Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
рабочая программа по математике (2 класс)

Чепрасова Зоя Егоровна

Программа кружка «Умники и умницы» разработана для учащихся 2 класса и относится к обще – интеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.

  Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx35.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Семилукская средняя общеобразовательная школа №1

Семилукского муниципального района Воронежской области

Рассмотрено и рекомендовано к принятию на заседании методического объединения учителей начальных классов

протокол №

от «  »  августа 2019 г.                                                                                    

ПРИНЯТО

педагогическим советом

протокол №

от «  » августа  2019 г.                                                                                    

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Семилукской СОШ № 1                                  

________________С.И.Тычинин

приказ №

от «01» сентября 2019 г.                                        

Рабочая программа

 курса внеурочной деятельности

 «Умники и умницы»

для 2 «Б» класса

на 2019 - 2020 учебный год

                                                                      Составитель: учитель начальных классов                                                                                                

                                                                                                       Чепрасова Зоя Егоровна                                                                                                                                                                                                                  

г. Семилуки

2019г.

Пояснительная записка

  Данная программа разработана на основе методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» (авторы Д.В. Григорьев, П. В Степанов, М., «Просвещение», 2010), «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)» под редакцией В. А. Горского (М., «Просвещение», 2011).

  Программа кружка «Умники и умницы» разработана для учащихся 2 класса и относится к обще – интеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.

  Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

  Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.     Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

 Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

  Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Цель программы:

-развивать математический образ мышления

Задачи программы:

-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

-расширять математические знания в области многозначных чисел;

- содействовать умелому использованию символики;

-учить правильно применять математическую терминологию;

-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Курс кружка «Умники и умницы» рассчитан на учащихся 2 классов. На проведение занятий отводится в год 34 часа (1 час в неделю).

Основные принципы реализации программы:

- принцип единства сознания и деятельности;

- принцип наглядности;

- принцип личностной ориентации;

- принцип системности и целостности;

- принцип краеведческого гуманизма;

- принцип практической направленности.

- принцип краеведческий

- принцип практической   направленности.

Формы организации занятий:

- рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини –представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, круглые столы.

         Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – слётами, экскурсиями, походами. Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях села и на открытом пространстве.

     Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

Личностные и метапредметные результаты освоения  

курса внеурочной деятельности 

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

- различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

- выражать речь в устной и письменной форме;

- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметными результатами изучения курса:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.  

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

 - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Контроль и оценка планируемых результатов

Текущая диагностика результатов обучения осуществляется систематическим наблюдением педагога за практической, творческой работой обучающихся, умениями организации парной и групповой работы.

Контроль результатов деятельности проводится в форме:

- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

- собеседования (индивидуальное и групповое),

- опросников,

- тестирования,

- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

 Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и  отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

Содержание курса внеурочной деятельности

1-2. Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?        - 2 часа

Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой.        

3-4. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры. Упражнения, игры, задачи. Игра «Поле чудес».        - 2 часа

Знакомство с римскими и арабскими цифрами. Упражнение в устном счёте.

5.Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. Экскурсия «Солнечные часы».        Экскурсия. Практическая работа.- 1 час        

6-7. Денежные знаки. Загадки-смекалки. Игра «Цифры в буквах».

Творческая работа.- 2 часа

8.Игра- путешествие. Расшифровка закодированных слов. Решение   нестандартных  задач Развитие мышления, памяти.        - 1 час

9-10. Учимся отгадывать ребусы.

 Задачи на разрезание. Решение и составление математических ребусов.         - 2 часа

11-12. Решение олимпиадных задач.         Знакомство с термином «алгоритм». Работа с алгоритмами.  Разбор и решение практических задач повышенной трудности.         - 2 часа

13.Геометрическая мозаика. «Спичечный» конструктор»

Конструирование на плоскости из геометрических фигур.  Построение фигуры по точкам. Определение на что похоже? Игра «В стране Геометрии».- 1 час

14-15.Тайны окружности.

 Симметрия. Закономерности в узорах.        Знакомство с  простейшими узорами, построенными из окружностей. Работа в парах, конкурс на самый красивый узор. Применение в жизни таких узоров.  - 1 час        

16-17..Проект «Геометрические узоры на клумбах».

Экскурсия по городу. Работа в группах. Проектная деятельность.        - 2 часа

18-19.Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Работа в группах. Решение нестандартных задач с помощью схем.- 2 часа

20.Задачи с изменением вопроса.

Головоломный лабиринт.        Самостоятельное составление плана и решение задач. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить вычисления в уме        - 1 час

21-22.. Сбор информации и выпуск газеты. Экскурсия в типографию.

Проектная деятельность. Работа в группах. Оформление математических газет.- 2 часа

23.Задачи на переливание. -1 час

24. Задачи на взвешивание. -1 час

 25. Загадки- смекалки. – 1 час

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

26. Обратные задачи. - 1 час

Решение обратных задач, используя круговую схему.

27. Практикум «Подумай и реши». - 1 час

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

28-29. Решение логических задач. – 2 часа

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем. - 1 час

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов

31-32. Задачи с многовариантными решениями. - 2 часа

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

33. Математический КВН. -  1 час 

 Систематизация знаний по изученным разделам.

34.Интеллектуальный марафон. Итоговое занятие.        - 1 час

Тематическое планирование кружка «Умники и умницы» во 2 «Б» классе на 2019-20120 учебный год

Тема занятия

Дата

Основные виды деятельности

Планируемые личностные и  метапредметные результаты

1

Вводное занятие «Математика-царица наук».

Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой.

Мотивация к изучению математики.

Формирование личностного смысла изучения математики.

Приобретение начального опыта применения математических знаний.

Использование начальных математических знаний.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

2

Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой.

3

Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры.

Знакомство с римскими и арабскими цифрами.

Готовность слушать собеседника и вести диалог

 Уметь работать в группах.

Уметь доказывать способ правильного решения.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

4

Упражнения, игры, задачи. Игра «Поле чудес».

Упражнение в устном счёте.

Игра-соревнование «Сосчитай-ка», «Проверяй-ка».   Определять главное и существенное на основе развивающих заданий.

5

Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. Экскурсия «Солнечные часы».

Экскурсия. Практическая работа.

6-7

Денежные знаки. Загадки-смекалки. Игра «Цифры в буквах».

Творческая работа.

Уметь работать в группах.

Уметь доказывать способ правильного решения.

Уметь опровергать неправильное направление поиска.

Использование начальных математических знаний.

 Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Овладение способностью принимать и сохранять цели

8

Игра- путешествие.

Расшифровка закодированных слов.

Решение  нестандартных задач Развитие мышления, памяти.

9

Учимся отгадывать ребусы.

Решение и составление математических ребусов.

10

Задачи на разрезание.

Решение и составление математических ребусов.

11

Решение олимпиадных задач.

Знакомство с термином «алгоритм». Работа с алгоритмами.  Разбор и решение практических задач повышенной трудности.

Формирование личностного смысла изучения математики. Уметь доказывать способ правильного решения.

Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

12

Геометрическая мозаика. «Спичечный» конструктор»

Конструирование на плоскости из геометрических фигур.  Построение фигуры по точкам. Определение на что похоже? Игра «В стране Геометрии».

Описывать        предметы, ориентироваться в пространстве листа.

Решение геометрических заданий. Складывание заданного узора из геометрических фигур.

Готовность слушать собеседника и вести диалог

Уметь работать в группах.

Использование начальных математических знаний.

 Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

 Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности.

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

13

Тайны окружности.

 Симметрия.

Знакомство с  простейшими узорами, построенными из окружностей.

14

Закономерности в узорах.

Работа в парах, конкурс на самый красивый узор. Применение в жизни таких узоров.

15

Проект «Геометрические узоры на клумбах». Экскурсия по городу.

Работа в группах. Проектная деятельность.

16

Проект «Геометрические узоры на клумбах».

Работа в группах. Проектная деятельность.

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

 Овладение способностью принимать и сохранять цели.

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

17

Составление собственных эскизов клумб.

Работа в группах. Проектная деятельность.

18-19

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Работа в группах. Решение нестандартных задач с помощью схем. Самостоятельное решение задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. Решение задач на смекалку. Составление загадок, требующих математического решения

20

Задачи с изменением вопроса.

Головоломный лабиринт.

Самостоятельное составление плана и решение задач. Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить вычисления в уме

21

 Сбор информации и выпуск газеты. Экскурсия в типографию.

Проектная деятельность. Работа в группах. Оформление математических газет.

22

Сбор информации и выпуск математической газеты.

Проектная деятельность. Работа в группах. Оформление математических газет.

23

Задачи на переливание.        

Практическая работа. Повторение единиц измерения объёма и массы.

Формирование личностного смысла изучения математики. Уметь доказывать способ правильного решения.

Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

24

Задачи на взвешивание.

Практическая работа. Повторение единиц измерения объёма и массы.

25

Загадки- смекалки.

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

Научатся: отгадывать загадки-смекалки.

26

Обратные задачи.

Решение обратных задач, используя круговую схему.

Научатся: - обобщать, делать несложные выводы.

27

Практикум «Подумай и реши».

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Поймут: как найти решение логической задачи.

28

Решение логических задач.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Научатся: - обобщать, делать несложные выводы.

29

Решение логических задач.

30

Устный счёт со смешариками.

Знакомство с интересными приёмами устного счёта

Научатся: быстро считать в уме.

31

Задачи с многовариантными решениями.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Научатся: - обобщать, делать несложные выводы.

32

Задачи     с многовариантными решениями.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Научатся: - обобщать, делать несложные выводы

33

Математический КВН

Систематизация знаний по изученным разделам.

Научатся: работать в группе.

34

Интеллектуальный марафон. Итоговое занятие.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Проведение и успешное участие в математических соревнованиях

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Этот материал поможет учителю при составлении рабочей программы внеурочной деятельности....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс

Вид программы: модифицированная (адаптированная), составлена на основе программы: Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»Большую роль в процессе учебной деятельности школьн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа внеурочной деятельности  Умники и умницы...