"Математика в кубе" - Программа кружка по математике для 3-4 классов
рабочая программа по математике (4 класс)
Рабочая программа составлена с соблюдением образовательных стандартов. Поможет учителю начальных класов организовать работу математического кружка в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа математического кружка | 168.43 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ШКОЛА № 51 ГОРОДА ОРЛА
Рассмотрено на МО учителей начальных классов Протокол № 1 от 29.08.2019 г. Руководитель МО _____________Шнырёва О.И. | Согласовано Заместитель директора по УВР ___________Коряковцева Е.И. | Утверждаю Директор школы _________Ларина Н.А.
Приказ № 256-Д от 29.08.2019 г. |
Рабочая программа кружка
«МАТЕМАТИКА В КУБЕ»
Разработала:
учитель начальных классов
Белова Е.А.
Орел 2019
Пояснительная записка
Введение.
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
- «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
- Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
- Обеспечение преемственности … начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
- Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности….»
(Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Направленность программы «Математика в кубе» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – трехгодичной.
Новизна программы состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Сроки реализации программы
Программа «Математика в кубе» рассчитана на три года обучения. Занятия два раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 30 – 40 минут.
Цель и задачи программы
Цель:
Создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
- создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;
- формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер;
- повышение математической культуры ученика;
- воспитание настойчивости, инициативы;
- развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.
Основные идеи, принципы и подходы, реализуемые в программе
Принципы программы:
- Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
- Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Прогнозируемые результаты
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
- успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
учащиеся будут знать:
- свойства арифметических действий;
- названия геометрических фигур;
- способы решения головоломок, шарад, ребусов.
учащиеся будут уметь:
- устно выполнять вычислительные приемы;
- использовать знания для решения заданий;
- узнавать и изображать геометрические фигуры;
- ориентироваться в пространстве;
- проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки.
- собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;
- анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
- самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи;
- осуществлять самостоятельный поиск решений;
- рассуждать, доказывать
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач
- оформление математических газет
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
- проектная деятельность
- самостоятельная работа
- работа в парах, в группах
- творческие работы
- экскурсия
Основные требования к уровню математической подготовки учащихся
Учащиеся должны знать: основной программный материал курса математики в начальных классах
Учащиеся должны уметь: творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач.
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
- Участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах
- Выпуск математических газет
Универсальные учебные действия:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Содержание программы
- Математика – царица наук
- Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
- Как люди научились считать.
- Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанных со счѐтом предметов.
- Интересные приемы устного счѐта.
- Знакомство с интересными приѐмами устного счѐта, применение рациональных способов решения математических выражений.
- Решение занимательных задач в стихах.
- Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
- Упражнения с числами.
- Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
- Учимся отгадывать ребусы.
- Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
- Числа-великаны. Коллективный счѐт.
- Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
- Упражнения с числами.
- Решение примеров с числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
Решение ребусов и логических задач.
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Загадки - смекалки.
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
Игра «Знай свой разряд».
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
Обратные задачи.
Решение обратных задач, используя круговую схему.
Практикум «Подумай и реши».
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Задачи с изменением вопроса.
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
Проектная деятельность «Газета любознательных».
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.
Решение нестандартных задач.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Решение олимпиадных задач.
Решение задач повышенной сложности.
Решение задач международной игры «Кенгуру».
Решение задач международной игры «Кенгуру».
Математические горки.
Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и разрядах
Наглядная алгебра.
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
Решение логических задач.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Игра «У кого какая цифра».
Закрепление знаний нумерации чисел.
Знакомьтесь: Архимед!
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
Задачи с многовариантными решениями.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме
несложные рассуждения.
Знакомьтесь: Пифагор!
Исторические сведения:
- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор
- вклад в науку
Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
Задачи с многовариантными решениями.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Математический КВН.
Систематизация знаний по изученным разделам.
Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
Задачи с многовариантными решениями.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
Календарно – тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Примечание | |
По плану | Фактическая | ||||
1 | Что дала математика людям? Зачем её изучать? | 2 | |||
2 | Старинные системы записи чисел. | 2 | |||
3 | Иероглифическая система древних египтян. | 2 | |||
4 | Римские цифры. | 2 | |||
5 | Как читать римские цифры? | 2 | |||
6 | Решение занимательных задач. Учимся отгадывать ребусы. | 2 | |||
7 | Пифагор и его школа. | 2 | |||
8 | Бесконечный ряд загадок. | 2 | |||
9 | Архимед. | 2 | |||
10 | Умножение. | 2 | |||
11 | Конкурс знатоков. | 2 | |||
12 | Деление. | 2 | |||
13 | Делится или не делится. | 2 | |||
14 | Решение логических задач. | 2 | |||
15 | Проектная деятельность. «Газета любознательных» | 2 | |||
16 | Математический КВН. | 2 | |||
17 | Старинные меры длины. | 2 | |||
18 | Задачи – смекалки. | 2 | |||
19 | Задачи – смекалки. | 2 | |||
20 | Решение олимпиадных задач. | 2 | |||
21 | Решение олимпиадных задач. | 2 | |||
22 | Время. Часы. | 2 | |||
23 | Открытие нуля. | 2 | |||
24 | Интеллектуальный марафон. | 2 | |||
25 | Открытие нуля. Математические фокусы. | 2 | |||
26 | Международная игра «Кенгуру» | 2 | |||
27 | Решение задач повышенной трудности. | 2 | |||
28 | Решение задач повышенной трудности. | 2 | |||
29 | Задачи с многовариантными решениями. | 2 | |||
30 | Задачи с многовариантными решениями. | 2 | |||
31 | Подготовка и проведение КВН «Математика – царица наук» | 2 | |||
32 | Подготовка и проведение КВН «Математика – царица наук» | 2 |
Календарно – тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Примечание | ||
По плану | Фактическая | |||||
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук». | 2 | ||||
2 | Как люди научились считать. | 2 | ||||
3 | Интересные приемы устного счета. | 2 | ||||
4 | Решение занимательных задач в стихах. | 2 | ||||
5 | Упражнения с числами. | 2 | ||||
6 | Учимся отгадывать ребусы. | 2 | ||||
7 | Упражнения с числами. | 2 | ||||
8 | Решение ребусов и логических задач. | 2 | ||||
9 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 2 | ||||
10 | Загадки - смекалки. | 2 | ||||
11 | Игра «Знай свой разряд». | 2 | ||||
12 | Обратные задачи. | 2 | ||||
13 | Практикум: «Подумай и реши». | 2 | ||||
14 | Задачи с изменением вопроса. | 2 | ||||
15 | «Газета любознательных». | 2 | ||||
16 | Решение нестандартных задач. | 2 | ||||
17 | Решение олимпиадных задач. | 2 | ||||
18 | Решение задач международной игры «Кенгуру». | 2 | ||||
19. | Школьная олимпиада. | 2 | ||||
20. | Игра «Работа над ошибками». | 2 | ||||
21. | Математические горки. | 2 | ||||
22. | Решение логических задач. | 2 | ||||
23. | 25.Игра «У кого какая цифра». | 2 | ||||
24. | Знакомьтесь: Архимед! | 2 | ||||
25. | Задачи с многовариантными решениями. | 2 | ||||
26. | Знакомьтесь: Пифагор! | 2 | ||||
27. | Задачи с многовариантными решениями. | 2 | ||||
28. | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 2 | ||||
29. | Задачи с многовариантными решениями. | 2 | ||||
30. | Задачи с многовариантными решениями. | 2 | ||||
31. | Математический КВН. | 2 | ||||
32. | Подведение итогов за год. | 2 |
Методическое обеспечение
- Перфокарты
- Карточки
- Таблицы
- Схемы
- Игры
- Головоломки
- Пазлы
- Танграмм
- Наглядно-иллюстративный материал и др.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы предполагают наличие кабинета начальных классов. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: ручка шариковая, простой и цветные карандаши, линейка, угольник, тетрадь. А также компьютер, интерактивная доска.
Нормативные документы
Дополнительная образовательная программа кружка «Школа мудрецов» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей от 07.03.1995 г. № 233 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2009 г. № 216)
- Письмо Минобразования Российской Федерации от 20 мая 2003 года № 28-51-396/16 «О реализации дополнительных образовательных программ учреждениях дополнительного образования детей»
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки Российской Федерации от 11.12.2006 г. 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
Список литературы
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
- Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
- Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008
- Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
- Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
- Н.В.Тутубалина Познавательные викторины для детей младшего школьного возраста
- Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
- Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
- Занимательные задачи для маленьких. Москва 1994
- Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т. Дьячкова. Волгоград 2000 г.
- «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
- Кенгуру -2010 . Задачи, решения, итоги.
- В. Волина. «Праздник числа», Издательство Москва 1993
- Т.К. Жикалкина. «Игровые и занимательные задания по математике 1-4 классы», Москва «Просвещение»1985.
- Г.А. Лавриненко. Задания развивающего характера по математике» Саратов, Издательство «Лицей» 2002.
- Т.А. Комзалова. Развлечения на досуге. - Русич, 1996.
- Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. 600 задач на сообразительность. -
Сталкер, 1997
- Мартин Гарднер. Математические головоломки и развлечения. - Мир, 1999.
- Мочалов Л.П. Головоломки и занимательные задачи. - ФИЗМАТЛИТ, 2006.
- Лихтарников Л. М. «Задачи мудрецов», Москва «Просвещение» - АО «Учебная литература», 1996
А также:
http://yandex.ru
http://nsportal.ru
http://www.ourgames.ru/
и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" в 4 классе
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематичнское планирование и список литературы...
рабочая программа кружка "Занимательная математика" 1- 2 класс
Программа способствует развитию познавательных навыков....
Программа кружка «Занимательная математика», 3 класс
Программа кружка «Занимательная математика» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравст...
Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"
Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...
Программа кружка "Юный математик". 1-4 классы.
Программа кружка "Юный математик". 1-4 классы. ФГОС....
Рабочая программа кружка по математике "Лучший математик"
Рабочая программа кружка по математике"Лучший математик"...
Рабочая программа кружка «Занимательная математика» (обще-интеллектуальной направленности) 4-5 класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результатыУ обучающегося будут сформированы:- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной ...