Урок математики "Умножение двухзначного числа на однозначное"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Алёшина Тамара Васильевна

Урок математики "Умножение двухзначного числа на однозначное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_3_klass.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

                              Урок математики в 3классе (ПНШ )

Алёшина Т.В. учитель начальных классов

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема: Умножение двузначного числа на однозначное. Слайд 1

Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Цель: Организовать деятельность учащихся по закреплению понятий: двузначное и однозначное число, разрядные слагаемые;

создать условия для реализации метода  взаимообучения.

 Задачи урока:

- повторить переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число;

-формировать представления о способах умножения двузначного числа на однозначное;

- способствовать использованию нового при решении задач.

Метапредметные задачи урока:

- формировать интерес к познанию математических законов, способности к самоизменению и саморазвитию (личностные);

- развивать умение контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками, на основе рефлексивной самоорганизации; (регулятивные);

- развивать познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции. Развивать внимание, память, математическую речь; умения выделять главное, существенное в изучаемом материале. Формировать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия;  (познавательные);

- воспитывать культуру поведения, ответственность; прививать любовь к математике; воспитывать умения выслушивать и уважать мнение другого человека в работе парами (коммуникативные). 

Средства обучения: Компьютер, проектор, презентация. Учебник «Математика», 3 класс Опоры по теме урока.

                                                        Ход     урока

І. Организационный момент

Математика – королева наук!

Без неё не летят корабли,

Без неё не поделишь ни акра земли,

Даже хлеба не купишь, рубля не сочтёшь,

Что почём, не узнаешь,

А узнав, не поймёшь!

- У. -    Это всё о математике. Вы согласны с автором этих строк? Есть желающие поспорить?

- Перед вами, ребята, луч с координатами от 1 до 10

0. 10https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/16/s_5cb62e8daec28/1141015_1.png

 - Давайте определим, где на луче вы расположили бы наши школьные предметы: математика (М), русский язык (Р), чтение (Ч).

Доказывайте свои утверждения.

Вывод. Важно на уроке всё: и точный математический счёт, и грамотное объяснение математических суждений и толкование слов, и осознанное чтение заданий. Давайте проследим за всем этим на нашем уроке.

-Какое слово в стихах вам не понятно пока?

Слайд 2(1)

Акр - мера земельной площади, равная 4047 квадратным метрам (Применяется в странах с английской системой мер.) Большой толковый словарь.

І І. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель:1) включить учащихся в учебную деятельность; 2)определить содержательные рамки урока: продолжаем работать над умножением чисел.

- С мини – исследования мы начали наш урок. Что значит исследовать?

Слайд 2(2)

« Исследовать – подвергать научному изучению или наблюдать для выяснения, изучения чего-либо» Словарь С.И.Ожегова

- Наши исследования мы будем продолжать, и чтобы они проходили результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новую «звезду» знаний.

 –Откройте  тетради,   запишите  число , классная работа.

- Предлагаю проверить своё внимание. Слайд 3(1)

  • Решение логической задачи:

Таня, Арина и Валя заняли призовые места на математической олимпиаде. Известно, что место Вали нечётное, Таня заняла не первое место, а место Арины выше, чем у Вали. Распределите места между девочками.

- Предложите, как будем рассуждать. (Здесь удобно использовать таблицу)

Слайд 3(2)

1место

2 место

3 место

Таня

+

Арина

+

Валя

+

( В задаче сказано, что у Вали нечётное место, то есть либо 1- е, либо 3 - е. Также сказано, что у Арины выше, чем у Вали. Значит, у Вали 3 место. Таня заняла не 1 место, и не 3 место, значит – 2 место. Остаётся 1-е место для Арины.)

ІІІ. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение.3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности.

- Ребята, для открытия нового обязательно нужно повторить ранее изученное.

  • Арифметический диктант  (Сигнальными  карточками  работают  ,а 4 человека индивидуально  выполняют  задания  на  карточках )

а) Увеличьте 9 в 4 раза. (36)

б) Найдите сумму чисел 18 и 36. (54)

в) Найдите частное 42 и 6. (7)

г) Произведение двух чисел равно 54, первый множитель - 6. Найдите второй множитель. (9)

д) Чему равно делимое, если делитель равен 8, а частное равно 4? (32)

 Учитель  вывешивает  ответы  на  доску :  36,54,7, 9 ,32

-На какие две группы можно разделить полученные числа?

1 группа - 36, 54, 32 (двузначные, чётные)

2 группа - 7, 9 (однозначные, нечётные) Слайд 4

  • Числа первой группы представьте в виде суммы разрядных слагаемых:

                           36=30+6

                          54=50+4

                          32=30+2

  • Повторение свойства «Умножение суммы на число».

