Интернет-ресурс
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Цель: демонстрация использования информационно-коммуникационных технологий как ресурса повышения качества профессиональной деятельности педагога.
Формат конкурсного испытания: представление Интернет-ресурса (личный сайт, страница, блог сайта образовательной организации), на котором можно познакомиться с участником конкурса и публикуемыми им материалами.
Урок проведен в рамках проведения кожуунного семинара по теме "Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута как совместная деятельность педагога и обучающегося" от 29 января 2019 г.
Урок проведен в рамках кожуунного семинара по теме "Современный урок в начальной школе с позиции формирования УУД" от 14.03.2017г
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению
Учитель начальных классов: Сурат Викторина Викторовна
Предмет: литературное чтение, 3
Тип урока: Открытия новых знаний
Класс: 3
Дата проведения: 14 марта 2017г
Тема урока | В. Бианки «Сова» |
Цель урока | обучающая –
развивающая –
воспитательная –
|
Планируемые результаты | учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, музыка, |
Ресурсы: |
|
Форма урока | Презентация, учебник, индивидуальные карточки |
Технология | Приёмы технологии «Чтение с остановками» и «Предположение», словесный, практический, наглядно-иллюстративный |
Методы обучения | Деятельностный метод |
Средства обучения | компьютер, презентация о В.В. Бианки; картинка с изображением совы; карточки с заданиями для работы в группах. выставка книг В.Бианки; |
Структура урока
№ п/п | Этап урока | Цель урока | Время |
1 | Самоопределение к учебной деятельности (мотивация) 1- 2 мин. | Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству и включить их в учебную деятельность. Задачи: обеспечить внешнюю и внутреннюю готовность учащихся к работе, психологически настроить их на предстоящее занятие, организовать их внимание. | 2 |
2 | Актуализация знаний, фиксирование затруднения в учебной деятельности 5-7 мин. | Цель: подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Задачи: возбуждение интереса студентов к новой теме; создание их эмоционального настроя. Методы: ответы студентов на вопросы преподавателя; | 10 |
3 | Постановка учебной задачи 2-3 мин. | Цель: Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средство ее реализации Задачи: помочь учащимся восстановить ход своих рассуждений, найти место и причину затруднения и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения для решения исходной задачи. | 13 |
4. | Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания) 5-7 мин. | Цель: Организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения; построить проект выхода из затруднения. Задачи: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ (дополнение или уточнение), строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы. | 20 |
5 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 4-5 мин. | Цель: организовать процесс восприятия, осознания, осмысления нового материала. Задачи: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. | 25 |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (формируется адекватная самооценка учащихся и самоконтроль) 5 -7мин. | Цель: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Задачи: 1) проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; 2) организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности). | 32 |
7 | Включение в систему знаний и повторения 4-5 мин. | Цель: Включить новый способ действий в систему знаний, при этом повторить и закрепить ранее изученные способы и подготовиться к изучению следующих способов действий. Задачи: Выявить границы применимости нового знания. Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. | 37 |
8 | Рефлексия деятельности 2-3 мин. | Цель: Проанализировать учебную деятельность на уроке. Дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективы на будущее. Задачи: Оценить учащимися собственную учебную деятельность. | 40 |
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день, уважаемые, гости и ребята! Сегодня мы будем работать вместе. Меня зовут Викторина Викторовна. Я работаю учителем начальных классов МБОУ «Начальная школа- детский сад» пгт. Каа-Хем. На урок пришли учителя начальных классов и гости. Давайте поприветствуем их. Повернулись и улыбнулись. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми и трудолюбивыми.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
-Хочу сообщить вам о Международном дне рек- это 14 марта. И наш сегодняшний урок будет тесно связан с экологией и 2017 год посвящен году экологии.
- Актуализация знаний, фиксирование затруднения в учебной деятельности 5-7 мин.
Тест по литературному чтению по разделу «Делу - время, а потехе - час».
- Соотнеси название произведения стрелками с фамилией автора, который его написал.
