Игры на уроках математики
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Южанинова Людмила Гаязовна

Для проведения устного счёта на уроках математики можно использовать некоторые игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_1_klass.igry_na_urokah.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Игры на уроках математики»

Учитель Южанинова Л.Г.

Для проведения устного счёта можно использовать следующие игры и упражнения:

“Ромашка” На лепестках цветка ромашки написаны числа от 1 до 10, а в середине знаки “+” или “-” (во 2 классе знаки “х” или “:”) и сделана прорезь, куда вставляются числа. Данную игру можно использовать для отработки навыков сложения и вычитания в пределах 10, сложения и вычитания с переходом через разряд, а также табличного и внетабличного умножения и деления.

Цепочки могут быть записаны на доске или даваться в устной форме. Используются для отработки различных вычислительных навыков.

Сложение и вычитание в пределах 10.

5 + 4

10 – 7

6 + 2

- 6

+5

- 7

+3

- 6

+4

- 4

+4

+5

+8

- 3

- 6

и т. д.

Сложение и вычитание с переходом через разряд.

7 + 8

13 – 8

18 – 9

- 6

+9

+ 6

+ 5

- 6

- 7

- 7

+3

+ 5

+9

- 7

- 4

и т. д.

Табличное умножение и деление.

6 • 4

40 : 5

6 • 6

: 8

• 3

: 4

• 4

: 6

• 2

: 2

• 9

: 3

и т. д.

Внетабличное умножение и деление.

12 • 6

45 : 3

84 : 6

: 4

• 4

• 5

• 5

: 5

: 2

: 2

• 7

: 7

и т. д.

Сложение и вычитание в пределах 100.

47 + 35

90 – 46

28 + 49

- 28

+ 17

- 39

- 39

- 35

+ 15

+56

- 29

- 26

и т. д.

В цепочках можно комбинировать все перечисленные выше вычислительные приёмы.

48 увеличить в 2 раза, разделить на 16, умножить на 12, увеличить на 28, найти 2/5.

75 уменьшить в 5 раз, увеличить в 4 раза, уменьшить на 12, увеличить на 37, найти 1/5. и т. д.

Магические квадраты используются для отработки навыков сложения и вычитания. Квадрат разделён на 9 частей. В центре записана сумма, которая должна получиться при сложении трёх чисел в каждой строке и каждом столбце. Задача: вставить пропущенные числа.

Круговые примеры. Смысл данного задания в том, что каждый последующий пример начинается с результата, полученного в предыдущем примере. Можно использовать при отработке различных вычислительных приёмов.

6 + 3
1 + 3
2 + 1
5 + 2

7 - 6
3 + 3
9 – 4
4 – 2

46 + 14
55 + 37
33 + 12
71 – 44

45 + 26
27 + 28
92 – 46
60 – 27

Для устного счёта можно использовать карточки, на которых напечатаны примеры. (сложение, вычитание в пределах 10, сложение, вычитание с переходом через разряд, табличное, внетабличное умножение и деление).

Игра “Составь пример”. Даются числа, например: 5, 8, 12, 18, 36. Задание: составить различные примеры на табличное умножение и деление с данными ответами.

Игра “Угадай пример” Пример записан на доске, закрыт карточкой с ответом. Дети называют различные примеры с данным ответом, стараясь угадать пример, записанный на доске.

При изучении темы “Деление с остатком” можно предложить детям следующее упражнение: даётся число, например: 34. Задание: назовите наибольшее число до 34, которое без остатка

делится на 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Для устного счёта можно использовать таблицы компонентов действий.

Слагаемое

7

 

3

4

 

Слагаемое

 

6

 

 

5

Сумма

9

10

8

7

9

Делимое

 

64

36

 

 

Делитель

7

 

 

5

4

Частное

6

8

6

9

8

Преобразование единиц измерения.

а). Длины:

6 км 800 м = … м

5 м 60 см = … см

4 км 85 м = … м

3 м 45 см = … мм

3900 м = … км …м

862 см = … м … см

586 см = … м … дм … см

6400 мм = … см

б). Массы:

4 т 800 кг = … кг

6 кг 230 г = … г

8 т 9 ц = … кг

5200 кг = …т … кг

930 кг = … ц … кг

6800 кг = … т … ц

в). Времени:

6 ч = … мин

2 сут 8 ч = … ч

5 мин 30 с = … с

620 с = … мин … с

72 ч = …сут

380 мин = … ч … мин

Полезно устно решать несложные задачи различных типов. 

  1. Простые задачи на сложение и вычитание
  2. Простые задачи на умножение деление
  3. Задачи на нахождение площади и периметра
  4. Задачи на нахождение доли и части числа, числа по его доле
  5. Простые задачи с тремя величинами

Можно включать в устный счёт работу с долями и дробями.

Какая часть фигуры закрашена?

б) Найти 1/4 чисел 36, 48, 56, 68, 72.

в) Найти 3/5 чисел 25, 40, 55, 60, 85.

г) Найти число, если 1/3 его равна 6, 8, 14, 18, 25.

Игра “Почтальон” может быть использована при отработке различных вычислительных навыков.

Правила игры: “Почтальон” несёт письмо в тот дом, где результат вычислений отличается от результата “почты” (отмечена знаком *). Каждому дому соответствует буква. Определяя маршрут “почтальона”, дети составляют ключевое слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры на уроках математики» 1 класс

Данная презентация предназначена для совершенствования навыков устного счёта....

Игра на уроках математики как один из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся  интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В свя...

Дидактические игры на уроках математики и русского языка

Я очень часто использую дидактические игры на уроках . Они мне помогают сделать урок интереснее, детям нравится....

Дидактические игры на уроках математики в 1 классе.

Данное пособие в одном сборнике содержит большое количество дидактических игр+сценарий праздника "Первый десяток"+развивающие задания и упражнения по математике+тестовые задания. Советую молодым учите...

игры на уроках математики

На уроках математики  у меня проводится  много игр,  которые придумываю сама. Некоторые  уже были опубликованы  на страницах  журнала «Начальная школа» в 2005 году в №1...

Зачет – игра на уроке математике в 3 классе

Тема: Табличное умножение и деление.(«Путешествие к Робинзону Крузо»).Цель: Закрепление знаний, умений и навыков по таблице умножения и деления. Развитие самостоятельности и самооценки. Воспитание инт...

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов ...