Применение технологии развития критического мышления на уроках математики
статья по математике
В статье рассмотрены приемы технологии развития критического мышления на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_tehnologii.docx | 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение технологии развития критического мышления на уроках математики
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Критическое мышление — это:
способность ставить новые, полные смысла вопросы;
вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;
принимать независимые продуманные решения.
Критически мыслящий человек задает вопросы:
-Что я знаю?
-Что я узнал нового?
-Как изменились мои знания?
-Где я смогу применить полученные знания?
Цель применения:
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать решения, работать с информацией, анализировать).
ТРКМ- целостная система, формирующая навыки работы с информацией через чтение и письмо. Это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), предоставить ему условия для осмысления материала
помочь ему обобщить приобретённые знания.
ТРКМ предполагает использование на уроке трех стадий: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Данная структура урока соответствует этапам человеческого восприятия. Сначала необходимо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, где ты сможешь применить полученные знания. При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком.
Структура урока
1.Стадия вызова, Задачи этой стадии активизация знаний, связанных с определённой темой урока (как правило, это знания, полученные на предыдущих уроках, также знаний Задачи этой стадии, основанные на личном жизненном опыте учащихся.
2. Стадия осмысления. На стадии осмысления идет непосредственная работа с информацией, приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Задачи этой стадии:
получение новой информации;
ее осмысление ;
соотнесение новой информации с собственными знаниями.
Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
3.На стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Задачи этой стадии:
целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
анализ всего процесса изучения материала;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу
Функции трех стадий технологии развития критического мышления
Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме). Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме). Коммуникационная | Осмысление содержания Информационная(получение новой информации по теме) Систематизационная(классификация полученной информации по категориям знания). | Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, |
Приемы развития критического мышления на этапах уроках
Стадия (фаза) вызова | Стадия осмысления | Стадия рефлексии |
Кластер | Кластер | Дерево успеха |
Мозговой штурм | Бортовой журнал | Синквейн |
Верю - не верю | Таблица «ЗХУ» | Таблица «ЗХУ» |
Толстые и тонкие вопросы | Таблица вопросов | Шесть шляп |
Корзина идей | Кубик Блума | |
Таблица «ЗХУ» | Шесть шляп |
Педагогические принципы ТРКМ 1. Целью образования является не объем знаний или количество информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. 2.Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. 3. ТРКМ предусматривает диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми Анализ приёмов ТРКМ с точки формирования УУД учащихся.
Название приёма | УУД |
«Верные и неверные утверждения» | Познавательная деятельность Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов и явлений; Подтверждать гипотезы на основе изучения информации. |
«Кластеры» | Регулятивная деятельность, Адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в исполнение действий. Познавательная деятельность Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания, критерии для указанных логических операций; Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; Структурировать тексты |
«Толстые и тонкие вопросы» | Коммуникативная деятельность. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
Познавательная деятельность Основы ознакомительного, изучающего, усваивающего, поискового чтения; Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. | |
«Чтение с остановками» | Коммуникативная деятельность Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её с позиции партнёров в сотрудничестве; Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; Делать умозаключения |
«Синквейн» | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; Познавательная деятельность Развитие способностей к анализу, обобщению и целостному восприятию темы; Коммуникативная деятельность Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Регулятивная деятельность Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
«Знаю-Хочу узнать-Узнал» . | Познавательная деятельность. Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; Самостоятельно анализировать условия достижения целей на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; Регулятивная деятельность Планировать пути достижения целей; Структурировать тексты; Организовывать исследование с целью проверки гипотезы |
«Шесть шляп» | Познавательная деятельность учиться приобретать знания, уметь пользоваться ими для решения новых познавательных задач, Коммуникативная деятельность развивать способность к адекватной самооценке, умение соотносить свои интересы с интересами других. |
Применение «Технологии развития критического мышления» позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. Меняется характер уроков. На них преобладает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно. Каждый приём, используемый в ТРКМ, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов – осмысление – рефлексия», они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно. Технология критического помогает готовить детей нового поколения (в соответствии с новыми стандартами образования), умеющих думать, общаться, слышать и слушать других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с применением технологии развития критического мышления по литературному чтению в 4 классе.
Применение технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения в 4 классе....
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".
Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....
Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения"
Описание опыта работы по теме "Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения для формирования навыка осознанного чтения" (описание и презе...
Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе.
С целью формирования у обучающихся глубокого понимания прочитанного, овладения активными способами чтения и приёмами работы с художественным текстом, позволяющими п...
Мастер-класс «Применение технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе. Метод «Кластер»
Педагогические приемы (лайфхаки) на конкурс "Творческий дуэт"...