Дидактические игры
методическая разработка по математике
Представлены дидактические игы для формирования у младших школьников вычислительных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра 1 «Кто из них прав?»
Учебная задача: формирование умения правильно считать предметы.
Игровая задача: кто из зайцев считает лучше?
Таблички меняются, игра повторяется несколько раз.
Описание игры: учитель ставит на наборном полотне 7 морковок и 2 зайцев (белого и серого). Около белого зайца табличка с цифрой 8 , около серого - 7 . Надо пересчитать морковки и сказать, который из зайчиков считает правильно.
Итог игры: выигрывает тот, кто первым назовет правильный ответ.
Участники: весь класс.
Игра 2 «Математический телефон»
Идёт соревнование по рядам. Каждому ученику, сидящему за первой партой, учитель называет двузначное число шёпотом, чтобы не услышали другие ученики класса: 12, 13, 14.
Учитель показывает на первый прямоугольник, все ученики, получившие от учителя числа, прибавляют к нему число 5, затем поворачиваются к ученикам, сидящим за ними, называют им результат, и т.д. Ученики, сидящие за первыми партами, выполняют роль контролёров. Они выполняют всю цепочку действий. В конце соревнования ученики, сидящие за последними партами, должны записать окончательные ответы, а сидящие за первыми – утвердить их или отвергнуть. Побеждает тот ряд, который правильно и раньше всех выполнит всю цепочку действий.
Игра 3 «Яблонька»
Дети получают задания – выбрать те яблоки, на которых записаны примеры, например, с ответом 15.
Игра 4 «Наряди ёлочку»
Вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров (от 8 до 10 в каждом). К доске выходят два ученика. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, ученик вешает последнюю игрушку, тот получает приз – рисунок с новогодней игрушкой.
Игра 5 «Кто считает лучше?»
Учащиеся класса делятся на три команды. Каждый член команды получает карточку с числом от 0 до 10. Учитель читает пример. Ученик, у которого на карточке соответствующий результат, встаёт. Тот, кто первый даёт правильный ответ, приносит своей команде очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Игра 6 «Определи маршрут корабля»
К магнитной доске прикрепляется рисунок корабля, и изображаются схематично (кружками) пристани. Каждая пристань нумеруется. Под пристанями располагаются примеры, в которых зашифрованы маршруты к другим пристаням. «Моряки» первой команды вызываются поочерёдно. Первый ученик решает пример, записанный под кораблём, показывает стрелкой, к какой пристани причаливает корабль. Он ведёт свой корабль к той пристани, где находится ответ этого примера. Второй ученик решает пример, записанный под пристанью, и ведёт корабль к другой, где находится ответ второго примера и т. д. Далее на доске открываются примеры для второй команды.
Игра 7 «Узнай слово»
На доске записаны примеры. Дети решают их. Каждому числу в ответе соответствует определённая буква. Ученики ставят буквы по порядку и разгадывают слово.
Игра 8 «Кто быстрее?»
Напротив каждого ряда на доске изображения самолёта, катера, машины. На них написаны примеры. Дети, решившие пример, быстро выходят к доске и пишут ответ. Быстрее доедет тот вид транспорта, где примеры будут решены быстрее.
Игра 9 «Почтальон»
На партах у детей карточки – номера домов. Выбирается почтальон. Он берёт письма, телеграммы, открытки. Затем выбирает себе любую корреспонденцию и решает задание, предложенное в ней. Определив ответ, он несёт оставшиеся письма и открытки на ту парту, где номер дома тот же, что и ответ его задания. Ученик с этой парты становится почтальоном.
Игра 10 «Алло, ответ верен»
На столах у детей картонные телефоны. Дети работают парами. Решая примеры либо выполняя задания по карточкам, или из учебника ученик сообщает ответ в трубку телефона. Сосед по парте подтверждает его правильность. Этот игровой момент используется при устном счёте, проверке и закреплении изученного материала.
Игра 11 «День и ночь»
Оборудование: карточки с цифрами у каждого ученика.
Содержание игры: учитель говорит «Ночь». Дети опускают головы на парту, закрывают глаза. Учитель: «Я задумала два числа, сложила их, у меня получилось 5 (4, 3, …). Какие числа я задумала? Кто отгадал эти числа, для того наступил день» (Дети поднимают головы и показывают числа)
Игра 12 «Опусти рыбку в море»
Оборудование: На плакате изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке написан свой пример. Изображение Нептуна. Слова Нептуна говорит учитель.
Содержание игры. Нептун: «Мои рыбки попали в неволю. Дети помогите им вернуться в море.» Дети решают примеры, спасают рыбок и отпускают их в море. Если ученик решил пример неправильно, то рыбка остаётся в аквариуме.
Игра 13 «Незнайка – математик»
Оборудование: изображение Незнайки, примеры могут быть записаны на доске или на плакате.
Содержание игры: Учитель вспоминает с детьми эпизоды из сказки Н. Носова о том, как Незнайка хотел стать поэтом, художником, музыкантом. «А вчера, ребята, он решил стать математиком и решил много примеров, и всем малышам и малышкам хвастался, что теперь он вместе со Знайкой будет делать математические расчёты космических кораблей и ракет. А сегодня он принёс нам свои расчёты, чтобы мы его похвалили. Давайте посмотрим, какой он математик». Дети по рядам проверяют 3 столбика примеров, исправляют ошибки.
