Задания для подготовки к олимпиаде по математике 3 класс
олимпиадные задания по математике (3 класс)

В данной разработке представлены задания одного урока, напрвленные на подготовку ученика 3 класса к олимпиаде по математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_olimpiade_po_matematike_3_klass.docx482.27 КБ

Предварительный просмотр:

Программная тема: развивающий курс

Класс: 3

Тема: Подготовка к олимпиаде

Цель: обучать учащихся решению различных видов задач, не входящих в курс школьной программы

Задачи:

1. показать различные варианты решения комбинаторных задач

2. развивать навык решения ребусов

Результаты: учащиеся научатся решать задачи методом древов, познакомятся и научатся решать задачи методом графов, закрепят навык решения ребусов

Домашнее задание: карточка 13,14

Карточка 1.

Отгадай загадку:

По три метра в среднем крот роет в день подземный ход.

А какой, он, посчитай, вырыл ход за месяц май?

Ответ: 93 метра

Карточка 2.

Метод графов

Решение задач  с помощью графаhttps://55341418bc55394fbe0f-65d6d0e87ce8126fb80e16752287ad6c.ssl.cf1.rackcdn.com/022ba306-ab5c-11e3-b65b-08606e697fd7/thumb.jpeg

Комментарий  для учителя:

1736 год, г.Кёнигсберг. Через город протекает река Прегеля. В городе - семь мостов, расположенных так, как показано на рисунке выше. С давних времен жители Кенигсберга бились над загадкой: можно ли пройти по всем мостам, пройдя по каждому только один раз? Эту задачу решали и теоретически, на бумаге, и на практике, на прогулках - проходя по этим самым мостам. Никому не удавалось доказать, что это неосуществимо, но и совершить такую «загадочную» прогулку по мостам никто не мог.

Разрешить проблему удалось знаменитому математику Леонарду Эйлеру. Причем, он решил не только эту конкретную задачу, но придумал общий метод решения подобных задач. При решении задачи о Кенигсбергских мостах Эйлер поступил следующим образом: он "сжал" сушу в точки, а мосты "вытянул" в линии. Такую фигуру, состоящую из точек и линий, связывающих эти точки, называют ГРАФОМ.

Граф – это совокупность непустого множества вершин и связей между вершинами. Кружки называются вершинами графа, линии со стрелками – дугами, без стрелок – ребрами.

Карточка 3

Какие трехзначные числа можно составить из цифр 0, 2, 4?

Решение. Построим дерево возможных вариантов, учитывая, что 0 не может быть первой цифрой в числе.
derevo variantov 1

Ответ: Ответ: 200, 202, 204, 220, 222, 224, 240, 242, 244, 400, 402, 404, 420, 422, 424, 440, 442, 444.

Карточка 4

Школьные туристы решили совершить путешествие к горному озеру. Первый этап пути можно преодолеть на поезде или автобусе. Второй этап - на байдарках, велосипедах или пешком. И третий этап пути - пешком или с помощью канатной дороги. Сколько возможных вариантов путешествия есть у школьных туристов?

Ответ: 12

В случае затруднения может быть открыто учителем для ученика в качестве проверки правильности:

derevo variantov

Комментарий для учителя:

Построим дерево возможных вариантов, обозначив путешествие на поезде П, на автобусе - А, на байдарках - Б, велосипедах - В, пешком - Х, на канатной дороге - К.

Карточка 5

Саша ходит в школу в брюках или джинсах, к ним одевает рубашки серого, голубого, зеленого цвета или в клетку, а в качестве сменной обуви берет туфли или кроссовки.
а) Сколько дней Саша сможет выглядеть по-новому? Ответ: 16
б) Сколько дней при этом он будет ходить в кроссовках? Ответ: 8
в) Сколько дней он будет ходить в рубашке в клетку и джинсах? Ответ: 2

 В случае затруднения может быть открыто учителем для ученика в качестве проверки правильности:

derevo variantov 4

Комментарий для учителя:

Построим дерево возможных вариантов, обозначив Б - брюки, Д - джинсы, С - серая рубашка, Г - голубая рубашка, З - зеленая рубашка, Р - рубашка в клетку, Т - туфли, К - кроссовки.