- Соедините пары выражений. На  доске :

(40+5)*2                     31*3+13*3 https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/16/s_5cb62e8daec28/1141015_2.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/16/s_5cb62e8daec28/1141015_3.png

         (31+13)*3                     (30+6)*2 https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/16/s_5cb62e8daec28/1141015_2.png

                   30*2+6*2                         40*2+5*2

-Какое свойство использовали? (Умножение суммы на число) Слайд 5

ІV. Организация восприятия. Постановка проблемы  .

Цель:1) организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;2) согласовать и зафиксировать цель и тему урока.

Слайд 6         На  доске: 6*4     14*3      5*7    8*9      8*5

-Чем похожи и чем отличаются данные выражения?        - Найдите лишнее.

  -     (Все примеры на нахождение произведения. Даны случаи табличного умножения, лишний пример 14*3) 

-Какие способы решения вы предлагаете?               14*3=14+14+14=42

                                                                                     14*7 = 14+14+14+14+14+14+ 14=98

-Всегда ли удобен этот способ вычисления?

-Определим цель нашего урока (научиться умножать двузначное число на однозначное).

V. Реализация знаний  и умений. Работа с учебником.

Цель: сформировать представление об умножении двузначного числа на однозначное.

  • Коллективная работа, №208 (1- 5)

- Продолжим наше исследование математических записей

  • Парная работа, №208 (6)

- Думаю, что работая в парах вам интереснее будет справиться с этим заданием. Решите примеры №208(6)

 1вариант-1-3-ий примеры,                  2 вариант -3-5-ый примеры.

- Закончив работу проверьте работу друг у друга.

У.       Сделайте вывод: как же умножать двузначное число на однозначное?

(Двузначное число запишем в виде суммы разрядных слагаемых и воспользуемся правилом умножения суммы на число.)

V І. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция

  • 1.  Составим алгоритм вычисления. Слайд 7

1.Представляю число в виде суммы разрядных слагаемых.

2.Умножаю десятки.

3.Умножаю единицы.

4.Считаю.

5.Читаю  ответ.

                               На доске «карточки- помогайки» : Представляю… Умножаю…

Умножаю… Считаю… Читаю ответ.

  • 2.   Применение переместительного свойства умножения. 

- Продолжаем открытие новогоСлайд 8

              На  доске :                            36 х 2         24 х 4          18 х 3       5 х 17  -  1строка

                                          5 х 16               13 х 3            2 х 45           26 х 3 .  -  2  строка

 -  Что заметили в записи примеров?

- Как выполним умножение 5 х 16?  -   (16 х 5)

- Какое свойство умножения использовали? (Переместительное свойство умножения)

- Запишем его в общем виде а + b = b + а

 3. Самостоятельная работа с использованием алгоритма вычисления.

                      1вариант – примеры верхней строки

2вариант – примеры нижней строки

  • 4.     Самопроверка по эталону. Слайд 9

1вариант 

36 х 2 = (30 + 6) х 2= 30 х 2 + 6 х 2 =60 + 12 = 72

24 х 4 = (20 + 4) = 20 х 4 + 4 х 4 = 80 + 16 = 96

18 х 3 = (10 + 8) х 3 = 10 х 3 + 8 х 3 = 30 + 24 = 54

5 х 17 = 17 х 5 = (10 + 7) х 5 = 10 х 5 + 7 х 5 = 85

2вариант

5 х 16 = 16 х 5 = (10 + 6) х 5 = 10 х 5 + 6 х 5 = 50 + 30 = 80

13 х 3 = (10 + 3) х 3 = 10 х 3 + 3 х 3 = 30 + 9 = 39

2 х 45 = 45 х 2 = (40 + 5) х 2 = 40 х 2 + 5 х 2 = 80 + 10 = 90

26 х 3 = (20 + 6) х 3 = 20 х 3 + 6 х 3 =60 + 18 = 78

- Подчеркните строки, где использовали переместительный закон умножения.

  • 5.   Рефлексия успешности.

- Оцените себя с помощью «лесенки успеха» Слайд 10

(Ставят соответствующий знак на полях в тетради. Подсказка на слайде.)

Физминутка для глаз. Слайд 11

- Расслабьтесь, работают только ваши глазки.

VІ І Закрепление знаний. 

Цель: организация деятельности учащихся по применению изученных знаний, выделение существенных признаков, конкретизация ЗУН

  • 1.   Коллективное решение задачи двумя способами.

- Ученье везде найдёт примененье!

У.  - Используем новый приём вычислений при решении задачи.

Слайд 12

На   доске :

Четыре класса сделали к празднику каждый по 7 масок зверей и по 5 масок птиц. Сколько всего масок они сделали?

 - Прочитайте. -  О чём говорится в задаче ?        - Что нам  известно  и что  требуется  найти?    

- Объясните рисунок.  -  Решаем задачу двумя способами.

Первый способ:

- По сколько масок сделал каждый класс? (7+5)

- Сколько было классов? (4)

Составляем выражение: (7+5)*4=12*4=48 (м.)

Второй способ:

- Сколько масок зверей сделали 4 класса? (7*4)

- Сколько масок птиц сделали 4 класса? (5*4)

Составляем выражение: 7*4+5*4=28+20=48 (м.)

2 .  Самостоятельная работа  с  проверкой.    Геометрический материал по теме «Площадь», «Периметр-https://fsd.multiurok.ru/html/2019/04/16/s_5cb62e8daec28/1141015_5.png

  • Ребята, предлагаю сразу 2 задания на тему «Площадь» и «Периметр».

1вариант  - площадь         2вариант   - периметр – ( по  одному  ученику  у доски)

   - Как  находится  площадь  прямоугольника   ? Что такое  периметр ? и  как  его  найти ?                             На    доске :

              Задача.   Длина прямоугольника 12 см, ширина 5 см. Найдите площадь и периметр.  

  1. 1вариант. а = 12см    b = 5см     S=?       Решение: S = а * в 

                        S=12 * 5     S= 60 (см²)                

Ответ:   S= 60 (см²)                

2вариант. а = 12см    b = 5см     Р = ?см          Решение :   Р = (а + b) * 2

Р = (12 + 5) * 2                       Р= 34(см)

Ответ : Р= 34(см)

Проверка. -  красный  или  зелёный  цвета.

-Какими   способами вы  вычисляли?          S= (12 * 5= (10+2) * 5= 10 * 5+2 * 5= 60) 

Р = (12+5) * 2  = 17*2 =( 10 + 7) *2=10 *2 + 7*2 =34    

VІІІ.  Домашнее задание : №210, 211(2)

ІХ. Рефлексия учебной деятельности.  Цель: дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности учащихся.

- Наш урок подошёл к концу.      - Какую же «звёздочку» знаний мы открыли?

- Ребята, определите, насколько важна та работа, которой мы сегодня занимались   и

- оцените  свою  работу на уроке с разных позиций:   На доске :

 -   Сегодня  на уроке  я  узнал….

Теперь  я могу…..

Было  интересно …..

Знания  ,  полученные  сегодня  на  уроке  , пригодятся……

- Спасибо за работу!

17 Слайд

                     1вариант 

36 х 2 = (30 + 6) х 2= 30 х 2 + 6 х 2 =60 + 12 = 72

24 х 4 = (20 + 4) = 20 х 4 + 4 х 4 = 80 + 16 = 96

18 х 3 = (10 + 8) х 3 = 10 х 3 + 8 х 3 = 30 + 24 = 54

5 х 17 = 17 х 5 = (10 + 7) х 5 = 10 х 5 + 7 х 5 = 85

                          2вариант

5 х 16 = 16 х 5 = (10 + 6) х 5 = 10 х 5 + 6 х 5 = 50 + 30 = 80

13 х 3 = (10 + 3) х 3 = 10 х 3 + 3 х 3 = 30 + 9 = 39

2 х 45 = 45 х 2 = (40 + 5) х 2 = 40 х 2 + 5 х 2 = 80 + 10 = 90

26 х 3 = (20 + 6) х 3 = 20 х 3 + 6 х 3 =60 + 18 = 78

 Сегодня  на уроке  я  узнал….

Теперь  я могу…..

Было  интересно …..

Знания  ,  полученные  сегодня  на  уроке  , пригодятся……

1.Представляю число в виде суммы разрядных слагаемых.

2.Умножаю десятки.

3.Умножаю единицы.

4.Считаю.

5.Читаю  ответ.

.   Длина прямоугольни -ка  12 см, ширина  5 см. Найдите площадь и периметр.  

36    54   7    

9     32  

6*4      5*7

14 *3   8*9

8*5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс, программа «Гармония».Тема урока: «Деление двузначного числа на однозначное»,« Обобщение знаний таблицы умножения 2»

Интегрированный урок математики .Тема урока: «Деление на двузначного  числа на однозначное»,« Обобщение знаний  таблицы  умножения 2»...

Урок математики в 3 классе УМК «Школа России».Тема урока: «Умножение двузначного числа на однозначное»

Урок открытия новых знаний. Цели урока: научить умножать двузначное число на однозначное, составить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Умножение многозначного числа на однозначное.

Тема: "Умножение многозначного числа на однозначное", математика Петерсон, 3 класс...

Урок математики 4 класс Тема урока: «Деление многозначного числа на однозначное»

Предложен урок математики в 4 классе по теме "Деление многозначных числа на однозначное"....

Презентация к уроку "Умножение двузначного числа на однозначное"

Презентация к уроку "Умножение двузначного числа на однозначное"...

Сценарий урока "Умножение двузначного числа на однозначное"

Сценарий урока будет полезен учителям начальных классов, работающим по программе "Школа России"...