рабочая программа по Математике и конструированию 4класс
рабочая программа по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа факультативного курса
«Математика и конструирование»
на ступени начального общего образования
для 4 «Б,В» класса
на 2018-2019 учебный год
(УМК «Школа России»)
Составлена учителями начальных классов
Головнёвой Любовью Александровной,
Филичкиной Ольгой Александровной
г. Долинск
2018
Рабочая программа по курсу «Математика и конструирование» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования 2009г., на основе учебного плана школы на 2018-2019 учебный год, утверждённого приказом № 330-ОД от 30.08.2018, авторской программы факультативного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой.
Основная цель программы:
Сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие, начальные геометрические представления. Усилить развитие логического мышления и пространственных представлений
Задачи программы:
- Формирование элементов конструкторских умений и конструкторского мышления;
- обучение способам получения знаний в индивидуальном творческом поиске, способам оперирования с имеющимися знаниями в любой ситуации, в том числе нестандартной, творческой. Становление элементов учебной самостоятельности;
- развитие умений применять знания в нестандартных ситуациях, развитие творческого потенциала, активности, самостоятельности учащихся;
- воспитание взаимовыручки, уважительных отношений друг к другу;
- воспитание добросовестного отношения к труду и результатам труда.
Факультативный курс «Математика и конструирование» для 4 класса рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю.)
Существенное усиление геометрического содержания математики, реализуемого в виде практической геометрии и обеспечивающего расширение геометрических представлений и знаний учащихся, развитие их пространственного воображения и логического мышления;
Значительное усиление графической линии программы, обеспечивающей формирование умений понимать и читать чертёж, устанавливать смысловые связи между его элементами, соотносить деталь и её изображение на чертеже, умение вносить в чертёж необходимые изменения и реализовывать их в конструируемом объекте.
Целенаправленное развитие познавательных процессов: внимания, зрительной памяти, мышления, пространственного воображения.
Предлагаемый материал даётся в форме практических заданий, наглядного моделирования с учётом опыта и геометрических представлений детей, является для них интересным и доступным, используется для дальнейшей практической деятельности учащихся. Для лучшего изучения геометрических терминов в материал занятий включены «Сказки о жителях страны Геометрии», ребусы, кроссворды, дидактические игры.
В процессе изучения программы «Математика и конструирование дети научатся:
• работать с чертежом, технологической картой и составлять их;
• работать с чертёжными инструментами;
• определять назначение изготовленного изделия; оценивать качество своей работы с учётом технологических и эстетических требований.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.
Личностные:
У ученика будут сформированы:
Положительное отношение и интерес к изучению математики.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные
Ученик научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Ученик научится:
Использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
овладевать основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
применять математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
1. Планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные) на конец обучения в 4 классе
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию;
Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу;
Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.
Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.
Регулятивные
Учащийся научится:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
Определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
Осуществлять само и взаимопроверку работ.
Познавательные
Учащийся научится:
Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.
Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.
Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.
Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.
Предметные
Ученик научится:
выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами;
чертить окружности, чертить и изготавливать модели: треугольника, прямоугольника (квадрата), круга;
изготавливать несложные изделия по технологической карте и по технологическому рисунку, составлять несложные технологические карты;
читать чертеж и изготавливать по чертежу несложные изделия, вносить изменения в изделие по изменениям, внесенным в его чертеж;
собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов;
делить фигуры на части по заданным условиям и составлять фигуры из частей, преобразовывать фигуры по заданным условиям
Ученик получит возможность научиться:
Вычерчивать объекты, симметричные заданным, относительно оси симметрии; соотносить детали чертежа и детали модели объекта; получит представления о прямоугольном параллелепипеде
2.Содержание индивидуально-групповых занятий (34 ч.)
Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».
Курс «Математика и конструирование разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе.
Геометрическая составляющая.
Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер. Развертка прямоугольного параллелепипеда.
Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. Свойства граней и ребер куба. Развертка куба.
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольного треугольника. Площадь параллелограмма и равнобочной трапеции.
Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях.
Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда.
Чертежи в трех проекциях простых композиций из кубов одинакового размера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Представления о прямом круговом цилиндре, шаре, сфере. Развертка прямого кругового цилиндра.
Деление на части плоскостных фигур и составление фигур из частей.
Конструирование.
Изготовление каркасной и плоскостной моделей прямоугольного параллелепипеда (куба).
