консультативная и организационная помощи (совет по выбору темы для задачи каждому ребенку)

2. Осуществление деятельности

 Поиск информации

За недостающей информацией обратиться   в Клементьевскую МУК «Сергиево-Посадскую ЦРМБ», Центральную городскую библиотеку им. А.С.Горловского

Поиск, отбор и изучение необходимой информации в предложенных источниках.

Помогает в текущей поисковой, аналитической и практической работе (по просьбе). Дает дополнительные задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость.

Наблюдает, советует.

 

Обобщение результатов и выводов

Анализ полученной информации, формулирование выводов

Анализируют информацию, формулируют условия задачи.

Из исторической справки выбирают математической содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики:

– Действия с натуральными числами.

– Единицы измерения длины, площади.

– Нахождение числа по его части.

Оформляют задачу, ее решение.

Ненавязчиво контролирует. Оказывает консультативную и методическую помощь по теме “Как работать над формулировкой задачи”. Консультирует в составлении текста задачи

3. Представление результатов и их оценка

 Презентация

Открытый отчет участников проекта о проделанной работе

Общий анализ работы в группе делают все ответственные в каждой группе:
1) историческая справка;
2) формулировка задачи;
3) подробное решение задачи сдает на отдельном листке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.

 Оценка процесса и результатов работы

Оценка конечного результата коллективной деятельности.

Анализ достижения поставленной цели.

Рефлексия.

Оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в реализацию проекта, в целом группы.

Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Проводит рефлексию.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки.



Предварительный просмотр:

Сергиев Посад во время Великой Отечественной войны.

2 июня 1941 года вероломное нападение гитлеровской Германии на Советский Союз прервало мирную жизнь страны. За годы Великой Отечественной войны Загорским и Константиновским военными комиссариатами в Вооруженные Силы страны на фронт было призвано более 30000 человек, добровольцами на фронт ушли 2142 человека, около 4000 девушек были направлены в армию.

В городе было сформировано 6 госпиталей  с числом коек до 5000, и ещё на 2000 в районе.

Уже на третий день войны начались работы по подготовке временного аэродрома в районе Угличского шоссе для посадки военных самолетов. Трое суток от 300 до 500 женщин и подростков работали, не покладая рук.

В годы войны город Загорск и Загорский район жили под лозунгом "Все для фронта, все для победы!" Рабочие трудились по 12 часов, сколько хватало сил, без выходных и отпусков, часто ночевали прямо в цехах.

Сельские труженики снабжали фронт продовольствием. В 1944 году урожай зерновых вырос на 60 процентов, картофеля - на 109, овощей - на 104 процента против довоенного уровня.

Жители города Загорска, Загорского и Константиновского районов активно помогали фронту. За годы войны они собрали в фонд обороны страны 35840 предметов теплых вещей и 10000 подарков для бойцов.

Фронту необходима была и денежная помощь. 16 ноября 1941 года был проведен общегородской воскресник молодежи, в котором участвовали 2150 человек. Заработанные 16365 рублей были перечислены в фонд обороны. Всего за годы войны трудящиеся Загорского и Константиновского районов сдали в фонд обороны страны     42 миллиона 724 тысячи рублей, в том числе колхозники собрали 4 миллиона рублей на строительство танковой колонны "Московский колхозник" и авиасоединения "Москва", поставили сверх плана 2 130 пудов хлеба, 189 тысяч пудов картофеля и овощей.

В итоге наступательных боев с 28 ноября 1941 года по 19 января 1942 года 1-я Ударная армия прошла с боями 150 километров от Яхромы до Лотошино и Шаховской, освободила от немецко-фашистских оккупантов около 1000 населенных пунктов, истребила более 25000 гитлеровцев и захватила большие трофеи: 247 танков и бронемашин, свыше 5000 автомашин, более 300 орудий, 600 минометов, 254 пулемета и другое вооружение.

http://www.userdocs.ru/pars_docs/refs/5/4257/4257_html_m5aeeb2e8.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                                                               

                                Природа Сергиева Посада

Сергиев Посад является одним из самых древних и интересных по своему историческому наследию поселений Подмосковья. Район также славится своей природой и удивительными по красоте водоемами. Прежде всего, водоёмы в Сергиево-Посадском районе - это реки, которые протекают по его территории: Дубна, Воря (которая является притоком Клязьмы), Кунья, Торгоша, Веля, Пажа, Молокча, Вондига, Сулать и другие.

