рабочая программа по окружающему миру для учащихся 4 класса
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Охохонина Надежда Викторовна

рабочая программа по окружающему миру разработана для учащихся 4 класса УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для  4  класса составлена на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в РФ»
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 г №1089.
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования,- Приказ М О и Н РФ № 373 от 06 октября 2009 года
  • Приказа Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373»;
  • СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189;
  • Примерной программы  начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения; авторской программы: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы..М.: Просвещение, 2011г.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования
  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта ФГОС НОО.
  • Программа разработана с учётом целей и задач образовательной программы МБОУ Таятской ООШ и особенностей детей данного класса.

Цели курса:

  1. формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  2. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Место курса в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом, УП МБОУ Таятской ООШ предмет «Окружающий мир» изучается в 4 классе в объеме два часа в неделю (68 ч. в год)

Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

- принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений, желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия, готовность преодолевать учебные затруднения и оценивать свои усилия;

- осознание себя гражданином своего Отечества, зарождение элементов гражданского самосознания  - осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, народам, гордости за свою Родину, российский народ, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

- приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой с ориентацией на общечеловеческие ценности, на соблюдение морально-этических норм, на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, заботы о близких, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

- понимание ценности семьи в жизни человека и необходимости беречь доброе отношение между её членами, оказания помощи друг другу;

- осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для развития эстетического восприятия мира и развития творческих способностей;

- принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе, правил безопасного здорового образа жизни, овладение физической культурой, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

У четвероклассника продолжают формироваться:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

-  преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

- работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- донести свою позицию до других: высказывать вою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  • понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

  • оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

Основное содержание.

Раздел 1. Земля и человечество (9 часов)

Определения: астрономия, астроном, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Большая Медведица,

Малая Медведица, Полярная звезда, Большой пёс, Сириус, Телец, Альдебаран, Плеяды, география, географ, географическая карта, карта

полушарий, глобус, физическая карта, политическая карта, масштаб, Анаксимандр (первая географическая карта, 2500 лет назад, Древняя Греция), Мартин Бехайм (первый глобус, 500 лет назад, Германия) тропический пояс, умеренные пояса, полярные пояса, полярный день,

полярная ночь, история, историк, историческая карта, исторический источник, архив, летопись, археология, археолог век (столетие), тысячелетие, летоисчисление, наша эра, до нашей эры, историческая карта, экологический проблемы, Гринпис, Всемирное природное наследие,  Всемирное культурное наследие.

Учащиеся должны знать: особенности учебника и рабочей тетради; что изучает астрономии, что такое Солнечная система, отчего происходит смена дня и ночи и времён года на планете Земля, почему звёздное небо называют Великой книгой Природы, зачем нужно уметь читать Великую книгу Природы, что изучает география, что представляют собой карта, карта полушарий и глобус, почему Солнце не одинаково нагревает разные участки земли, как распределение тепла на Земле влияет на растительный и животный мир, что изучает история, что такое исторический источник, что означают слова и выражения «век» (столетие), «тысячелетие», «наша эра», «до нашей эры», с помощью какой карты можно узнать об исторических событиях, почему человеку не удалось покорить природу, почему и как людям приходится бороться  за сохранение природы, что такое Всемирное наследие, какие объекты Всемирного наследия находятся в России, что такое Международная Красная книга.

           Учащиеся должны уметь: работать с различными картами.

          Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
           
Практические работы (с учетом погодных условий): согласно КТП.

