Выступление на РМО
статья по математике
Моделирование текстовых задач на уроках математики
в начальных классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo_modelirovanie_zadach.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Моделирование текстовых задач на уроках математики
в начальных классах
Как обучать детей решению текстовой задачи?
Этот вопрос – центральный в методике обучения решению задач. Наблюдения за младшими школьниками нередко показывают, что многие из них не только не хотят решать текстовые задачи, но и не умеют. Достичь такого умения можно с помощью моделирования.
Слайд 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ
* способствует формированию обобщённых и теоретических знаний; *играет важную роль в развитии личности в целом;
* является учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение
Слад 3. В период начального образования основным показателем развития знаково - символических универсальных учебных действий становится овладение действием моделирования.
Слайд 4 Наглядное представление словесно заданного текста с помощью модели позволяет перевести сюжетный текст на математический язык и увидеть структуру математических отношений, скрытую в тексте.
Слайд 5 Подготовительная работа к моделированию текстовых задач должна быть направлена на выполнение предметных действий, к ним относятся сюжетные иллюстрации или отдельные предметы .
Слайд 6. Особенности графического моделирования простых текстовых задач в том, что они строятся как частные случаи отношения величин: величины в задаче находятся в отношении целого (С) и частей (А и В), что наглядно показывается в схеме:
Слайд 7 Наряду с предметным моделированием, начиная с 1 класса, используется и знаковое моделирование – это краткая запись задачи или таблица. В краткой записи фиксируются величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. При табличной форме требуется выделение и название величины. Расположение числовых данных помогает установлению связей, между величинами: на одной строке записываются одно под другим. Искомое число обозначается вопросительным знаком.
Это задачи на движение, обратные задачи, определение цена, количество, стоимость.
Слад 9. Отображая действия графически, сначала в виде рисунка, затем в виде модели, учащиеся в дальнейшем подходят к знаково-символической форме: краткой записи, формуле, уравнению и т. д.
Прежде чем представить задачу в виде модели, необходимо ознакомиться с ее содержанием.
С первого класса при решении текстовой задачи учитель начальных классов часто сталкивается с проблемой текста в математике. Проблема в том, что его нужно «перевести» с русского на математический язык. В этом случае необходимо выявление «математического ядра» задачи. Для этого нужно выделить величины и отношения между ними, которые заключены, как говорят дети, в «главных» словах и числах. Можно с учащимися договориться подчеркивать слова карандашом в книге и цветом на доске. Вопрос задачи всегда выделяем особо – это цель наших действий.
Слад 9. Приведем пример:
У Маши было 5 конфет. Она отдала 3 конфеты Толику. Сколько конфет осталось у Маши.
Таким образом, исключение части слов не повлияло на математическую модель задачи, то есть учащиеся совершенно безболезненно смогут понять, а, следовательно, решить данную задачу.
После ознакомления с содержанием задачи нужно приступить к ее моделированию сначала предметное, графическое и знаковое.
Слайд 10, 11 Закреплению навыков моделирования текстовых задач помогают упражнения творческого характера. К ним относятся моделирование задач повышенной трудности, задач с недостающими и лишними данными, а так же упражнения в составлении и преобразовании задач по данным моделям.
1 дополнение числовых данных и вопроса предложенной модели;
2 дополнение какой-либо части модели;
3. Исправление специально допущенных ошибок в модели;
4. Составление условия задачи по данной модели;
Слайд 12. Модель даёт возможность более полно увидеть отражение зависимостей между данными и искомыми в задаче, увидеть задачу в целом, помогает обобщить теоретические знания.
Слайд 13.Моделирование является весьма эффективным и наглядным средством обучения решению текстовых задач школьников и способствует включению в учебный процесс всех учащихся класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.
Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...
Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.
Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....
Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».
Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности, дает более качественные результаты, если неотрывно связан...
Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.
Выступление на городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)
Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....