Урок математики "Умножение двухзначного числа на однозначное"
план-конспект урока по математике (3 класс)
Урок математики "Умножение двухзначного числа на однозначное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_3_klass.docx | 36.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 3классе (ПНШ )
Алёшина Т.В. учитель начальных классов
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тема: Умножение двузначного числа на однозначное. Слайд 1
Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Цель: Организовать деятельность учащихся по закреплению понятий: двузначное и однозначное число, разрядные слагаемые;
создать условия для реализации метода взаимообучения.
Задачи урока:
- повторить переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число;
-формировать представления о способах умножения двузначного числа на однозначное;
- способствовать использованию нового при решении задач.
Метапредметные задачи урока:
- формировать интерес к познанию математических законов, способности к самоизменению и саморазвитию (личностные);
- развивать умение контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками, на основе рефлексивной самоорганизации; (регулятивные);
- развивать познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции. Развивать внимание, память, математическую речь; умения выделять главное, существенное в изучаемом материале. Формировать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия; (познавательные);
- воспитывать культуру поведения, ответственность; прививать любовь к математике; воспитывать умения выслушивать и уважать мнение другого человека в работе парами (коммуникативные).
Средства обучения: Компьютер, проектор, презентация. Учебник «Математика», 3 класс Опоры по теме урока.
Ход урока
І. Организационный момент
Математика – королева наук!
Без неё не летят корабли,
Без неё не поделишь ни акра земли,
Даже хлеба не купишь, рубля не сочтёшь,
Что почём, не узнаешь,
А узнав, не поймёшь!
- У. - Это всё о математике. Вы согласны с автором этих строк? Есть желающие поспорить?
- Перед вами, ребята, луч с координатами от 1 до 10
0. 10
- Давайте определим, где на луче вы расположили бы наши школьные предметы: математика (М), русский язык (Р), чтение (Ч).
Доказывайте свои утверждения.
Вывод. Важно на уроке всё: и точный математический счёт, и грамотное объяснение математических суждений и толкование слов, и осознанное чтение заданий. Давайте проследим за всем этим на нашем уроке.
-Какое слово в стихах вам не понятно пока?
Слайд 2(1)
Акр - мера земельной площади, равная 4047 квадратным метрам (Применяется в странах с английской системой мер.) Большой толковый словарь.
І І. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель:1) включить учащихся в учебную деятельность; 2)определить содержательные рамки урока: продолжаем работать над умножением чисел.
- С мини – исследования мы начали наш урок. Что значит исследовать?
Слайд 2(2)
« Исследовать – подвергать научному изучению или наблюдать для выяснения, изучения чего-либо» Словарь С.И.Ожегова
- Наши исследования мы будем продолжать, и чтобы они проходили результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новую «звезду» знаний.
–Откройте тетради, запишите число , классная работа.
- Предлагаю проверить своё внимание. Слайд 3(1)
- Решение логической задачи:
Таня, Арина и Валя заняли призовые места на математической олимпиаде. Известно, что место Вали нечётное, Таня заняла не первое место, а место Арины выше, чем у Вали. Распределите места между девочками.
- Предложите, как будем рассуждать. (Здесь удобно использовать таблицу)
Слайд 3(2)
1место | 2 место | 3 место | |
Таня | + | ||
Арина | + | ||
Валя | + |
( В задаче сказано, что у Вали нечётное место, то есть либо 1- е, либо 3 - е. Также сказано, что у Арины выше, чем у Вали. Значит, у Вали 3 место. Таня заняла не 1 место, и не 3 место, значит – 2 место. Остаётся 1-е место для Арины.)
ІІІ. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение.3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности.
- Ребята, для открытия нового обязательно нужно повторить ранее изученное.
- Арифметический диктант (Сигнальными карточками работают ,а 4 человека индивидуально выполняют задания на карточках )
а) Увеличьте 9 в 4 раза. (36)
б) Найдите сумму чисел 18 и 36. (54)
в) Найдите частное 42 и 6. (7)
г) Произведение двух чисел равно 54, первый множитель - 6. Найдите второй множитель. (9)
д) Чему равно делимое, если делитель равен 8, а частное равно 4? (32)
Учитель вывешивает ответы на доску : 36,54,7, 9 ,32
-На какие две группы можно разделить полученные числа?
1 группа - 36, 54, 32 (двузначные, чётные)
2 группа - 7, 9 (однозначные, нечётные) Слайд 4
- Числа первой группы представьте в виде суммы разрядных слагаемых:
36=30+6
54=50+4
32=30+2
- Повторение свойства «Умножение суммы на число».