«Дети в роще» | Степан Сарыг-оол |
«Чего не хватает» | Борис Шергин |
«Пастух с напёрстком» | Дмитрий Горбунов |
«Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | Константин Ушинский |
- Из какого произведения эти слова: «Руки болят от безделья».
А. «Чего не хватает». Дмитрий Горбунов |
Б. «Дети в роще». Константин Ушинский |
В. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Борис Шергин |
Г. «Пастух с напёрстком». Степан Сарыг-оол |
- Запиши название произведения, из которого мы узнали пословицу «Глаза страшатся, а руки делают». __________________________________________________________
- Подчеркни фамилию писателя, который написал рассказ «Пастух с напёрстком»?
А. Константин Ушинский |
Б. Дмитрий Горбунов |
В. Степан Сарыг-оол |
Г. Борис Шергин |
- Определи название произведения, которое отражает главную мысль, выраженную в заглавии текста.
А. «Дети в роще» Константин Ушинский |
Б. «Чего не хватает» Дмитрий Горбунов |
В. «Пастух с напёрстком» Степан Сарыг-оол |
Г. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Борис Шергин |
Правильные ответы тестирования по разделу «Делу - время, а потехе - час».
- Соотнеси название произведения с фамилией автора, который его написал.
«Дети в роще» | Степан Сарыг-оол |
«Чего не хватает» | Борис Шергин |
«Пастух с напёрстком» | Дмитрий Горбунов |
«Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | Константин Ушинский |
- Из какого произведения эти слова: «Руки болят от безделья».
А. «Чего не хватает». Дмитрий Горбунов |
Б. «Дети в роще». Константин Ушинский |
В. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Борис Шергин |
Г. «Пастух с напёрстком». Степан Сарыг-оол |
3. Запиши название произведения, из которого мы узнали пословицу «Глаза страшатся, а руки делают».
Б.Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок»
- Подчеркни фамилию писателя, который написал рассказ «Пастух с напёрстком»?
А. Константин Ушинский |
Б. Дмитрий Горбунов |
В. Степан Сарыг-оол |
Г. Борис Шергин |
- Определи название произведения, которое отражает главную мысль, выраженную в заглавии текста.
А. «Дети в роще» Константин Ушинский |
Б. «Чего не хватает» Дмитрий Горбунов |
В. «Пастух с напёрстком» Степан Сарыг-оол |
Г. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Борис Шергин |
«5» - если, все задания правильно.
«4» - если, допущена 1 ошибка.
«3» - если, допущена 2 и более ошибок.
Итоговое слово учителя по проверке Д/З.
- Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. - О чем эта пословица? (о труде)
3. Постановка учебной задачи. 2-3 мин.
А) Загадка о сове.
Днем молчит, ночью кричит.
По лесу летает, прохожих пугает?
- Кто это ребята, кто догадался, о ком это загадка? (Сова)
- Правильно!
«Солнца яркого боится.
Ночью - хмурится как птица
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о…..(СОВЕ)
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Тема урока о сове)
- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся с автором В. В. Бианки и его рассказом «Сова».
В)Целепологание учащихся.
- Каждый поставит перед собой цель.
- Я хочу прочитать о сове
-я хочу побольше узнать о питании совы
- Я хочу узнать о писателе Виталий Бианки
- Я хочу работать в группе.
- Я хочу быть активным. …
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания) 5-7 мин.
А) Сообщение о писателе. Слайд
- Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Бианки - мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить ее.
Когда В. В. Бианки был такого же возраста, как и вы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже жили у В.В. Бианки дома. Был у писателя и аквариум с рыбами, и террариум с черепахами, ящерицами и змеями.
Все свои наблюдения в природе В.В. Бианки записывал. Так же он записывал, путешествуя по стране, народные песни, сказки, прибаутки, поговорки. Все эти увлечения соединились вместе, так родилось более трёх десятков сказок.
Б) Выставка книг В.Бианки
Итоговое слово учителя:
- Книги В.В. Бианки - это ответы на ваши постоянные "Отчего" и "Почему?
Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.
- Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В. Бианки.
- Ребята, что вы знаете о сове?
В)Сообщение учащихся о сове.
