Урок математики во 2-м классе. Тема "Умножение"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Борисова Марина Владимировна

Урок математики. Тема "Умножение" (урок открытия новых знаний).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_umnozhenie_moy.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Борисова М.В.,

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия №23»

Урок 22

Тема: Умножение (Урок открытия нового знания)

Цели. 1. Познакомить детей с понятием умножение, раскрыть смысл действия умножения.

2. Познакомить детей со знаком и записью действия умножения.

3. Развивать умения решать текстовые задачи.

4. Развивать умения решать занимательные задачи.

 

Этапы урока

Ход урока

Доска

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Актуализация знаний.

1. Организационный момент.

Сегодня урок не совсем обычный. Я предлагаю вам отправиться в экспедицию. Что такое экспедиция? (Когда группа людей отправляется в путешествие, чтобы узнать новое, неизвестное, открыть что-то и поделиться открытием с другими).

Что вы ждёте от нашего урока? Каким он будет? (Интересным, увлекательным, добрым, веселым, познавательным).

А назовем мы его: «Математическая «ИКС»-педиция» Что заметили? (В кавычках «ИКС»). Что такое ИКС? (неизвестное, которое обозначается латинской буквой, которое необходимо узнать). Значит сегодня предстоит открыть новые знания. Результаты наших наблюдений будем заносить в тетради. Запишите число.

Итак, отправляемся в «ИКС»-педицию, буду полагаться на вас.

Проверим для начала, готовы ли вы к испытаниям.

Н         П2. К2. К5. Р4

2. Индивидуальная работа. Математический диктант:

Вам необходимо выполнить устные вычисления в пределах 100, записав в тетради только результат.

  • Найдите сумму 18 и 7.        (25)
  • Задуманное число меньше 42 на 10. Запишите задуманное число. (32).
  • Первое слагаемое 17, второе – 39. Чему равна сумма? (56).
  • Уменьшаемое – 60, вычитаемое – 15. Найдите разность. (45).
  • 70 больше неизвестного числа на 18. Чему равно неизвестное число? (52)

- Проверьте работу. У кого так же? Оцените работу по алгоритму. (Ученики ставят на полях отметку. Двое оценивают по алгоритму).

-Какие арифметические действия выполнили? (Сложение и вычитание).

3. Фронтальная работа.

Перед вами четыре тропинки, посмотрите на выражения, записанные на них. Сравните выражения. Чем похожи?

16+19+13+16

28+25+27+28

34+34+34+34

42+45+42+47

(Это суммы, в каждой по 4 слагаемых, слагаемые двузначные числа).

- Какое выражение отличается от остальных? (третье, т.к. слагаемые одинаковые, а в остальных разные).

- Наш путь будет пролегать по этой тропинке.

Экспедиция

Интерактивная доска:

Математическая «ИКС»-педиция  

                           

Проверка на интерактивной доске:

25, 32, 56, 45, 52.

На интерактивной доске тропинки с выражениями.

Познавательные УУД

Развиваем умения          

 1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; 

2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем;

4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему.

II. Сообщение нового знания.

Н                         К3. К5. 

  1. Задание № 1. Работа в группах.

- Какие вещи необходимо взять с собой в экспедицию? (……)

У вас множество вещей показано точками. Разложим их в рюкзаки по 5 вещей. Объединим в группы по 5.

-Вспомним правила работы в группе…

-  Сколько необходимо рюкзаков? (9)

- Сколько вещей в каждом рюкзаке? (5). Узнаем, сколько всего предметов в рюкзаках.  Как записать?

5+5+5+5+5+5+5+5+5=45  (записывают на доске и в тетрадях) 

- Кому доверим нести рюкзаки? (Мальчикам, они сильнее).

2. Задание № 2.

-Перед нами мост. С одного берега на другой перевозит пассажиров специальное транспортное средство Садимся в вездеход. Он изображен на доске. Каждая маленькая клеточка – это посадочное место. Узнаем, сколько человек уместится. Как посчитаем количество клеточек? (по 10 в каждом прямоугольнике). А сколько прямоугольников? (7). Как сосчитать?

10+10+10+10+10+10+10=70    (записывают на доске и в тетрадях)

3. Задание №3.                  Физкультминутка.

- Пересаживаемся на тандем. Что это? Велосипеды. У слова тандем несколько значений: (с англ. – 1) гуськом, друг за другом; 2) работа, в которой участвуют 2 человека, выполняя дело сообща). Сколько необходимо велосипедов? (Сколько нас пар?). А сколько всего колес у наших велосипедов? Давайте посчитаем. (Выстраиваются парами, затем друг за другом  - на места)

2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2=

- Сравните все записи. Чем похожи? (Сложение, складываются одинаковые слагаемые). Удобные записи? (Нет, слишком длинные, надо сократить).

- Какой возникает вопрос? (Как короче записать пример, когда складываются одинаковые слагаемые).

-Может, кто-то уже знает? (  Версии детей….)

- А где можем узнать точно? (в справочной литературе, в учебнике, спросить у учителя, у родителей, в интернете). Какой выберем способ? (проверка по учебнику)

4. Работа с текстом учебника в оранжевой рамке с. 65. Нахождение ключевых слов.

