ДИАГНОСТИКО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Кабанова Ирина Леонидовна

          Работая с детьми, столкнулись с проблемой, что вычислительные ошибки были связаны с недостаточным развитием произвольной сферы, т.е. внимания. Проблема совершенствования вычислений осложнена тем, что в учебнике математики сократилось число упражнений для отработки навыков. Простые умения не доводятся до автоматизма, что не позволяет совершенствовать сложные.

          Учитывая, психологические особенности класса, мы решили использовать технологию развития и совершенствования вычислительных умений Всеволода Зайцева «Диагностико - технологическое управление процессом обучения». Путь к успеху в этой технологии лежит через обогащение традиций применением диагностики и технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kabanova_i.l._publikatsiya_stati.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ

Основной целью модернизации всей системы образования в последние десятилетия является  повышение качества образования. Начальная школа должна отвечать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Осознание и внедрение основных методических принципов современных технологий позволяет усовершенствовать и обновить образовательный процесс в конкретном классе. Главный вывод состоит в том, что все концепции обучения младших школьников, так или иначе ориентированы на развитие способностей учеников, которое происходит в ходе выполнения ими практических действий в содружестве с учителями и одноклассниками. Полностью ни одна технология не удовлетворяет тех потребностей, которые существуют у наших учеников. Поэтому к составлению содержательной стороны урока  подходим творчески, выбирая из каждой технологии лучшее.

         Основная цель нашей работы: создание условий для гармоничного умственного развития детей, в ходе которого сохраняется и укрепляется психологическое и физическое здоровье младших школьников.

         Главными  задачами педагогической деятельности по обучению детей считаем:

1.Обеспечение учащихся качественными ЗУНами по государственной программе.

2.Развитие у детей познавательной активности через формирование высокой школьной мотивации.

3.Воспитание активной, творческой, гуманной личности способной к самообразованию и самосовершенствованию.

          Работая с детьми, столкнулись с проблемой, что вычислительные ошибки были связаны с недостаточным развитием произвольной сферы, т.е. внимания. Проблема совершенствования вычислений осложнена тем, что в учебнике математики сократилось число упражнений для отработки навыков. Простые умения не доводятся до автоматизма, что не позволяет совершенствовать сложные.

          Учитывая, психологические особенности класса, мы решили использовать технологию развития и совершенствования вычислительных умений Всеволода Зайцева «Диагностико - технологическое управление процессом обучения» [1, с. 23]. Путь к успеху в этой технологии лежит через обогащение традиций применением диагностики и технологии

         Системный подход в работе позволяет не только отрабатывать вычислительные умения, но, и нацелен на развитие учащихся. Система организации диагностики, тренинга и контроля формирования вычислительных умений и навыков у учащихся, применение компьютерных технологий способствует  росту комфортности обучения [3, с. 11].

Основная задача технологии формирования вычислительных навыков  на уроках математики  – повышение вычислительной культуры.

Технологию начинаем с входного замера скорости счёта [2, с. 23]. Для замеров необходимы не менее 10 вариантов заданий по 4 примера в каждом. Время выполнения 1 минута. При оценивании учитываются правильно вычисленные цифры. При оценке выполненных работ, не учитываются неправильно вычисленные цифры и заранее написанные цифры условия.

Проведенные замеры скорости вычислений позволяют разделить учеников на три группы. В первую войдут те, у кого скорость умножения менее 15 цифр в минуту – они плохо знают таблицу умножения. Во вторую группу войдут те, у кого скорость умножения от 15 до 30 цифр в минуту – у них следует совершенствовать умение умножать, используя для этого карточки технологического тренажа; третью группу составят ученики, вычисляющие на хорошем уровне более 30 цифр в минуту. Первые результаты окажутся неутешительными, но уже через месяц упражнений они существенно изменятся. При работе с этими карточками, даже, если в начале работы большинство примеров ребята решают неправильно, то всё равно они видят, что увеличивается количество цифр в промежуточном действии. Таким образом, у детей появляется уверенность в своих способностях. Сохраняется положительная мотивация, у детей нет отрицательных эмоций, как при полном перечёркивании примера.

В соответствии с результатами диагностики, технологичная система упражнений состоит из двух частей:  качественного освоения таблицы (переключение канала восприятия, индивидуализация усвоения упражнения с сорбонками для слабых учеников) и технологичного тренажа для совершенствования умения умножать.