1 ученик (_____________________________________________)
Сова — ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездятся в брошенных гнёздах; других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости.
2 ученик (_____________________________________________)
Совы – хищные птицы. Совы питаются большим разнообразием добычи. Большинство сов – ночные птицы. Они активны ночью. Несколько видов (например, воробьиный сыч) активны по утрам или на закате, а некоторые (кроличья и болотная сова) охотятся днем.
3 ученик (_____________________________________________)
Совы находятся под охраной закона. Одна серая сова убивает за лето тысячи мышей – полевок, которые способны уничтожить тонну зерна. Зачастую совы живут парами, при этом такой союз является крепким и очень долгим, длящимся в основном всю жизнь птиц.
4 ученик (_____________________________________________)
С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.
5 ученик. (_____________________________________________)
Приметы о сове.
Если много сов – урожай будет хороший.
Сова кричит ночью перед дождем и холодом.
Сова в дупле – на ветер, в сушняке – к дождю.
Итоговые ответы детей: - Что интересного вы узнали о сове?
1 ученик.
Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся.
Какую пользу приносят совы?
2 ученик.
Совы охотятся на мышей, лягушек, грызунов, насекомых.
- Что помогает им охотиться?
3 ученик.
Совам помогает острый слух.
4 ученик.
Совы летают бесшумно. Потому что у них мягкое, густое оперение.
5 ученик.
У совы острые когти помогают хватать добычу, держать ее.
6 ученик.
У совы острый клюв.
Работа в тетрадях.
- Записываем сегодняшнее число 14 марта. Тема урока. Виталий Валентинович Бианки «Сова».
Физкультурная минутка «Сова».
В лесу темно, (закрыть глаза)
Все спят давно. (показать)
Все птицы спят (помахать и уснуть)
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (показать)
Совушка-сова
Большая голова (показать).
На лугу сидит (присесть)
Головой вертит (показать)
Во все стороны глядит.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 4-5 мин.
- Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя, пересказывать.
А) Речевая разминка. Минутка быстрого чтения. Работа над проговариванием слов.
- Нам понадобится на уроке хорошая дикция. Предлагаю выполнить упражнение для развития дикции и выразительности чтения.
- Прочитайте медленно.
-Прочитайте, ускоряя темп.
-Прочитайте, замедляя темп.
Пословицы: Слайд
Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.
Итоговое слово учителя: Голос должен быть хорошо развит и послушен, для развития беглости чтения, правильности и выразительности.
Б) «Готовься к чтению»:
от-ча-ян-ная – отчаянная;
хо-ро-нишь-ся – хоронишься (прячешься, таишься);
вол-ды-ри – волдыри
сто-ро-нишь-ся – сторонишься;
рас-сер-ди-лась – рассердилась;
пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются;
за-гля-ды-ва-ют – заглядывают;
но-жи-ща-ми - ножищами;
це-ла - цела.
В) Словарная работа.
- Как можно заменить слова и выражения?
Утекать - улетать.
Хорониться - прятаться, таиться.
Раздолье – воля; много места.
Как бы худа не вышло - как бы беды не было.
Дело не клеится – не ладится, не удаётся.
Пойло - питательное питьё для скота.
Кормовистый - клевер, предназначенный для корма скоту.
Цветень - пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.
Чай белить - добавлять молоко в чай.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (формируется адекватная самооценка учащихся и самоконтроль) 5 -7мин.
А) Первичное знакомство с текстом. Чтение текста учителем.
Беседа.
- Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?
- Назовите главных героев.
- Ребята, а почему текст назвали «Сова»?
- Можно ли ему дать другое название? Какое?
- Скажите, сказку или рассказ мы читаем? (Сказка)
- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)
- Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)
- Да, это сказка литературная. А ещё В. Бианки называл свои истории «сказки – несказки».
- Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)
Итоговое слово учителя:
- Правильно, сказки - несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Некоторые из них вы видите на выставке.
-Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.
Гимнастика для глаз.
- Все внимательно смотрим на меня. Следим за движением глаз. Вверх-вниз, направо-налево. (повторить 2 раза)
Б) Чтение текста сказки учащимися. С. 134-137 учебника.
- Чтение цепочкой (до слов Ночь пришла)
- Считал ли старик Сову своим другом?
- О чем мудрая Сова предупреждала старика?
- Послушался ли он ее совета?
- Чтение по частям(до слов Мыши по полю рыщут)
- Что же произошло, когда Сова перестал летать на луг?
- Что стали делать мыши?
- Чтение «Догонялки» (до слов Простила Сова Старика)
- Почему шмели нужны лугу?
-Что произошло с клевером на лугу?
-Кому был необходим клевер?
-Что произошло с коровой?
-Что же пришлось сделать старику?
- Чтение «Учитель-ученик» (до конца произведения)
- Простила старика сова?
- Как все восстановилось в природе?
Подобрать слова из текста к иллюстрации
- Резервное задание. Приёмы технологии «Чтение с остановками» и «Предположение».
Чтение произведения учащимися с остановкой и объяснением непонятных слов и выражений. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположение о дальнейшем развитии сюжета.
-О чём пишет Бианки?
-Прочитайте название произведения.
-Как думаете, о чём будет это произведение?
В) Работа по вопросам. Ответы найти по тексту сказки.
- Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)
- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?
- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)
- Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)
- Что мы узнаем о природе из этого предложения?
- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)
- Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)
- Что произошло с клевером на лугу?
- Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).
- Что же пришлось сделать старику? (просит выручать его)
- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)
- Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)
- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)
Г) Поставить минусовку «Крик совы» .
Д) Работа над усвоением смысла прочитанного.
На доске:
Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока .
- Какое из этих предложений можно назвать пословицей?
- Объясните её значение.
- Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?
- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки: Сова или Старик и почему? (Сова, потому что она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)
7. Включение в систему знаний и повторения 4-5 мин.
А) Чтение слов, написанных разновеликими буквами. Объясните значение каждого слова и выражения
ЧаЙ мОлОкОМ беЛиТЬ - наливать в чай молоко
УтЕкАЙ, пОкА цеЛА - убегать быстро
нЫНче - сегодня
КлЕВеР КорМовиСТый - клевер, который дает пропитание
ЦвЕТенЬ – пыльца
НазЕМь – на землю
стАЛа МОлоКО сБавЛЯть- давать меньше молока
поЙлО- питательное питье для скота
мОЛоКо Все жИжЕ ДА жИЖе- меньше жира
УВАжиВАть - оказывать уважение
(Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается текст или предложения, написанные разными шрифтами, буквами разного размера и цвета. Это упражнение требует от ребенка большего внимания, а так же осознания прочитанного).
Б) Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.
- Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку.
В) Работа по карточкам в группах.
- Сейчас поработаем в группах. Создайте «Цепочку взаимосвязи».
СОВА – МЫШИ – КЛЕВЕР – КОРОВА – МОЛОКО – ЧАЙ
Итоговое слово групп: В природе всё взаимосвязано. Если порвётся одно из звеньев, то разорвётся вся цепочка. Слайд
- Ребята, как вы думаете, почему Бианки выбрал для своей сказки именно образ совы?
(Сова – символ мудрости).
Сова научила, что нельзя рвать невидимые нити природы, иначе это может привести к экологической катастрофе. Сова занесена в «Красную книгу» с 1964г.
- Дети, почему же это сказка – несказка?
- Произведение « Сова» - сказка: животные наделены человеческими чертами, действуют, думают как люди; использована пословица: Дружно не грузно, а врозь хоть брось;
8. Рефлексия деятельности 2-3 мин.
А) Подведение итогов.
- Над каким произведением работали? (Мы работали над произведением В.Бианки Сова)
- Чему учит нас эта сказка? (-Любить природу; -не обижать животных; -всё в мире взаимосвязано: автор показывает связи между животными, между животными и растениями, между человеком и природой; -надо исправлять свои ошибки).
- Какова главная мысль сказки?
Природа - это всё то, что нас окружает: лес, небо, река, воздух, земля, животные. Охранять всё это и значит охранять свою родину. Природа помогает существовать человеку, даёт ему пищу, одежду, мебель и т.д., но и природа немыслима без человека. А, если сказать точнее, природа и человек одно неразрывно связанное целое.
