"Смекалка"
рабочая программа по математике

Черникова Ольга Борисовна

программа математического кружка 1-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smekalka_programma_kruzhka.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)  программа

«Смекалка»

Срок реализации программы 2 года

Возраст детей 7 – 10   лет

                         

                                                               


  1. Пояснительная записка

Возраст детей – 7-10 лет (1-4 классы)

Срок реализации программы 2 года.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Работы кружка должна быть основана на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Это поможет учащимся успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Программа «Смекалка» направлена на развитие математических способностей учащихся и формирование умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.

Программа «Смекалка» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время, 34 часа в год – 1-2 классы, 34 часа в год - 3-4 классы. Занятия групповые, количество учащихся 10-15 человек. Продолжительность одного занятия 40 минут. 

Программа «Смекалка» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

      Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

    Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы «Смекалка» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в математических олимпиадах, в интерактивных математических конкурсах. Этому посвящены также отдельные занятия, где рассматриваются нестандартные, олимпиадные задачи.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность и доказательность рассуждений; создать условия для развития интереса учащихся к математике и их математических способностей.

Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях математики;
  • формировать приемы умственных операций  младших  школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия;
  • развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;
  • научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;
  • умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
  • формировать интерес к предмету, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  •  освоение эвристических приёмов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  •   формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности
  • воспитание чувства ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Универсальные учебные действия:

-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения, использовать его в ходе самостоятельной работы;

-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с головоломками;

-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и  правилами;

-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное  затруднение;

-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

-сопоставлять полученный результат заданным условием;

-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

 

Формы и режим занятий

      Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.

      Формы занятий младших школьников разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования.

Ожидаемые результаты:

  • формирование интереса к творческому процессу;
  • умение логически рассуждать при решении задач;
  • умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
  • успешное выступление учащихся на олимпиадах, конкурсах. 

Тематическое планирование 1-ый год обучения

1-2классы (34 часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Путешествие в конструирование. Головоломки. Танграм

1

2

Головоломки. Тетрамино и пентамино

1

3

Занимательное геометрия. Волшебный круг

1

4

Геометрические фигуры. Преобразование фигур. Аппликация из геометрических фигур

1

5

Симметрия фигур

1

6

Геометрические иллюзии

1

7

Магические квадраты

1

8

Построение фигур одним росчерком

1

9

Оригами. Искусство складывания фигурок из бумаги

1

10

Удивительный лист Мёбиуса

1

11

Игры на внимание. Развитие концентрации внимания

1

12

Тренажёры на развитие внимания

1

13

Игры на тренировку зрительной и слуховой памяти

1

14

Тренажёры на развитие памяти

1

15

Поиск закономерностей. Числовая и буквенная закономерность

1

16

Поиск закономерностей. Логические задачи

1

17

Игры на совершенствование воображения

1

18

Работа с изографами и числографами

1

19

Развитие пространственного воображения

1

20

Задания по перекладыванию спичек

1

21

Дерево возможностей

1

22

Задачи в стихах. Ребусы  

1

23

Задачи с многовариантными решениями

1

24

Загадки – шутки, задачи – ловушки

1

25

Решение нестандартных задач

1

26

Олимпиадные задачи

1

27

Игры и стратегии

1

28

Математические шифровки

1

29

Арифметические фокусы

1

30

Математические фокусы с картами

1

31

Головоломка судоку

1

32

Головоломка «15»

1

33

Головоломка «Змейка Рубика»

1

34

Математический лабиринт. Итоговое занятие

1

Тематическое планирование 2-ой год обучения

3-4классы (34 часа)

1№

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Из истории чисел. Арифметика каменного века

1

2

Математические игры, лабиринты, кроссворды

1

3

Методы геометрических построений

1

4

Занимательное геометрия. Колумбово яйцо

1

5

Числовой палиндром

1

6

Интересные приемы устного счёта

1

7

Ускоряем устный счёт. Игра «Упрощение»

1

8

Игры, тренажёры на развитие внимания

1

9

Игры, тренажёры на развитие памяти

1

10

Игры, тренажёры на развитие воображения

1

11

Игры и стратегии

1

12

Решение задач разными способами. Схемы, уравнения

1

13

Графическое моделирование. Дерево возможностей

1

14

Задачи с многовариантными решениями

1

15

Задачи-ловушки. Ребусы

1

16

Решение нестандартных задач

1

17

Олимпиадные задачи

1

18

Логически-поисковые задания

1

19

Теория графов

1

20

Эйлеровы пути. Построение фигур одним росчерком

1

21

Разгадывание судоку

1

22

Арифметические фокусы

1

23

Математические фокусы с картами

1

24

Спичечные головоломки

1

25

Доминошные головоломки

1

26

Знакомство с пирамидкой Мефферта. Язык вращений

1

27

Сборка слоёв пирамидки

1

28

Знакомство с кубиком Рубика. Азбука кубика, вращения и запись ходов

1

29

Алгоритм послойной сборки кубика

1

30

Этап 1 и 2 сборка первого слоя

1

31

Этап 3 сборка среднего слоя

1

32

Этап 4 и 5 сборка креста на грани

1

33

Этап 6 и 7 сборка последнего слоя

1

34

Проведение «Праздника головоломок»

1

Могут применяться следующие методы организации деятельности учащихся на занятиях кружка:

проблемно-поисковые (эвристический, исследовательский и др.);

методы самоуправления учебными действиями;

методы контроля и самоконтроля.

Актуальны следующие приемы:

постановка проблемных вопросов;

выделение главного;

прием классификации;

прием установления аналогии;

прием обобщения, систематизации;

прием моделирования;

прием составления алгоритмов и т. д.

Методы и приемы в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной, практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Полученные знания дети могут использовать при изучении школьных предметов, при участии в различных конкурсах и олимпиадах, реализуя свои творческие способности.

Список литературы

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Сост. Н.И. Удодова.-Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
  4. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
  5. Мочалов Л.П. Головоломки и занимательные задачи. - ФИЗМАТЛИТ, 2006.
  6. Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2009.
  7. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

      8.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков смекалки во 2 классе.

Планирование составлено в соответствии с программой «Начальная школа ХХI века», созданной авторским коллективом под руководством Н.Ф.Виноградовой. Содержание соответствует программе по математике по у...

В царстве смекалки

внеклассное мероприятие по загадкам...

"Учимся, играя!" - задания на развитие мелкой моторики, внимания, памяти и смекалки

Эти веселые задания совершенно незаметно в игровой форме будет тре­нировать у ваших учеников (дошкольников) память, научит их сохранять внимание, разо­вьет с...

Праздник ума и смекалки

Внеклассное мероприятие, проведенное на неделе математики...

Викторина «В царстве смекалки» Математика

Внеклассное мероприятие по математике  Викторина «В царстве смекалки», которое познакомит детей с тайной рождения кроссворда (Страницы истории)....

Интеллектуальный конкурс « В царстве смекалки»

развивать логическое и образное мышление учащихся в ходе выполнения заданий, навыки устного счета, внимание; расширять кругозор учащихся, прививать любовь к математике, содействовать воспит...