Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: "Заниматика".
рабочая программа по математике (4 класс)
Здесь вы можете найти рабочую программу внеурочной деятельности по курсу "Заниматика". Приятным бонусом для вас является тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatika.zip | 9.82 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МОБУ СОШ № 2 г. Сочи
__________________Ж.М.Каргинова
«29» августа 2018 года.
Краснодарский край, город Сочи, Центральный район
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
Рабочая программа
по курсу: «ЗАНИМАТИКА».
Класс: 4 «А».
Учитель: Балашова Екатерина Алексеевна
Количество часов: всего 34 часов, в неделю 1 час.
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Заниматика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Заниматика» (далее – программа) составлена на основе
- авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. //Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
- учебного плана МОБУ СОШ №2 г. Сочи на 2018-2019 уч.год.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
- решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного
воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Планируемые результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного факультативного курса
являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в
разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
Принципы реализации программы:
- Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
- Коллективизм;
- Креативность (творчество);
- Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
- Научность;
- Сознательность и активность учащихся;
- Наглядность.
Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др.
Методы:
- Взаимодействие;
- Поощрение;
- Наблюдение;
- Коллективная работа;
- Игра.
Приемы: анализ и синтез; сравнение; классификация; аналогия; обобщение.
Место кружка в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в
неделю, продолжительность занятия 40-45 минут
Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Требования к результатам освоения:
- Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
- Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
- Решать логические задачи.
- Работать в коллективе и самостоятельно.
- Расширить свой математический кругозор.
- Пополнить свои математические знания.
- Научиться работать с дополнительной литературой.
Универсальные учебные действия
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения задачи.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
- Конструировать несложные задачи.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Учебно-тематический план
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.
№ п/п | Тема | К-во часов |
1 | Царство математики | 7 |
2 | Мир задач | 4 |
3 | Логические задачи. | 10 |
4 | Упражнения на быстрый счет. | 4 |
5 | Переливания | 2 |
6 | Выпуск математической газеты | 1 |
7 | Математическая олимпиада. | 5 |
8 | Итоговое занятие | 1 |
| Итого | 34 |
Содержание программы
- Царство математики ( 7 часов)
О математике с улыбкой. ( 2 часа)
Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых,
Решение интересных задач. Веселая викторина.
Из истории чисел. (2 часа)
Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.
Математические игры. ( 1 час)
Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число»
Четные и нечетные числа. (2 часа)
Свойства четных и нечетных чисел
Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе.
- Мир задач ( 4 часа)
Задачи-шутки, задачи-загадки. (2 часа)
Решение задач: Таинственные. Задачи на определение возраста:
Задачи, решаемые с конца. (1 час)
Задуманное число
Крестьянин и царь. Сколько было яиц?
Задачи на взвешивания( 1 час)
Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка.
- Логические задачи. (10 часов)
Истинностные задачи. (1 час)
Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы.
Несерьезные задачи. (1 час)
Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание.
Логика и рассуждения(1 ч.)
Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы.
Задачи с подвохом.(1 час)
Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей.
Задачи на разрезания и складывание фигур. (4 часа)
Математические ребусы (2 часа)
- Упражнения на быстрый счет. (4 часа)
Вычисли наиболее удобным способом.
Умножение на 9 и на 11.
Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.
Использование изменения порядка счета.
- Переливания.(2 часа)
- Выпуск математических газет ( 1 час)
- Математическая олимпиада. (5 часов)
Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку» и др.
Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики.
- Итоговое занятие
Литература:
- Нагибин Ф.Ф., Калинин Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение, 1988 г.
- Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты.- М.: ВАП, 1994
- Екимова М.А Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физико-
математической литературы, 2006г.
- Ященко И. В. "Приглашение на математический праздник". - М.: МЦНМО, ЧеРо, 1998;
- Т.Г.Власова. Предметная неделя математики в школе, 2-е издание, Ростов-на- Дону,»Феникс»,2006.
- Ю.М.Куликов. Уроки математического творчества., М: «Просвещение», 2005.
- Л.М. Лихтарников. Числовые ребусы., Санкт-Петербург, 1996, «МИК»
Календарно -тематическое планирование занятий кружка
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата | Факт |
Царство математики( 7 часов) |
|
|
|
|
1 | О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о математике. Информация об ученых. | 1 |
|
|
2 | Решение интересных задач. Веселая викторина. | 1 |
|
|
3 | Из истории чисел. Арабская нумерация чисел и действия с ними. | 1 |
|
|
4 | Из истории чисел. Римская нумерация чисел и действия с ними. | 1 |
|
|
5 | Математические игры. Игра «Не собьюсь». Игра «Попробуй сосчитать!» Игра «Задумайте число» | 1 |
|
|
6 | Четные и нечетные числа. Свойства четных и нечетных чисел | 1 |
|
|
7 | Четные и нечетные числа. Решение задач: Странный отчет. Случай в сберкассе. | 1 |
|
|
Мир задач ( 4 часа) |
|
|
|
|
8 | Задачи-шутки, задачи-загадки. Таинственные задачи. | 1 |
|
|
9 | Задачи-шутки, задачи-загадки. Задачи на определение возраста. | 1 |
|
|
10 | Задачи, решаемые с конца. Задуманное число Крестьянин и царь. Сколько было яиц? | 1 |
|
|
11 | Задачи на взвешивания. Лиса Алиса и Кот Базилио. Фальшивая монета. Золушка. | 1 |
|
|
Логические задачи. (10 часов) |
|
|
|
|
12 | Истинностные задачи. Василиса Прекрасная. Рыцари света и рыцари тьмы. | 1 |
|
|
13 | Несерьезные задачи. Зеленые человечки. Сломанная нога. Странное создание. | 1 |
|
|
14 | Логика и рассуждения. Торговцы и гончары. Странный разговор. Шляпы. | 1 |
|
|
15 | Задачи с подвохом. Кошки-мышки. Головоломка с ногами. Проверка тетрадей. | 1 |
|
|
16 | Задачи на разрезания и складывание фигур.Игра «Попробуй раздели» | 1 |
|
|
17-18 | Задачи на разрезания и складывание фигур.Головоломка "Танграм" | 2 |
|
|
19 | Задачи на разрезания и складывание фигур.Составление фигур из частей Колумбова яйца | 1 |
|
|
20-21 | Математические ребусы | 2 |
|
|
Упражнения на быстрый счет. (4 часа) |
|
|
|
|
22 | Вычисли наиболее удобным способом. |
|
|
|
23 | Умножение на 9 и на 11. |
|
|
|
24 | Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. |
|
|
|
25 | Использование изменения порядка счета. |
|
|
|
Переливания.(2 часа ) |
|
|
|
|
26 | Задачи на переливание | 1 |
|
|
27 | Задачи на переливание | 1 |
|
|
28 | Выпуск математической газеты | 1 |
|
|
Математические олимпиады. (5 часов) |
|
|
|
|
29 | Подготовка и участие в математических олимпиадах | 1 |
|
|
30 | Подготовка и участие в математических олимпиадах | 1 |
|
|
31 | Подготовка и участие в математических олимпиадах | 1 |
|
|
32 | Конкурс «Лучший математик» | 1 |
|
|
33 | Конкурс «Знатоки математики» | 1 |
|
|
34 | Итоговое занятие | 1 |
|
|
| Всего | 34 |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: "Заниматика" 3 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: "Заниматика" 3 класс....