Игры для уроков математики
учебно-методический материал по математике
Сборник дидактических игр для уроков математики в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_matematiku.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
«Назови соседей»
Цель: закрепить знание ряда чисел и умения называть соседей числа.
Играющие садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее.
После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.
«Математическая эстафета»
Цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.
Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики для 1 класса.
Учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет обозначенной число, третий – его состав, четвертый показывает число на карточках.
Аналогичные упражнения выполняют из второй и третий команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.
При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа. Установлению связи между устной и письменной нумерацией поможет известная игра
«Как запутался Сережа?»
Сережа научился писать числа в пределах сотни. Однажды вечером отец положил перед Сережей на стол 4 палочки слева и один десяток связанных палочек справа и предложил мальчику написать, сколько палочек всего. Сережа написал число 41. Правильно ли написал число Сережа? Как он рассуждал?
«Подарки Петрушки»
Цель: ознакомить с составом числа 5.
Средства обучения: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.
Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришел Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Веселый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Веселому Карандашу. Как он может подарить их?
Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.
«Быстро занять места!»
Цель: закрепление представления о порядковом значении числа.
Учащиеся разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель произносит команду: «Быстро занять места!». Дети спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку (по возрастанию, по убыванию; слева – четные, справа – нечетные).
«Эхо»
Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от 1 до 10.
Школьники идут в колонне по одному. Учитель называет число, а дети как эхо, повторяют его и последующее (повторяют его и предыдущее).
«Кто ушел?»
Цель: развитие внимания, закрепление знания ряда чисел.
Ученики строятся в круг. Водящий встает в центр круга, запоминает, какие цифры на карточках в руках у детей (только четные; только нечетные; по возрастанию; по убыванию и т.д.) закрывает глаза. Учитель дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из зала. Учитель спрашивает у водящего: «Отгадай, кто ушел?» (какой цифры не хватает). Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирает другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а выходивший из зала занимает своё прежнее место в кругу. Водящий, открыв глаза, должен назвать его.
«Знают все свои места!»
Цель: закрепить знания ряда чисел от1 до 10.
Учащиеся строятся на площадке в шеренгу. Каждый получает карточку с примером типа: 5 – 2; 8 + 2; 3 + 4… С результатом от 0 до 10. по сигналу или по команде учителя «Разойдись!» дети расходятся по площадке и дружно говорят:
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места.
Ну, трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та.
За это время учитель на площадке в разных местах крепит карточки с цифрами от 0 до 10.
После сигнала учителя дети быстро занимают свои места, согласно решенному примеру.
«Передай кубик»
Цель: закрепить знание ряда чисел.
На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик.
По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с названием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с названием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число.
Ряд, закончивший передачу кубика первым, побеждает.
Игра повторяется 2-3 раза.
«С листками календаря»
Всем играющим прикалывают на грудь по листку из отрывного календаря. Листки надо подбирать так, чтобы играющие могли выполнить следующие задания:
- Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов или пятниц и т.п. – записать пример на сложение, используя цифры на листках и решить его, после чего громко назвать получившееся число.
- Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели (числа должны идти по порядку). Побеждает команда, вставшая в шеренгу первой.
- Найти вчерашний день (например, «пятое сентября» ищет «четвертое сентября» и т.п.). Побеждает команда, которая нашлась первая.
- Собраться так, чтобы образовался год 2000 (1998, 2005 и т.д.).
- Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась круглым числам (10, 20, 30, 40 и т. д.).
«Микрокалькулятор»
Цель: закрепление знания состава числа первого десятка.
Мы устали от сложения
И тетрадки спрятали,
Дайте нам для ускорения
Микрокалькуляторы.
Дети делятся на две команды. Игроки решить пример на карточке, пробежать эстафету и взять в конце пути в корзине столько предметов, какой ответ получился при решении примера на карточке. Например, 3 – 2 = 1, значит, игрок берет 1 предмет.
Примеры на карточках:
Команда 1 Команда 2
5 – 3 8 + 2
6 – 4 10 – 3
8 – 1 7 + 2
3 + 4 8 – 6
7 + 3 9 – 7
У каждой команды должно получиться в конце эстафеты по 30 предметов.
«Парная игра»
Цель: развивать умение соотносить плоскостные геометрические фигуры и их контуры.
Ученикам раздают плоскостные геометрические фигуры и контуры этих фигур. Дети, держа в руках фигуры, выстраиваются в шеренгу. По команде учителя они ищут себе пару согласно своей фигуре (плоскостная должна соединиться с контурной).
«Зрительный диктант»
Цель: распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений детей.
Ученикам предлагается посмотреть на наборное полотно, где слева направо расставлены 3 – 5 геометрических фигур. Две команды под музыкальное сопровождение 1 – 2 минуты, должны расставить на площадке в такой же последовательности, как в образце, геометрические фигуры более крупного размера и назвать их.
Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок справляется с заданием.
«Построение в шеренгу»
Цель: закрепление понятий «низкий», «высокий», «справа», «слева», «впереди», «сзади».
Ученики строятся в шеренгу по росту. Учитель дает им следующие задания:
- Кто в классе самый высокий?
- Какой по росту Саша? (Саша самый низкий.)
- Кто твой сосед слева? Справа?
- Между кем и кем ты стоишь?
- Шаг вперед сделает Маша.
- Таня, сделай шаг влево.
- Сзади Тани встанет Аня, а впереди Сережа.
«Живые числа»
Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от1 до 10.
Ученики получают таблички с числами. Каждый крепит свою табличку на грудь. Учитель дает команду: «Числа, встаньте по порядку!». Участники игры становятся в шеренгу, лицом к классу и пересчитываются от 1 до 10 и обратно от 10 до 1.
«Белочка и грибы»
Цель: закрепить знания о составе числа.
Кто по елкам ловко скачет?
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Учитель рассказывает учащимся о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит запасы, а раскладывает в 2 – 3 дупла. Белочка каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в два дупла. По сколько грибов в каждое дупло может положить белочка? Дети выходят к доске и раскладывают грибы в «дупла».
«Кто быстрее нарядит ёлочку?»
Цель: формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.
Вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров, по 8 – 10 в каждом. К доске выходят два ученика. У каждого из них по 8 – 10 картонных игрушек с крючками. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, учение вешает игрушку на свою елочку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры на уроках математики» 1 класс
Данная презентация предназначена для совершенствования навыков устного счёта....
Игра на уроках математики как один из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В свя...
Дидактические игры на уроках математики и русского языка
Я очень часто использую дидактические игры на уроках . Они мне помогают сделать урок интереснее, детям нравится....
Дидактические игры на уроках математики в 1 классе.
Данное пособие в одном сборнике содержит большое количество дидактических игр+сценарий праздника "Первый десяток"+развивающие задания и упражнения по математике+тестовые задания. Советую молодым учите...
игры на уроках математики
На уроках математики у меня проводится много игр, которые придумываю сама. Некоторые уже были опубликованы на страницах журнала «Начальная школа» в 2005 году в №1...
Зачет – игра на уроке математике в 3 классе
Тема: Табличное умножение и деление.(«Путешествие к Робинзону Крузо»).Цель: Закрепление знаний, умений и навыков по таблице умножения и деления. Развитие самостоятельности и самооценки. Воспитание инт...
Игры на уроках математики
Для проведения устного счёта на уроках математики можно использовать некоторые игры....