Открытый урок по математике во 2 классе
план-конспект урока по математике (2 класс)

 Отараева Ирма Игоревна

 Тема:"Умножение и деление на 10 и на 100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема: «Умножение и деление на 10 и на 100».

Открытый урок по математике

Отараева И.И.

17.04.2019


 Основные цели:

1) сформировать умение делить и умножать на 10 и на 100;

2) тренировать вычислительный навык, решать текстовые задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Поздоровайтесь с гостями. Сели тихо. Запишите число, классная работа

СЛАЙД 2

-  Девизом к сегодняшнему уроку я выбрала такую пословицу.

Знание лучше богатства!

  • Прочитайте пословицу.
  • Как вы ее понимаете? (Знание приносит больше пользы, чем ...)
  • Согласны ли вы с этой народной мудростью? Почему?

- Как же вы узнаете новое знание?

 (Мы понимаем, что мы еще не знаем, а затем стараемся сами «открыть» новое знание.)

  • Я желаю вам на уроке, преодолеть все трудности и успешно «открыть новое знание».
  • Какие арифметические действия вы изучаете последнее время? (Умножение и деление чисел.)
  • Сегодня вы продолжите работать с этими действиями.
  • С чего начнем урок? (С повторения необходимых знаний.)
  • Тогда в путь!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1) Тренинг вычислительного навыка.

Учитель диктует задания, учащиеся записывают только, один из учащихся работает у доски:

  • Найдите произведения чисел: 7 и 8;
  • 2 увеличить в 4 раза;  
  • первый множитель 6, второй множитель 4, найти произведение;
  •  4 увеличить в  3 раза;
  •  чему равно произведение 5 и 5;
  • первый множитель равен 7, а второй – 5?
  • Какие ответы вы получили?
  • Проверьте свои результаты. На слайде 3 (56, 8, 24, 12, 25, 35.)
  • У кого всё правильно?
  • Что помогло вам выполнить это задание правильно? (Знание таблицы умножения)
  • Кто из вас ошибся? В чем ошибка? Исправьте ошибки.
  • Что нужно сделать, чтобы не совершать ошибки?
  • На какие группы можно разбить эти числа? (На четные и нечетные, однозначные и двузначные.
  • Назовите четные числа?   СЛАЙД 4 (56, 8, 24. 12.)
  • Найдите их сумму удобным способом.
  • Слайд 5   Один из учащихся устно вычисляет:

Слайд 6

  • Какие свойства сложения вы использовали при выполнении задания? (сочетательное и переместительное)
  • Назовите нечетные числа. (25, 35.) Слайд 7
  • На сколько одно число больше или меньше другого? (На 10.)
  • Как вы узнали? 35-25=10 Слайд 8

  • Что вы можете сказать о числах 100 и 10? (Эти числа круглые, четные, число 100 – трехзначное, число 10 – двузначное.)

2) Пробное действие.

  • Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
  • Зачем вы его получите? (Чтобы узнали, что мы еще не знаем.)

Учитель открывает на доске задание для пробного действия Д-5: 

СЛАЙД 9

  • Что нужно сделать в этом задании? (Найти произведение чисел 6 и 100.)
  • Что нового в нем? (Умножение на трёхзначное, круглое число.)
  • Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Умножение на 100.)
  • Какую цель на данном уроке вы перед собой поставите?
  •  (Научиться умножать на 100.)
  • Найдите произведение этих чисел.

- Кто не выполнил это задание? Учащиеся поднимают руки.

  • Почему вы не смогли сделать?
  • Кто выполнил это задание?

Необходимо предвидеть и такой случай, когда учащиеся предложат правильный ответ и назовут правило. Затруднение в таком случае фиксируется так:

  • Ты можешь объяснить, как получено правило УМНОЖЕНИЯ НА 100?
  • Слайд 9???
  • Значит, в чем у нас затруднение? (Мы не можем объяснить, как получено это правило.)

-Что же теперь делать? (Будем разбираться с затруднением  и попробуем открыть самим правило умножения на 10 и на 100)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Вспомните, в чём заключается смысл умножения? Умножение это сложение одинаковых слагаемых.

- Давайте заменим произведение этих чисел сложением одинаковых слагаемых.

Что показывает 1 множитель? 2 множитель? Значит, мы берём по 6 сто раз. Удобно ли записать сложением это выражение? (Нет)

- Почему? Очень долго.

  • Какое свойство умножения можно применить? (переместительное свойство умножения.)
  • Запишите.

Один из учащихся записывает на доске:

  • Что дальше? (Представить произведение в виде суммы одинаковых слагаемых.)

Один из учащихся записывает на доске:

  • Найдите значение суммы. Вычислите.

Один из учащихся выполняет вычисления на доске:

  • Что интересного вы замечаете? (В результате получилось трёхзначное число, в разряде сотен цифра, соответствующая множителю 6, в разрядах десятков и единиц нули, так же, как у числа 100.)
  • Как сказать проще? (К 6 приписали два нуля.)