Цель. В ходе этой работы дети знакомятся с правилом чтения произведений. Это правило основывается на смысле действия умножения, которое дети могут «открыть» самостоятельно.

 - О каком действии узнали?  (умножении)

 - Что такое умножение? (Сложение одинаковых слагаемых).

- Какой знак действия умножения? (.  И  Х)

- Как прочитать такие записи? (4 умножить на 5; по 4 взять 5 раз)

- Что показывают числа в записи действия умножения? (первое число показывает, какое число складывали; второе – сколько раз мы его складывали).

Группам раздаются листы с 45 точками. Группируют по 5. Получают 9 рюкзаков.

Один ученик у доски

Изображение на интерактивной доске (из учебника с. 64 №1(б)

Один у доски

Один у доски

Ключевые слова:

Умножение

Сложение одинаковых чисел

Знаки   .  Х

Коммуникативные

Развиваем умения

1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом); 2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

III. Формулирование темы и целей урока.

Какова тема урока? (УМНОЖЕНИЕ)

- Чему нам надо научиться? Какие цели поставим перед собой?

  • Записывать выражения, заменяя сложение умножением и обратно
  • Читать выражения

- Что мы сейчас делали? (Составляли план работы).

- Какие умения формировали? (Планировать свою деятельность).

+                    Х

читать

4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;

IV. Первичное закрепление (применяем…).

П   1. 2.

Фронтальная работа.

Возвращаемся к равенствам, записанным ранее и записываем их короче:

(Какое число складывали? Сколько раз? Замените сложение умножением. И т. д.)

5 . 9=45

10 . 7=70

2 . 12=24

Вернемся к выражениям на тропинках: какое можем заменить умножением? (34+34+34+34=34*4). Почему остальные нельзя? (складываются разные слагаемые).

Р 4

1. Задание № 3 (I столбик), с. 65.  (время для самостоятельной работы, далее один у доски с объяснением и самооценкой)

Цель работы: учиться читать произведения, следуя только что прочитанному правилу.

Объясняем, почему числа записываются и читаются в определённом порядке. Заменяем суммы одинаковых слагаемых умножением

7+7+7+7=7*4

12+12+12=12*3

9+9+9+9+9=9*5

48+48=48*2                      

П         К6.  П2.

Работа в парах (тандем). Проверка (Читают разными способами. Заменяют сложением)

2. Задание № 6, с. 66.

Цель работы: 1) учиться читать произведения, заменять произведения сложением; 2) разъяснять значение каждого знака в записи, опираясь на понимание смысла действия умножения.

Трое учеников

На интерактивной доске

5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре;

7. - ясно формулировать свои  затруднения, возникшие при выполнении задания;

8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;

9. – работать консультантом и помощником для других ребят;

10. – работать с консультантами и помощниками в своей

V. Тренировочные упражнения.

  П3.  К6.   Р3. Р4.

Работа в группах.

Решение, составление задач, запись решения в виде суммы и произведения. Представление работ ораторами.

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось ли правильно решить задачи?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Кто в группе был наиболее активен?

группе. 

Регулятивные 

Развиваем умения

1. – принимать участие в

обсуждении и

формулировании цели конкретного задания;

2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

К8    Р1  Р4    Л1

-Наша экспедиция подошла к концу. Удалось ли открыть что-то новое? Какова тема урока? Какие цели ставили перед собой? Удалось ли их достичь? Что особенного удалось каждому? В чем были затруднения?

- Какие универсальные действия, умения формировали на уроке?

(Познавательные: умение работать с информацией, представлять информацию в разном виде…

Коммуникативные: умение слушать друг друга, высказывать свою точку зрения…

Регулятивные: оценивать свою работу, составлять план, цели деятельности….

3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом; 

4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;

Личностные

1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

VII. Предполагаемая домашняя работа (включающая инвариант и

вариант

Обязательное задание по новой теме:

  • Задание № 3 (II столбик), с. 65;
  • (Дополнительное задание, по желанию) придумать задачу (устно) для класса, где необходимо сложить одинаковые слагаемые и заменить сложение умножением.

  • Задание на повторение с. 66 №9 (порядок действий, сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел).

2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики во 2-ом классе ( математика, литература)

                            Урок математики. 2-ой класс. Учитель: Игошина Л.М. ГОУ СОШ № 1108Тема урока: "Сложение и в...

Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"

Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)" Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”,  понятиях “ос...

Урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"

Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”,  понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. ...

Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"

На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...

Конспект урока математики в 1 "А" классе. Урок – путешествие "Сложение и вычитание в пределах 10. Решение задач". Учитель начальных классов Гуагова З.Р.

Конспект урока математики в 1 классеУрок – путешествие по математике в 1 классеКласс: 1 «А»Учитель: Гуагова З.Р.Тип урока: обобщение и систематизация знаний.Форма: урок – путеш...

Открытый урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"

Открытый урок математики в 4-м классе по теме: "Математика в углу (угол, виды углов)"...

Методическая разработка урока математики для 3- А класса по теме: « Профориентация учащихся. Математика в нашей жизни. ( Путешествие в торговый центр.)»

В данной методической разработке рассмотрены современные подходы к проведению урока математике. Урок направлен на закрепление изученного материала по теме «Единицы (меры) стоимости»,...