Если ученики умножают менее 30 цифр в минуту, то необходимо: переключить канал восприятия, чтобы ученики заучивали таблицу зрительно, а не на слух. Коллективная работа с демонстрационными карточками перестаёт быть эффективной по мере того, как ученики осваивают большую часть таблицы умножения. Теперь каждый должен повторять только свою часть таблицы – не освоенные им элементы, для этого можно использовать сорбонки. Сорбонки (от названия парижского университета) имеют широкую сферу применения: для усвоения иностранных слов, формул, сокращенного умножения, величин измерения и т.д. Высокая эффективность сорбонок объясняется тремя важными свойствами:

они концентрируют внимание только на тех элементах таблицы, которые еще не освоены, увеличивают частоту тренировок, раскрепощают память в процессе игры, что обеспечивает более легкое запоминание.

Если после усвоения таблицы умножения провести замер скорости вычислений, то у большинства учеников она составит более 20 цифр в минуту.

После второго замера может оказаться, что преобладающими стали ошибки связанные с неразвитой оперативной памятью. Некоторые учителя в таком случае разрешают ученикам делать пометки на полях или возле решаемого примера. Такого рода «опоры» не содействуют развитию оперативной памяти. Лучше использовать примеры умножения многозначных чисел на однозначные, сложение трёх слагаемых. Если ученик успевает из 5 примеров сделать 4, то можно переходить к следующему, основному упражнению технологии.

Теперь можно совершенствовать  умение умножать, используя для этого технологичный тренаж [1, с.13].  Это такой способ организации упражнений, который позволяет увеличить частоту тренировок без перегрузки учителя подготовительной и проверочной работой.

Для того чтобы сократить подготовительную работу, используются карточки многократного использования. Задания в них не имеют одинаковых примеров, поэтому набор карточек можно использовать достаточно долго, ежедневно сдвигая варианты. Выполнение упражнений на умножение в течение двух недель (ежедневно) позволяет повысить скорость до 30-40 цифр в минуту у большинства учеников.

Возникает естественный вопрос: а нужно ли тратить силы – как велика степень влияния ОУУ на успеваемость. Мы видим: чем больше скорость вычислений, тем меньше ошибок.

Таким образом, опыт использования технологичного тренажа показывает эффективность работы данного метода.

Используя данную технологию, мы приобрели большой опыт работы и решили немного изменить работу по этой технологии. Свою работу теперь начинаем не с замера, а, наоборот, с предупреждения ошибок. В первом классе для качественного освоения состава чисел в пределах 10, 20 и во втором классе – таблицы умножения и деления используем сорбонки, далее при изучении темы письменного сложения и вычитания - карточки технологичного тренажа. Когда мы подходим к изучению темы «Умножение двузначного числа на двузначное» ошибки бывают единичными, что подтверждают результаты городских контрольных работ как в 4, так и в 5 классе.

В ходе такой работы у детей постоянно поддерживается положительное отношение к данному виду деятельности. Ученик работает с учётом своего темпа и получает реальную возможность увеличивать его с каждым разом, видит свой рост, используя внутренние ресурсы в большей степени. Таким образом, создаются условия для развития не только вычислительных навыков каждого учащегося, но и таких личностных особенностей, как уверенность в себе, умение ставить перед собой цель и добиваться её.

Список информационных источников:

1). Зайцев, В.Н. Самое сложное простые истины, журнал «Народное

 Образование» №3, М., 1991.

2). Зайцев, В.Н. Технология совершенствования вычислительных умений,

журнал «Народное образование» №3, М., 1994.

3). Зайцев, В.Н. Элитарная школа и судьба страны, журнал «Народное образование» №8, М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление процессом социализации детей младшего школьного возраста

Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предполагают появление новых взглядов на процесс социального и индивидуального становления личности. Именно в младшем школьном в...

Тестовая диагностика процесса обучения как одно из направлений повышения качества образования по математике

Научно-методическая разработка  по  математике . Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Аттестационная работа учителя....

Проблемы управления процессами формирования и использования кадрового потенциала учреждения

Проводимые в России реформы экономической системы и преобразования в сфере собственности и методах хозяйствования, ликвидация единой системы планирования и ценообр...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА

Аннотация к проектуXXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.  Первоклассник, впервые переступив порог школы, попадает в мир знани...

Управление процессами реализации ФГОС нового поколения

Внедрение новых технологий управления по реализации нововведений федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Представлен инициативный проект «Создание сетево...

Управление процессом формирования исследовательских умений младших школьников через выполнение учебных проектов.

В данной статье раскрываются приемы формирования исследовательских умений младших школьников, которыми может пользоваться учитель начальной школы на своих уроках. Опубликована в журнале "Известия...