Выступление на РМО
статья по математике

Есина Ольга Валерьевна

Моделирование текстовых задач на уроках математики

в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_modelirovanie_zadach.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

 Слайд 1.

Моделирование текстовых задач на уроках математики

в начальных классах

       Как обучать детей решению текстовой задачи?

Этот вопрос – центральный в методике обучения решению задач. Наблюдения за младшими школьниками нередко показывают, что многие из них не только не хотят решать текстовые задачи, но и не умеют. Достичь такого умения можно с помощью моделирования.

                       Слайд 2.    МОДЕЛИРОВАНИЕ

* способствует формированию обобщённых и теоретических   знаний;  *играет важную роль в развитии личности в целом;

* является учебным действием и средством, без которого невозможно  полноценное обучение

Слад 3.  В период начального образования основным показателем развития знаково - символических универсальных учебных действий становится овладение  действием моделирования.

Слайд 4  Наглядное представление словесно заданного текста с помощью модели позволяет перевести сюжетный текст на математический язык и увидеть структуру математических отношений, скрытую в тексте.

  Слайд 5 Подготовительная работа к моделированию текстовых задач  должна быть направлена на выполнение предметных действий, к ним относятся сюжетные иллюстрации или  отдельные предметы .

Слайд 6. Особенности графического моделирования простых текстовых задач в том, что они строятся как частные случаи отношения величин: величины в задаче находятся в отношении целого (С) и частей (А и В), что наглядно показывается в схеме:

Слайд 7 Наряду с предметным  моделированием, начиная с 1 класса, используется и знаковое моделирование – это краткая запись задачи или таблица. В краткой записи фиксируются величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. При табличной форме требуется выделение и название величины. Расположение числовых данных помогает установлению связей, между величинами: на одной строке записываются одно под другим. Искомое число обозначается вопросительным знаком.

Это задачи на движение, обратные задачи, определение цена, количество, стоимость.

Слад 9. Отображая действия графически, сначала в виде рисунка, затем в виде модели, учащиеся в дальнейшем подходят к знаково-символической форме: краткой записи, формуле, уравнению и т. д.

Прежде чем представить задачу в виде модели, необходимо ознакомиться с ее содержанием.

С первого класса при решении текстовой задачи учитель начальных классов часто сталкивается с проблемой текста в математике. Проблема в том, что его нужно «перевести» с русского на математический язык. В этом случае необходимо выявление «математического ядра» задачи. Для этого нужно выделить величины и отношения между ними, которые заключены, как говорят дети, в «главных» словах и числах. Можно с учащимися договориться подчеркивать слова карандашом в книге и цветом на доске. Вопрос задачи всегда выделяем особо – это цель наших действий.

Слад 9. Приведем пример:

У Маши было 5 конфет. Она отдала 3 конфеты Толику.  Сколько конфет осталось у Маши. 

Таким образом, исключение части слов не повлияло на математическую модель задачи, то есть учащиеся совершенно безболезненно смогут понять, а, следовательно, решить данную задачу.

После ознакомления с содержанием задачи нужно приступить к ее моделированию сначала предметное, графическое и знаковое.

Слайд 10, 11 Закреплению навыков моделирования текстовых задач помогают упражнения творческого характера. К ним относятся моделирование задач повышенной трудности, задач с недостающими и лишними данными, а так же упражнения в составлении и преобразовании задач по данным моделям.

1 дополнение числовых данных и вопроса предложенной модели;

2 дополнение какой-либо части модели;

3. Исправление специально допущенных ошибок в модели;

4. Составление условия задачи по данной модели;

Слайд 12. Модель даёт возможность более полно увидеть отражение зависимостей между данными и искомыми в задаче, увидеть задачу в целом, помогает обобщить теоретические знания.

Слайд 13.Моделирование является весьма эффективным и наглядным средством обучения решению текстовых задач школьников  и способствует включению в учебный процесс всех учащихся класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....