Карточка 6

Между девятью планетами солнечной системы установлено космическое сообщение. Рейсовые ракеты летают по следующим маршрутам: Земля – Меркурий; Плутон – Венера; Земля – Плутон; Плутон – Меркурий; Меркурий – Вене; Уран – Нептун; Нептун – Сатурн; Сатурн – Юпитер; Юпитер – Марс и Марс – Уран. Можно ли долететь на рейсовых ракетах с Земли до Марса ?

Ответ:   можно

нельзя

Комментарий для учителя:

Нарисуем схему условия: планеты изобразим точками, а маршруты ракет – линиями.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/416943/img1.gif

Карточка 7

Доска имеет форму двойного креста, который получается, если из квадрата 4x4 убрать угловые клетки.

Можно ли обойти ее ходом шахматного коня и вернуться на исходную клетку, побывав на всех клетках ровно по одному разу ?https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/416943/img2.gif

Ответ:   можно

нельзя

Комментарий для учителя:

Занумеруем последовательно клетки доски:

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/416943/img3.gif

А теперь с помощью рисунка покажем, что такой обход таблицы, как указано в условии, возможен:

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/416943/img4.gif


Карточка 8.

На пришкольном участке растут 8 деревьев: яблоня, тополь, береза, рябина, дуб, клен, лиственница и сосна. Рябина выше лиственницы, яблоня выше клена, дуб ниже березы, но выше сосны, сосна выше рябины, береза ниже тополя, а лиственница выше яблони. Расположите деревья от самого низкого к самому высокому обозначив деревья первыми буквами без пробелов.

Ответ: КЯЛРСДБТ

кялрсдбт

В случае затруднения может быть открыто учителем для ученика в качестве проверки правильности:

https://55341418bc55394fbe0f-65d6d0e87ce8126fb80e16752287ad6c.ssl.cf1.rackcdn.com/ca12320e-ad00-11e3-af01-08606e697fd7/thumb.jpeg

Комментарий для учителя:

Вершины графа - это деревья, обозначенный первой буквой названия дерева. В данной задача два отношения: “быть ниже” и “быть выше”. Рассмотрим отношение “быть ниже” и проведем стрелки от более низкого дерева к более высокому. Если в задаче сказано, что рябина выше лиственницы, то стрелку ставим от лиственницы к рябине и т.д. Получаем граф, на котором видно, что самое низкое дерево – клен, затем идут яблоня, лиственница, рябина, сосна, дуб, береза и тополь.

Карточка 9.

Проведи две прямые линии так, чтобы получились следующие геометрические фигуры:

комментарий для учителя:

Карточка 10.

Ответ: ЛОГИКА

логика

Карточка 11

Ответ: УСПЕХ

успех

Карточка 12

Выбери смайлик и объясни почему ты выбрал его?

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/099c/0015ef13-02d4ce5c/img10.jpg

Комментарий: каждый смайлик кликабелен. При щелчке он увеличивается и остается один на карточке, остальные исчезают.

Домашнее задание

Карточка 13

В футбольной команде (11 человек) нужно выбрать капитана и его заместителя. Сколькими способами это можно сделать?

Ответ: 110

Комментарий для учителя: Капитаном может стать любой из 11 футболистов. После выбора капитана на роль его заместителя могут претендовать 10 оставшихся человек. Таким образом, всего есть 11 • 10 = 110 разных вариантов выборов.

        Карточка 14

Ответ: ЗАДАЧА

задача


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для подготовки к олимпиаде по математике.

Данная работа предназначена для подготовительной работы к олимпиаде по математике....

Задания для подготовки к олимпиаде в 4 классе

Материал содержит задания по всем разделам русского языка при подготовке к олимпиаде по русскому языку вместе с ответами....

задания для подготовки к олимпиаде по математике 4 класс

олимпиадный задания по математике 4 класс...

задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 4 класс

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку в 4 классе...

Задания для подготовке к олимпиаде 2-3 класс

Задания для подготовке к олимпиаде. 2- 3 класс...

Сборник заданий для подготовки к олимпиадам по математике

В сборнике представлены основные виды заданиц длч подготовки к олимпиадам с ответами и решениями...

Задания для подготовки к олимпиаде по математике 2 класс

Материалы подобраны для подготовки учащихся 2 класса к олимпиаде по математике...