"Смекалка"
рабочая программа по математике
программа математического кружка 1-4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smekalka_programma_kruzhka.docx | 33.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Смекалка»
Срок реализации программы 2 года
Возраст детей 7 – 10 лет
- Пояснительная записка
Возраст детей – 7-10 лет (1-4 классы)
Срок реализации программы 2 года.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Работы кружка должна быть основана на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Это поможет учащимся успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Программа «Смекалка» направлена на развитие математических способностей учащихся и формирование умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.
Программа «Смекалка» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время, 34 часа в год – 1-2 классы, 34 часа в год - 3-4 классы. Занятия групповые, количество учащихся 10-15 человек. Продолжительность одного занятия 40 минут.
Программа «Смекалка» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Смекалка» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в математических олимпиадах, в интерактивных математических конкурсах. Этому посвящены также отдельные занятия, где рассматриваются нестандартные, олимпиадные задачи.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность и доказательность рассуждений; создать условия для развития интереса учащихся к математике и их математических способностей.
Задачи программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях математики;
- формировать приемы умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия;
- развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;
- научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;
- умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
- формировать интерес к предмету, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приёмов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности
- воспитание чувства ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия:
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения, использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлять полученный результат заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Формы и режим занятий
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования.
Ожидаемые результаты:
- формирование интереса к творческому процессу;
- умение логически рассуждать при решении задач;
- умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
- успешное выступление учащихся на олимпиадах, конкурсах.
Тематическое планирование 1-ый год обучения
1-2классы (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Путешествие в конструирование. Головоломки. Танграм | 1 |
2 | Головоломки. Тетрамино и пентамино | 1 |
3 | Занимательное геометрия. Волшебный круг | 1 |
4 | Геометрические фигуры. Преобразование фигур. Аппликация из геометрических фигур | 1 |
5 | Симметрия фигур | 1 |
6 | Геометрические иллюзии | 1 |
7 | Магические квадраты | 1 |
8 | Построение фигур одним росчерком | 1 |
9 | Оригами. Искусство складывания фигурок из бумаги | 1 |
10 | Удивительный лист Мёбиуса | 1 |
11 | Игры на внимание. Развитие концентрации внимания | 1 |
12 | Тренажёры на развитие внимания | 1 |
13 | Игры на тренировку зрительной и слуховой памяти | 1 |
14 | Тренажёры на развитие памяти | 1 |
15 | Поиск закономерностей. Числовая и буквенная закономерность | 1 |
16 | Поиск закономерностей. Логические задачи | 1 |
17 | Игры на совершенствование воображения | 1 |
18 | Работа с изографами и числографами | 1 |
19 | Развитие пространственного воображения | 1 |
20 | Задания по перекладыванию спичек | 1 |
21 | Дерево возможностей | 1 |
22 | Задачи в стихах. Ребусы | 1 |
23 | Задачи с многовариантными решениями | 1 |
24 | Загадки – шутки, задачи – ловушки | 1 |
25 | Решение нестандартных задач | 1 |
26 | Олимпиадные задачи | 1 |
27 | Игры и стратегии | 1 |
28 | Математические шифровки | 1 |
29 | Арифметические фокусы | 1 |
30 | Математические фокусы с картами | 1 |
31 | Головоломка судоку | 1 |
32 | Головоломка «15» | 1 |
33 | Головоломка «Змейка Рубика» | 1 |
34 | Математический лабиринт. Итоговое занятие | 1 |
Тематическое планирование 2-ой год обучения
3-4классы (34 часа)
1№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Из истории чисел. Арифметика каменного века | 1 |
2 | Математические игры, лабиринты, кроссворды | 1 |
3 | Методы геометрических построений | 1 |
4 | Занимательное геометрия. Колумбово яйцо | 1 |
5 | Числовой палиндром | 1 |
6 | Интересные приемы устного счёта | 1 |
7 | Ускоряем устный счёт. Игра «Упрощение» | 1 |
8 | Игры, тренажёры на развитие внимания | 1 |
9 | Игры, тренажёры на развитие памяти | 1 |
10 | Игры, тренажёры на развитие воображения | 1 |
11 | Игры и стратегии | 1 |
12 | Решение задач разными способами. Схемы, уравнения | 1 |
13 | Графическое моделирование. Дерево возможностей | 1 |
14 | Задачи с многовариантными решениями | 1 |
15 | Задачи-ловушки. Ребусы | 1 |
16 | Решение нестандартных задач | 1 |
17 | Олимпиадные задачи | 1 |
18 | Логически-поисковые задания | 1 |
19 | Теория графов | 1 |
20 | Эйлеровы пути. Построение фигур одним росчерком | 1 |
21 | Разгадывание судоку | 1 |
22 | Арифметические фокусы | 1 |
23 | Математические фокусы с картами | 1 |
24 | Спичечные головоломки | 1 |
25 | Доминошные головоломки | 1 |
26 | Знакомство с пирамидкой Мефферта. Язык вращений | 1 |
27 | Сборка слоёв пирамидки | 1 |
28 | Знакомство с кубиком Рубика. Азбука кубика, вращения и запись ходов | 1 |
29 | Алгоритм послойной сборки кубика | 1 |
30 | Этап 1 и 2 сборка первого слоя | 1 |
31 | Этап 3 сборка среднего слоя | 1 |
32 | Этап 4 и 5 сборка креста на грани | 1 |
33 | Этап 6 и 7 сборка последнего слоя | 1 |
34 | Проведение «Праздника головоломок» | 1 |
Могут применяться следующие методы организации деятельности учащихся на занятиях кружка:
✓проблемно-поисковые (эвристический, исследовательский и др.);
✓методы самоуправления учебными действиями;
✓методы контроля и самоконтроля.
Актуальны следующие приемы:
постановка проблемных вопросов;
✓выделение главного;
✓прием классификации;
✓прием установления аналогии;
✓прием обобщения, систематизации;
✓прием моделирования;
✓прием составления алгоритмов и т. д.
Методы и приемы в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной, практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Полученные знания дети могут использовать при изучении школьных предметов, при участии в различных конкурсах и олимпиадах, реализуя свои творческие способности.
Список литературы
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
- Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Сост. Н.И. Удодова.-Волгоград: Учитель, 2008.
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
- Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
- Мочалов Л.П. Головоломки и занимательные задачи. - ФИЗМАТЛИТ, 2006.
- Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2009.
- Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
8.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование уроков смекалки во 2 классе.
Планирование составлено в соответствии с программой «Начальная школа ХХI века», созданной авторским коллективом под руководством Н.Ф.Виноградовой. Содержание соответствует программе по математике по у...
В царстве смекалки
внеклассное мероприятие по загадкам...
"Учимся, играя!" - задания на развитие мелкой моторики, внимания, памяти и смекалки
Эти веселые задания совершенно незаметно в игровой форме будет тренировать у ваших учеников (дошкольников) память, научит их сохранять внимание, разовьет с...
Праздник ума и смекалки
Внеклассное мероприятие, проведенное на неделе математики...
Викторина «В царстве смекалки» Математика
Внеклассное мероприятие по математике Викторина «В царстве смекалки», которое познакомит детей с тайной рождения кроссворда (Страницы истории)....
Интеллектуальный конкурс « В царстве смекалки»
развивать логическое и образное мышление учащихся в ходе выполнения заданий, навыки устного счета, внимание; расширять кругозор учащихся, прививать любовь к математике, содействовать воспит...
Игровая программа "Час смекалки с доктором Неболитом"
Тема "Здоровый образ жизни"...