Раздел 2. Природа России (10 часов)

 Определения: Ильменский заповедник, Дальневосточный морской заповедник, Заповедник «Остров Врангеля», Таймырский заповедник, Приокско-Террасный заповедник, Заповедник «Чёрные земли», Черноморское побережье Кавказа, субтропики

Учащиеся должны знать: что собой представляет поверхность территории России, разнообразие и красоту природы России, важнейшие равнины и горы нашей страны (Восточно-Европейская или Русская равнина, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье; Уральские и Кавказские горы, Алтай и Саяны), какие водоёмы России являются самыми большими, важнейшие моря,  реки и озёра нашей Родины (океаны – Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический;  моря - Балтийское, Чёрное; озёра – Каспийское, Байкал,  Ладожское, Онежское; реки - Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур), почему в России существуют разные природные зоны, каков растительный и животный мир  каждой природной зоны, какую хозяйственную деятельность ведёт человек в каждой природной зоне, какие экологические проблемы решает,  природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики, карту природных зон России, особенности природы каждой из зон, определять взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах, особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями, экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России, понятие экологическое равновесие и необходимость его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Учащиеся должны уметь: работать с картами, бережно относиться к природе в местах отдыха населения.

Практические работы: поиск и показ  изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Раздел 3. Родной край-часть большой страны (15 часов)

 Определения: овраг, балка, названия почв нашего края, названия отраслей растениеводства нашего края, названия отраслей животноводства нашего края

Учащиеся должны знать:      что можно рассказать о нашем крае, глядя на разные карты  (физическая, политико-административная), какие основные формы поверхности в нашем крае, формы земной поверхности в нашем крае, изменение поверхности  края в результате деятельности человека, охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами), какие водоёмы существуют в нашем крае, какое значение в жизни и деятельности человека они имеют, водоёмы края, их значение в природе и жизни человека, изменение водоёмов в результате деятельности человека, охрана водоёмов нашего края, какие полезные ископаемые есть в недрах нашего края, как человек их использует, полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи, охрана недр в нашем крае, какие типы почв в нашем крае, как человек использует и охраняет почвы в нашем крае, ознакомление с важнейшими видами почв края, охрана почв в нашем крае, какие природные сообщества существуют в нашем крае, природные сообщества (на примере леса, луга и пресного водоёма), разнообразие растений и животных различных сообществ, экологические связи в сообществах, охрана природных сообществ, какие отрасли растениеводства развиты в нашем крае, особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиям, растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство, сорта культурных растений, представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства  экологически чистых продуктов питания, какие отрасли животноводства развиты в нашем крае, животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.), породы домашних животных.

Учащиеся должны уметь: работать с картами, подробно характеризовать и показывать наш край на карте России.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых нашего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Раздел 4. Страницы Всемирной истории (5 часов)

Определения: первобытные люди Древний мир, иероглифы, пирамиды, Средние века, христианство, ислам, буддизм, рыцарь, замок

            Учащиеся должны знать: на какие эпохи учёные делят историю человечества, представление о периодизации истории, начало истории человечества: первобытное общество, какие государства были во времена Древнего мира, Древний  мир; древние сооружения – свидетельства прошлого, какая эпоха в истории называется средними веками, Средние века; о чём рассказывает христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина, какую эпоху историки называют Новым временем, Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф, когда началась история Новейшего времени, сколько времени (приблизительно) она длится, Новейшее время, представление о скорости перемен в ХХ в., достижения науки и техники, осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
             
Учащиеся должны уметь: анализировать схемы, работать с картами, обсуждать предложенные ситуации, пользоваться энциклопедиями.

Раздел 5. Страницы истории России (20 часов)

Определения: великий князь, бояре, дружина, князь Владимир, Крещение Руси, христианство, кремль, Великий Новгород, Москва, Юрий Долгорукий, Кирилл и Мефодий, кириллица, летописи, монах Нестор,  дань, хан Батый, Золотая орда, Александр Невский, монастырь, Иван Калита,  Дмитрий Донской, река Угра, Иван Третий, столица Москва, Иван IV,  Иван Фёдоров, книгопечатание, первопечатники,  народное ополчение, Минин и Пожарский, Михаил Фёдорович Романов, Сибирь, Ермак,  император, Московский университет, А.В. Суворов,