  • Какой вывод вы можете сделать? (При умножении на 100 к числу нужно приписать справа два нуля.) ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ

Далее работа организуется фронтально со всем классом:

  • Как умножить число на 10? (Нужно к числу справа приписать один ноль.)
  • ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКУ
  • Как изменится правило, если надо разделить на 10 и на 100? Сама запишу примеры на доске
  • (Если делим на 10, то отбрасываем у делимого один ноль, если делим на 100, то отбрасываем у делимого два ноля.)
  • Почему вы так решили? (Деление обратная операция умножению.)
  • ВЫВЕШИВАЮ КАРТОЧКИ
  • Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в учебнике.) Откройте учебники на странице 54. Проверьте.

Учащиеся читают правила на странице 54.

  • Итак, сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.)

Учитель раздает учащимся эталоны Р-2.

  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
  • Уточните тему урока. Умножение и деление на 10 и на 100
  • Что вы можете теперь делать? (Умножать и делить на 10 и на 100.)
  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) Фронтальная работа.  2, стр. 54

  • Найдите  2 на странице 54. Решите примеры в первом и во втором столбиках.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:

  • Умножаю 7 на 10. При умножении на 10 нужно справа от числа приписать один ноль. Приписываю к 7 один ноль. Получаю число 70.

Дальнейшее выполнение задания комментируется аналогично.

 4, стр. 54

  • Найдите  4 на странице 54. Решите примеры в первом и во втором столбиках.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Вариант комментирования:

  • Нужно 50 разделить на 10. При делении на 10, нужно в делимом отбросить один ноль. Получаю частное 5.

ФИЗМИНУТКА

- Мы закрепили новое знание?

  • Теперь проверим, справитесь ли вы самостоятельно с заданием.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.  5, стр. 55   

Слайд 10

  • Найдите № 5 стр. 55.
  • Выполните это задание самостоятельно в парах.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу.

  • Проверка организуется по эталону. Слайд 11

 -  Кто из вас ошибся?

  • В каком случае? (...)
  • Исправьте ошибку. Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
  • Кто не ошибся? Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

  • При выполнении, каких ещё заданий можно встретить умножение и деление на 10 и на 100?
  •  ( в задачах, в уравнениях.)
  • Я предлагаю вам потренироваться в решении уравнений и задач.

 7, стр. 55   (первое и третье уравнение)  

 Работа в группах. Вспомнить правила работы в группах

1 группа - решает задачу,

2 группа - СОСТАВИТЬ ПРОГРАММУ ДЕЙСТВИЙ И ВЫЧИСЛИТЬ.

800:100 · 3+ (28 ·  10)= 304

7·100 +(500 - 3 · 100):10=720

400:10 + 640: 10:8·10= 120

Остальные выполняют № 7 (1,3 уравнения)  

  • проверка по эталону Слайд 12

Дети в группах отвечают.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

  • Какую цель вы перед собой ставили? (Открыть правило умножения на 100.)
  • Удалось ли достичь цели?
  • Какие правила вы еще открыли? (Правило умножения на 10, правило деления на 10 и на 100.)

  • Пожалуйста, приготовьте карандаши. Если вы выполнили все задания без ошибок, и у вас нет вопросов, то покажите зеленый карандаш . Если у вас остались вопросы по новой теме, покажите желтый  карандаш. Если вы не поняли новое знание и  у вас остались вопросы, покажите красный карандаш.

Учащиеся оценивают себя с помощью цветных карандашей.

  • Отличная работа! Молодцы! -
  • Хорошая работа! Но … -
  • Не очень получилось -
  • Смогли бы вы без знания таблицы умножения и деления выполнить все задания на сегодняшнем уроке? (Нет, не смогли бы.)
  • Сможете ли вы дальше изучать математику без знания таблицы? Почему? (Нет, т.к. многие задания связаны с таблицей.)
  • Подводя итог урока, ещё я хочу добавить, что без таблицы умножения невозможны были бы многие открытия в математике, а значит и в нашей жизни. Не было бы машин, самолётов, компьютеров и многого другого, к чему мы привыкли в жизни. Составителем таблицы умножения является древнегреческий математик Пифагор, но неизвестно кто изобрёл таблицу умножения. Известно лишь то, что это произошло в Китае более 2000 лет назад. Я предлагаю посвятить наш урок этим людям, им – наши аплодисменты.

Далее идет обсуждение домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по математике 3 класс Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»

Класс: 3Учитель: Узденова М.М.Тема урока: «Решение задач и примеров на  закрепление»Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийПедагогические технологии:игровыеинформационныездоровьес...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей".

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей"....

Открытый урок по математике 1 класс. Тема урока: "Образование чисел от 11 до 20"

Открытый урок по математике 1 класс. Тема урока: "Образование чисел от 11 до 20"...

Открытый урок по математике 1 класс Тема урока: Знакомство с компонентами вычитания.

Тип урока: открытие нового  знания.Цель урока: - Создание педагогических условий для ознакомления учащихся с названиями компонентов при вычитании, читать выражения, используя эти термины....

Открытый урок по математике 4 класс.Тема урока: Решение примеров и задач с применением таблицы умножения чисел 7 и 8.

В данном файле вы сможете найти решение примеров и задач с приминением таблицы умножения чисел 7 и 8....