«Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность».
план-конспект урока по математике (1 класс)
Урок математики в 1 классе по теме «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umenshaemoe_._vychitaemoe._raznost.docx | 67.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность».
УМК: «Школа России».
Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания: названия компонентов действий при вычитании, способствовать развитию вычислительных навыков.
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;
- способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- Умение выделять название компонентов при вычитании; уметь составлять равенства.
- Умение называть компоненты действия вычитания
- Умение читать равенства
- Умение соотносить краткую запись с задачей
- Умение решать задачу
- Умение выбирать действия для решения задачи
- Умение оформлять решение задачи
Личностные УУД.
- Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Уметь делать выбор, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педпгога.
Метапредметные:
Регулятивные УУД.
- Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД.
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
- Уметь добывать новые знания , используя материал учебника, информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт
- Построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД.
- Уметь учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- Уметь формулировать собственное мнение и позицию;
- Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Формы организации деятельности детей: групповая, фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Оборудование:
- учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1 класс, часть 2;
- сигнальные карточки;
- конверты со словами
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | -Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. -Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие по сказочному городу «Цифр и сделаем маленькое открытие для себя. -Какими качествами нужно обладать. Чтобы сделать открытие? -Тогда отправляемся в путь! | Учащиеся проверяют готовность к уроку Высказывания детей: -Внимательными, наблюдательными, активными, умение поддерживать друг друга | Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии | 1. Устный счёт. -Посмотрите на доску (на доске вразброс цифры от 1 до 9) -Вот мы встретились с первыми жильцами этого города. Назовите их. (выборочно) -Приготовьтесь выполнить задание: 1. Запишите цифры, которые вы видите на доске в порядке возрастания. (1уч. у доски) 2. На ск.7 больше 4?-ответ обведите в кружок 3. Какое число следует за числом 8? ответ обведите в кружок 4. Сколько получится, если 6 уменьшить на 5? ответ обведите в кружок -Это были легкие вопросы, а теперь посложнее. 5.Первое слагаемое3,второе слагаемое 2.Найти сумму . ответ обведите в кружок 6. 6 увеличьте на 2 ответ обведите в кружок 7. Какое число предшествует числу 8? ответ обведите в кружок -Посмотрите на эти цифры - вот сколько новых друзей мы нашли в этом городе! -Все цифры у нас в кружочках? -Какие цифры остались? Выпишите их(2,4,6) -Составьте равенство на сложение используя только эти числа 2,4,6 -Какое равенство получилось у вас? Запишите его, а я на доске. -А ещё, какое равенство можем составить? -Запишите его, а я на доске -Какое свойство мы сейчас использовали? -В чем его смысл? -А теперь составьте равенство на вычитание с этими числами. Что у вас получилось? -Ещё какое равенство можем составить на вычитание? -Запишите его, а я на доске - Каким правилом воспользовались при составлении равенств на вычитание? -Прочитайте математическую запись, используя названия компонентов при сложении. - А теперь прочитайте математическую запись, используя названия компонентов при вычитании. | Слушают и выполняют задания учителя в тетрадях Оценивают результат своей работы, находят оставшиеся цифры, выписывают их и составляют равенство на сложение используя только это числа. 2+4=6 4+2=6 - Переместительное свойство сложения -От перемены мест слагаемых сумма не изменяется 6-4=2 6-2=4 -Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то получиться 2 слагаемое, если из суммы вычесть 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое. - Первое слагаемое - 2, второе слагаемое -3, значение суммы равно5. Ребята читают все записи | Анализ с целью выделения признаков (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: применять свои знания (Познавательные УУД) |
Выявление места и причины затруднения. | - Вы смогли выполнить задание. - В чём затруднение? - Какую же цель мы поставим на уроке? (Мы должны научиться называть компоненты при вычитании, правильно читать равенства на вычитание) - Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? | Фиксируют затруднение. Выявляют место и причину затруднения. - Мы не знаем, как называются числа при вычитании. С помощью учителя ставят цель урока, называют тему урока - Мы должны научиться называть компоненты при вычитании, правильно читать равенства на вычитание. - Название компонентов при вычитании | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. (Регулятивные УУД) Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) |
Построение проекта выхода из затруднения | - Сегодня мы с вами попробуем сделать открытие. Для этого будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах. - Для того, чтобы узнать как называется эти компоненты нам помогут слова-помощники, они находятся в конвертах.1 и 4 группы будут выбирать и обосновывать название первого компонента ,2 и 5 – название второго компонента, 3 и 6 – название третьего компонента. - Какое задание вам нужно будет выполнить? В 1 конверте карточки со словами уменьшаемое, минусуемое, убираемое. Во 2 конверте – вычитаемое, отодвигаемое, выбрасываемое. В 3 конверте – разность, равняемость, результаемость.) - При вычитании первое число уменьшается, значит, как его можно назвать? -Выберите на ваш взгляд правильное название и положите его перед собой и обоснуйте своё решение. - Второе число вычитают, значит, как его можно назвать? - Третье число показывает разницу между первым числом и вторым, значит, как его можно назвать? -Какое задание вам нужно было сделать? -Перед вами три названия. А где мы можем проверить правильность выполнения задания? - Давайте откроем учебник на с.29 и прочитаем, правильно ли вы догадались. - Молодцы. Вы верно выбрали компоненты. -Какой следующий шаг? (-Как можно схематично обозначить название компонентов?) (-А можно взять только первые буквы?) -А теперь прочитайте математическую запись, используя названия компонентов действия вычитания. (второй пример тоже читаем) | Вспоминают правила работы в группах, слушают задание учителя.
