"Математика в кубе" - Программа кружка по математике для 3-4 классов
рабочая программа по математике (4 класс)

Белова Елена Александровна

Рабочая программа составлена с соблюдением образовательных стандартов.  Поможет учителю начальных класов организовать работу математического кружка в школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа математического кружка168.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ШКОЛА № 51 ГОРОДА ОРЛА

Рассмотрено на МО учителей начальных классов

Протокол  № 1 от 29.08.2019 г.

Руководитель МО

_____________Шнырёва О.И.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

___________Коряковцева Е.И.

Утверждаю

Директор школы

_________Ларина Н.А.

                 

Приказ № 256-Д

от 29.08.2019 г.

Рабочая программа кружка

«МАТЕМАТИКА В КУБЕ»

https://fs01.urokimatematiki.ru/e/000af4-003.pnghttps://fs01.urokimatematiki.ru/e/000af4-001.png

Разработала:

 учитель начальных классов

Белова Е.А.

Орел 2019

Пояснительная записка

Введение.

Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

  • «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
  • Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
  • Обеспечение преемственности … начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»

(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).

Направленность программы «Математика в кубе» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – трехгодичной.

Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Сроки реализации программы

Программа «Математика в кубе» рассчитана на три года обучения. Занятия два раза  в неделю. Продолжительность каждого занятия 30 – 40 минут.

Цель и задачи программы

Цель:

Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

  • создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
  • развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
  • формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
  • повышение математической культуры ученика;
  • воспитание настойчивости, инициативы;
  • развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.

Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе

Принципы программы:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
  • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Прогнозируемые результаты

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
  • успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

учащиеся будут знать:

  • свойства арифметических действий;
  • названия геометрических фигур;
  • способы решения головоломок, шарад, ребусов.

учащиеся будут уметь:

  • устно выполнять вычислительные приемы;
  • использовать знания для решения заданий;
  • узнавать и изображать геометрические фигуры;
  • ориентироваться в пространстве;
  • проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки.
  • собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;
  • анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
  • самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи;
  • осуществлять самостоятельный поиск решений;
  • рассуждать, доказывать

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач
  • оформление математических газет
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа
  • работа в парах, в группах
  • творческие работы
  • экскурсия

Основные требования к уровню математической подготовки учащихся

Учащиеся должны знать: основной программный материал курса математики в начальных классах

Учащиеся должны уметь: творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач.

Виды контроля знаний

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах
  • Выпуск математических газет

Универсальные учебные действия:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Содержание программы

  • Математика – царица наук
  • Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
  • Как люди научились считать.
  • Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанных со счѐтом предметов.
  • Интересные приемы  устного счѐта.
  • Знакомство с интересными приѐмами  устного счѐта, применение рациональных способов решения математических выражений.
  • Решение занимательных задач в стихах.
  • Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
  • Упражнения с числами.
  • Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
  • Учимся отгадывать ребусы.
  • Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
  • Числа-великаны. Коллективный счѐт.
  • Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
  • Упражнения с числами.
  • Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

Решение ребусов и логических задач.

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Загадки - смекалки.

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

Игра «Знай свой разряд».

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

Обратные задачи.

Решение обратных задач, используя круговую схему.

Практикум «Подумай и реши».

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Задачи с изменением вопроса.

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

Проектная деятельность «Газета любознательных».

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

Решение нестандартных задач.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Решение олимпиадных задач.

Решение задач повышенной сложности.

Решение задач международной игры «Кенгуру».

Решение задач международной игры «Кенгуру».

Математические горки.

Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и разрядах

Наглядная алгебра.

Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.

Решение логических задач.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Игра «У кого какая цифра».

Закрепление знаний нумерации чисел.

Знакомьтесь: Архимед!

Исторические сведения:

- кто такой Архимед

- открытия Архимеда

- вклад в науку

Задачи с многовариантными решениями.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме

несложные рассуждения.

Знакомьтесь: Пифагор!

Исторические сведения:

- кто такой Пифагор

- открытия Пифагор

- вклад в науку

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

Задачи с многовариантными решениями.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Математический КВН.

Систематизация знаний по изученным разделам.

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

Задачи с многовариантными решениями.

 Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Календарно – тематическое планирование 3 класс

 п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Примечание

По плану

Фактическая

1

Что дала математика людям? Зачем её изучать?

2

2

Старинные системы записи чисел.

2

3

Иероглифическая система древних египтян.

2

4

Римские цифры.

2

5

Как читать римские цифры?

2

6

Решение занимательных задач. Учимся отгадывать ребусы.

2

7

Пифагор и его школа.

2

8

Бесконечный ряд загадок.

2

9

Архимед.

2

10

Умножение.

2

11

Конкурс знатоков.

2

12

Деление.

2

13

Делится или не делится.

2

14

Решение логических задач.

2

15

Проектная деятельность. «Газета любознательных»

2

16

Математический КВН.

2

17

Старинные меры длины.

2

18

Задачи – смекалки.

2

19

Задачи – смекалки.