Изготовление модели куба сплетением из полосок.
Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж).
Изготовление моделей цилиндра, шара.
Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (карандашница, дорожный каток).
Вычерчивание объектов, симметричных заданным, относительно оси симметрии.
.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Корректировка |
1 четв. 1 | Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда | 1 | 03.09 | |
2 | Свойства граней и ребер прямоугольного параллелепипеда. | 1 | 10.09 | |
3-4 | Развертка прямоугольного параллелепипеда. | 2 | 17.09 24.09 | |
5 | Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. | 1 | 01.10 | |
6 | Свойства граней и ребер куба. | 1 | 08.10 | |
7-8 | Развертка куба. Изготовление каркасной модели прямоугольного параллелепипеда (куба). | 2 | 15.10 22.10 | |
2 четв. 9-10 | Вычерчивание развертки и изготовление модели прямоугольного параллелепипеда (куба). | 2 | 05.11 12.11 | |
11 | Изготовление модели куба сплетением из трех полосок | 1 | 26.11 | |
12 | Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж). | 1 | 03.12 | |
13-14 | Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях. | 2 | 10.12 17.12 | |
15 | Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда (куба). | 1 | 24.12 | |
3 четв. 16- 17 | Вычерчивание в трех проекциях простых композиций из кубов одинаковых размеров. | 2 | 12.01 14.01 | |
18 | Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более оси симметрии. | 1 | 21.01 | |
19-20 | Вычерчивание фигур, симметричных заданным, относительно заданной оси симметрии. | 2 | 28.01 04.02 | |
21 | Знакомство с прямым круговым цилиндром, шаром, сферой. | 1 | 11.02 | |
22 | Развертка прямого кругового цилиндра. | 1 | 18.02 | |
23-24 | Изготовление моделей цилиндра. | 2 | 25.02 04.03 | |
25-26 4 четв. | Изготовление моделей шара. | 2 | 11.03 18.03 | |
27-28 | Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (подставка для карандашей; дорожный каток). | 2 | 01.04 08.04 | |
29-30 | Изготовление набора «Монгольская игра» и его использование для построения заданных фигур. | 2 | 15.04 22.04 | |
31-32 | Изготовление способом оригами героев сказки «Лиса и журавль». | 2 | 29.04 06.05 | |
33 | Знакомство с диаграммами: изображение данных с помощью столбчатых диаграмм. | 1 | 13.05 | |
34 | Чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными. | 1 | 20.05 |
Приложение 1
СВОДНАЯ УЧЕТА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
ПО ПРЕДМЕТУ «Математика и конструирование»
Класс - 4 «Б, В»
Учитель – Головнёва Любовь Александровна, Филичкина Ольга Александровна
Количество часов на 2018-2019 учебный год
класс | 4 «Б, В» |
всего часов | 34 |
часов в неделю | 1 |
Сводная ведомость часов за год
Учебные четверти | Количество часов |
1 четверть | 8 |
2 четверть | 7 |
3 четверть | 11 |
4 четверть | 8 |
Год | 34 |
Формы и методы работы
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
- самоконтроль — при введении нового материала,
- взаимоконтроль — в процессе его отработки,
- индивидуальный и фронтальный опросы;
- устный и письменный опросы;
- самостоятельная работа;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике и конструированию. 3 класс. Школа России. ФГОС
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Математика и конструирование" 3 класс. Авторы С. И. Волкова, О. JI. Пчелкина, издательство «Просвещение» - 2012г. ФГОС...
Рабочая программа по математике и конструированию. 2 класс. Школа России. ФГОС
Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Математика и конструирование" 3 класс. Авторы С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина, издательство «Просвещение» - 20...
рабочая программа по математике и конструированию
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования и программы ...
Рабочая программа по математике и конструированию 4 класс
Программа составлена с учетом требований ФГОС, содержит все необходимые разделы....
Рабочая программа кружка "Математика и конструирование"
Рабочая программа кружка предназначена обучающимся 1-4 классов по УМК "Школа России" С.И. Волковой, О.Л. Пчелкиной....
Рабочая программа по математике и конструированию (УМК "Школа России, 4 класс)
Рабочая программа по математике и конструированию для 4 класса начального общего образования составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования по математи...
Рабочая программа по математике "Школа России",4класс
Рабочая программа по математике"Школа России",4класс...