Б) Закончите предложения:
«Сегодня я узнал ….»
«Было интересно ….»
«Урок дал мне для жизни…
В) Оценка за работу на уроке.
9. Домашнее задание.
1. Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.
2. Подготовиться к чтению по ролям
3. Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад»пгт. Каа-Хем
Урок русского языка в 3 классе
Тема «Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном»
Учитель начальных классов
Сурат В.В.
Каа-Хем-2021
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: | Русский язык | ||
Класс: | 3 | ||
Дата проведения: | 25.01.2021г | ||
УМК: | «Школа России» | ||
Тема урока: | Имя существительное. Повторение и уточнение представлений об имени существительном | ||
Тип урока: | Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения). Урок-соревнование «Гонка лидеров». Цель урока повторения: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации учебного материала, установление логической связи между новым и ранее изученным материалом. Задачи урока повторения:
| ||
Цель урока: | Работать с определением термина имя существительное, осмысливать его содержание, распознавать имена существительные среди слов других частей речи по лексическому значению и вопросу, определять лексическое значение имён существительных, ставить вопросы к именам существительным; приводить примеры имён существительных; оценивать результаты своей деятельности. | ||
Планируемый результат | Предметные | Метапредметные | Личностные |
|
|
оценивать результаты своей деятельности. | |
Технологии: | технология развития критического мышления через чтение и письмо, дифференцированное обучение, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, игровая. |
Организация пространства
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Литературное чтение (чтение стихотворения). | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. | 1.Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, программное обеспечение системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass; 2. Презентация по теме урока, выполненная учителем. 3.Карточки для дифференцированной работы. 4.Учебник «Русский язык», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2013 год. 5. Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку: 3 класс: к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык. 3класс»/ 6. Е.М.Тихомирова. – М: Экзамен, 2014. 7. Методическое пособие Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014. |
I этап. Организационный момент.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Слайд 2,3,4,5 | 1) Приветствие. Проверка готовности к уроку. Прозвенел уже звонок, - Трудно представить человека, который не стремился бы к успеху, не мечтал бы об успехе. Посмотрите на экран. Кто они? Как их называют? Читаю определение. Лидер — человек, который руководит группой. Он помогает другим членам группы, даёт полезные советы, ведёт их за собой. - Какими качествами должен обладать лидер? Читаю ответ. Мотивация учебной деятельности учащихся. - Чтобы обладать такими качествами, надо много-много работать над собой. И я вам желаю плодотворной работы на уроке. - И, тем не менее, я рада приветствовать вас на уроке–соревновании «Гонка Лидеров». - Сегодня мы узнаем, кто же будет победителем, героем сегодняшнего урока. За правильный ответ я буду давать звездочки. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей. Отвечают на вопросы. | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. |
II этап. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Цель: проверить домашнюю работу, отличать имена существительные от других частей речи. Слайд 6,7,8 |
Распределите слова на 3 группы по определенным общим признакам. - По какому признаку вы разделили слова? - Какие слова отнесли к первой группе? - К какой части речи относятся эти слова? - На какие вопросы отвечают эти слова? - Какие слова вы отнесли ко второй группе? - К какой части речи относятся эти слова? - На какие вопросы отвечают слова второй группы? - Какие слова вы отнесли к третьей группе? - К какой части речи относятся эти слова? -На какие вопросы отвечают имена существительные? - Молодцы, ребята. Вот мы подвели работу домашней работы. Повторили и закрепили знания о частях речи. | Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы. -По частям речи. - покраснеть, поместить, писать, письмо, переписать, записать -Глаголы. Поставили вопросы: Что сделать? Что делать? -Красный, местный. -Имена прилагательные. Поставили вопрос Какой? - Краснота, письмо, место, местечко - Имена существительные. Поставили вопрос Что? -У каждой части речи своя работа. Одни называют признаки предметов, другие – действия предметов, третьи – предметы. | Метапредметные (УУД) познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь учителя; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; личностные: -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения; |