2

20

Решение олимпиадных задач.

2

21

Решение олимпиадных задач.

2

22

Время. Часы.

2

23

Открытие нуля.

2

24

Интеллектуальный марафон.

2

25

Открытие нуля. Математические фокусы.

2

26

Международная игра «Кенгуру»

2

27

Решение задач повышенной трудности.

2

28

Решение задач повышенной трудности.

2

29

Задачи с многовариантными решениями.

2

30

Задачи с многовариантными решениями.

2

31

Подготовка и проведение КВН «Математика – царица наук»

2

32

Подготовка и проведение КВН «Математика – царица наук»

2

Календарно – тематическое планирование 4 класс

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Примечание

 По плану

Фактическая

1

Вводное занятие «Математика –

царица наук».

2

2

Как люди научились считать.

2

3

 Интересные приемы устного

счета.

2

4

Решение занимательных задач в стихах.

2

5

Упражнения с числами.

2

6

Учимся отгадывать ребусы.

2

7

Упражнения с числами.

2

8

Решение ребусов и логических задач.

2

9

Задачи с неполными данными,

лишними, нереальными данными.

2

10

Загадки - смекалки.

2

11

Игра «Знай свой разряд».

2

12

Обратные задачи.

2

13

Практикум: «Подумай и реши».

2

14

Задачи с изменением вопроса.

2

15

«Газета любознательных».

2

16

Решение нестандартных задач.

2

17

Решение олимпиадных задач.

2

18

Решение задач международной

игры «Кенгуру».

2

19.

Школьная олимпиада.

2

20.

Игра «Работа над ошибками».

2

21.

Математические  горки.

2

22.

Решение логических задач.

2

23.

25.Игра «У кого какая цифра».

2

24.

Знакомьтесь: Архимед!

2

25.

Задачи с многовариантными

решениями.

2

26.

Знакомьтесь: Пифагор!

2

27.

Задачи с многовариантными

решениями.

2

28.

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

2

29.

Задачи с многовариантными

решениями.

2

30.

Задачи с многовариантными

решениями.

2

31.

Математический  КВН.

2

32.

Подведение итогов за год.

2

Методическое обеспечение

  1. Перфокарты
  2. Карточки
  3. Таблицы
  4. Схемы
  5. Игры
  6. Головоломки
  7. Пазлы
  8. Танграмм
  9. Наглядно-иллюстративный материал и др.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы предполагают наличие кабинета начальных классов. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: ручка шариковая, простой и цветные карандаши, линейка, угольник, тетрадь. А также компьютер, интерактивная доска.

Нормативные документы

Дополнительная образовательная программа кружка «Школа мудрецов» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 07.03.1995 г. № 233 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2009 г. № 216)
  • Письмо Минобразования Российской Федерации от 20 мая 2003 года № 28-51-396/16 «О реализации дополнительных образовательных программ учреждениях дополнительного образования детей»
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  • Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки Российской Федерации от 11.12.2006 г. 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

Список литературы

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
  3. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008
  4. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
  5. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
  6. Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста
  7. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
  8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
  9. Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
  10. Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т. Дьячкова. Волгоград 2000 г.
  11. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
  12. Кенгуру -2010 . Задачи, решения, итоги.
  13. В. Волина. «Праздник числа», Издательство Москва 1993
  14. Т.К. Жикалкина. «Игровые и занимательные задания по математике 1-4 классы», Москва «Просвещение»1985.
  15. Г.А. Лавриненко. Задания развивающего характера по математике» Саратов, Издательство «Лицей» 2002.
  16. Т.А. Комзалова. Развлечения на досуге. - Русич, 1996.
  1. Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. 600 задач на сообразительность. -

Сталкер, 1997

  1. Мартин Гарднер. Математические головоломки и развлечения. - Мир, 1999.
  2. Мочалов Л.П. Головоломки и занимательные задачи. - ФИЗМАТЛИТ, 2006.
  3. Лихтарников Л. М. «Задачи мудрецов», Москва «Просвещение» - АО «Учебная литература», 1996

А также:

http://yandex.ru

http://www.develop-kinder.com

http://www.igraza.ru

http://festival.1september.ru

http://iemcko.narod.ru

http://www.igrovaia.ru

http://www.teafortwo.ru

http://nsportal.ru

http://www.potehechas.ru

http://www.ourgames.ru/

и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" в 4 классе

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематичнское планирование и список литературы...

рабочая программа кружка "Занимательная математика" 1- 2 класс

Программа способствует развитию познавательных навыков....

Программа кружка «Занимательная математика», 3 класс

Программа  кружка «Занимательная математика» для 3 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравст...

Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...

Программа кружка "Юный математик". 1-4 классы.

Программа кружка "Юный математик". 1-4 классы. ФГОС....

Рабочая программа кружка по математике "Лучший математик"

Рабочая программа кружка по математике"Лучший математик"...

Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (обще-интеллектуальной направленности) 4-5 класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результатыУ обучающегося будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной ...