Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
рабочая программа по математике (2 класс)
Программа кружка «Умники и умницы» разработана для учащихся 2 класса и относится к обще – интеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy.docx | 35.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Семилукская средняя общеобразовательная школа №1
Семилукского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено и рекомендовано к принятию на заседании методического объединения учителей начальных классов протокол № от « » августа 2019 г. | ПРИНЯТО педагогическим советом протокол № от « » августа 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Семилукской СОШ № 1 ________________С.И.Тычинин приказ № от «01» сентября 2019 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
для 2 «Б» класса
на 2019 - 2020 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Чепрасова Зоя Егоровна
г. Семилуки
2019г.
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д.В. Григорьев, П. В Степанов, М., «Просвещение», 2010), «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского (М., «Просвещение», 2011).
Программа кружка «Умники и умницы» разработана для учащихся 2 класса и относится к обще – интеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Цель программы:
-развивать математический образ мышления
Задачи программы:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Курс кружка «Умники и умницы» рассчитан на учащихся 2 классов. На проведение занятий отводится в год 34 часа (1 час в неделю).
Основные принципы реализации программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип краеведческого гуманизма;
- принцип практической направленности.
- принцип краеведческий
- принцип практической направленности.
Формы организации занятий:
- рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини –представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, круглые столы.
Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – слётами, экскурсиями, походами. Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях села и на открытом пространстве.
Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.
Личностные и метапредметные результаты освоения
курса внеурочной деятельности
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
- различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметными результатами изучения курса:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Контроль и оценка планируемых результатов
Текущая диагностика результатов обучения осуществляется систематическим наблюдением педагога за практической, творческой работой обучающихся, умениями организации парной и групповой работы.
Контроль результатов деятельности проводится в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
Содержание курса внеурочной деятельности
1-2. Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? - 2 часа
Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой.
3-4. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры. Упражнения, игры, задачи. Игра «Поле чудес». - 2 часа
Знакомство с римскими и арабскими цифрами. Упражнение в устном счёте.
5.Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. Экскурсия «Солнечные часы». Экскурсия. Практическая работа.- 1 час
6-7. Денежные знаки. Загадки-смекалки. Игра «Цифры в буквах».
Творческая работа.- 2 часа
8.Игра- путешествие. Расшифровка закодированных слов. Решение нестандартных задач Развитие мышления, памяти. - 1 час
9-10. Учимся отгадывать ребусы.
Задачи на разрезание. Решение и составление математических ребусов. - 2 часа
11-12. Решение олимпиадных задач. Знакомство с термином «алгоритм». Работа с алгоритмами. Разбор и решение практических задач повышенной трудности. - 2 часа
13.Геометрическая мозаика. «Спичечный» конструктор»
Конструирование на плоскости из геометрических фигур. Построение фигуры по точкам. Определение на что похоже? Игра «В стране Геометрии».- 1 час
14-15.Тайны окружности.
Симметрия. Закономерности в узорах. Знакомство с простейшими узорами, построенными из окружностей. Работа в парах, конкурс на самый красивый узор. Применение в жизни таких узоров. - 1 час
16-17..Проект «Геометрические узоры на клумбах».
Экскурсия по городу. Работа в группах. Проектная деятельность. - 2 часа
18-19.Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Работа в группах. Решение нестандартных задач с помощью схем.- 2 часа
20.Задачи с изменением вопроса.
Головоломный лабиринт. Самостоятельное составление плана и решение задач. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить вычисления в уме - 1 час
21-22.. Сбор информации и выпуск газеты. Экскурсия в типографию.
Проектная деятельность. Работа в группах. Оформление математических газет.- 2 часа
23.Задачи на переливание. -1 час
24. Задачи на взвешивание. -1 час
25. Загадки- смекалки. – 1 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
26. Обратные задачи. - 1 час
Решение обратных задач, используя круговую схему.
27. Практикум «Подумай и реши». - 1 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
28-29. Решение логических задач. – 2 часа
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем. - 1 час
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов
31-32. Задачи с многовариантными решениями. - 2 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
33. Математический КВН. - 1 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
34.Интеллектуальный марафон. Итоговое занятие. - 1 час
Тематическое планирование кружка «Умники и умницы» во 2 «Б» классе на 2019-20120 учебный год
№ | Тема занятия | Дата | Основные виды деятельности | Планируемые личностные и метапредметные результаты |
1 | Вводное занятие «Математика-царица наук». | Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой. | Мотивация к изучению математики. Формирование личностного смысла изучения математики. Приобретение начального опыта применения математических знаний. Использование начальных математических знаний. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. | |
2 | Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения? | Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой. | ||
3 | Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры. | Знакомство с римскими и арабскими цифрами. | Готовность слушать собеседника и вести диалог Уметь работать в группах. Уметь доказывать способ правильного решения. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности | |
4 | Упражнения, игры, задачи. Игра «Поле чудес». | Упражнение в устном счёте. Игра-соревнование «Сосчитай-ка», «Проверяй-ка». Определять главное и существенное на основе развивающих заданий. | ||
5 | Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. Экскурсия «Солнечные часы». | Экскурсия. Практическая работа. | ||
6-7 | Денежные знаки. Загадки-смекалки. Игра «Цифры в буквах». | Творческая работа. | Уметь работать в группах. Уметь доказывать способ правильного решения. Уметь опровергать неправильное направление поиска. Использование начальных математических знаний. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Овладение способностью принимать и сохранять цели | |
8 | Игра- путешествие. Расшифровка закодированных слов. | Решение нестандартных задач Развитие мышления, памяти. | ||
9 | Учимся отгадывать ребусы. | Решение и составление математических ребусов. | ||
10 | Задачи на разрезание. | Решение и составление математических ребусов. | ||
11 | Решение олимпиадных задач. | Знакомство с термином «алгоритм». Работа с алгоритмами. Разбор и решение практических задач повышенной трудности. | Формирование личностного смысла изучения математики. Уметь доказывать способ правильного решения. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия | |
12 | Геометрическая мозаика. «Спичечный» конструктор» | Конструирование на плоскости из геометрических фигур. Построение фигуры по точкам. Определение на что похоже? Игра «В стране Геометрии». Описывать предметы, ориентироваться в пространстве листа. Решение геометрических заданий. Складывание заданного узора из геометрических фигур. | Готовность слушать собеседника и вести диалог Уметь работать в группах. Использование начальных математических знаний. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности. — конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; | |
13 | Тайны окружности. Симметрия. | Знакомство с простейшими узорами, построенными из окружностей. | ||
14 | Закономерности в узорах. | Работа в парах, конкурс на самый красивый узор. Применение в жизни таких узоров. | ||
15 | Проект «Геометрические узоры на клумбах». Экскурсия по городу. | Работа в группах. Проектная деятельность. | ||
16 | Проект «Геометрические узоры на клумбах». | Работа в группах. Проектная деятельность. | Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Овладение способностью принимать и сохранять цели. Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. | |
17 | Составление собственных эскизов клумб. | Работа в группах. Проектная деятельность. | ||
18-19 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | Работа в группах. Решение нестандартных задач с помощью схем. Самостоятельное решение задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. Решение задач на смекалку. Составление загадок, требующих математического решения | ||
20 | Задачи с изменением вопроса. Головоломный лабиринт. | Самостоятельное составление плана и решение задач. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить вычисления в уме | ||
21 | Сбор информации и выпуск газеты. Экскурсия в типографию. | Проектная деятельность. Работа в группах. Оформление математических газет. | ||
22 | Сбор информации и выпуск математической газеты. | Проектная деятельность. Работа в группах. Оформление математических газет. | ||
23 | Задачи на переливание. | Практическая работа. Повторение единиц измерения объёма и массы. | Формирование личностного смысла изучения математики. Уметь доказывать способ правильного решения. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия | |
24 | Задачи на взвешивание. | Практическая работа. Повторение единиц измерения объёма и массы. | ||
25 | Загадки- смекалки. | Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений. | Научатся: отгадывать загадки-смекалки. | |
26 | Обратные задачи. | Решение обратных задач, используя круговую схему. | Научатся: - обобщать, делать несложные выводы. | |
27 | Практикум «Подумай и реши». | Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | Поймут: как найти решение логической задачи. | |
28 | Решение логических задач. | Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | Научатся: - обобщать, делать несложные выводы. | |
29 | Решение логических задач. | |||
30 | Устный счёт со смешариками. | Знакомство с интересными приёмами устного счёта | Научатся: быстро считать в уме. | |
31 | Задачи с многовариантными решениями. | Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | Научатся: - обобщать, делать несложные выводы. | |
32 | Задачи с многовариантными решениями. | Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. | Научатся: - обобщать, делать несложные выводы | |
33 | Математический КВН | Систематизация знаний по изученным разделам. | Научатся: работать в группе. | |
34 | Интеллектуальный марафон. Итоговое занятие. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. | Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения; использовать его в ходе самостоятельной работы. Проведение и успешное участие в математических соревнованиях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Этот материал поможет учителю при составлении рабочей программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс
Вид программы: модифицированная (адаптированная), составлена на основе программы: Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»Большую роль в процессе учебной деятельности школьн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"2класс
Рабочая программаю...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа для 2 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Рабочая программа внеурочной деятельности Умники и умницы...