Объясняют какое задание им нужно будет выполнить.
Ребята выполняют задание в группах. - Дети обосновывают свой выбор и прикрепляют карточки на доску. Высказывают предположение. - Проверить можно по учебнику. Ученики открыли учебник и проверяют. Ученики проговаривают следующий шаг. Читают математическую запись, используя названия компонентов. Второй пример тоже читают. | Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (Регулятивные УУД) Умение слушать и понимать речь других Умение договариваться, находить общее решение (Коммуникативные УУД) Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, анализировать материал и делать выводы (Познавательные УУД) |
Физкультминутка | Счёт « цепочкой» 9-3+1-2+4= (9) 4+3-6+8-5= (4) | Считают про себя. Показывают кивком головы, что учителю можно проговаривать следующее действие. В конце называют ответ. | Уметь ориентироваться в своей системе знаний: применять свои знания (Познавательные УУД) |
Первичное закрепление во внешней речи | А теперь прочитайте математическую запись, используя названия компонентов действия вычитания. (второй пример тоже читаем) (фронтальная работа) - Ребята, а теперь поработаем, а паре. Мы попробуем выполнить задание, используя полученные знания. Учитель поднимает пример – 1 вариант читает 2 варианту, используя названия компонентов действия вычитания, а потом наоборот -Какое задание вам нужно будет сделать? -Кто хотел бы всему классу прочитать, используя названия компонентов действия вычитания? -Что тебе нужно было сделать? -Удалось ли тебе выполнить задание? -Всё ли ты сделал правильно или были недочёты? -Молодцы! И с этим заданием вы справились. | Читают математическую запись, используя названия компонентов действия вычитания. Работают в паре
Анализируют и делают вывод | Уметь ориентироваться в своей системе знаний: применять свои знания (Познавательные УУД) Умение слушать и понимать речь других Умение договариваться, находить общее решение (Коммуникативные УУД) Способность к взаимопомощи, переживание ситуации успеха при поддержке других участников группы и педагога (Личностные УУД) |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | -Вы поработали вместе в парах, что дальше необходимо сделать? -Теперь мы попробуем самостоятельно выполнить задание 1 в учебнике, используя полученные знания. (Задание 1. Уменьшаемое равно 9, вычитаемое – 4. Запиши разность этих чисел и вычисли её) Проверка. (на доске - образец) -У кого всё верно? -Кто допустил ошибки? - В чём причина? | Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. - Надо проверить себя. Выполняют задание самостоятельно Выполняют проверку по эталону | Умение оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, оценивать результат своей работы (Регулятивные УУД) |
Включение в систему знаний и повторение | -Где ещё мы сможем применить свои знания? -Прочитайте задачу № 2, с.27. -О чём говорится в этой задаче? -Прочитайте условие задачи. Что известно? -Что нужно узнать в задаче? -Перед вами две краткие записи. | Высказывают предположения - В решении задач Отвечают на вопросы учителя | Уметь оформлять свои знания в устной речи (Коммуникативные УУД) |
- Какая подойдёт к нашей задаче? Почему? -Подходит ли эта задача к нашей теме урока? Обоснуйте почему она подходит. - Какое выражение составим? -Запишите решение самостоятельно. (При проверке используем названия компонентов действия вычитания.) Проверка. -Поднимите руки те, кто выполнил по-другому. | Отвечают на вопросы учителя - Подойдёт вторая, потому что яблок осталось меньше. Обосновывают свой выбор. Выполняют задание самостоятельно Проверяют свою работу | Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: применять свои знания (Познавательные УУД) Способность к самооценке. (Личностные УУД) | |
Рефлексия | -Какая тема урока была? -Как называются числа при вычитании. - Какую цель ставили? - Достигли цели? -Расскажите по схеме, чему научились на уроке? - Оцените свою деятельность на уроке | Отвечают на вопросы учителя, фиксируют в памяти новое содержание.
Оценивают свою работу. | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автор: Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность"
Разработка урока математики в 1 классе ОС "Школа 2100" по учебнику Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких "Моя математика"...
Урок по математике "Уменьшаемое, вычитаемое, разность"
Знайка просит помочь зверушкам преодолеть препятствия. Игра "Мы оказались на лесной поляне и сейчас будем собирать ягоды". И...
Урок математики в 1 классе по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность" по программе "Школа России"
Урок математики по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность" составлен на основе деятельностного обучения. Соответствует новым стандартам. В ходе групповой работы учащиеся учатся открывать новые знания...
Урок математики по теме: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей"
Знакомство в 1 классе с названиями компонентов при вычитании, чтение выражения, используя эти термины....
Математика. 1 класс. Урок 43. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность - Презентация
ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_43_umenshaemoe_vychitaemoe_raznost/2012-11-21-136 Урок 43. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность В презентации от...
Тема: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
Цели урока: Познакомить с названиями компонентов при вычитании.Способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычит...
урок по математике "Уменьшаемое,вычитаемое,разность"
Урок по математике "Уменьшаемое, вычитаемое, разность" 1 класс ФГОС УМК "Школа России" автор Моро...