№ п/п

Наименование реки, ручья

Протяженность, км

Наименование водного объекта, устье реки, ручья

1

р. Воря

108

р. Клязьма

2

р. Пажа

30

р. Воря

3

р. Торгоша

42

р. Воря

4

руч. Кончура

12

р. Торгоша

5

р. Молокча

77

р. Шерна

6

р. Вондига

21

р. Молокча

7

р. Дубна

167

Угличское водохранилище

9

р. Кунья

46

р. Дубна

14

р. Сулать

23

р. Дубна

18

р. Пихта

11

р. Сулать

19

р. Кубжа

14

р. Дубна

20

р. Корешовка

15

р. Дубна

21

р. Шибахта

21

р. Дубна

22

р. Веля

66

р. Дубна

23

р.  Имбушка

12

р. Веля

24

р. Пульмеша

11

р. Веля

Источник:   http://svyato.info/9973-reki-ruchi-sergievo-posadskogo-rayona.html

                                                                                                  Берендакова Андрея 4 Г класс

                                Природа Сергиева Посада

По лесорастительному районированию территория Сергиево-Посадского лесничества относится к 1 и 2 лесорастительным районам:
1 район – сосново-еловых лесов
2 район – еловых лесов с участием сосны и лиственницы.

Основными лесообразующими породами являются: сосна, ель, береза, осина, ольха черная.

На территории лесничества нормативными актами прежних лет выделены ООПТ регионального значения, а именно 12 заказников, один памятник природы, один историко-природный заповедник, выделенный лесоустройством как особо защитные участки леса (ОЗУЛ). Общая их площадь составляет 19549 га. Или 18,8 % от общей площади лесничества. Наиболее крупными являются:

Название

Размер в гектарах (га)

заказник «Заболотский»

5954га

заказник «Большое и малое Туголянские озера и прилегающий болотный массив»

2567га

заказник «Переходное болото в Торгашинском лесничестве и прилегающие леса»

1976га

заказник «Комплекс сырых лесов и лесных болот в Торгашинском лесничестве»

1044га

«Радонежский историко-природный заповедник»

3879га

памятник природы «Колпинский лес»

1575га

Источник:

http://sergievoposadskiy.mosoblles.com/



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

  1. Учитель:  Спириденко Наталья Вячеславовна
  2. Класс:4г    Дата: 21.02.2019
  3. Предмет:  математика                
  4. Тема урока: «Сергиев Посад в задачах».
  5. Место урока  в изучаемой теме:1 урок по теме.
  6. Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.
  7. Оборудование: доска, проектор,маркерные доски.
  8. Цель урока: Создание условий для  реализации этапа проектной деятельности по составлению авторских  задач о Сергиевом Посаде, составленных группами учащихся; совершенствование вычислительных навыков с натуральными числами.

Планируемый результат:

УУД

Познавательные:

умеют  находить информацию, определять основную и второстепенную информацию, анализировать и обобщать на основе фактов, классифицировать и сравнивать данные.Устанавливать причины явлений и их следствия. Закрепляют навыки и умения применять алгоритмы решения задач.

 Регулятивные:

выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения;  определяют и формулируют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата оценивают  достигнутый  результат; планируют свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей.

Коммуникативные:

Умеют оформлять свои мысли в письменной и устной  форме; общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности;

 умеют слушать и слышать друг друга;

умеют уважительно относится к чужому мнению;

учатся   действовать с учетом позиции  другого и согласовывать свои действия;

Требовательное отношение к себе и своей работе.

Личностные:

 умеют контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

 проявляют самостоятельность в применении  полученных  знаний и практических умений; способность принимать самостоятельные решения; пользуются правилами поведения, общими для всех людей; умеют признавать свои плохие поступки и отвечать за них

Этап урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Организационный

1 мин

Включение учащихся в учебную деятельность

Приветствую учащихся, настраиваю на учебную деятельность

-У нас сегодня на уроке присутствуют гости-учителя других школ, нашей гимназии. Поприветствуйте их улыбкой.

Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание

Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с одноклассниками

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Ориентировочно-мотивационный этап

2-мин

Актуализация  требований к ученику с позиций учебной деятельности;

Создание условий для формирования у учеников внутренней потребности во включение в учебную деятельность

-Наш урок связан  с  понятием «задача». Каждому из вас приходится в повседневной жизни решать те или иные проблемы, которые зачастую  называют  задачами. Вот сегодня вам предстоит найти ответ на одну из них.

-Можно ли изучая математику,  знакомиться с  историей  своей малой   Родины, ее географическим  положением, достопримечательностями, культурой и спортом?

-Текстовых задач, содержащих краеведческий материал, который бы позволял  познавать историю, культуру  города  Сергиева Посада средствами  математики, нет.

-В конце урока создадим первые страниц сборника задач о Сергиевом Посаде.

Слушают учителя.

Познавательные

ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока»

Регулятивные:

Целеполагание.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Коммуникативные:

общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности.

Актуализация  знаний.

Постановка целей урока

Операционно-познавательный

3-мин

8 мин

Создание условий для выполнения учащимися пробного учебного действия; организация фиксирования учащимися индивидуального затруднения; выявления места затруднения, фиксирование во внешней речи причину затруднения.

Отработать и закрепление умения и навыки применять  понятие степени для нахождения значений выражений в новой ситуации.

- Что для этого нужно уметь делать? 

(Составлять  и решать задачи о Сергиевом Посаде на основе фактического материала).


- А для чего нам нужны эти задачи, 
может быть, обойдемся без них в нашей жизни?

-  Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. (Составление текстовых задач для  установления взаимосвязи математики с практической жизнью человека и краеведческим материалом)

-Что для этого, прежде всего, нужно сделать?

1. Собрать материалы и изучить литературу по данной теме.

 2. Рассмотреть виды задач и  правила их составления.

 3. Разработать памятку для составления  задач.

 4. Составить сборник  задач с использованием  исторического  и краеведческого материала о Сергиевом Посаде.

-Какую работу вы уже выполнили?( Собирали данные о нашем городе, анализировали  их, составляли на их основе задачи.)

-Вам предстоит не только быть в роли ученика, но и в роли автора пусть даже одной единственной задачи, для которой  необходимо найти  сюжет и содержание, интересные факты прежде всего вам самим.

-В чём отличие простой задачи от составной (Простая задача решается одним действием, а составная двумя и более)

-С чего мы начнём составлять задачу?

(Составлять задачу начнём с темы.)

-Назовите  тему задач.

(Сергиев Посад в задачах)

-На основе чего строится задача. Назовите составные части задачи.

МЫСЛИТЕЛЬНАЯ РАЗМИНКА:

1.Сергиев Посад основан в 1782 году, сколько лет ему будет городу в этом году? В каком году городу исполнится 250 лет?

2.Длина реки Торгоши 42 км, протяжённость реки  Вондюга в 2 раза короче. Какая длина реки Пажи, если она на 9 км длиннее Вондюги?

3.В Сергиевом Посаде и окрестностях зарегистрировано около 134 памятников истории и культуры. Под защитой всемирного культурного наследия Юнеско находится Троице-Сергиева Лавра, а это 12 храмов и соборов, 10 башен, 3 ворот, 9 корпусов и 8 других объектов. Сколько памятников истории и культуры не находятся под защитой Юнеско?

4.От Гефсиманского Черниговского скита, расположенном на расстоянии 3 км от Троице-Сергиевой Лавры вышли навстречу два туриста. Один двигался со скоростью
55 м/мин, другой 45 м/мин. Через сколько минут они встретились?

-Вы работать будете сегодня в группах, которые объединены общей темой  фактического материала, на котором строится задача.

-Каждая группа разбита на подгруппы, чтобы все участники могли проявить себя.

1гр. «История появления нашего города»

2гр. «Достопримечательности Сергиева Посада»

3гр. «Сергиев Посад в цифрах и фактах»

4 гр. «Спорт в нашем городе»

5 гр. «Сергиев Посад во время Великой Отечественной войны»

6 гр. «Природа Сергиева Посада

-Давайте повторим правила работы в группе.

(1.Распределяйте  обязанности в группе.

2.Работать дружно, быть внимательными друг к другу.

3.Следить за временем.

4.Каждый участник подгруппы должен уметь защищать общее дело и своё в частности.

- Давайте повторим правила составления задач.

.

Предлагают формулировки темы, целей и задач урока.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Решают задачи и показывают ход решения на маркерных досках.

1) 2019 – 1782 = 237 (л.)

2) 1782+ 250 = 2032(г.)

Ответ: 237 лет исполнится городу в этом году, в 2032 году исполнится 250 лет.

1) 42 : 2 = 21 (км) – длина реки Вондюги.

2) 21 + 9 = 30 (км)

Ответ: 30 км длина реки Пажи.

134 – 12 – 10 – 3 – 9 – 8= 92 (п.)

Ответ: 92 памятников истории и культуры не находятся под защитой Юнеско.

1) 55 + 45 = 100  (м/мин) – скорость сближения

     3 км = 3000 м

 2) 3000 : 100 = 30 (мин)

Ответ:  через 30 минут встретились два туриста.

Устно, самостоятельно, в группах. Слушают учителя, вспоминают правила.

http://900igr.net/up/datas/206985/004.jpghttp://900igr.net/up/datas/206985/004.jpghttp://900igr.net/up/datas/206985/004.jpg

Познавательные:

Структурирование собственных знаний

Регулятивные:

Уметь проговаривать последовательность действий, высказывать свои предположения.

Коммуникативные:

Организовывать и планировать учебное сотрудничество

Личностные: оценивание проделанной работы

Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат осознают ответственность за свою работу  

Регулятивные:

 в ситуации затруднения регулируют свою деятельность; проявляют познавательную инициативу;оценивают степень и способы достижения цели в учебных; исправляют ошибки  при сверке с эталоном.

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и координируют свои действия;

Личностные: самоопределение

Динамическая пауза

1 мин

Физкультминутка

Смена деятельности, обеспечение разгрузки  

На 15 минуте проводится физкультминутка

Обучающиеся  выполняют упражнения  для снятия усталости

Умеют осуществлять смену вида деятельности.

Контрольно-коррекционный этап

 14 минут

12

минут

Работа в подгруппах

Презентация авторских задач и решений к ним.

Выявляют самостоятельно или с помощью учителя места затруднений, причины, исправляют ошибки.

Осуществляют самопроверку и самооценку

Регулятивные:

Умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Коммуникативные:

Оформляют свои мысли в письменной и устной речи, слушают и понимают речь другого

Личностные: формирование позитивной самооценки

рефлексия

4 мин

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке

-Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по Сергиеву Посаду. Сейчас в нашем сборнике 12 задач  о родном городе, которые мы успешно составили сегодня на уроке.

-Понравилось ли работать в группе над проектом?

- Что оказалось самым трудным?

-Смогли ли решить проблему, поставленную на уроке?

-Хотели бы продолжить работать над проектом?

Рефлексия: давайте, и мы оценим своё состояние на уроке. 

Проводят самооценку результатов своей деятельности, осуществляют рефлексию

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Регулятивные:

проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные:

умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока математики в 1 классе. Игра-путешествие "Цирковое представление зверей". Тема урока "Закрепление. Решение текстовых задач".

Открытый урок математики игра-путешествие  по  учебной программе "Школа России" был проведен во время посещения школы детьми подготовительной группы детского сада. Такие уроки помогают понят...

Урок математики по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс,четвёртая четверть. Урок-путешествие в королевство Задачи

Задачи урока:  1. Для учителя: показать, чему научены дети, каков уровень их знаний, умений и вычислительных навыков к концу 2-го класса;      для учащихся: показать...

Использование современных технологий на уроке математики. Методическая разработка урока по теме "Решение задач на движение" 4 класс

Открытый урок с  применением мультимедийного оборудования  по теме "Решение задач на движение" в 4 классе  был проведен для учителей района . 2012-2013 уч.г....

Урок-путешествие . Тема урока : Решение примеров и задач с мерами длины. 3 класс.

Урок-путешествие . Тема урока : Решение примеров и задач с мерами длины. 3 класс. Цель : закреплять навыки сложения и вычитания в решении задач и примеров с мерами длины. Задачи: образовательн...

Конспект урока по математике "Решение задач, раскрывающих смысл умножения и деления. Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость".", 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя:знакомство с новым типом задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»;формирование умений решать задачи с величинами «цена&r...

Конспект урока по математике. Тема: "Задача. Решение задач"

Урок построен на использовании регионального компонента....

Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель урока:  знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры   8.созда...