Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: "Заниматика".
рабочая программа по математике (4 класс)

Балашова Екатерина Алексеевна

Здесь вы можете найти рабочую программу внеурочной деятельности по курсу "Заниматика". Приятным бонусом для вас является тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zanimatika.zip9.82 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МОБУ СОШ  2 г. Сочи

__________________Ж.М.Каргинова

«29» августа 2018 года.

Краснодарский край, город Сочи, Центральный район

Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная  школа  2

Рабочая программа
по курсу: «ЗАНИМАТИКА».

Класс: 4 «А».

Учитель: Балашова Екатерина Алексеевна

Количество часов: всего 34  часов, в  неделю  1 час.


Пояснительная записка. 

        Рабочая программа  «Заниматика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. 

     Рабочая программа внеурочной деятельности «Заниматика» (далее – программа) составлена на основе 

  • авторской программы внеурочной деятельности под  редакцией   Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. //Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.). 
  • учебного плана МОБУ СОШ 2 г. Сочи на 2018-2019 уч.год. 

    

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. 

            Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. 

Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. 

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность. 

Задачи программы

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; 
  • развитие краткости речи; 
  • умелое использование символики; 
  • правильное применение математической терминологии; 
  • умение отвлекаться от  всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных; 
  • умение делать доступные выводы и обобщения; 
  • обосновывать свои мысли. 

Ценностными ориентирами содержания данного  курса являются: 

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; 
  • освоение эвристических приемов рассуждений; 
  •  формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии 
  • решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; 
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; 
  •  формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; 
  •  формирование пространственных представлений и пространственного 

воображения; 

  •  привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. 

Планируемые результаты изучения курса «Занимательная математика». 

Личностными результатами изучения данного факультативного курса 

являются: 

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении 

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; 

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения 

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; 

  • воспитание чувства справедливости, ответственности; 
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. 

Универсальные учебные действия: 

  • сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; 
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; 
  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; 
  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями  и  правилами; 
  • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,  высказывать собственное мнение и аргументировать его; 
  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное  затруднение в пробном действии; 
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные  мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; 
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием; 
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. 

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в 

разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание») 

Принципы реализации программы: 

  • Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку; 
  • Коллективизм; 
  • Креативность (творчество); 
  • Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;   
  • Научность; 
  • Сознательность и активность учащихся; 
  • Наглядность. 

Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др. 

Методы: 

  • Взаимодействие; 
  • Поощрение; 
  • Наблюдение; 
  • Коллективная работа; 
  •  Игра. 

Приемы:  анализ и синтез;  сравнение;  классификация;  аналогия;  обобщение. 

Место кружка в учебном плане. 

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в 

неделю, продолжительность занятия 40-45 минут 

Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной 

деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся 

дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает 

реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. 

Требования к результатам освоения: 

  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы. 
  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность. 
  • Решать логические задачи. 
  • Работать в коллективе и самостоятельно. 
  • Расширить  свой математический кругозор. 
  • Пополнить свои математические знания. 
  • Научиться работать с дополнительной литературой. 

Универсальные учебные действия 

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины). 
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. 
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать 

соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации. 

  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. 
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия. 
  • Воспроизводить способ решения задачи. 
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. 
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные. 
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи. 
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно). 
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. 
  • Конструировать несложные задачи. 

Формы подведения итогов реализации программы 

Итоговый контроль   осуществляется в формах: 

- тестирование; 

- практические работы; 

- творческие работы учащихся; 

- контрольные задания. 

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности. 

     Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. 

Учебно-тематический план 

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю. 

 п/п 

Тема 

К-во часов 

1 

Царство математики 

7 

2 

Мир задач 

4 

3 

Логические задачи. 

10 

4 

Упражнения на быстрый счет. 

4 

5 

Переливания 

2 

6 

Выпуск математической  газеты 

1 

7 

     Математическая олимпиада. 

5 

8 

Итоговое занятие 

1 

 

Итого 

34 

Содержание программы 

  • Царство математики ( 7 часов) 

О математике с улыбкой. ( 2 часа) 

Высказывания великих людей о математикеИнформация об ученых, 

Решение интересных задач. Веселая викторина. 

Из истории чисел. (2 часа) 

Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними. 

Математические игры. ( 1 час) 

Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!»  Игра «Задумайте число» 

Четные и нечетные числа. (2 часа) 

Свойства  четных и нечетных чисел 

Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе. 