2.Чистописание. - Открыли тетради, пишем чистописание. -Какая буква пропущена в словах? -Можем мы проверить безударный гласный «о» в этих словах? Как называются такие слова? -Пропишите заглавную и строчную буквы Оо. Запишите словарные слова с пропущенной буквой. ООО ооо Огород Двадцать пятое января. Классная работа. | Записывают число, классная работа. Прописывают букву Оо. Записывают словарное слово: огород. Отвечают на вопросы учителя. |
III этап. Постановка цели и задач урока.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Цель: организация коммуникативного взаимодействия для повторения и закрепления материала. Слайд 10, 11 | 1) Постановка цели и задач урока. -Послушайте стихотворение и определите тему урока. Всему название дано – И зверю и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И всё что может видеть глаз – Над нами и под нами, И всё что в памяти у нас Означено словами. Называются они……. -Тема нашего урока: Имя существительное. -Что мы уже знаем об имени существительном? -Давайте поставим цель. | Слушают стихотворение. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ! -Имена существительные отвечаю на вопросы кто? что? -Имена существительные обозначают предмет. -Имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными. Дети определяют тему урока и ставят цели. | Метапредметные (УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; -определять последовательность действий на уроке;познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли; личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). |
IVэтап. Актуализация знаний.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Цель: Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. Отличать имена существительные от других частей речи. Слайд 12, 13, 14,15 | 1) Фронтальная работа. Работа по учебнику. Упражнение 8, на странице 8. -а)Чтение учителем. б) Чтение учащимися. в) Беседа по содержанию. -О чем это стихотворение? - Какие слова, словосочетания помогли узнать зиму? г) Воспитательная беседа. - Правильно дети. Я думаю зимой надо одеваться потеплее? Почему? д) Найдите имена существительные. - По каким признакам вы определили? (по вопросу) -Какую роль они выполняют? -Молодцы! Существительные - самые главные части речи. Без них мы не могли бы называть предметы, не имели бы представления об окружающем мире. С помощью существительных названы улицы, это помогает нам ориентироваться на улицах города, читая вывески, знакомимся с названиями учреждений и организаций, о чем будет идти речь в книге. е) Чтение правила на странице 8. - Читает вслух Саша. | Ответы детей. (о зиме) (зимой есть снежные узоры, вьюга, холод, полутьма, днём дети катаются, а вечером слушают бабушкины сказки) (Снег, узоры, вьюги, разговоры, холод, полутьма, коньки, гора, салазки, вечер, сказки, зима) - Мы поставили вопрос что?, обозначают предмет, Называют имена существительные. Дети читают правило на стр. 8 | Метапредметные(УУД) коммуникативные: -слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; познавательные: -развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; -строить речевое высказывание в устной форме; -выдвигать гипотезу; - проводить сравнение и классификацию слов; -устанавливать причинно-следственные связи; -делать обобщение; -искать и выделять необходимую информацию; -моделировать информацию; регулятивные: -высказывать свое предположение на основе учебного материала; -отличать верно выполненное задание от неверного; -осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. |
Физкультминутка. | - А теперь, давайте отдохнём. Земляника, гребешок, ножка, хвост, озеро, кнопка, капитан, ведро, баранка, заяц, дерево, молния, класс, иголка, море. | Дети выполняют физкультминутку. |
Vэтап. Применение знаний и умений в новой ситуации
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Цель: закрепить знания и выработать умение доказывать и ставить вопросы к ним; и объяснять значение имен существительных Слайд 16. | 1)Парная работа Упр. 9 упр. 9 -Сейчас мы с вами будем работать в парах. 1 пара - выписывают слова 1 ряда, 2 пара – 2 ряд, а 3 пара – 3 ряд. 2) Физкультминутка для глаз. - Читаем задания. Запишите имена существительные. -Докажите, что это имена существительные. - Какие лексические значения обозначают другие имена существительные. Определение лексического значения каждого слова по его родо-видовым признакам: слова — названия имён, профессий, явлений природы, музыкальных произведений, видов транспорта, растений, зверей, птиц, рыб и др. - Объясните, какой частью речи является каждое слово. Над существительными укажите часть речи так: сущ. - Давайте, поработаем над значением, написанием и образованием слова самолёт. - Выделение в слове корней (сам-, -лёт) и соединительной гласной о (самолёт). Подбор других имён существительных с частью само- (самовар, само-кат, самосвал) и их запись. - Молодцы! Все справились с заданием на отлично! 3) Составь и запиши предложение с одним из имен существительных | Работа в парах. Записывают в тетрадь. Слова отвечают на вопросы кто? что? Обозначают предметы. Представитель от каждой пары зачитывает слова. Объясняют, какой частью речи является каждое слово. Ставят вопрос и указывают сущ. И говорят, что обозначают. Каждая пара составляет предложение. 1) Слабоуспевающий ребенок параллельно работает карточкой «Кто? Что?» 2) Слабоуспевающий ребенок работает карточкой «Продолжи ряд рисунков». (игра «Назови одним словом».) (по сюжетной картине дети составляют П) выполняют разбор 4. Подчеркивают главные члены и подписывают части речи. | Метапредметные (УУД) регулятивные: -работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. личностные: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемоесодержание (исходя из личностных ценностей). |
VI этап. Обобщение и систематизация знаний
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Цель: обобщение и систематизация знаний с последующей самопроверкой. Слайд 17 | 1) Тест. 2) Проверьте свою работу по ключу: Давайте проверим вашу работу. | Самостоятельная работа. Карточка для слабоуспевающего Проверяют свою работу по образцу. | Метапредметные (УУД) регулятивные: -отличать верно выполненное задание от неверного; -осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VII этап. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Цель: контроль знаний содержание на уроке. Слайд 18, 19 | Синквейн «Имя сущ» - Вот так мы и подвели итог знаний. | Сочиняют синквейн. Зачитывают. Проверяют работу. | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; |
VIII. Информация о дифференцированном домашнем задании (комментирование)
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Домашняя работа - формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, | Предлагает выполнить по выбору: По выбору: - Стр. упр.10 - Стр. упр. 11 - Стр. упр.12 (написать мини-сочинение «Наша классная комната»). | Самостоятельная домашняя работа | познавательные: -осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: -слушать и понимать речь других. |
IX. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Формируемые УУД |
Организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности | - Подведём итог урока. - Понравилась ли вам урок? «Что такое имя существительное? Что могут обозначать имена существительные? К какой части речи относится слово самолёт и что надо знать о его написании?» - Достигли вы поставленной цели? -В чем были ваши трудности? Что для этого нужно сделать? Выставляются оценки. - Мне приятно было работать с вами. СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе своею маленькой удачей помог сделать успешным наш урок! - До свидания. | Самооценка деятельности. Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку. | Метапредметные (УУД) регулятивные: - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интернет - ресурсы в работе учителя как один из способов повышения педагогического мастерства
Для меня, как учителя начальных классов, ресурсы Интернет – это не только большое подспорье, которое позволяет сэкономить время при подготовке к урокам и оптимизировать деятельность учащихся...
Проект урока литературного чтения во 2 классе с использованием ИКТ и Интернет - ресурсов. Школа России.
Проект- конспект урока для защиты на курсах повышения квалификации по ФГОС и для работы в школе....
«Использование интерактивного оборудования и интернет-ресурсов на уроках окружающего мира в начальной школе»
Выступление на семинаре для учителей начальной школы...
Обзор российских образовательных Интернет-ресурсов
Здесь собран материал российских образовательных Интернет-ресурсов, которые могут быть полезны для учителей начальной школы, и обзор сайтов для учеников....
Обзор детских познавательных Интернет-ресурсов
Данная статья поможет родителям сориентироваться в многообразии детских сайтов и выбрать наиболее подходящее занятие для ребенка....
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА (источник: интернет-ресурс)
ЧТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ О ВЕДЕНИИ ДНЕВНИКОВ...
Памятка для родителей (источник: интернет-ресурс)
Как строить диалог - общение с ребёнком?...