Рабочая программа по курсу "Математика. 1 класс"
рабочая программа по математике (1 класс)

Дубакова Наталья Александровна

Рабочая программа по математике разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской   программы М.И.Моро,  М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой и др.  «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС.

УМК: Моро М.И. и др. Математика, 1 класс: Учебник в 2-х частях. М.: Просвещение, 2015                                                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_1_klass.docx44.49 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по математике разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской   программы М.И.Моро,  М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой и др.  «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС.

УМК: Моро М.И. и др. Математика, 1 класс: Учебник в 2-х частях. М.: Просвещение, 2015                                                                                    

Цели обучения

В результате обучения математике реализуются следующие цели:

  • развитие образного и логического мышления, воображения;
  • формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач,    продолжения образования;
  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Программа рассчитана на 132 часа, 4 часа в неделю.

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметные и предметных результатов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 по курсу «Математика»

Личностными результатами обучающихся в 1 классе  являются формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. 

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования ма   тематической сущности предмета (явления, события, факта); - Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать    такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

- Познавательный интерес к математической науке.

- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.

Учащиеся должны знать:

- названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания

Учащиеся должны уметь:

- Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20

- Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20

- Записывать и сравнивать числа  в пределах 20

- Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок)

- Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного и

- Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной

- Строить отрезок заданной длины

- Вычислять длину ломаной.

Учащиеся в совместной деятельности с учителем имеют возможность научиться: 

- использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения; (повышенный уровень)

- использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины(сантиметр, дециметр), объёма (литр) и массы (килограмм);

- выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;

- выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие);

- производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;

 - решать задачи в два действия на сложение и вычитание;

- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты,

- определять длину данного отрезка;

- заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов; (повышенный уровень)

- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.

Содержание программы учебного курса  1 класс (132ч)

Основное содержание обучения в рабочей программе представлено 3 разделами:

«Подготовка к изучению чисел»                                                                                                                                 «Числа от 1 до 10. Число 0.»                                                                                                                                                 «Числа от 1 до 20»                                                                                                                                                                    

Такое структурирование курса позволяет:

  • успешно реализовать цели развития логического и абстрактного мышления;
  • решить практические задачи по формированию вычислительных навыков;
  • сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик чётко осознаёт, что и с какой целью он выполняет.

избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работы.

Раздел 1 Подготовка к изучению чисел. (8ч)

 Сравнение предметов  и групп предметов. Пространственные и временные представления  (8 ч)

Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.), по цвету, составу, действию.                                                                  Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа левее, правее), перед, за, между, рядом.                                                                                                                                                        Направления движения: слева направо, справа налево, верху вниз, снизу вверх.                                                         Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.                                                                 Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … .                                       Практическая работа: Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный),  по цвету, составу, действию.

Раздел 2 Числа от 1 до 10. Число 0. (86ч)

Нумерация (28ч)

Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и др. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.                                                                                                                                                                                                                  Число 0. Его получение и обозначение.                                                                                                                                                               Сравнение чисел.                                                                                                                                                     Равенство, неравенство. Знаки > (больше), < (меньше), = (равно).                                                                               Состав чисел 2, 3, 4, 5. Монеты в  1 р., 2 р., 5 р., 1 к., 5 к., 10 к.                                                                                                                  Точка. Линии: кривая, прямая. Луч. Отрезок. Ломаная. Многоугольник, виды многоугольников.                                                      Углы, виды углов, вершины, стороны многоугольника.                                                                                                   Длина отрезка. Сантиметр.                                                                                                                                        Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).                                Практическая работа: Сравнение длин отрезков (на глаз, наложением, при помощи линейки с делениями); измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.

Геометрические тела. Распознавание и называние (3 ч.)

Куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.

 Сложение и вычитание (55 ч)                                                                                                                                              Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), – (минус), = (равно).           Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1 – 2 действия без скобок.. Переместительное свойство сложения.                                                                                                                           Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.                                                                                                                                                                                        Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.                                                               Сложение и вычитание с числом 0.                                                                                                                                   Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.                                                       Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.

Раздел 3 Числа от 1 до 20. (38ч)

Нумерация (10 ч)                                                                                                                                                    Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.

Счет десятками до 100.                                                                                                                                               Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10.                                                                                                 Сравнение чисел с помощью вычитания.                                                                                                                         Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа, минут.                                              Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр. Соотношение между ними.                                                          Единица массы: килограмм.                                                                                                                                            Единица вместимости: литр.                                                                                                                                             Практическая работа: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины.

Табличное сложение и вычитание (22 ч)

Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.                                                                                                                                                                 Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.                                                                                    Решение задач в 1– 2 действия на сложение и вычитание.

Итоговое повторение (6 ч)

Числа от 1 до 20. Нумерация. Сравнение чисел. Табличное сложение и вычитание.                                                                                  Геометрические фигуры. Измерение и построение отрезков.                                                                                 Решение задач изученных видов.

Основные виды учебной деятельности        :

  • моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов;
  • обнаружение         моделей         геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем;
  • прогнозировать результаты вычисления, решения задачи;
  • пошаговый контроль правильности и полноты выполнения арифметического действия,  построения геометрической фигуры;
  • поиск, обнаружение и устранение ошибок логического и арифметического характера;
  • поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе.

Календарно-тематическое планирование

математика 1 класс (132ч)

№ п/п

Наименование раздела и тем

Дата

Подготовка к изучению чисел (8 ч)

1.

Счет предметов. Сравнение групп предметов. Отношения «больше», «меньше». Цвет, форма, размер.

2.

Пространственные представления. Сравнение групп предметов.

3.

Простейшие пространственные и временные представления

4.

Сравнение групп предметов по размеру; больше, меньше, столько же

5.

Сравнение групп предметов, введение понятия «больше (меньше) на…»

6.

Закрепление по разделу «Подготовка к изучению чисел»

7.

«Сравнение предметов по размеру, форме, цвету».

8

Проверочная работа №1. Диагностика. Закрепление изученного.

Числа от 1 до 10. Число 0. (86 ч)

9.

Счёт предметов. Понятия «много», «один». Цифра 1.

10

Числа 1 и 2.  Цифры 2.

11

Способы получения числа 3. Цифра 3. Сравнение 1, 2, 3.

12

Математические знаки:  плюс «+», минус «-», равно «=». Понятия «прибавить», «вычесть».

13

Образование числа 4 разными способами. Цифра 4.

14

Сравнение предметов по размеру: длиннее, короче.

15

Образование числа 5 разными способами. Цифра 5.

16

Состав числа 5. Сравнение чисел.

17

Точка. Кривая линия. Прямая линия. Луч. Отрезок.

18

Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. Многоугольники.

19

Состав чисел 2, 3, 4, 5. Подготовка к введению простых задач.

20

Математические знаки: «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно)

21

Равенство. Неравенство. Чтение математических равенств, неравенств.

22

Многоугольники, их виды, названия.  Углы и их виды,  вершины, стороны многоугольника.

23

Образование чисел  6, 7. Цифра 6.

24

Закрепление знаний о получении чисел 6, 7. Цифра 7.

25

Образование чисел  8, 9. Цифра 8.

26

Образование чисел  путём прибавления (вычитания) 1. Цифра 9.

27

Образование и запись числа 10.

28

Название, последовательность и образование чисел от 1 до 10.Проект «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках.» 

29

Длина отрезка. Сантиметр. Миллиметр.

30

 «Сравнение, измерение длин отрезков; построение отрезка заданной длины».

31

Увеличить. Уменьшить. Составление, запись равенств, неравенств.

32

Число 0. Цифра 0. Пустое множество.

33

Составление и запись равенств с числом 0.

34

Закрепление изученного материала. Чтение и решение математических выражений.

35

Проверочная работа №2 по теме «Нумерация чисел от 1 до 10»

36

Закрепление знаний по теме «Нумерация»

37

Знакомство с геометрическими телами. Закрепление знаний нумерации чисел.

38

Распознавание и называние геометрических тел: куб,  параллелепипед, цилиндр.

39

Распознавание и называние геометрических тел:  шар, пирамида,  конус.

40

Сложение и вычитание в случаях вида: □+1, □ - 1. Таблица сложения и вычитания числа 1.

41

Способы прибавления числа по частям: □ -1-1, □ +1+1.

42

Прибавить и вычесть 2.

43

Название компонентов и результатов действия сложения.

44

Задача и её составные части.

45

Составление условия задач в 1 действие с опорой на рисунок, математическую схему.

46

Таблица сложения и вычитания числа 2. Вычерчивание ломаной.

47

Прямой и обратный счёт по 2.

49

Закрепление материала по теме «Сложение и вычитание».

50

Проверочная работа №3 по теме «Таблицы сложения и вычитания с числами 1, 2»

51

Прибавить, вычесть 3.

52

Прибавление и вычитание числа 3 разными способами.

53

Учимся чертить, измерять, сравнивать отрезки.

54

Таблица сложения и вычитания числа 3.

55

Состав чисел первого десятка. Решение текстовых задач.

56

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

57

Работа над задачами: подбор вопроса к данному условию, дополнение условия числовыми данными.

58

Решение задач изученных видов  в 1 действие. Состав чисел  в пределах 10. Закрепление.

59

Решение задач на сложение и вычитание в 1 действие. Закрепление.

60

Составление верных равенств и неравенств. Закрепление.

61

Тренировочные упражнения в формировании навыков счета.

62

Проверочная работа № 4  за I полугодие по теме «Решение задач на сложение и вычитание в 1 действие».

63

Закрепление знаний таблиц сложения и вычитания на 1, 2, 3.

64

Закрепление изученных видов сложения и вычитания в пределах 10.

65.

Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.

66.

Сравнение групп предметов: столько же без…Задачи на увеличение числа на несколько единиц.

67.

Сравнение групп предметов: столько же и ещё…Задачи на уменьшение числа на несколько единиц.

68.

Разные способы прибавления и вычитания числа 4.

69.

Решение задач в одно действие с опорой на рисунок.

70.

Разностное сравнение групп предметов, длин отрезков.

71.

Разностное сравнение групп предметов.

72.

Таблица сложения и вычитания числа 4.

73.

Сравнение числа и выражения.

74.

Переместительное свойство сложения.

75.

Прибавление числа 5 разными способами.

76.

Перестановка слагаемых и ее применение для случаев вида: □+5,6,7,8,9.

77.

Решение примеров на переместительное свойство сложения.

78.

Состав чисел первого десятка. Решение простых задач.

79.

Решение задач-цепочек.  Закрепление знаний таблицы сложения.

80.

Проверочная работа № 5 по теме «Таблица сложения в пределах 10».

81.

Нахождение неизвестного слагаемого.

82.

Связь между суммой и слагаемыми.

83.

Название компонентов и результатов действия при вычитании.

84.

Раскрытие связи между сложением и вычитанием.

85.

Зависимость между сложением и вычитанием.

86.

Вычитание вида: 8-□, 9-□.

87.

Решение задач изученных видов. Решение примеров в 2 действия без скобок.

88.

Вычитание вида: 10-□.

89.

Операции сложения и вычитания в пределах 10.

90.

Масса. Меры массы – килограмм.

91.

Объём. Мера объёма – литр.

92.

Закрепление пройденного материала: сравнение чисел, решение задач на нахождение остатка.

93.

Проверочная работа № 6 «Вычитание и сложение в пределах 10».

94.

Анализ ошибок. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10.

Числа от 1 до 20 (38ч)

95.

Названия и последовательность чисел от 10 до 20.

96.

Образование чисел второго десятка. Запись и чтение чисел второго десятка.

97.

Дециметр.

98.

 «Единицы длины. Построение отрезков заданной длины».

99.

Приёмы сложения и вычитания в случаях вида: 10+3=13, 13-3=10, 13-10=3

100

Подготовка к введению задач в два действия, решению примеров с переходом через 10.

101

Введение задач в два действия.

102

Ознакомление с задачей в два действия.

103

Решение задач в два действия.

104

Решение задач в два действия с опорой на рисунок, схему.

105.

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

106.

Сложение вида: □ +2; □ +3 с переходом через десяток.

107.

Сложение вида □ +4 с переходом через десяток.

108.

Случаи сложения вида □+5 с переходом через десяток.

109.

Сложение вида □ +6 с переходом через десяток.

110.

Случаи сложения вида □+7 с переходом через десяток.

111.

Сложение вида □+8, □ +9 с переходом через десяток.

112.

Таблица сложения.

113.

Закрепление знаний таблицы сложения. Решение задач.

114.

Сложение  в пределах 20 с переходом через десяток.

115.

Проверочная работа № 7 по теме: «Сложение в пределах 20 с переходом через десяток».

116.

Анализ ошибок. Общие приёмы вычитания с переходом через десяток.

117.

Вычитание вида: 11- □.

118.

Вычитание вида: 12- □.

119

Вычитание вида: 13- □.

120.

Вычитание вида: 14- □.

121.

Вычитание вида: 15- □.

122.

Вычитание вида: 16- □.

123.

Вычитание вида: 17- □.

124.

Закрепление случаев вычитания в пределах 20 с переходом через десяток.

125.

Решение примеров на сложение и вычитание  в пределах 20. Решение составных задач.

126.

Итоговая контрольная работа за 1 класс.

127.

Чему мы научились? Чтение, запись, сравнение чисел.

128.

Чему мы научил ись? Сложение и вычитание чисел в пределах 20.

129.

Чему мы научились?  Решение текстовых задач.

130.

Проект «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты.»

131.

Чему мы научились? Геометрические фигуры. Измерение, сравнение, вычерчивание отрезков.

132.

Чему мы научились? Решение занимательных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...