  • Мир задач ( 4 часа) 

Задачи-шутки, задачи-загадки(2 часа)  

Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста: 

Задачи, решаемые с конца. (1 час) 

 Задуманное число 

Крестьянин и царь. Сколько было яиц? 

Задачи на взвешивания( 1 час) 

Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка. 

  • Логические задачи. (10 часов) 

Истинностные задачи. (1 час) 

Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы. 

Несерьезные задачи.  (1 час) 

Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание. 

Логика и рассуждения(1 ч.) 

Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы. 

Задачи с подвохом.(1 час) 

Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей. 

Задачи на разрезания и складывание фигур. (4 часа) 

Математические ребусы (2 часа) 

  • Упражнения на быстрый счет. (4 часа) 

Вычисли наиболее удобным способом. 

Умножение на 9 и на 11. 

Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. 

Использование изменения порядка счета. 

  • Переливания.(2 часа) 
  • Выпуск математических газет ( 1 час) 
  • Математическая олимпиада. (5 часов) 

Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку» и др. 

Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики. 

  • Итоговое занятие 

Литература: 

  • Нагибин Ф.Ф., Калинин Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение, 1988 г. 
  • Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.- М.: ВАП, 1994 
  • Екимова М.А Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002. 
  • Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.:        Наука,        Главная редакция физико- 

математической литературы, 2006г. 

  • Ященко И. В. "Приглашение на математический праздник". - М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998; 
  • Т.Г.Власова. Предметная неделя математики в школе, 2-е издание, Ростов-на- Дону,»Феникс»,2006. 
  • Ю.М.Куликов. Уроки математического творчества., М: «Просвещение», 2005. 
  • Л.М. Лихтарников. Числовые ребусы., Санкт-Петербург, 1996, «МИК» 

Календарно -тематическое планирование занятий кружка 

 п/п 

Тема занятий 

Количество часов 

Дата 

Факт 

Царство математики( 7 часов) 

 

 

 

 

1 

О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о математикеИнформация об ученых. 

1 

 

 

2 

Решение интересных задач. Веселая викторина. 

1 

 

 

3 

Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с ними. 

1 

 

 

4 

Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с ними. 

1 

 

 

5 

Математические игры. 

Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!»  Игра «Задумайте число» 

1 

 

 

6 

Четные и нечетные числа. 

Свойства  четных и нечетных чисел 

1 

 

 

7 

Четные и нечетные числа. 

Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе. 

1 

 

 

Мир задач ( 4 часа) 

 

 

 

 

8 

Задачи-шутки, задачи-загадки  

Таинственные задачи. 

1 

 

 

9 

Задачи-шутки, задачи-загадки  

Задачи на определение возраста. 

1 

 

 

10 

Задачи, решаемые с конца.  

 Задуманное число 

Крестьянин и царь. Сколько было яиц? 

1 

 

 

11 

Задачи на взвешивания. 

Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка. 

1 

 

 

Логические задачи. (10 часов) 

 

 

 

 

12 

Истинностные задачи. 

Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы. 

1 

 

 

13 

Несерьезные задачи.  

Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание. 

1 

 

 

14 

Логика и рассуждения. 

Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы. 

1 

 

 

15 

Задачи с подвохом. 

Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей. 

1 

 

 

16 

Задачи на разрезания и складывание фигур.Игра «Попробуй раздели» 

1 

 

 

17-18 

Задачи на разрезания и складывание фигур.Головоломка "Танграм" 

2 

 

 

19 

Задачи на разрезания и складывание фигур.Составление фигур из частей Колумбова яйца 

1 

 

 

20-21 

Математические ребусы 

2 

 

 

Упражнения на быстрый счет. (4 часа) 

 

 

 

 

22 

Вычисли наиболее удобным способом. 

 

 

 

23 

Умножение на 9 и на 11. 

 

 

 

24 

Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. 

 

 

 

25 

Использование изменения порядка счета. 

 

 

 

Переливания.(2 часа  ) 

 

 

 

 

26 

Задачи на переливание 

1 

 

 

27 

Задачи на переливание 

1 

 

 

28 

Выпуск математической газеты 

1 

 

 

Математические олимпиады. (5 часов) 

 

 

 

 

29 

Подготовка и участие в математических олимпиадах 

1 

 

 

30 

Подготовка и участие в математических олимпиадах 

1 

 

 

31 

Подготовка и участие в математических олимпиадах 

1 

 

 

32 

Конкурс «Лучший математик» 

1 

 

 

33 

Конкурс «Знатоки математики» 

1 

 

 

34 

Итоговое занятие 

1 

 

 

 

Всего 

34 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: "Заниматика" 3 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: "Заниматика" 3 класс....