Развитие творческого мышления обучающихся.
учебно-методический материал по математике
Предварительный просмотр:
Дивергентные задачи – средство развития творческого мышления младших школьников.
Моя внучка много времени проводит перед телевизором. Эта проблема многих современных семей. Как отвадить детей от телевизора? Какие будут ваши решения этого вопроса?
Вот вы и решаете дивергентную задачу. Под задачами дивергентного типа понимаются задания по любой предметной направленности, которые допускают существование нескольких вариантов ответов. Заметим, что с такими задачами, когда условие одно, а правильных ответов много, чаще всего и сталкиваются ученики: «Какую профессию выбрать?», «Куда поступать после школы?» Так жизнь ставит перед человеком дивергентные задачи т.е. имеющие много вариантов правильных ответов и соответственно различные варианты решений.
Происходящие изменения в мире и в обществе, рост объёма информации и расширение доступа к ней предъявляют требования к интеллектуальным качествам человека, его творческим способностям и возможностям. Решающее значение приобретают системность, умения применять знания в разных сферах деятельности, способность увидеть связи между явлениями различной природы, создать новое, принять взвешенное решение.
Впервые в науку понятие «дивергентное мышление»ввёл американский психолог Джой Пол Гилфорд, выделив 2 типа мышления: конвергентное –логическое, последовательное, однонаправленное, и дивергентное – идущее в разных направлениях. Вопрос о дивергентном мышлении на протяжении многих лет неоднократно поднимался в психолого – педагогической литературе. Исследованием особенностей дивергентного и конвергентного мышления и факторами их развития занимались многие российские и зарубежные педагоги и психологи.
Первым в перечне основных целей, сформулированных в государственном образовательном стандарте для начальной школы, стоит развитие личности школьника, его творческих способностей и интереса к учению. Одному из первых реализовать идею развивающего обучения принадлежит Леониду Владимировичу Занкову, разработавшему также способы решения проблемных творческих ситуаций с помощью алгоритмических методов.
В качестве одного из основных направлений выдвигается включение обучающихся в творческую деятельность. Дивергентное мышление, как считают психологи, считается основой творческого.
Одновременно с понятием дивергентное мышление было введено понятие «дивергентные» задачи или «открытые», имеющие много вариантов правильных ответов и решений. Эффективность решения таких задач высока – это и развитие творческого потенциала, формирование логического и абстрактного мышления, умения классифицировать, сравнивать, выявлять закономерности, выдвигать гипотезы, проверять их, делать выводы, обобщать, прогнозировать результат, генерировать идеи, осуществлять связи математики с повседневной жизнью обучающихся.
Сравним конвергентные и дивергентные задачи: 2
Конвергентные(закрытые) задачи | Дивергентные (открытые) задачи |
*Имеют закрытый характер со стороны формулировки вопроса (ясно, что искать) * В формулировке задачи точно известно, что дано *Известен метод решения, который подсказывает формулировка задачи или её место в определённой теме * Имеют стандартные требования: -реши пример, задачу - найди значение выражения - реши уравнение - докажи, что… - вычисли….,имея данные - построй отрезок данной длины | *Имеют открытый характер со стороны формулировки вопроса (неясно, что искать) *Имеют открытый характер со стороны известных величин и числовых данных( данные можно объяснять по – разному) * Предполагает использование разных методов решения *Имеют различные требования: -исследуй, какими методами можно решить задачу - реши задачу возможными способами - охарактеризуй число, выражение - чем похожи и чем отличаются числа, выражения и т.д. - разбей множества предметов, чисел, выражений на 2. 3 и т.д. группы - объясни возможные способы решения задачи - проследи, чем является….. |
Конвергентное и дивергентное мышление – это взаимосвязанные составляющие процесса интеллектуального развития, формирующиеся неотрывно друг от друга на всех этапах умственного развития не последовательно друг за другом, а параллельно с учётом возрастных особенностей в развитии интеллекта и в целом личности обучающихся.
Открытые задачи можно использовать на любом из этапов урока, и конечно же, обучающиеся должны уметь решать и открытые и закрытые задачи. На примере решения открытых задач учащиеся тренируются перед решением будущих жизненных ситуаций. Закрытые задачи формируют элементарные навыки, необходимые в жизни. Поэтому важно правильно сочетать эти 2 типа задач. Например ,я на своих уроках при знакомстве с новым материалом использую открытые задачи, а навыки после изучения нового материала отрабатываю с помощью закрытых задач.
3
Различают 3 типа дивергентных задач:
1) решены только одним способом, но имеют несколько вариантов решений
2) решены разными способами, но имеют только одно решение.
3) решены разными способами и имеют при этом несколько вариантов решений.
В учебниках по системе развивающего обучения Л.В.Занкова - авторы И.И.Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина апробируется большое количество приёмов, направленных на формирование дивергентного мышления и попыталась их классифицировать, опираясь на данные типы:
1. задачи с недостающими данными
2. задачи с лишними данными
3. задачи с магическими квадратами
4. задачи связанные с движением
5. задачи с меняющимся содержанием
6. задачи на логическое мышление
7. решение задач разными способами
8. задачи на составление по заданному решению или уравнению
9. задачи на построение и конструирование геометрических фигур
10. задачи с использованием римской нумерации
11. задачи с несформулированным вопросом и т.д.
В учебниках по математике для 3 класса - автор И.И.Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина дивергентные задания встречаются часто и дети с удовольствием их решают. Вот некоторые примеры заданий из 2 части учебника :№257,260, 268,273,275,278, 279, 282,288,292,294,295,297,299,303,305, 307, 308, 311, 312, 317, 318,322, 323, 332, 336, 337, 352, 357,372, 377, 380, 390, 393, 394, 397, 406, 416, 419, 421,
Дивергентные задачи определённым образом моделируют научный поиск. В первый момент ученик сталкивается с проблемной ситуацией ( или как мы, занковцы, говорим с коллизией), затем выдвигается гипотеза, правильность которой устанавливается путём сопоставления полученных результатов с исходными данными.
Работая на уроке с дивергентной задачей, я вывела для себя такие правила:
1. С какой целью решаем задачу, какие могут быть результаты
2. Слежу за точностью выполнения работы (корректирую)
3. Ограничиваю количество решений, если вижу, что их достаточно для овладения умением принимать тот или иной приём рассуждений
4. Задачи должны соответствовать прохождению программного материала
5. Дивергентные задачи на уроках должны решаться в системе, без прерываний на длительный срок
4
Вот фрагмент моего диалога с учениками при выполнении № 308(стр.27)
Учитель | Ученики |
Как найти решение неравенства 75-с<48? | Числа можно подобрать |
Как называется равенство, содержащее неизвестное? | Уравнение |
Мы умеем решать уравнения? | Да |
Что надо для этого сделать? | Сначала узнаём, при каком значении неизвестного получится равенство. Для этого решим уравнение 75-с=48 с=75-48 с=27 |
Как мы проверим уравнение? | Надо вместо с подставить число 27. Если левая часть равенства равна 48, то уравнение решено верно. |
Правильно. Вернёмся к неравенству 75-с<48 Какие числа надо подставить вместо с, чтобы неравенство стало верным? | Для этого вместо с надо подставить числа, которые больше 27, например 29, 30, 33 и т.д. |
Какие числа надо подставить вместо с, чтобы неравенство стало неверным? | Вместо с надо подставить числа, которые меньше 27, например 25, 20, 17 и т.д. |
Использование на уроках математики открытых задач позволяет организовать метапредметную деятельность, т.е. деятельность за пределами учебного предмета, направленную на обучение обобщённым способам работы с любым предметным понятием и связанную с жизненными ситуациями. Метапредметная деятельность направлена для достижения обучающимися метапредметных результатов, которые заключаются в освоенных учениками обобщённых способах деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в жизненных ситуациях.
5
Вот пример фрагмента урока при решении дивергентной задачи №332(стр.39)
Учитель | Ученик |
Прочитайте задачу | Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже: 4 яблока или 2 груши? |
Как вы будете рассуждать, чтобы ответить на вопрос задачи? | Так как груша дороже яблока в 2 раза, то если мы возьмём 1 грушу и 2 яблока, то мы их уравняем. т.е. 1 груша стоит столько же, сколько 2 яблока. |
Какой вывод? | Получается, что 2 груши стоят столько же, сколько и 4 яблока. |
Давайте докажем это на примере: допустим, пусть груша будет стоить 2 рубля. Тогда? | Тогда 1 яблоко стоит 2:2=1 рубль, а 2 груши стоят 2×2=4 рубля и 4 яблока стоят 4×1=4 рубля. т.е. 2 груши и 4 яблокастоят одинаково. |
В задании вас просят найти не одно решение задачи – а для какого количества яблок и груш будет верен этот ответ? | Если 1груша - 2 яблока 2 груши - 4 яблока 3 груши - 6 яблок 4 груши - 8 яблок 5 груш - 10 яблок и т.д. |
Какую закономерность увидели? | Если мы берём какое – либо количество груш, то для того, чтобы уравнять их по стоимости с яблоками, надо взять яблок в 2 раза большим количеством |
Именно в процессе решения дивергентных задач отрабатываются, развиваются и формируются такие важные факторы дивергентного мышления как беглость, гибкость и оригинальность мышления. Ситуации, создаваемые дивергентными задачами стимулируют активность, предполагают поиск разных подходов, не исключая самые невероятные. При решении этих задач зачастую требуются интуиция, озарение и другие факторы, свойственные творческому мышлению. Говоря иначе, мыслительные процессы обучающихся при решении дивергентных задач действуют как катализаторы, высвобождая творческий потенциал каждого из них.
Решения дивергентных задач на уроках могут выполняться индивидуально, но на мой взгляд наиболее эффективна групповая работа. Чаще всего задания даю в игровой форме, потому что с её помощью постепенно развивается познавательная деятельность даже самых пассивных детей, которые в ситуации обычного урока не способны проявлять умственную деятельность
№ 393 9стр.67) 6
При выполнении 2 пункта, который звучит так: Выбери одну из записей пункта 1. Замени в ней ещё одну цифру *. Заполните пропуски в записи. Сколько решений найдено? При решении 7**-58*=*94 - найдено 10 решений
Иногда на своих уроках использую приём переформулировки конвергентных ( закрытых) задач в дивергентные (открытые), например:
Конвергентные задачи (закрытые) | Дивергентные задачи (открытые) |
Найди значение выражения (70:7)×4 | Какие задачи можно придумать к выражению (70:7)×4? Выбери лучший вариант |
Прочитай выражение 25×5 | Предложи возможные варианты чтения выражения 25×5 |
Участок длиной 20м и шириной на 5 м меньше длины обнесли забором, столбы в котором находятся на расстоянии 5 м друг от друга. Сколько потребовалось столбов для забора? | Участок длиной 20м и шириной на 5 м меньше длины обнесли забором, столбы в котором находятся на расстоянии 5м друг от друга. Какие вопросы можно поставить к данному условию? |
По какому признаку можно разбить на две части числа: 26, 98, 66, 222, 640, 980 | Подумай, можно ли разбить на две части числа 26, 98, 66, 222, 640, 980. Если да, то рассмотри все возможные варианты |
Дивергентные задачи, упражнения использую на уроках русского языка, окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства и способствуют общему умственному развитию обучающихся. ( но это уже другая история).
В заключении отмечу, если нашим детям показать возможность получения нескольких верных ответов на предложенную дивергентную задачу или упражнение, то это будет способствовать уничтожению ненужных стереотипов мышления, развитию видения различных решений возникающих проблемных ситуаций. И наши ученики вырастут глубоко и неоднозначно мыслящими творческими личностями!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. (Д.Пойа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Американский психолог Пол Гилфорд (1897 – 1987) 2 типа мышления: конвергентное – л огическое , последовательное , однонаправленное дивергентное – идущее в разных направлениях.
Конвергентные ( закрытые) задачи Дивергентные (открытые) задачи *Имеют закрытый характер со стороны формулировки вопроса (ясно, что искать ) *Имеют открытый характер со стороны формулировки вопроса (неясно, что искать ) * В формулировке задачи точно известно, что дано *Имеют открытый характер со стороны известных величин и числовых данных (данные можно объяснять по – разному) *Известен метод решения, который подсказывает формулировка задачи или её место в определённой теме * Предполагает использование разных методов решения * Имеют стандартные требования: -реши пример, задачу - найди значение выражения - реши уравнение - докажи, что… - вычисли….,имея данные - построй отрезок данной длины *Имеют различные требования: -исследуй, какими методами можно решить задачу - реши задачу возможными способами - охарактеризуй число, выражение - чем похожи и чем отличаются числа, выражения и т.д. - разбей множества предметов, чисел, выражений на 2. 3 и т.д. группы - объясни возможные способы решения задачи - проследи, чем является …..
3 типа дивергентных задач 1. Решены только одним способом, но имеют несколько вариантов решений 2. Решены разными способами, но имеют только одно решение. 3. Решены разными способами и имеют при этом несколько вариантов решений.
Классификация приёмов, направленная на формирование дивергентного мышления задачи с недостающими данными задачи с лишними данными задачи с магическими квадратами задачи связанные с движением задачи с меняющимся содержанием задачи на логическое мышление решение задач разными способами задачи на составление по заданному решению или уравнению задачи на построение и конструирование геометрических фигур задачи с использованием римской нумерации задачи с несформулированным вопросом и т.д.
Примеры открытых заданий во 2 части учебника по математике 3 класса №257(стр.5), №260 (стр.6), №268 (стр.9), №275 (стр.11), №278 (стр.13), №282 (стр.15), №288 (стр.17), №292 (стр.18), №297 (стр.21), №299 (стр.22), №303 (стр.25), №308 (стр.27), №313 (стр.29), №318 (стр.33), №322 (стр.35), №332 (стр.39), №336 (стр.40), №343 9стр.43) и т.д.