- Соедините пары выражений. На доске :
(40+5)*2 31*3+13*3
(31+13)*3 (30+6)*2
30*2+6*2 40*2+5*2
-Какое свойство использовали? (Умножение суммы на число) Слайд 5
ІV. Организация восприятия. Постановка проблемы .
Цель:1) организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;2) согласовать и зафиксировать цель и тему урока.
Слайд 6 На доске: 6*4 14*3 5*7 8*9 8*5
-Чем похожи и чем отличаются данные выражения? - Найдите лишнее.
- (Все примеры на нахождение произведения. Даны случаи табличного умножения, лишний пример 14*3)
-Какие способы решения вы предлагаете? 14*3=14+14+14=42
14*7 = 14+14+14+14+14+14+ 14=98
-Всегда ли удобен этот способ вычисления?
-Определим цель нашего урока (научиться умножать двузначное число на однозначное).
V. Реализация знаний и умений. Работа с учебником.
Цель: сформировать представление об умножении двузначного числа на однозначное.
- Коллективная работа, №208 (1- 5)
- Продолжим наше исследование математических записей
- Парная работа, №208 (6)
- Думаю, что работая в парах вам интереснее будет справиться с этим заданием. Решите примеры №208(6)
1вариант-1-3-ий примеры, 2 вариант -3-5-ый примеры.
- Закончив работу проверьте работу друг у друга.
У. Сделайте вывод: как же умножать двузначное число на однозначное?
(Двузначное число запишем в виде суммы разрядных слагаемых и воспользуемся правилом умножения суммы на число.)
V І. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция
- 1. Составим алгоритм вычисления. Слайд 7
1.Представляю число в виде суммы разрядных слагаемых.
2.Умножаю десятки.
3.Умножаю единицы.
4.Считаю.
5.Читаю ответ.
На доске «карточки- помогайки» : Представляю… Умножаю…
Умножаю… Считаю… Читаю ответ.
- 2. Применение переместительного свойства умножения.
- Продолжаем открытие новогоСлайд 8
На доске : 36 х 2 24 х 4 18 х 3 5 х 17 - 1строка
5 х 16 13 х 3 2 х 45 26 х 3 . - 2 строка
- Что заметили в записи примеров?
- Как выполним умножение 5 х 16? - (16 х 5)
- Какое свойство умножения использовали? (Переместительное свойство умножения)
- Запишем его в общем виде а + b = b + а
3. Самостоятельная работа с использованием алгоритма вычисления.
1вариант – примеры верхней строки
2вариант – примеры нижней строки
- 4. Самопроверка по эталону. Слайд 9
1вариант
36 х 2 = (30 + 6) х 2= 30 х 2 + 6 х 2 =60 + 12 = 72
24 х 4 = (20 + 4) = 20 х 4 + 4 х 4 = 80 + 16 = 96
18 х 3 = (10 + 8) х 3 = 10 х 3 + 8 х 3 = 30 + 24 = 54
5 х 17 = 17 х 5 = (10 + 7) х 5 = 10 х 5 + 7 х 5 = 85
2вариант
5 х 16 = 16 х 5 = (10 + 6) х 5 = 10 х 5 + 6 х 5 = 50 + 30 = 80
13 х 3 = (10 + 3) х 3 = 10 х 3 + 3 х 3 = 30 + 9 = 39
2 х 45 = 45 х 2 = (40 + 5) х 2 = 40 х 2 + 5 х 2 = 80 + 10 = 90
26 х 3 = (20 + 6) х 3 = 20 х 3 + 6 х 3 =60 + 18 = 78
- Подчеркните строки, где использовали переместительный закон умножения.
- 5. Рефлексия успешности.
- Оцените себя с помощью «лесенки успеха» Слайд 10
(Ставят соответствующий знак на полях в тетради. Подсказка на слайде.)
Физминутка для глаз. Слайд 11
- Расслабьтесь, работают только ваши глазки.
VІ І Закрепление знаний.
Цель: организация деятельности учащихся по применению изученных знаний, выделение существенных признаков, конкретизация ЗУН
- 1. Коллективное решение задачи двумя способами.
- Ученье везде найдёт примененье!
У. - Используем новый приём вычислений при решении задачи.
Слайд 12
На доске :
Четыре класса сделали к празднику каждый по 7 масок зверей и по 5 масок птиц. Сколько всего масок они сделали?
- Прочитайте. - О чём говорится в задаче ? - Что нам известно и что требуется найти?
- Объясните рисунок. - Решаем задачу двумя способами.
Первый способ:
- По сколько масок сделал каждый класс? (7+5)
- Сколько было классов? (4)
Составляем выражение: (7+5)*4=12*4=48 (м.)
