Статья "Использование проблемных ситуаций на уроках математики во 2 классе"
статья по математике (2 класс)

Гаращук Оксана Николаевна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проблемных ситуаций на уроках математики во 2 классе.

Каждый учитель начальных классов желает, чтобы его ученики с интересом, увлеченно учились.

В наше время на первый план в образовании выходит не передача знаний ученику, а научение его учиться, то есть самостоятельно ставить перед собой учебные цели, проектировать их, контролировать и оценивать свои достижения.

Обучить деятельности – это значит сделать учение мотивированным. Для этого учителю необходимо выбирать эффективные педагогические технологии, одной из которых является технология проблемного обучения.

На уроках математики эта технология помогает ученику думать, анализировать задания, искать ответы порой на сложные вопросы.

Проблемное обучение – это организация учебных действий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, развитие мыслительных способностей (Г.К.Селевко).

Проблемное обучение дает возможность организации самостоятельной поисковой деятельности учеников по решению учебных проблем под руководством учителя. В процессе этой работы не только формируются знания, умения и навыки, а также развиваются способности, познавательная активность, любознательность, творческое мышление ученика.

Проблемную ситуацию на уроке необходимо спланировать для того, чтобы побудить у учащихся интерес к обсуждаемой теме.

Чтобы создать проблемную ситуацию, необходимо дать учащимся теоретическое или практическое задание, выполняя которое, они должны получить новые знания или новые способы действий, необходимые для усвоения по данной теме урока. Предлагаемое проблемное задание должно быть трудным, но решаемым, необходимо учитывать реальный уровень знаний учащихся. Если же ученики не смогли справиться с проблемной ситуацией, учителю необходимо самому сформулировать проблемную ситуацию, указать на причины невыполнения задания и приступить к объяснению учебного материала.

Во 2 классе по математике идет изучение содержательных разделов – «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения», «Геометрические фигуры и величины», «Работа с информацией».

На уроке «Порядок действий в выражениях со скобками» можно использовать следующую ситуацию:

Запись на доске: 4х(18-12)-35:(25:5)=

Кто сможет найти значение этого выражения? (у детей получаются разные ответы, некоторые совсем не могут разделить или вычесть).

Почему получились разные ответы? (решали по-разному, запутались в действиях)

Какова цель нашего урока? (научиться правильно расставлять порядок действий и научить находить значение выражения со скобками)

На уроке «Деление с 0 и 1»:

Вставьте пропущенные знаки:

68…1=68        0…38=0        46…0=46        1…21=21        24…1=24        15…0=0

Какие знаки действий мы знаем? (сложение, вычитание, умножение, деление).

Какие знаки поставим в 1 примере? (умножение). Во 2 примере? (умножение). Можем ли мы поставить другой знак, например, деление? (испытывают затруднение, так деление на 1 и 0 еще не решали). Кто может сформулировать тему урока? (Деление на 0 и 1).

7:7=

Необходимо найти такое число, при умножении которого на 7 получится 7. Это число 1. Значит, 7:7=1

5:1=

Найти число, при умножении которого на 1 получается 5. Это число 5, значит, 5:1=5

0:6=

Надо найти число, при умножении которого на 6 получается 0. Это число 0, значит, 0:6=0

Вывод: при делении на это же число получается 1. При делении числа на единицу получается то же самое число. При делении нуля на любое число получается нуль.

На уроке «Таблица умножения и деления на 3»:

В быстром темпе диктую примеры: 2х2, 4х3, 5х3, 8:2, 6:3, 15:3, 9:3. Ученики записывают ответы.

Кто сумел справиться со всеми примерами? У всех получились правильные ответы?

Кто не смог выполнить правильно задание, почему? (не успели решить, не знаю таблицу умножения на 3, не было времени заглянуть в таблицу умножения)

Кто сформулирует цель нашего урока? Составить и выучить таблицу умножения на 3.

В блоке «Решение задач» можно использовать проблемные задачи:

  1. Задачи с недостающими данными.
  2. Задачи без сформулированного вопроса.
  3. Задачи с лишними данными.
  4. Задачи с несколькими решениями.
  5. Задачи нестандартные.

Решая проблему, ученик учится. Познание нового возникает тогда, когда он не может решить задачу известным ему способом, сталкивается с затруднением, ищет новый путь решения.

Проблемные ситуации на уроке математики можно использовать при объяснении нового материала, при повторении и закреплении изученного материала, при решении нестандартных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В статье даны описания приемов, способы и правила создания проблемных ситуаций....

мастер класс по теме"Создание проблемных ситуаций на уроках математики"

Мастер класс для педагогов по теме "Создание проблемных ситуаций в учебном процессе". Цель:создать условия для формирования высокого уровня развития познавательных интересов младших школьников на...

мастер класс по теме"Создание проблемных ситуаций на уроках математики"

Мастер класс для педагогов по теме "Создание проблемных ситуаций в учебном процессе". Цель:создать условия для формирования высокого уровня развития познавательных интересов младших школьников на...

Проблемные ситуации на уроках математики в начальных классах

Проблемные ситуции на уроках математики в начальных классах «Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать ничего; это значит владеть тем, что дано лишь на хранение памяти.»...

Отчет по теме самообразования "Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальных классах"

В своем отчете я раскрыла приемы и методы создания проблемных ситуаций, которые использую в своей работе....