Работая на уроке с дивергентной задачей, я вывела для себя такие правила: 1. С какой целью решаем задачу, какие могут быть результаты 2. Слежу за точностью выполнения работы ( корректирую) 3 . Ограничиваю количество решений, если вижу, что их достаточно для овладения умением принимать тот или иной приём рассуждений 4 . Задачи должны соответствовать прохождению программного материала 5. Дивергентные задачи на уроках должны решаться в системе, без прерываний на длительный срок
Учитель Ученики Как найти решение неравенства 75-с<48? Числа можно подобрать Как называется равенство, содержащее неизвестное? Уравнение Мы умеем решать уравнения? Да Что надо для этого сделать? Сначала узнаём, при каком значении неизвестного получится равенство. Для этого решим уравнение 75-с=48 с=75-48 с=27 Как мы проверим уравнение? Надо вместо с подставить число 27. Если левая часть равенства равна 48, то уравнение решено верно. Правильно. Вернёмся к неравенству 75-с<48 Какие числа надо подставить вместо с, чтобы неравенство стало верным? Для этого вместо с надо подставить числа, которые больше 27, например 29, 30, 33 и т.д. Какие числа надо подставить вместо с, чтобы неравенство стало неверным? Вместо с надо подставить числа, которые меньше 27, например 25, 20, 17 и т.д.
Учитель Ученик Прочитайте задачу Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже: 4 яблока или 2 груши? Как вы будете рассуждать, чтобы ответить на вопрос задачи? Так как груша дороже яблока в 2 раза, то если мы возьмём 1 грушу и 2 яблока, то мы их уравняем. т.е. 1 груша стоит столько же, сколько 2 яблока. Какой вывод? Получается, что 2 груши стоят столько же, сколько и 4 яблока. Давайте докажем это на примере: допустим, пусть груша будет стоить 2 рубля. Тогда? Тогда 1 яблоко стоит 2:2=1 рубль, а 2 груши стоят 2×2=4 рубля и 4 яблока стоят 4×1=4 рубля. т.е. 2 груши и 4 яблока стоят одинаково. В задании вас просят найти не одно решение задачи – а для какого количества яблок и груш будет верен этот ответ? Если 1груша - 2 яблока 2 груши - 4 яблока 3 груши - 6 яблок 4 груши - 8 яблок 5 груш - 10 яблок и т.д. Какую закономерность увидели? Если мы берём какое – либо количество груш, то для того, чтобы уравнять их по стоимости с яблоками, надо взять яблок в 2 раза большим количеством
№ 393. Заменить в записи ещё одну цифру. Сколько решений найдено? 7*0 - 58*=*94 7** - 58* = *94 780 – 586 = 194 777 – 583 = 194 781 – 587 = 194 778 – 584 = 194 782 – 588 = 194 779 – 585 = 194 783 – 589 = 194 774 – 580 = 194 … итого 10 решений 775 – 581 = 194 776 – 582 = 194
Конвергентные задачи (закрытые) Дивергентные задачи (открытые) Найди значение выражения (70:7)×4 Какие задачи можно придумать к выражению (70:7)×4? Выбери лучший вариант Прочитай выражение 25×5 Предложи возможные варианты чтения выражения 25×5 Участок длиной 20м и шириной на 5 м меньше длины обнесли забором, столбы в котором находятся на расстоянии 5 м друг от друга. Сколько потребовалось столбов для забора? Участок длиной 20м и шириной на 5 м меньше длины обнесли забором, столбы в котором находятся на расстоянии 5м друг от друга. Какие вопросы можно поставить к данному условию? По какому признаку можно разбить на две части числа: 26, 98, 66, 222, 640, 980 Подумай, можно ли разбить на две части числа 26, 98, 66, 222, 640, 980. Если да, то рассмотри все возможные варианты
Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их Дьёрдь Пойа ( 1887 – 1985 )
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме: «Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики»
Творческий отчет по теме:«Развитие творческого мышления младшихшкольников на уроках математики»...
Формирование творческого мышления обучающихся на примере занятия «Изонить» во внеурочной деятельности младших школьников
В данной статье описывается применение принципов системы непрерывного формирования творческого мышления обучающихся при проведении занятия по изготовлению композиции в технике изонить: создание композ...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЪЕДИНЕНИИ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ ПЕДАГОГОВ ОС «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» «Развитие креативного мышления обучающихся на уроках окружающего мира»
laquo;Развитие креативного мышления обучающихся на уроках окружающего мира»...
«Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся начальной школы»
Выделяют способности учебные и творческие. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые - создание предметов ма...
Синквейн как эффективный прием развития творческого мышления обучающихся.
Каждого из нас беспокоит вопрос, как заинтересовать детей учебным материалом, пробудить у них желание к познавательной и мыслительной деятельности, создать атмосферу творчества на уроке.Развитие творч...
Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах.
Презентация "Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах"....
Мастер-класс«Использование кроссенса на уроках в начальной школе как метода развития логического и творческого мышления обучающихся»
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования, требует от учителя научить своих учеников самостоятельно добывать знания, но как же этого доби...