Итог: Как вы думаете, ребята, возьмёт ли Знайка к себе в помощники Незнайку? Чему ещё надо научиться Незнайке? Итог игры можно связать с новой темой урока.
Игра 14 «Сбор плодов»
Оборудование: изображены два дерева, около каждого корзинки. На одном дереве прикрепляются рисунки яблок, на другом – груш. На обратной стороне рисунков различные примеры на сложение и вычитание.
Содержание игры: Девочки собирают в корзины «яблоки», мальчики – «груши». Ученик подходит к доске, выбирает яблоко или грушу и «рвёт» её с ветки. Если он правильно решит пример, то положит плод в корзину, если же нет – вернёт на дерево, а к доске выйдет следующий ученик.
Игра 15 «Детский сад» (игра в парах)
В детский сад с соответствующим номером подбираются игрушки. Например, в наборе две большие карточки: на первой написано число 36 (номер детского сада), а внизу приклеен медвежонок, на второй число 24 (номер второго детского сада) и медвежонок. В конверте ещё 16 маленьких карточек: на каждой медвежонок и один пример, в ответе которого либо 24, либо 36 (например. 72: 2, 12*3, 18*2, , 9 * 4, 48:2, 72:3 и т. д.)
Каждый из играющих берёт себе по одной карточке и затем ходит по очереди. Выигрывает тот, кто скорее «завезёт» в свой детский сад всех медвежат, то есть подберёт 8 карточек с примерами, ответ которых соответствует номеру детского сада. Ценность игры в том, что у неё большое число вариантов (меняются игрушки и примеры).
Игра 16 «Лучший считающий в классе»
Работа в парах. 1 ученик показывает другому пример (на обороте ответ для быстрой проверки). Считает, сколько примеров решено за 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Кто больше всех решит примеров за 2 минуты, является лучшим считающим в классе.
Игра 17 «Обгонялки»
Каждый ряд получает карточку с примерами. (Сколько учеников, столько и примеров.) Решив один пример, ученик передаёт следующему эту карточку.
Игра 18 «Корабль стартует в космос»
Оборудование: макеты 3 кораблей, на отдельных трёх листах записаны примеры.
Содержание: На доске 3 модели ракеты и записаны задания для каждого члена экипажа корабля (в одном экипаже 7 человек). Выполнив своё задание, каждый ученик передвигает свою ракету на ступеньку вперёд.Итог игры: команда, закончившая решение примеров первой, говорит: «Пуск» - и первой летит в космос.
Игра 19 «Занимательные квадраты»
Материал игры: не заполненный занимательный квадрат, то есть в котором отсутствуют числа в клетках.
Содержание: Заполнить квадрат так, чтобы сумма, расположенная в рядах, в столбиках и по диагонали получилась одинаковой.
135 | 120 | 195 |
165 |
Игра 20 «Кто быстрее и верно назовёт числа по порядку от большего к меньшему и наоборот?»
21 | 28 | 30 | 23 |
35 | 27 | 36 | 32 |
26 | 34 | 25 | 33 |
22 | 29 | 31 | 24 |
Соревнуются 2 ученика. Эта игра развивает внимание, наблюдательность, способствует отработке счёта.
Игра 21 «Какое число я задумал?»
Содержание игры:
Даётся задание: - Я задумал число, ты его отгадаешь, если правильно от 100 отнимешь 50, к результату прибавишь 25, а сумму разделишь на 3, Какое число я задумал?
Игра 22 «Узнай, что здесь написано»
Оборудование: таблица с цифрами от 1 до 11, причём каждая цифра имеет свою букву.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
с о и ч г л у т ф а р
Содержание игры: Учитель пишет на доске три столбика примеров и предлагает каждому ряду решить по одному столбику и рядом с ответом написать букву, которая стоит под соответствующим номером в таблице. Если прочитать буквы в каждом столбике сверху вниз, то получится слово.
72:18 = … 56:8 =… 99:11 =…
96:32 =… 80:16 = … 39:13 = …
17:17 =… 100:50 = … 100 – 95 =…
96:16 = … 80 – 74 =… 84:12 =…
54:27 =… 40 – 29 =...
80:8 =…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "В волейбол играем-английский повторяем!"
Игра предназначена для повторения темы "Животные" на уроках английского языка. Для детей, начинающих изучать язык. ( 2 класс)....
Дидактические игры по теме "Зимние Олимпийские игры"
Дидактические игры представлены в виде презентации, предназначены для учащихся начальной школы к уроку физической культуры....

Дидактическая игра "Биржа". Во время этой игры детям предлагаются дифференцированные задания по окружающему миру и математике в 4 классе.
Наша "Биржа" интеллектуальная. Мы "покупаем акции", то есть задания и обмениваем их на оценки. Карточки с заданиями разных цветов: для сильных, средних и слабых. Первые двое учеников, справившиеся с з...

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.
Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Дидактическая игра «Кто играет в прятки с Черепашкой?» (для дошкольников)
Дидактическая игра «Кто играет в прятки с Черепашкой?»Разработала: учитель-логопед Марченко Елена АлександровнаЗадачи:- учить понимать значение глаголов, объединять их единым смыслом (по тр...

Дидактическая игра "Своя игра"
Класс делится на две команды. Команды по очереди выбирают тему и вопрос на любое количество очков (вопросы усложняются по мере возрастания очков). После обсуждения в команде дети отвечают на поставлен...

Дидактическая игра по математике "Своя игра"
Дидактическая игра по математике "Своя игра" для учеников второго класса. Целесообразно её проводить в конце учебного года, так как весь материал нацелен на повторение изученного за весь год...