Ф.Ф. Ушаков, крепостные, дворяне,  Отечественная война 1812 года, Бородинская битва, Кутузов М.И., Наполеон,  крепостное право, 1861 год, Александр II,  Первая мировая война 1914 год, революция 1917 год,

гражданская война,  СССР, Великая Отечественная война 1941-1945 гг,  Э.К. Циолковский, С.П. Королёв, Ю.А. Гагарин

Учащиеся должны знать:     Каким образом была связана с природой жизнь древних славян, кто такие славяне, восточные славяне, природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, обычаи, как было организовано управление в Древней Руси, в чём значение принятия Русью христианства, века Древней Руси, территория и население Древней Руси, княжеская власть, крещение Руси, Киев – столица Древней Руси, как были устроены древние города на Руси, что такое кремль, когда было первое упоминание в летописи о Москве, Русь – страна городов, Господин Великий Новгород, первое свидетельство о Москве, культура, быт и нравы Древней Руси, что из себя представляла славянская азбука и кто её создал, что такое летопись, Византийские монахи Кирилл и Мефодий, возникновение славянской азбуки, появление письменности на Руси, Древнерусские летописи, «Повесть временных лет», монах Нестор, рукописные книги, почему Русь не смогла организовать достойный отпор монголо-татарским полчищам, почему шведы начали своё наступление в 1240 году, наше Отечество в XIII – XV веках, нашествие хана Батыя, Русь и Золотая орда, оборона северо-западных рубежей Руси, князь Александр Невский, как возрождалась Русь, как происходило усиление   Московского княжества, Московская Русь, Московские князья – собиратели русских земель, в чём значение победы русского войска на поле Куликовом, Дмитрий Донской, Куликовская битва, когда и как Русь окончательно освободилась от ордынской зависимости, Иван Третий, образование единого Русского государства, культура, быт и нравы страны в XIII – XV веках, каково значение начала книгопечатания в России, какими были первые русские учебники, какие опасности угрожали России в начале XVII века, когда в России начали править цари из рода Романовых, наше Отечество в XVI-XVII веках, патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, утверждение новой царской династии Романовых, освоение Сибири, землепроходцы, культура, быт и нравы в XVI-XVII веках, какие главные перемены произошли в России при ПетреI Великом, почему для России был так важен флот, когда был основан Санкт-Петербург, Россия в XVIII веке, Пётр Первый – царь-преобразователь, новая столица России – Петербург, провозглашение России империей, каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры, какие перемены произошли в России во время правления Екатерины Второй, какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей, Россия при Екатерине Второй, дворяне и крестьяне, Век русской славы:  А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, культура, быт и нравы России в XVIII веке, почему война 1812 года называется Отечественной, какой полководец командовал русскими войсками в 1812 году, почему русский народ смог победить такого сильного врага, Россия в XIX – начале ХХ века, Отечественная война 1812 года Бородинское сражение. М.И. Кутузов, какое значение имело отмена крепостного права? Что вызвало технический прогресс в России во второй половине XIX века? Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале ХХ века. Какие важные события, изменившие судьбу России, произошли в стране в начале ХХ века? Что такое гражданская война? Россия в ХХ веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война.  Образование СССР. Когда образовался Союз Советских социалистических республик (СССР)? Жизнь страны в 20-30 годы. Когда началась и когда закончилась  Великая Отечественная война? Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Какие важные события во второй половине ХХ века изменили судьбу России? Наша страна в 1945-1991 годах. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю.А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е годы. Распад СССР. Культура России в ХХ веке. 

Учащиеся должны уметь: работать с картами, энциклопедиями.

 

Раздел 6. Современная Россия (9 часов)

Определения: Конституция, Конвенция, Президент Российской Федерации; Федеральное собрание (парламент): Совет Федерации и Государственная Дума; Правительство РФ; Председатель, Правительства РФ, флаг, герб, гимн

Учащиеся должны знать: Что такое Конституция? О чём говорится во Всеобщей Декларации прав человека?