Второй способ:
- Сколько масок зверей сделали 4 класса? (7*4)
- Сколько масок птиц сделали 4 класса? (5*4)
Составляем выражение: 7*4+5*4=28+20=48 (м.)
2 . Самостоятельная работа с проверкой. Геометрический материал по теме «Площадь», «Периметр-
- Ребята, предлагаю сразу 2 задания на тему «Площадь» и «Периметр».
1вариант - площадь 2вариант - периметр – ( по одному ученику у доски)
- Как находится площадь прямоугольника ? Что такое периметр ? и как его найти ? На доске :
Задача. Длина прямоугольника 12 см, ширина 5 см. Найдите площадь и периметр.
- 1вариант. а = 12см b = 5см S=? Решение: S = а * в
S=12 * 5 S= 60 (см²)
Ответ: S= 60 (см²)
2вариант. а = 12см b = 5см Р = ?см Решение : Р = (а + b) * 2
Р = (12 + 5) * 2 Р= 34(см)
Ответ : Р= 34(см)
Проверка. - красный или зелёный цвета.
-Какими способами вы вычисляли? S= (12 * 5= (10+2) * 5= 10 * 5+2 * 5= 60)
Р = (12+5) * 2 = 17*2 =( 10 + 7) *2=10 *2 + 7*2 =34
VІІІ. Домашнее задание : №210, 211(2)
ІХ. Рефлексия учебной деятельности. Цель: дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности учащихся.
- Наш урок подошёл к концу. - Какую же «звёздочку» знаний мы открыли?
- Ребята, определите, насколько важна та работа, которой мы сегодня занимались и
- оцените свою работу на уроке с разных позиций: На доске :
- Сегодня на уроке я узнал….
Теперь я могу…..
Было интересно …..
Знания , полученные сегодня на уроке , пригодятся……
- Спасибо за работу!
17 Слайд
1вариант
36 х 2 = (30 + 6) х 2= 30 х 2 + 6 х 2 =60 + 12 = 72
24 х 4 = (20 + 4) = 20 х 4 + 4 х 4 = 80 + 16 = 96
18 х 3 = (10 + 8) х 3 = 10 х 3 + 8 х 3 = 30 + 24 = 54
5 х 17 = 17 х 5 = (10 + 7) х 5 = 10 х 5 + 7 х 5 = 85
2вариант
5 х 16 = 16 х 5 = (10 + 6) х 5 = 10 х 5 + 6 х 5 = 50 + 30 = 80
13 х 3 = (10 + 3) х 3 = 10 х 3 + 3 х 3 = 30 + 9 = 39
2 х 45 = 45 х 2 = (40 + 5) х 2 = 40 х 2 + 5 х 2 = 80 + 10 = 90
26 х 3 = (20 + 6) х 3 = 20 х 3 + 6 х 3 =60 + 18 = 78
Сегодня на уроке я узнал….
Теперь я могу…..
Было интересно …..
Знания , полученные сегодня на уроке , пригодятся……
1.Представляю число в виде суммы разрядных слагаемых.
2.Умножаю десятки.
3.Умножаю единицы.
4.Считаю.
5.Читаю ответ.
. Длина прямоугольни -ка 12 см, ширина 5 см. Найдите площадь и периметр.
36 54 7
9 32
6*4 5*7
14 *3 8*9
8*5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Умножение двузначного числа на однозначное" 3 класс "Планета знаний"
Умножение двузначного числа на однозначное...
Урок математики 3 класс, программа «Гармония».Тема урока: «Деление двузначного числа на однозначное»,« Обобщение знаний таблицы умножения 2»
Интегрированный урок математики .Тема урока: «Деление на двузначного числа на однозначное»,« Обобщение знаний таблицы умножения 2»...
Урок математики в 3 классе УМК «Школа России».Тема урока: «Умножение двузначного числа на однозначное»
Урок открытия новых знаний. Цели урока: научить умножать двузначное число на однозначное, составить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Умножение многозначного числа на однозначное.
Тема: "Умножение многозначного числа на однозначное", математика Петерсон, 3 класс...
Урок математики 4 класс Тема урока: «Деление многозначного числа на однозначное»
Предложен урок математики в 4 классе по теме "Деление многозначных числа на однозначное"....
Презентация к уроку "Умножение двузначного числа на однозначное"
Презентация к уроку "Умножение двузначного числа на однозначное"...
Сценарий урока "Умножение двузначного числа на однозначное"
Сценарий урока будет полезен учителям начальных классов, работающим по программе "Школа России"...