Конкретный смысл умножения и деления
план-конспект урока по математике (3 класс)

математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_matematike.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Конкретный смысл умножения и деления

Цели: вспомнить смысл действия умножения; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи и уравнения изученных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять сложение умножением; решать задачи на умножение и обратные им задачи; анализировать и делать выводы; работать самостоятельно.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

(Несколько учеников получают карточку с заданием.)

Вставь нужные числа.

1. 7 дм 4 см = □ см. (74.)

2. 5 дм 8 см < □ см. (59, 60, 61 и т. д.)

3. □ увеличили на 63 и получили 80. (17.) 4.47 меньше □ на 53. (100.)

5. Я задумала число, уменьшила его на 65 и получила 7. Я задумала число □. (72.)

6. Из □ вычесть 0 — получится 59. (59.)

7. Сумма чисел 61 и 9 равна сумме чисел □ и П. (60 и 10, 62 и 8, 63 и 7и т. д.)

8. Сумма чисел 36 и 18 меньше суммы чисел 38 и □ . (17, 18, 19 и т. д.) (Четыре ученика у доски решают уравнения.)

67-х=39 35 + х = 72 х-46 = 46 х + 28 = 73

2. Работа с именованными числами

- Сравните. Поставьте знаки >, < или =.

5 см 5 мм О 50 мм 1 м О 99 см

3 дм 7 см О 3 см 8 дм О 1 м

70 см О 7 дм 4 см 8 мм О 48 см

3. Устный счет

- Найдите сумму чисел 46 и 47. (93.)

Увеличьте 26 на 34. (60.)

- Уменьшите 30 на 12. (18.)

Вычитаемое 27, разность 23. Чему равно уменьшаемое? (50.)

- Я задумала число, прибавила к нему 53 и получила 64. Какое число я задумала? (11.)

- К какому числу нужно прибавить 89, чтобы получилось 90? (/.)

На сколько нужно уменьшить 80, чтобы получилось 68? (На 12.)

Первое слагаемое 76, сумма 94. Чему равно второе слагаемое? (18.)

- К какому числу нужно прибавить 43, чтобы получилось 71? (28.)

- Из 85 вычесть 56. (29.)

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

- Какие неизвестные компоненты находят сложением?

Какие неизвестные компоненты находят вычитанием?

III. Самоопределение к деятельности

- Вычислите.

28 + 26 + 22

35+17 + 13 + 15

3+3+3+3+3 

Какая сумма лишняя и почему? (Последняя, так как складываются одинаковые числа, а в остальных — разные.)

Каким действием можно заменить сложение одинаковых чисел? (Умножением.)

- Замените. (3 • 5 = 15.)

Что показывает первое число? (Какое число является слагаемым.)

Что показывает второе число? (Сколько раз повторяется слагаемое.)

О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О действии умножения и его взаимосвязи с действием сложения.)

Сформулируйте тему и задачи урока.

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

Прочитайте задание рядом с красной стрелкой на с. 18 учебника. Что обозначает каждое число в записи 6 • 3? (6—какое число повторяется, 3 сколько раз оно повторяется.)

Замените произведение суммой и вычислите. (6+6+6 = 18.)

Сделайте вывод: что такое умножение? (Сложение одинаковых чисел.)

1 (с. 18). (Устное выполнение.)

Почему во всех примерах сложение можно заменить умножением? (Все слагаемые одинаковые.)

Что показывает каждое число в записи умножения? (Первое число какое число повторяется, второе число — сколько раз оно повторяется.)

2 (с. 18).

Сформулируйте задание. Что нужно сделать? (Сравнить выражения.)

Чем интересны эти записи? (Слева записаны суммы, справа -произведения.)

Что нужно сделать, чтобы сравнить выражения? (Заменить умножение сложением или наоборот.) (Проверка. Учащиеся по очереди называют знаки и доказывают свой выбор.)

Примерные рассуждения учеников: 4 + 4 + 404-5. Заменим умножение сложением: 4 + 4 + 404 + 4 + 4 + 4 + 4. Слева число 4 повторяется 3 раза, а справа - 5 раз, значит, ставим знак <.

3(с. 18). (Устное выполнение.)

Прочитайте равенство к первому рисунку. Докажите, что оно верное.

(4-2 = 2-4. Находили площадь фигуры. 4-2 — в строке 4 клетки, всего строк 2. 2 х 4 — в столбце 2 клетки, всего столбцов 4. Произведения одинаковые, так как находим площадь одного и того же прямоугольника.) (Аналогично учащиеся комментируют остальные равенства.)

V. Физкультминутка

Я мороза не боюсь, (Шаги на месте.)

С ним я крепко подружусь. (Хлопки в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз, (Присесть.)

Тронет руку, тронет нос. (Показать руку, нос.)

Значит, надо не зевать, (Хлопки в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику №4 (с. 18).

Какие задачи называются обратными? (Когда известное становится неизвестным, а то, что нужно было узнать, — известным.)

Составьте задачу, которая решается умножением. (В 4 гнездах по 2 птенца. Сколько всего птенцов?)

Сделайте схематический рисунок и решите задачу.

Решение: 2-4 = 8 (п.). Ответ: всего 8 птенцов.

Составьте задачу, в которой нужно узнать, сколько гнезд. (Вывелись 8 птенцов, по 2 в каждом гнезде. В скольких гнездах вывелись птенцы 7)

Каким действием решается задача? (Делением.)

Сделайте схематический рисунок и решите задачу.

Решение: 8:2 = 4 (г.).

Ответ: птенцы вывелись в 4 гнездах.

Составьте задачу, в которой нужно узнать, сколько птенцов было в каждом гнезде. (В 4 гнездах вывелись 8птенцов, причем в каждом гнезде птенцов было поровну. Сколько птенцов было в каждом гнезде ?)

Каким действием решается задача? (Делением.)

Сделайте схематический рисунок и решите задачу.

Решение: 8:4 = 2 (п.).

Ответ: в каждом гнезде было 2 птенца.

6 (с. 18). (Самостоятельное выполнение по вариантам. Два ученика работают на откидной доске. Проверка. Самооценка.)

VII. Рефлексия

Выполнение задания в рабочей тетради

2 (с. 8). (Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.)

Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

Что такое умножение?

Что показывает первое число в записи умножения? Что показывает второе число?

Чем был полезен урок для вас?

Домашнее задание

Учебник: № 5 (с. 18).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: 3 класс. Математика. Конкретный смысл умножения. Задачи на умножение. (Стр.16)

3 класс. Математика. Конкретный смысл умножения. Задачи на умножение.  (Стр.16) Урок проходит в игровой форме. УМК "Школа России"....

Методическая разработка по математике (ФГОС, 2 класс) тема: "Умножение. Конкретный смысл умножения" с презентацией.

Разработка урока по математике (ФГОС) тема: "Умножение. Конкретный смысл умножения" с презентацией. Первое знакомство с умножением....

Проверочная работа по математике 2 класс. "Конкретный смысл умножения. Умножение числа 2"

Проверочная работа по математике 2 класс. "Конкретный смысл умножения. Умножение числа 2"...

Карточки для индивидуальной работы 2класс конкретный смысл умножения и деления

Задания для закрепления конкретного смысла умножения и деления при решении примеров и задач....

Тест " Умножение. Конкретный смысл умножения"

Тест  поможет определить глубину понимания пройденного материала....

Практическая работа по теме "Конкретный смысл умножения и деления"

Практическая  работа  по теме "Конкретный смысл умножения и деления"...

Конспект урока математики: "Конкретный смысл умножения и деления." ( УМК "Школа России", 3 класс)

Тема: Конкретный смысл умножения и деления.Цели деятельности учителя:   формирование умений заменять сумму одинаковых слагаемых умножением; совершенствование вычислительных навыков и умений ...