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. О чём говорится в Конвенции о правах ребёнка?

Конвенция  о правах ребёнка, её главная идея. Права ребёнка. Что значит быть гражданином? Какие права и обязанности есть у граждан России?

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Что такое символ? Какие символы у нашего государства? Почему нужно знать и уважать символы своего государства? Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн).            

Учащиеся должны уметь: находить на карте города России, рассказывать по карте о различных уголках страны, пользоваться справочной литературой.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

Из них

Изучения, закрепления, обобщения, систематизации

Тестовые работы (часть урока)

Проектные работы

Контрольные работы

1.

«Земля и человечество»

10

10

10 по 15 мин

2.

«Природа России»

11

11

10 по 15 мин

3.

«Родной край-часть большой страны»

13

10

11 по 15 мин

1

1

4.

«Страницы Всемирной истории»

5

5

5 по 15 мин

5.

«Страницы истории России»

20

20

18 по 15 мин

6.

«Современная Россия»

9

5

6 по 15 мин

1

Итоговая проверка

2

0

1

1

Итого:

68

63

1

2

2

Учебно-методическое обеспечение.

Список  литературы:

Для  учителя:

  1. Багрова Л. А. Я познаю мир. Детская энциклопедия: растения. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001,
  2. Концепция  и  программы для начальных  классов «Школа России» ;  
  3. Мешнина Р. Ш. Окружающий мир: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ: 1-4 кл. М: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  4. Начальная  школа.  Ежемесячный научно – методический журнал
  5. П. Р. Ляхов. Я познаю мир. Животные. Детская энциклопедия. М.: «Издательство АСТ», 2001.
  6. Плешаков  А.А. Атлас-определитель:пособие для учащихся общеобразоват.учреждений/    А.А, Плешаков-11-е изд.-М. :Просвещение,2010
  7. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы.
  8. Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. Окружающий мир. Методичекие рекомендации. 3 класс
  9. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». К учебнеку А.А. Плешакова «Окружающий мир». В 2-х частях. 3 класс,-М., Экзамен, 2014 г.-367 с.
  10. Чудакова Н. В., Громов А. В. Я познаю мир. Детская энциклопедия: История. М.: ООО «Издательство АСТ», 2011 г.

        Для учащихся:  

  1. Плешаков А.А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях.
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. + CD
  4. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. Для начальной школы.
  5. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 3 класс.
  6. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов.

Оборудование и приборы:

  1. Гербарий растений
  2. Демонстрационные таблицы по природоведению
  3. Классная доска
  4. Компьютер
  5. Принтер
  6. Мультимедийный проектор
  7. Мнтерактивная доска
  8. Электронный микроскоп

Электронно-учебные пособия

  1. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедийное энциклопедическое издание.  ООО «Кирилл Мефодий» . 2009
  2. Учебно – наглядное пособие «Таблицы по предмету окружающий мир». – М.: «Спектр – М», Издательство «Экзамен», 2009.
  3. Электронно – учебное пособие «Природа, человек, общество» (2 – 4 классы, предмет «Окружающий мир)
  4. Электронное пособие «Олимпиадные задания. 2–4 классы» серии «Начальная школа»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса

Рабочая программа  разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2 класса

Рабочая программа для учащихся школы слабослышащих и позднооглохших...

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1-4 классов. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая  программа по окружающему миру адресована учащимся  1 ступени начального общего образования. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 класса на основе программы образовательной системы "Перспектива"

Особенностью данной рабочей программы по сравнению с примерной программой по окружающему миру авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой является гуманитарная направленность в соответствии с Образователь...

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 2-го класса

1.      Пояснительная записка «Окружающий мир»       Рабочая программа по   окружающему миру для учащихся 2-го класса   остав...

Рабочая программа по "Окружающему миру" для учащихся 1 класса по программе: "Планета знаний"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПР...